Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Евграфова Людмила, Генеральный директор туристической компании "Л-КИМ" (г. Краснодар)

  • Все статьи автора

Что мешает туризму в России?

Июнь 2009

Интервью с генеральным директором туристической компании "Л-КИМ" (г. Краснодар) Людмилой Евграфовой

Несмотря на огромнейший потенциал Краснодарского края в сфере туристических услуг, данный регион по-прежнему не может составить достойную конкуренцию загранице. О том, что мешает развитию здесь туристического рынка, с какими проблемами приходится сталкиваться турфирмам и какие необходимо предпринять шаги, чтобы вывести туристическую отрасль на должный уровень, мы попросили рассказать директора туристической компании "Л-КИМ" (г. Краснодар) Людмилу Евграфову.

РЦБ: Людмила Александровна, охарактеризуйте основные тенденции сферы туризма в условиях экономической нестабильности. Какие направления бизнеса востребованы на сегодняшний день?

Л. Е. В России во времена экономической нестабильности люди всегда тратят гораздо меньше денег на удовольствия и развлечения. Такой уж у нас стереотип. Поэтому, на мой взгляд, в сложившейся ситуации будут востребованы те виды отдыха, к которым применимо соотношение "высокое качество при низкой цене". Люди сегодня очень ценят удобство и возможность воспользоваться дополнительными услугами здравниц. И еще очень важна инфраструктура самого курорта: транспорт, дороги, сфера развлечений (кафе, рестораны, культурно-развлекательные центры, парки и т. д.). Каких-то определенных направлений, на которые был бы повышенный спрос, я на данный момент выделить не могу.

РЦБ: Как Вы оцениваете туристический рынок России в целом и Краснодарского края в частности?

Л. Е. Кризис, безусловно, отразился на туристической отрасли России. Большую роль в этом сыграли экономические причины, но, как я уже говорила, особенность нашего менталитета такова, что мы прежде всего начинаем экономить на себе и на своих удовольствиях. Поэтому спрос, безусловно, снизился. Туризм чутко реагирует на все изменения: политические катаклизмы, капризы природы, эпидемии и т. д.

Что касается рынка туристических услуг в целом, то финансовые трудности операторов, проблемы с кредитованием привели к сокращению периодичности полетов. Так, например, уменьшено количество чартерных рейсов по дорогим направлениям отдыха — в Таиланд, на Бали, Мальдивские острова и т. п.

На туристическом рынке Краснодарского края кризис способствовал активизации турецких компаний, которые сейчас используют замешательство российского рынка, чтобы привлечь клиентов к себе. Они строят весьма амбициозные планы на этот сезон и намерены организовать 8 рейсов в неделю из Краснодара в Турцию. Это не считая того, что чартеры будут поднимать и российские операторы.

РЦБ: Что мешает развитию отрасли?

Л. Е. Разрозненность. Нет единой стратегии и консолидации усилий туроператоров, власти, средств размещения. Необходимо выработать единый план действий, ведь сегодня есть великолепный турпродукт, есть что продавать, но множество проблем создает именно несогласованность действий. Это, на мой взгляд, основная причина, которая тормозит развитие туристической отрасли.

РЦБ: Какие меры по улучшению туристического климата региона необходимо принять? Какие нужно сделать шаги, чтобы наши курорты стали конкурентоспособными?

Л. Е. Это тоже очень серьезный и комплексный вопрос, который никак не решить без государственной поддержки. Туристический климат в Краснодарском крае, наверно, самый благоприятный и привлекательный, и сегодня здесь немало делается для того, чтобы привлечь отдыхающих. Но тем не менее еще очень много проблем. Самая главная составляющая — это транспорт и перевозки, создание комфортной для пассажиров транспортной инфраструктуры. Например, в электропоезде Краснодар — Сочи отсутствуют кондиционеры, и люди вынуждены ехать в духоте, поскольку других условий просто нет. Следует обратить внимание на новые виды транспорта: например, у нас совершенно не развит морской транспорт, а это ли не решение проблемы пробок на дорогах? Еще, конечно, инфраструктура. Это касается не только здравниц, но и курортов в целом. Должны быть построены крупные центры для отдыха, досуговые центры. Например, как "Порт-Авентура" в Испании или парижский Диснейленд и др. И сами курорты должны быть приведены в отличное состояние. Очень важный момент — чистота на пляжах и в зоне отдыха в целом, регулирование цен на питание, единый стиль в архитектуре. И конечно, кадры, включая таксистов и официантов. Необходимо разработать систему подготовки персонала для курортной и туристической отрасли, потому что сейчас очень трудно найти действительно квалифицированных и гостеприимных работников в этих сферах. И наконец, должна быть единая государственная политика продвижения наших курортов не только внутри страны, но и за рубежом.

В условиях кризиса государство должно поддерживать здравницы. Как вариант — это снижение налогов, возможность кредитования под небольшой процент, так как все это отражается на стоимости путевок. Помимо этого, нужно скорректировать цены на авиа- и ж/д билеты, поскольку прилететь в Сочи на отдых, например, из Екатеринбурга гораздо дороже, чем в Анталью. Особое значение имеют также скидки для детей на транспортные перевозки. И наверно, самое главное — это пропаганда здорового образа жизни на государственном уровне. Люди должны понимать, что отдых — это не столько развлечение, сколько возможность укрепить здоровье для дальнейшей работы и достижения успеха.

РЦБ: Бытует мнение, что российский туризм неоправданно дорог при низком уровне сервиса. Действительно ли это так?

