Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Лавров Максим, Руководитель Южной дирекции юридической фирмы "Вегас-Лекс", канд. юрид. наук

  • Все статьи автора

Инвестиционное законодательство Кубани: какие стимулы вкладывать в экономику южного региона?

Июнь 2009

В статье рассмотрены инструменты стимулирования инвестиционной деятельности на Кубани, которые могут быть использованы в условиях экономического кризиса или требуют видоизменения.

Экономика Краснодарского края в предкризисные годы пережила бурный рост и развитие. С 2002 по 2008 г. в крае реализовано более 15 крупных инвестиционных проектов, среди них: строительство второй очереди газопровода "Голубой поток" и нефтепровода "Каспийский трубопроводный Консорциум-Р", завод по производству овощных консервов французскими компаниями "Бондюэль" и "CECAB Group", завод по производству строительных смесей "Кубань-Кнауф", строительство фабрики "Нестле", гипермаркетов и моллов "Лента", "METRO", IKEA, "Бауцентр", "Галерея Краснодар".

От иностранных инвесторов за последние 6 лет поступило около 2,8 млрд долл. В 2008 г. объем капитальных вложений превысил 321 млрд руб., или рост 117%1. В сентябре прошлого года международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг Краснодарского края до уровня ВВ ("Стабильный").

Однако экономический кризис установил новые правила игры. Не секрет, что на фоне банковской стагнации и кризиса ликвидности наблюдается существенный спад и замедление инвестиционных вложений в экономику Краснодарского края. Чтобы понять серьезность текущего момента, достаточно сказать, что с осени 2008 г. были заморожены такие инвестиционные проекты, как строительство курортного комплекса Costa Rusa, логистический комплекс ЗАО "Орехпром", 6 торгово-развлекательных комплексов "Вега", индустриально-логистический комплекс ProLogica Park "Тахтамукай".

В нынешней непростой экономической ситуации затруднена реализация проектов государственно-частного партнерства. Проблемы в привлечении частных инвестиций испытывает олимпийское строительство, инвесторы "Азов-Сити" неохотно арендуют земельные участки на территории будущей игорной зоны. Из 4 участков особой экономической зоны курортно-рекреационного типа, намеченных к реализации в Краснодарском крае, финансирование в 2009 г. получит только ОЭЗ "Новая Анапа".

На этом фоне действия региональных властей по предоставлению имеющихся в их арсенале механизмов, способствующих увеличению привлекаемых в экономику Краснодарского края инвестиций, приобретает особую роль. На сегодняшний день основные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности определены в законе Краснодарского края от 2 июля 2004 г. № 731-КЗ "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае" (далее — Закон о госстимулировании).

СТИМУЛ № 1: НАЛОГОВЫЕ ВЫГОДЫ

Дополнительно к льготам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, на территории Краснодарского края освобождаются от уплаты налога на имущество (в пределах 3-летнего срока) инвесторы в части имущества, используемого исключительно для реализации инвестиционного проекта2.

Таким образом, при уплате налога на имущество общая экономия составит денежный эквивалент налоговой ставки 2,2% в отношении имущества, участвующего в инвестиционном проекте.

В категорию льготников по налогу на имущество попадают также банки, предоставляющие кредиты инвесторам, при условии, что объем кредитов на инвестиционные цели составляют не менее 20% от всего кредитного портфеля банка и процентная ставка по ним не превышает действующую ставку рефинансирования (сегодня это 12,5%).

К сожалению, необходимо констатировать, что в период кризиса, отсутствия "дешевых" кредитов, подобные ограничения существенно снижают шансы участия кредитных организаций в инвестиционных проектах, так как не могут обеспечить им необходимой доходности. Следует выработать новые подходы к стимулированию банковского сектора, способствующие предоставление кредитными организациями инвестиционных заемных средств, например законодательно установить более гибкий ценз на получение льгот по налогу на имущество.

