Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Глазков Сергей, Директор проекта "Финансы городов и регионов", консультант председателя Комитета государственных заимствований г. Москвы, канд. техн. наук

  • Все статьи автора

Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований

Июнь 2009

Апрель — традиционный месяц оживления рынка субфедеральных и муниципальных облигаций (СМО). Не изменил этого даже кризис. В апреле резко возрос спрос на . На аукционе 29 апреля 2009 г. по размещению облигаций 50-го выпуска с погашением 5 сентября 2012 г. на выставленный объем в 5 млрд руб. было подано заявок на 8,5 млрд руб.

За 4 мес. 2009 г. Москва полностью разместила облигации 54-, 58- и 59-го выпусков, каждый объемом по 15 млрд руб., а также закончила доразмещение облигаций 45-го и 50-го выпусков в объеме 8,3 и 7,2 млрд руб. соответственно. Срок обращения размещенных облигаций возрос с 1 года (59-й выпуск) до 3,5 лет (54-й выпуск), при средневзвешенных доходностях 15,8 и 16,9% соответственно. Даже удалось доразместить на вторичном рынке почти на 400 млн руб. облигации 49-го выпуска с погашением 14 июня 2014 г.

Сегодня, в конце мая, на рынке наиболее востребованы облигации московского качества длиной до 3 лет. Доходность — около 16,5%. В январе с трудом размещались облигации длиной 1 год с доходностью 15,8%.

Главный итог на начало мая: Москва полностью выполнила свой годовой план по заимствованиям, увеличив свой долг почти на 61 млрд руб.! За 4 мес. 2009 г. на аукционах было размещено московских облигаций на 33,7 млрд руб. и доразмещено на 27,2 млрд руб. по номиналу. В июне ожидается принятие нового закона о бюджете г. Москвы с увеличением программы заимствований. Москва готова размещать облигации 60—63-го выпусков с погашением в 2012—2014 гг. объемами 15 и 20 млрд руб.

В апреле на рынке СМО появился еще один эмитент — . Размещение облигаций производилось дважды: 10 и 16 апреля. Всего было размещено облигаций 9-го выпуска на сумму почти 2 млрд руб. (около 15% от выставленного объема) с доходностью 18,85%.

Общий объем находящихся в обращении СМО, составлявший в августе 2008 г. 280 млрд руб., вырос незначительно и к началу мая достиг почти 295 млрд руб. Средневзвешенная доходность по индексу Cbonds-Muni за период с января по май снизилась с 25 до 16%.

За последние полгода происходило изменение структуры совокупного долга субъектов РФ (СРФ): выросли доли банковских и бюджетных кредитов. После закрытия рынка СМО в конце 2008 г. главным кредитором для регионов стал Минфин: объем бюджетных кредитов за год вырос почти в 8 раз и составил 25,1 млрд руб. на 1 апреля 2009 г. В связи с этим вступил в силу Закон от 9 апреля 2009 г. № 58-ФЗ "О внесении изменений в БК РФ…", который на период до 2013 г. сократил ограничения на размеры дефицита и долга бюджета СРФ и муниципальных образований (МО), а также на размер межбюджетных трансфертов из бюджета СРФ до 2012 г. Кроме того, вводится обязательное формирование резервных фондов СРФ в целях обеспечения исполнения расходных обязательств в случае ухудшения экономической ситуации.

Доля банковских кредитов тоже увеличилась. Их объем вырос пости на 60 млрд руб. с сентября по апрель 2009 г. и достиг величины более 160 млрд руб. Для содействия в получении кредитов в двух банках — СБ РФ и ВТБ — Минфин может направить "комфортное письмо", которое играет роль знака кредитного качества региона — своеобразный кредитный рейтинг Минфина локального значения.

Итоги первых 4 мес. 2009 г. свидетельствуют о падении доходов региональных бюджетов, сокращении собираемости налогов по всем позициям. Кроме того, снизилось качество управления региональными финансами. Ряд СРФ допустили образование кредиторской задолженности (Калмыкия, Костромская, Новгородская, Иркутская области и др.).

Продолжается активная разработка нового инструмента — (ИО). Этому был посвящен семинар, проведенный Ассоциацией закрытых административных территориальных образований (ЗАТО) и Центром ГЧП БЭБа совместно с ГК "Росатом" и компанией "АИРТ" 29—30 апреля 2009 г. в Звенигороде. Обсуждалась возможность получения средств с помощью ИО, которые могут быть эмитированы при передаче субфедеральной собственности в концессию. Такие "концессионные" или инфраструктурные облигации формально являются корпоративными облигациями, но фактически предоставляют регионам новую дополнительную возможность привлечения средств с фондового рынка для развития региональной инфраструктуры, помимо СМО. Главная проблема при этом: как привлечь инвестора в концессию.

Именно для решения этой проблемы и требуются ИО: их главное преимущество перед СМО — более высокий рейтинг — суверенный. Таким образом, привлечение средств с помощью ИО для развития региональной инфраструктуры станет возможным за счет выпуска облигаций с рейтингом РФ или ГК ВЭБ. Это существенно расширяет круг потенциальных инвесторов.

Проблема повышения рейтинга ИО в рамках разработанной ФСФР концепции является ключевой для их размещения. С этой целью появился еще один план — выпуск облигаций РЖД и ВЭБа под гарантии Всемирного банка. Это позволит получить облигации с самым высоким в истории постсоветской России рейтингом, близким к уровню ААА, который выше суверенного рейтинга России.


Содержание (развернуть содержание)
Вопросы приобретения заемщиками своей задолженности в условиях кризиса
Управление публичным долгом: международный опыт и российская действительность
Взыскивать или договариваться
Фундаментальный анализ: проблемы и перспективы
Работа в условиях кризиса: способы управления долгами
Реструктуризация портфелей проблемной задолженности: практические и налоговые аспекты
Антикризисная стратегия Краснодарского края
Финансовые стратегии и перспективы развития компаний туристической сферы Юга России
Антикризисный план курортов Кубани
Что мешает туризму в России?
Потребительский сектор ЮФО: перспективы развития в период кризиса
У строителей Краснодарского края весна наступит раньше
Рынок недвижимости Краснодара: что изменилось?
Земле нужен хозяин: проблемы и перспективы реформирования сельскохозяйственного сектора Краснодарского края
Особенности налогообложения лизинговой компании в условиях финансового кризиса
Инвестиционное законодательство Кубани: какие стимулы вкладывать в экономику южного региона?
Роснефть не планирует покупку Сургутнефтегаза
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований
Особенности исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса
Антикризисное управление социально-экономическими процессами
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Концепция муниципальных инфраструктурных облигаций
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2008-2009 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100