Casual
РЦБ.RU

Потребительский сектор ЮФО: перспективы развития в период кризиса

Июнь 2009

Несмотря на негативные последствия глобального финансового кризиса, со всей очевидностью проявившиеся в России в IV кв. 2008 г., в целом прошедший год был достаточно удачным для развития сектора торговли Южного региона страны.

Согласно данным Росстата, рост оборота розничной торговли ЮФО по итогам прошедшего года составил 33% (в денежном выражении). Отметим, что по данному показателю регион фактически лидирует среди федеральных округов. Сопоставимые результаты — около 32,9% — продемонстрировал только УРФО. Показатели большинства округов РФ были заметно ниже. Так, рост оборота розничной торговли ЦФО в денежном выражении составил около 24%, СЗФО — около 25%, ПФО — примерно 30,6%, СФО — около 26%, ДВФО — почти 23%, в целом по РФ — около 27,5%.

Естественно, показатель товарной массы ЮФО существенно скромнее: рост рынка в натуральном выражении примерно в 2 раза ниже. Не стоит забывать, что столь высокие темпы роста обусловлены не менее высокой инфляцией, которая в прошлом году в ЮФО формировалась на уровнях, заметно превышавших аналогичный показатель в целом по стране (14,7% против 13,3%). Тем не менее налицо положительная динамика развития розничного рынка ЮФО в 2008 г.

Среди областей Южного региона традиционно самые высокие результаты продемонстрировал Краснодарский край. По данным Росстата, оборот розничной торговли на Кубани вырос на 122,3 млрд руб. — до 500,7 млрд руб., что в товарной массе на 16,6% больше, чем в 2007 г. (в денежном выражении рост составил более 32%). Второе место по объему рынка занимает Ростовская область: оборот ее розничного рынка увеличился почти на 104 млрд руб. — до 423,4 млрд руб., что в товарной массе составило на 16,2% больше, чем в 2007 г. (рост в денежном выражении — 32,5%). При этом самые высокие темпы роста розничного оборота в минувшем году были зафиксированы на наименее насыщенных рынках: в Республиках Адыгея и Дагестан и в Астраханской области, где объемы розницы в товарной массе выросли соответственно на 43, 28 и 22%. Собственно объемы розничных рынков данных областей остаются весьма небольшими (табл. 1). Вместе с тем приведенные цифры явно свидетельствуют о высоком потенциале рост в долгосрочной перспективе.

РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2008 Г.

По данным Администрации Ростовской области, по итогам 2008 г. область входит в первую десятку (7-е место) субъектов Российской Федерации по величине формируемого розничного товарооборота. Удельный вес области в общем объеме продаж по России составил 3,1%. Ее товарооборот в расчете на душу населения в сумме равен 99,5 тыс. руб. (в среднем по Южному федеральному округу — 59,7 тыс. руб.).

В структуре оборота розничной торговли сохраняется наметившаяся тенденция снижения удельного веса продажи товаров на рынках и ярмарках. Так, доля рынков в общем объеме товарооборота сократилась с 13,7% в 2007 г. до 12,1% в 2008 г. Торгующими вне рынка организациями и индивидуальными предпринимателями в прошлом году было сформировано 87,9% оборота (в 2007 г. — 86,3%). В макроструктуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров снизилась по отношению к уровню прошлого года — с 54,6% в 2007 г. до 54% в 2008 г. По состоянию на 1 января 2009 г. на территории Ростовской области функционировало 128 розничных рынков, из них 101 относится к категории универсальных, 27 — специализированных, в том числе 11 сельскохозяйственных. Количество торговых мест на розничных рынках составило 61,6 тыс. и по сравнению с 1 января 2008 г. сократилось на 2%.

В минувшем году отмечались высокие темпы строительства объектов розничной торговли: в январе—декабре в области введено в действие 212,4 тыс. кв. метров новых торговых площадей, что в 1,6 раза больше показателя годом ранее. Несмотря на некоторое замедление процессов, происходивших на потребительском рынке в IV кв. 2008 г., в течение года были открыты гипермаркеты "О'кей", "Ашан", центр мелкооптовой торговли "МЕТРО", гипермаркет бытовой техники и электроники "МедиаМаркт", 2 супермаркета "Солнечный круг", гипермаркет строительных материалов "Клондайк", а также продолжалось проникновение сетевой торговли компании "Магнит" в города и районы области — в Батайске и Волгодонске появились новые розничные точки.

Согласно данным Администрации Краснодарского края, в 2008 г. розничный товарооборот края на 81,7% формируется торгующими организациями и предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (из них 36,9% приходится на рупные и средние организации, 29,9% — на малые предприятия, 14,9% — на индивидуальных предпринимателей). Доля продаж товаров на рынках сложилась на уровне 18,3% (в 2007 г. — 19,6%). В структуре оборота преобладающая доля сохраняется за непродовольственными товарами — 57,5% (2007 г. — 59,4%). За прошедший год в эксплуатацию введено 934 новых объекта торговой площадью 280 тыс.кв.м. В результате обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей увеличилась на 4% и составила 490 кв. м (в Краснодаре — 845 кв. м на 1000 жителей).

ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА

Сегодня уже вполне очевидно, что глобальный финансовый кризис оказывает крайне негативное влияние на развитие российской розничной торговли. Основные негативные факторы: снижение реальных располагаемых доходов населения (по данным Росстата, на 2,3% по итогам I кв.), сохранение высоких темпов потребительской инфляции в результате резкого подорожания импорта (на его долю приходится около 2/3 розничного товарооборота) в условиях девальвации национальной валюты, что в совокупности приводит к существенному снижению платежеспособного спроса. В феврале—марте этого года впервые за последние годы Росстат зафиксировал снижение розничного товарооборота в товарной массе на 2,4 и 4% соответственно. Экономические результаты квартала показали, что падение составило 1,1%. Также в целом негативные тенденции наблюдаются и в структуре рынка. Так, в марте удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, в структуре оборота розничной торговли составил 49,1%, непродовольственных товаров — 50,9% (в марте 2008 г. — 47,3 и 52,7% соответственно).

Мы полагаем, что по итогам года заметное снижение объемов розничной торговли в товарной массе сохранится. Вместе с тем в денежном выражении розничный рынок продолжит расти. Согласно нашим предварительным ожиданиям, темпы роста в 2009 г. составят около 15% в рублевом выражении.

Также следует отметить, что для участников рынка заметно увеличились риски в финансовой сфере. В результате кредитного шока наблюдается резкий рост стоимости обслуживания текущих долгов, накапливается кредиторская задолженность перед поставщиками, высокие ставки и низкий уровень доступности заемного капитала ставят под угрозу финансовую стабильность многих операторов рынка. Скорее всего, в 2009 г. мы уже не увидим темпов роста выручки на уровне 40—50% и более, которые ранее демонстрировали ведущие игроки, заметно опережая рынок. Даже для крупных компаний данный показатель может снизиться примерно в 1,5—2 раза. При этом рентабельность ритейла также будет снижаться.

Вполне вероятно, что для многих участников рынка ситуация будет развиваться не лучшим образом и может закончиться банкротством или продажей бизнеса с существенным дисконтом к "докризисным" уровням цен. Весьма некомфортно в ближайшем будущем будут чувствовать себя компании второго-третьего эшелона российского ритейла. Речь идет в основном об относительно крупных или средних по масштабу бизнеса региональных компаниях, активно боровшихся за лидерство на локальных рынках и в значительной части финансировавших свое развитие на кредитные средства. Высокий уровень долговой нагрузки ставит под сомнение их финансовую стабильность в новых условиях.

Вместе с тем с фундаментальной точки зрения российский розничный сектор весьма привлекателен для инвестиций. На наш взгляд, относительно стабильным можно назвать положение крупнейших игроков отрасли. Например, на финансовых показателях крупных публичных компаний кризис пока существенно не отразился. Также мы полагаем, что одним из результатов кризиса может стать усиление тенденции к консолидации продуктового ритейла и российского розничного рынка в целом за счет активизации крупнейших игроков в сфере M&A и путем поддержания высоких темпов органического роста. В среднесрочной перспективе крупнейшие ритейлеры сумеют получить определенную прибыль в сложившейся ситуации благодаря выгодным приобретениям с существенным дисконтом к "докризисным" уровням, т. е. скупая разорившихся конкурентов, а также за счет снижения стоимости недвижимости, строительства, ставок аренды и т. д. К тому же, судя по всему, государство стимулирует процесс, предоставив крупнейшим компаниям кредиты не только на пополнение оборотного капитала и рефинансирование, но и на сделки в сфере M&A. Таким образом, если сегодня доля 10 крупнейших продовольственных ритейлеров не превышает примерно 10—15% рынка, то через 2—3 года эта цифра может значительно вырасти.

Если рассуждать о форматах, то, безусловно, на сегодняшний день наиболее перспективны демократичные концепции дискаунтеров и гипермаркетов, способных предложить покупателям наиболее конкурентоспособные цены.

Что касается конкретно ситуации в ЮФО, то по итогам января—февраля незначительная отрицательная динамика была зафиксирована только в Ростовской области. Объем розничного товарооборота в регионе снизился на 0,4% в товарной массе по отношению к аналогичному периоду 2008 г. и составил 59,3 млрд руб. (табл. 2). Также существенное замедление темпов роста было характерно и для других весьма капиталоемких рынков. Так, в Краснодарском крае прирост розничного товарооборота замедлился и составил 6%, в Ставропольском крае показатели снизились до 0,3%. В остальных областях наблюдались положительные темпы роста (см. табл. 2). Логично ожидать, что к концу года наиболее слабую динамику могут продемонстрировать традиционно самые насыщенные рынки ЮФО. Вместе с тем мы не исключаем, что в "слабых" с точки зрения развития розничной торговли регионах округа, несмотря на снижение платежеспособного спроса, может быть зафиксирован некоторый рост.




Содержание (развернуть содержание)
Вопросы приобретения заемщиками своей задолженности в условиях кризиса
Управление публичным долгом: международный опыт и российская действительность
Взыскивать или договариваться
Фундаментальный анализ: проблемы и перспективы
Работа в условиях кризиса: способы управления долгами
Реструктуризация портфелей проблемной задолженности: практические и налоговые аспекты
Антикризисная стратегия Краснодарского края
Финансовые стратегии и перспективы развития компаний туристической сферы Юга России
Антикризисный план курортов Кубани
Что мешает туризму в России?
Потребительский сектор ЮФО: перспективы развития в период кризиса
У строителей Краснодарского края весна наступит раньше
Рынок недвижимости Краснодара: что изменилось?
Земле нужен хозяин: проблемы и перспективы реформирования сельскохозяйственного сектора Краснодарского края
Особенности налогообложения лизинговой компании в условиях финансового кризиса
Инвестиционное законодательство Кубани: какие стимулы вкладывать в экономику южного региона?
Роснефть не планирует покупку Сургутнефтегаза
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований
Особенности исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса
Антикризисное управление социально-экономическими процессами
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Концепция муниципальных инфраструктурных облигаций
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2008-2009 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100