Достаточно привлекательным механизмом господдержки, сочетающим в себе элементы заемного финансирования, является инвестиционный налоговый кредит3. Суть такого инструмента — в возможности изменения срока уплаты налога на прибыль организации, а также региональных налогов в части, поступающей в краевой бюджет. То есть инвестор получает в течение определенного срока и в определенных пределах право на уменьшение своих платежей по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит (далее — ИНК) предоставляется на основании договора на срок от 1 года до 5 лет организациям, инвестиционные проекты которых одобрены Администрацией Краснодарского края, либо инвесторам, реализующим особо важный заказ по социально-экономическому развитию края, либо организациям, проводящим НИОКР или осуществляющим инновационную деятельность.

ИНК выделяется в сумме, составляющей 30% стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно в инвестиционных целях, а также в сумме определяемой условиями договора, но не более 50% от стоимости инвестиционного проекта и не более 50% годовой суммы подлежащих зачислению в краевой бюджет налогов, исчисленных в текущем финансовом году.

Процентная ставка за пользование ИНК выгодно отличается от сегодняшних "кризисных" банковских процентов и составляет, в зависимости от условий контракта, от 6,5 до 9,75% годовых.

Однако на практике получение ИНК заметно сдерживается, в том числе и по причине несовершенства законодательной базы, регулирующей предоставление налогового кредита. В частности, отсутствуют понятные критерии, позволяющие определить срок, на который может быть предоставлен ИНК.

В Законе об ИНК не дается четкой информации о сроках и величине уплаты инвестиционного налогового кредита, а также процентов по нему. Фраза "поэтапная уплата"4 может обозначать выплаты данного кредита и процентов в течение как длительного, так и короткого промежутка времени.

Широкий спектр налоговых льгот предоставляется резидентам особых экономических зон (далее — ОЭЗ). Совокупность фискальных преимуществ резидентов ОЭЗ включает следующее:

  • освобождение от налогообложения на предоставленный им земельный участок на 5 лет с момента возникновения права собственности на него;
  • освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет;
  • установление ставки налога на прибыль в размере 13,5% на 5 лет  с момента включения налогоплательщика в реестр резидентов ОЭЗ;
  • освобождение от уплаты транспортного налога в течение 5 лет со дня включения налогоплательщика в реестр резидентов ОЭЗ.

СТИМУЛ № 2: БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Субсидии по кредитным договорам предоставляются инвесторам, зарегистрированным на территории Краснодарского края, и только по кредитам, полученным инвесторами в российских банках и направленным на реализацию инвестиционных проектов, одобренных краевой администрацией5. Субсидии предоставляются из расчета 3/4 ставки рефинансирования, но не более 3/4 фактических затрат на уплату процентов по кредитам.

Решение о предоставлении субсидий принимает Комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с возмещением части затрат юридических лиц на уплату процентов по кредитным договорам.

Предоставление инвесторам субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии с краевым бюджетом на 2009 г. размер указанных субсидий на возмещение процентов по инвестиционным кредитам составляет более 166,4 млн руб. При этом право на получение субсидий закреплено за организациями агропромышленного комплекса, очевидно нуждающимися в кризисное время в наибольшей поддержке.

Потенциальным инвесторам, желающим частично возместить проценты по инвесткредитам, следует учесть, что в случае недостатка бюджетных ассигнований, предусмотренных для финансирования мероприятий по субсидированию указанных затрат, в рассмотрении такой заявки может быть отказано.

Субсидии на возмещение части затрат на уплату купонов по корпоративным облигациям выплачиваются из расчета 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату регистрации ФСФР РФ отчета о результатах выпуска ценных бумаг. При этом размер субсидии не должен превышать суммы уплаченных претендентом купонов по корпоративному облигационному займу.

