Casual
РЦБ.RU

Финансовые стратегии и перспективы развития компаний туристической сферы Юга России

Июнь 2009

Туризм — наиболее крупная и перспективная отрасль мировой экономики, потенциал которой в России далеко не реализован. С учетом уникальных природных условий туризм, безусловно, должен являться одним из приоритетных секторов для развития на территории ЮФО. При этом реализация туристического потенциала Юга сдерживается рядом характерных для всех российских регионов проблем: отсутствием развитой туристической и базовой инфраструктуры и квалифицированных кадров, слабой системой продвижения турпродуктов, низким уровнем развития предпринимательства. Решение этих проблем по понятным причинам невозможно без привлечения значительного финансирования. Между тем в России туризм пока получает существенно меньше внимания со стороны государства, чем многие другие, традиционно важные для страны секторы экономики. Несомненно, постепенно ситуация будет меняться, но пока компаниям, занятым в туризме, в основном приходится рассчитывать на собственные инициативы в вопросе привлечения денежных средств.

Особенности российского туристического бизнеса — малый масштаб операций, фрагментированность отрасли, слабая государственная поддержка — пока не позволяют в полной мере применить полный спектр инструментов финансирования, используемых за рубежом. Вместе с тем, сочетая традиционные источники и относительно новые способы привлечения денежных средств, российские компании в сфере туризма могут значительно улучшить свое финансовое положение и обеспечить источники для роста.

ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ

Первым и, наверное, самым очевидным решением в ситуации, когда внешние ресурсы недоступны, становится поиск внутреннего потенциала там, где возможна относительно быстрая оптимизация. В каждой компании такими областями могут быть отдельные продукты и функциональные подразделения, целые направления деятельности и индивидуальные активы. Остановимся на областях, наиболее часто упоминаемых экспертами туриндустрии, как требующих оптимизации.

Оптимизация затрат

Наиболее быстро реализуемыми инструментами сокращения издержек и высвобождения финансовых ресурсов туристического бизнеса являются оптимизация численности персонала и пересмотр системы оплаты труда и мотивации. В ситуации падающего спроса, например, для гостиниц нерационально поддерживать докризисное соотношение обслуживающего персонала и гостей, что приводит к замораживанию процесса найма новых сотрудников и сокращению штата. Нецелесообразной становится и система полного рабочего дня — многие участники туриндустрии, и особенно гостиничные операторы, переходят на почасовую оплату труда и сокращенный рабочий день. Ту или иную стратегию высвобождения финансовых ресурсов применяют почти все компании сектора гостеприимства1.

Оптимизация рабочего капитала

Оперативно достичь желаемого результата возможно и за счет оптимизации элементов рабочего капитала: сокращения дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов, а также увеличения кредиторской задолженности. Это направление выбрали для себя 30% участвовавших в опросе Ernst&Young компаний. Следует при этом отметить, что, несмотря на свою простоту, данный механизм высвобождения капитала несет в себе определенные риски. В частности, необходимо оценить, как сокращение персонала и запасов скажется на качестве предоставляемых услуг, ведь туристический бизнес — это сфера деятельности, в которой доход в наибольшей степени определяется качеством обслуживания. Любые попытки увеличить кредиторскую задолженность должны сопровождаться оценкой того, как подобные действия повлияют на деловую репутацию и стоимость заемных средств в будущем. То же самое относится и к сокращению дебиторской задолженности: необходим детальный анализ возможностей компании повлиять на своих дебиторов без последующих прямых и косвенных затрат для бизнеса.

Оптимизация активов

Набор инструментов, позволяющих высвободить капитал в рамках инициатив по оптимизации активов, также довольно широк. Самое простое решение — пересмотр отдельных направлений бизнеса и принятие резолюции о передаче части направлений и функций на аутсорсинг внешним организациям или, наоборот, создание внутреннего производства услуг, ранее закупавшихся на внешнем рынке. Однако такое решение должно быть хорошо проанализировано, в частности сопоставлены затраты на внутренне производство услуг и закупку аналогичных услуг на внешнем рынке.

Дополнительным решением может быть и сокращение масштабов операций с целью высвобождения активов и снижения постоянных затрат вследствие фокусирования интереса на определенной рыночной нише, например премиальном или эконом-сегменте.

Данные механизмы весьма успешно применяют в компаниях туристической отрасли, но из-за их специфичности и высокой зависимости от индивидуальных характеристик бизнеса рекомендовать их использование возможно лишь после детального анализа компании.

