Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Каклюгин Максим, Заместитель генерального директора ОАО "Муниципальная инвестиционная компания"

  • Все статьи автора

Особенности налогообложения лизинговой компании в условиях финансового кризиса

Июнь 2009

Финансовая аренда, или лизинг, играет важную роль в российской экономике. Являясь уникальным инструментом обновления основных производственных фондов предприятий реального сектора, а также источником финансирования дефицита оборотных средств, лизинг дает мощный мультипликативный эффект в виде создания новых рабочих мест, роста производства и увеличения налоговых поступлений в бюджет.

Группа "МИК" (включает лизинговые компании "ОАО “Муниципальная инвестиционная компания”" и ЗАО "Инко-АМД", г. Краснодар) развивалась вместе с рынком и, по данным РА "Эксперт", за последние 8 лет занимала в рейтинге 100 крупнейших лизинговых компаний РФ места в диапазоне от 40-го до 50-го, выступая в данном случае как некий среднестатистический образец. На примере "МИК" можно проследить ситуацию, в которой оказалась лизинговая отрасль в целом в плане уплаты налогов в кризисный период.

До кризиса банки активно финансировали лизинговые компании. Так, до осени 2008 г. ОАО "Муниципальная инвестиционная компания" фондировалась в 9 различных кредитных организациях (рис. 1).

Понимая позитивную роль лизинговой деятельности, государство всегда предоставляло ряд преференций для отрасли: повышенный коэффициент амортизации, отнесение расходов по оплате лизинговых услуг арендатором на себестоимость. Осенью—зимой 2008 г. оказалось, что лизинговая отрасль наряду со строительством наиболее пострадала от кризиса. Причины — резкое снижение объемов кредитования и увеличение доли просроченных платежей в структуре лизингового портфеля. Совокупное влияние этих факторов привело к "вымыванию" оборотных средств лизинговой компании — налоговые платежи оставались прежними и даже возросли (за счет НДС), а возможностей рефинансировать возникающий дефицит становилось все меньше.

Рассмотрим подробнее структуру налогов, отчисляемых лизинговой компанией в бюджеты всех уровней. С налогом на прибыль все просто: нет прибыли — нет налога. Если компания использует при лизинге метод учета предмета лизинга на балансе арендодателя, то появляется налог на имущество и транспортный налог. Когда лизинговые платежи от арендаторов поступают регулярно, арендатор чувствует себя комфортно, поскольку эти налоги "зашиты" в графиках платежей. Но что происходит, если платежная дисциплина арендаторов в условиях текущего финансового кризиса падает? Налоги все равно приходится платить за счет собственных средств, иначе незамедлительно последуют инкассо на счета в банках из налоговой инспекции, требования напуганных банков досрочно погасить кредиты и все вытекающие отсюда последствия. Особенно досадно, если среди задерживающих платежи арендаторов есть бюджетные предприятия или организации, выполняющие работы по заказу бюджета.

Отдельно стоит вопрос с налогом на добавленную стоимость. В период бурного роста лизинговых портфелей в последние 7—8 лет у лизинговых компаний создавалась благоприятная ситуация с возмещением НДС: возмещение наступало в течение 3 мес. с момента приобретения предмета лизинга у поставщика, а возврат осуществлялся постепенно в соответствии с графиком лизинговых платежей. На рис. 2 четко видно положительное сальдо по НДС в пользу компании-лизингодателя в период развития.

В 2001—2008 гг. увеличение лизингового портфеля в 2—4 раза по отношению к предыдущему году считалось нормой, лизинговые услуги были востребованы.

В некоторых кварталах положительный эффект НДС, направляемого на финансирование новых сделок, соотносился как 1:5 либо 1:4 к сумме средств, привлекаемых для этих целей из традиционных источников — банковских кредитов, фондового рынка и займов. Почти все договоры с предприятиями малого бизнеса, о необходимости поддержки которого заявлено множество деклараций, покрывались ОАО "МИК" именно за счет оборотных ресурсов: себестоимость обслуживания операции стоимостью 1—2 млн руб. для банка слишком высока из-за малого объема, да и риск таких сделок зачастую больше, чем при финансировании крупного, состоявшегося бизнеса.