Размер государственных гарантий, выдаваемых инвесторам, составляет до 100% средств, фактически предоставляемых кредиторами, и определяется конкурсной комиссией. Гарантия дается только при ее обеспечении залогом ликвидного имущества стоимостью не менее 1,3 размера предоставляемой гарантии либо банковской гарантии, поручительством на сумму не менее объема гарантии. До момента получения гарантии стоимость залогового имущества как объекта обеспечения гарантии должна быть подвергнута независимой оценке6.

Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение государственных гарантий в 2009 г., составляет около 4,3 млрд руб.

СТИМУЛ № 3: ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ЛЬГОТЫ

Установление льготного пользования землей с понижающим коэффициентом 0,5 к базовым ставкам арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности, применяется в отношении инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, одобренные Администрацией Краснодарского края.

Передача объектов недвижимости, являющихся государственной собственностью Краснодарского края, допускается на льготных условиях в безвозмездное пользование инвесторам, реализующим инновационные проекты, на срок окупаемости проекта, но не более 3 лет.

Существенные льготы по аренде земли и недвижимости предусмотрены для резидентов ОЭЗ. Так, арендная плата за земельные участки, расположенные в пределах территории ОЭЗ, составляет не более 2% от их кадастровой стоимости в год и устанавливается с соответствующими понижающими коэффициентами.

Стоимость 1 кв. м. аренды в год государственного и (или) муниципального недвижимого имущества, находящегося на земельных участках в пределах территории ОЭЗ, устанавливается на основании независимой оценки с понижающим коэффициентом, влияющим на величину арендной платы, — 0,5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ инвестиционного законодательства Краснодарского края позволяет сделать следующие выводы.

  • Необходимо более эффективно задействовать инструменты стимулирования, связанные с предоставлением инвесторам налоговых льгот. Поскольку этот механизм связан со скрытым финансированием инвесторов, он не потребует выделения из краевого бюджета дополнительных средств.
  • В период отсутствия дешевых кредитов среди мер господдержки приоритетную роль приобретает инвестиционный налоговый кредит, который позволяет инвесторам существенно снизить налоговое бремя и одновременно решить проблему получения кредита со ставкой до 9,75% годовых.
  • Видоизменению подлежат механизмы привлечения банков к участию в инвестиционных проектах. В частности, целесообразно законодательно установить более гибкий ценз на получение кредитными организациями льгот по налогу на имущество, что в свою очередь может способствовать увеличению доли предоставляемых инвесторам "дешевых" кредитов.
  • Привлечение инвестиций в стагнирующую строительную отрасль, безусловно, потребует включения дополнительных субсидий в краевой бюджет на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

В целом переформатирование инструментов господдержки в условиях кризиса станет важным условием улучшения инвестиционного климата на Кубани.


Содержание (развернуть содержание)
Вопросы приобретения заемщиками своей задолженности в условиях кризиса
Управление публичным долгом: международный опыт и российская действительность
Взыскивать или договариваться
Фундаментальный анализ: проблемы и перспективы
Работа в условиях кризиса: способы управления долгами
Реструктуризация портфелей проблемной задолженности: практические и налоговые аспекты
Антикризисная стратегия Краснодарского края
Финансовые стратегии и перспективы развития компаний туристической сферы Юга России
Антикризисный план курортов Кубани
Что мешает туризму в России?
Потребительский сектор ЮФО: перспективы развития в период кризиса
У строителей Краснодарского края весна наступит раньше
Рынок недвижимости Краснодара: что изменилось?
Земле нужен хозяин: проблемы и перспективы реформирования сельскохозяйственного сектора Краснодарского края
Особенности налогообложения лизинговой компании в условиях финансового кризиса
Инвестиционное законодательство Кубани: какие стимулы вкладывать в экономику южного региона?
Роснефть не планирует покупку Сургутнефтегаза
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований
Особенности исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса
Антикризисное управление социально-экономическими процессами
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Концепция муниципальных инфраструктурных облигаций
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2008-2009 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100