На данном этапе продажу активов как инструмента привлечения финансовых средств трудно назвать привлекательной. Большинство активов в туристической отрасли так или иначе представлены объектами недвижимости, стоимость которых существенно снизилась по сравнению с ценой годом ранее. Таким образом, продажа активов рассматривается большинством компаний как крайняя мера.

ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ

Помимо внутренних источников высвобождения финансовых средств, которые можно использовать для поддержания и развития бизнеса, существует и довольно широкий спектр внешних источников капитала. К ним можно отнести как традиционные IPO и привлечение заемных средств, так и менее распространенные среди отечественных операторов туриндустрии партнерство и работа со спонсорскими организациями.

IPO и Private placement

Несмотря на привлекательность, IPO, или Initial public offering (первичное размещение ценных бумаг) на фондовой бирже, мало подходит большинству представителей туристического бизнеса. Из-за высоких затрат на размещение акций предпринять подобный шаг могут решиться только очень крупные компании, обладающие на рынке туристических услуг весомым брэндом или каким-либо уникальным активом, гарантирующим высокие доходы в будущем2. То же самое относится и к private placement — непубличному размещению акций среди узкого круга инвесторов.

Заемный капитал

В сложившейся экономической ситуации привлекательность банковских кредитов также низка. Высокий процент невозвратов вынуждает банки закладывать дополнительные премии за риск в кредитную ставку. Рассчитывать на относительно доступные кредиты финансовых учреждений теперь могут лишь самые надежные заемщики.

Помимо надежности, к факторам, влияющим на возможность привлечения заемных средств, относится и тип проекта, для которого требуется финансирование. Так, к примеру, турагенты в виду специфики их деятельности вряд ли могут рассчитывать на значительный объем заемного финансирования. Для них первоочередным источником дополнительных средств станет оптимизация собственного оборотного капитала. А вот вариантов для привлечения заемных средств предприятиями туриндустрии под строительство объектов недвижимости гораздо больше — при наличии таких проектов полностью отказываться от идеи заемных средств, конечно, не стоит. Только обращаться в данном случае следует не только к банкам или другим финансовым институтам, а, как бы непривычно это не звучало для отечественного оператора сферы туризма, к потенциальному потребителю.

Реализация данного механизма привлечения средств может иметь несколько форм, к наиболее популярным относится соглашение о долевом использовании туристического объекта, что весьма распространено в мировой практике гостиничного бизнеса под названием timesharing или fractionals3. Подобное соглашение подразумевает привлечение средств будущих пользователей туристического объекта в обмен на гарантированные права использования. Например, часть гостиничных номеров может быть продана потенциальным постояльцам, которые хотели бы иметь возможность приезжать в гостиницу в определенное время года. Такая схема, например, была использована операторами гостиницы университета Техаса в Остине, когда часть средств на строительство удалось собрать с выпускников в обмен на право многолетнего использования части номеров гостиницы в выходные, в которые проходят наиболее популярные футбольные матчи. Такая же система применяется и крупнейшими операторами гостиничных сетей Marriott и Intercontinental4. Правда, эти представители туристической отрасли пошли дальше. Они получают кредит на строительство туристических объектов под залог будущих платежей постояльцев еще недостроенных гостиниц. Платежи гарантируются подписанием соответствующего соглашения с будущими постояльцами.

При принятии решения об использовании подобной схемы привлечения заемных средств не стоит ограничиваться рассмотрением лишь частных лиц. Потенциальными пользователями туристических объектов могут быть и компании, часто организующие выездные мероприятия для своих сотрудников, и государство при организации летнего отдыха для определенных категорий граждан и медицинские учреждения.

Партнерства

В сложившихся экономических условиях многим участникам туристической сферы партнерства представляются одной из наиболее привлекательных схем привлечения средств. В данном случае речь идет не только о государственно-частном партнерстве, но и о партнерстве между несколькими частными компаниями, причем не обязательно из индустрии туризма. Имеются в виду прежде всего механизмы софинансирования.

Как государственно-частные, так и частные партнерства в рамках реализации проектов софинансирования ориентированы на достижение взаимных выгод. Так, финансируя, к примеру, строительство инженерной и транспортной инфраструктуры в рамках реализации проекта по возведению туристического объекта частной компанией, государство содействует формированию новых рабочих мест и дополнительной налоговой базы. Главная трудность большинства компаний туристической отрасли при взаимодействии с государством заключается в обосновании его выгод от подобного сотрудничества.