В отличие от банков, при лизинговой схеме отсутствует целый ряд стоп-факторов для кредитования предприятий малого и среднего бизнеса (нет необходимости делать резервирование из-за требований к нормативам риска ЦБ РФ, предмет лизинга остается собственностью лизингодателя на весь срок договора при методе учета ОС на балансе лизингодателя и пр.). Таким образом, лизинговые компании на протяжении последних 10 лет выполняли очень важную функцию, способствуя созданию и развитию малого предпринимательства, и во многом благодаря положительному эффекту возмещения НДС.

В условиях финансового кризиса у многих лизинговых компаний по всей стране резко замедлился рост лизингового портфеля или наметилась тенденция к его снижению. К участившимся фактам задержек лизинговых платежей со стороны арендаторов добавился эффект резкого увеличения выплат НДС. Не получая должного объема денежных средств, соответствующего графикам лизинговых договоров, арендодатель вынужден выписывать очередной счет-фактуру и отчислять в бюджет НДС из собственных средств.

Стратегия многих лизинговых компаний сегодня изменилась от агрессивной экспансии и ценовой конкуренции до элементарной задачи — выжить, энное количество времени (сколько получится) погашая все обязательства перед кредиторами и по возможности взыскивая дебиторскую задолженность. Если компания грамотно вела свою деятельность и осмотрительно взвешивала в течение предыдущего благоприятного периода все риски, то такая стратегия "сжимания" портфеля и валюты баланса способна дать серьезную фору по времени и пережить кризис при полном отсутствии внешнего финансирования.

Однако именно эффект от резкого увеличения налоговых выплат по НДС может не позволить отдельным лизингодателям дотянуть до полноценной нормализации обстановки на финансовом рынке, что негативно отразится на экономике в целом:

  • на вторичном рынке будет массовый выброс срочно реализуемых предметов лизинга, который спровоцирует дисбаланс цен и еще больше усложнит ситуацию со сбытом у производителей;
  • эффект домино при банкротстве ряда лизинговых компаний вызовет проблемы у кредитных организаций, так как большинство предметов лизинга одновременно являются предметом залога в банках;
  • у предприятий малого и среднего бизнеса исчезнет одна из немногих возможностей привлечь финансирование.

Последние полгода постоянно муссируется информация о необходимости помочь банковскому сектору; правительство и ЦБ РФ выделяют огромные средства для поддержания банковской ликвидности. Но лизинговая отрасль, несмотря на меньшие по сравнению с банковской размеры, тоже является неотъемлемой и значимой частью макроэкономики, и поддержать ее в столь тяжелый период не менее важно.

Для антикризисной поддержки лизинга можно обойтись без серьезных денежных вливаний. Для выживания и дальнейшего развития эффективных лизинговых компаний достаточно разработать пакет административных мер, направленных на временное (на период кризиса) снижение налогового бремени, причем на платной и срочной основе.

Иными словами, если включить в пакет антикризисных мероприятий положение, позволяющее на платной и возвратной основе на срок 2—3 года "заморозить" выплаты НДС для лизинговых компаний, то можно без дополнительного финансирования улучшить обстановку в лизинговой отрасли и способствовать нормализации ситуации в банковском секторе.



Содержание (развернуть содержание)
Вопросы приобретения заемщиками своей задолженности в условиях кризиса
Управление публичным долгом: международный опыт и российская действительность
Взыскивать или договариваться
Фундаментальный анализ: проблемы и перспективы
Работа в условиях кризиса: способы управления долгами
Реструктуризация портфелей проблемной задолженности: практические и налоговые аспекты
Антикризисная стратегия Краснодарского края
Финансовые стратегии и перспективы развития компаний туристической сферы Юга России
Антикризисный план курортов Кубани
Что мешает туризму в России?
Потребительский сектор ЮФО: перспективы развития в период кризиса
У строителей Краснодарского края весна наступит раньше
Рынок недвижимости Краснодара: что изменилось?
Земле нужен хозяин: проблемы и перспективы реформирования сельскохозяйственного сектора Краснодарского края
Особенности налогообложения лизинговой компании в условиях финансового кризиса
Инвестиционное законодательство Кубани: какие стимулы вкладывать в экономику южного региона?
Роснефть не планирует покупку Сургутнефтегаза
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований
Особенности исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса
Антикризисное управление социально-экономическими процессами
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Концепция муниципальных инфраструктурных облигаций
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2008-2009 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100