Л. Е. Да, к сожалению, сегодня отдых в наших здравницах обходится недешево. Но нельзя винить в этом только их хозяев и руководителей — в стране созданы такие экономические условия. Надо отдать должное персоналу наших отелей. Они очень стараются вывести обслуживание на более высокий уровень. Сложившийся стереотип о плохом сервисе на российских курортах в корне ошибочный. Можно назвать множество здравниц, где предлагают великолепный сервис по приемлемым ценам.

РЦБ: Почему значительная часть отдыхающих предпочитает посещать зарубежные курорты?

Л. Е. Это комплексный вопрос. Причина прежде всего — в соотношении цены и качества обслуживания. Безусловно, в последние годы сервис на наших курортах стал значительно лучше и поднялся на качественно новую ступень. Но нам по-прежнему не хватает гибкости по отношению к клиентам. Здравницы еще не могут до конца перестроиться и быстро приспособиться к запросам отдыхающих. А за рубежом это происходит постоянно, там давно уже всему научились. Российские курорты сегодня просто не сориентированы на того клиента, который может к ним попасть. Сейчас отдых стал более доступным, и уже не только богатые люди могут позволить себе отпуск в комфортных условиях. Это тоже необходимо учитывать. Что касается цены, то должна быть продуманная государственная политика, дающая возможность развиваться нашим курортам. И еще немаловажную роль играет такой фактор, как сокращение сезона. Если в советское время существовала система льготных путевок и люди ездили отдыхать с апреля по ноябрь, то есть здравницы были заполнены 6 месяцев в году, то сейчас сезон ужался до трех летних месяцев, за которые здравницы должны заработать, чтобы элементарно выжить до следующего сезона.

РЦБ: Будет ли расти спрос на курортно-туристические услуги в регионе?

Л. Е. Знаете, я на строю иллюзий по поводу увеличения спроса — будет очень хорошо, если нам удастся удержаться на уровне прошлого года, поскольку в связи с кризисом многие представители среднего класса либо потеряли работу, либо существенно снизились их доходы. Да, жители России привыкли летом выезжать на море, но при этом каждый из них всегда выбирал отдых определенного уровня, поэтому ездить все равно будут, просто сократится количество дней пребывания в здравнице. Еще, на мой взгляд, работе будет мешать так называемый черный бизнес: размещение в квартирах, частных домах, комнатах, т. е. те, кто не платит налоги и предлагает более низкие цены. Что касается Краснодарского края, то люди, скорее всего, предпочтут отдых в выходные дни, используя личный транспорт и дешевое размещение.

РЦБ: Стратегия развития вашей компании в условиях кризиса. Пришлось ли сокращать издержки, персонал?

Л. Е. Да, определенные амбиции у нас, конечно, есть. Главная наша цель — удержаться на уровне прошлого года, который был для компании успешным. По поводу издержек могу сказать, что они были сокращены, но по-прежнему вкладываются деньги в подготовку квалифицированных кадров и сохранение персонала, так как от знаний и умений менеджера, степени овладения технологиями зависит уровень обслуживания клиентов, их удовлетворенность, а значит, и наша прибыль.

РЦБ: Каковы итоги работы компании в 2008 г.?

Л. Е. Для компании 2008 г., как я уже сказала, стал успешным. По результатам анализа газеты "Туринфо", "Л-КИМ" заняла 18-е место среди региональных туристических компаний и 56-е место в рейтинге крупнейших туроператоров России. Также мы стали лауреатами краевого конкурса "Курортный Олимп". В прошлом году мы обслужили около 8000 туристов, и основная наша задача в текущем году — укрепить эти позиции.

РЦБ: Охарактеризуйте помощь региональных властей вашему предприятию?

Л. Е. Краевая администрация оказала нам серьезную помощь для участия в отраслевой выставке "Интурмаркет 2009" в Москве, а также мы чувствуем поддержку в продвижении отдыха на курортах края.

РЦБ: На каких условиях банки готовы кредитовать вашу организацию? Насколько ужесточились условия кредитования отрасли в целом?

Л. Е. Компании уже 16 лет, и все это время мы работали только со Сбербанком, несмотря на некоторый консерватизм в его политике. Мы пережили с ним несколько кризисов. Но в последние годы "Л-КИМ" использует в основном собственные средства. Что касается отрасли в целом, то условия кредитования существенно ужесточились: повысились процентные ставки, да и вообще получить кредит стало гораздо сложнее. Поэтому амбиции многих туроператоров угасли. Сократилось количество чартеров на Юго-Восточном и Карибском направлениях. Как один из способов привлечения дополнительных средств сегодня используется раннее бронирование для клиентов со значительными скидками, что, как оказалось, весьма выгодно.


Содержание (развернуть содержание)
Вопросы приобретения заемщиками своей задолженности в условиях кризиса
Управление публичным долгом: международный опыт и российская действительность
Взыскивать или договариваться
Фундаментальный анализ: проблемы и перспективы
Работа в условиях кризиса: способы управления долгами
Реструктуризация портфелей проблемной задолженности: практические и налоговые аспекты
Антикризисная стратегия Краснодарского края
Финансовые стратегии и перспективы развития компаний туристической сферы Юга России
Антикризисный план курортов Кубани
Что мешает туризму в России?
Потребительский сектор ЮФО: перспективы развития в период кризиса
У строителей Краснодарского края весна наступит раньше
Рынок недвижимости Краснодара: что изменилось?
Земле нужен хозяин: проблемы и перспективы реформирования сельскохозяйственного сектора Краснодарского края
Особенности налогообложения лизинговой компании в условиях финансового кризиса
Инвестиционное законодательство Кубани: какие стимулы вкладывать в экономику южного региона?
Роснефть не планирует покупку Сургутнефтегаза
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований
Особенности исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса
Антикризисное управление социально-экономическими процессами
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Концепция муниципальных инфраструктурных облигаций
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2008-2009 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100