Несколько легче обстоят дела с привлечением частных соинвесторов. В таком сотрудничестве прежде всего заинтересованы представители сопутствующих услуг индустрии развлечений5: участники индустрии общественного питания, операторы парков развлечений и девелоперские компании, обладающие правом на соседнюю с туристическим объектом землю, так как развитие туристических объектов, как правило, делает соседние участки привлекательными для их застройки как коммерческими, так и жилыми объектами недвижимости6. Подобные партнерства могут быть использованы для совместного лоббирования интересов местных властей, разработки земельных участков и маркетинговой активности.

Прямая государственная поддержка

В ситуации, когда государство понимает реальную значимость туристической отрасли для экономики и социально-экономические выгоды от ее развития, бизнес туристической сферы может использовать различные механизмы взаимодействия с соответствующими органами власти с целью привлечения капитала. Помимо такого распространенного инструмента, как налоговые льготы, описанного ранее, существуют и более сложные механизмы содействия развитию туристического сектора. Так, например, в мировой практике активно используется механизм, с помощью которого администрация может создать некоммерческую организацию, оказывающую содействие развитию туризма, чьи долговые обязательства будут освобождены от налога на доходы как физических, так и юридических лиц7. Такие долговые инструменты наиболее привлекательны для потенциальных инвесторов, так как доходы от операций с ними не облагаются налогом и они служат формой более дешевого кредита для представителей туристической сферы, так как требуемая норма доходности по ним может быть значительно ниже в виду отсутствия налога на доходы и наличия государственных гарантий.

Также формой прямой государственной поддержки могут выступать любые гарантии государства по кредитам, выдаваемым представителям туристической отрасли, льготные ставки на аренду земли под туристические объекты, отмена таможенных пошлин под инвестиционные товары и др.

Спонсорство

Спонсорство — инструмент, редко рассматриваемый в качестве привлечения финансовых средств в отечественную туристическую отрасль. Конечно, процедура получения спонсорской поддержки весьма сложна, а ее результат не гарантирован, тем не менее не стоит полностью игнорировать этот недорогой инструмент финансирования. Всемирный банк, например, активно развивает схему финансовой поддержки туристических объектов, развитие которых направлено на сохранение и приумножение культурного и природного наследия отдельных стран и территорий8. Спонсорская поддержка не всегда носит характер прямого финансирования, но нередко косвенное участие приносит весьма неплохие результаты. Так, некоторые организации предлагают операторам гостиничного бизнеса, которые строят объекты с применением так называемых "зеленых технологий" (т. е. не наносящие вреда экологии), долгосрочный кредит по ставке значительно ниже средней на рынке.

заключение

Ознакомившись с таким довольно обширным перечнем возможных источников капитала, любая компания может озадачиться очень непростым вопросом, — с чего начать и какой механизм привлечения финансовых средств выбрать? Привлекательность того или иного инструмента будет во многом зависеть от целого ряда факторов, начиная от проектов, которые необходимо профинансировать, и объема требуемых средств до текущего финансового состояния и структуры капитала компании. Но общий принцип можно описать следующим образом:

  • определить направления использования средств (планируемые проекты);
  • оценить общую потребность в финансировании;
  • проанализировать внутренние резервы компании;
  • изучить возможности привлечения финансирования из внешних источников;
  • сформировать оптимальный финансовый портфель;

При этом важно помнить, что успешная реализация задуманных проектов и инициатив во многом определяется целеустремленностью организатора и верой в успешный исход.


Содержание (развернуть содержание)
Вопросы приобретения заемщиками своей задолженности в условиях кризиса
Управление публичным долгом: международный опыт и российская действительность
Взыскивать или договариваться
Фундаментальный анализ: проблемы и перспективы
Работа в условиях кризиса: способы управления долгами
Реструктуризация портфелей проблемной задолженности: практические и налоговые аспекты
Антикризисная стратегия Краснодарского края
Финансовые стратегии и перспективы развития компаний туристической сферы Юга России
Антикризисный план курортов Кубани
Что мешает туризму в России?
Потребительский сектор ЮФО: перспективы развития в период кризиса
У строителей Краснодарского края весна наступит раньше
Рынок недвижимости Краснодара: что изменилось?
Земле нужен хозяин: проблемы и перспективы реформирования сельскохозяйственного сектора Краснодарского края
Особенности налогообложения лизинговой компании в условиях финансового кризиса
Инвестиционное законодательство Кубани: какие стимулы вкладывать в экономику южного региона?
Роснефть не планирует покупку Сургутнефтегаза
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований
Особенности исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса
Антикризисное управление социально-экономическими процессами
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Концепция муниципальных инфраструктурных облигаций
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2008-2009 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100