Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Перонко Иван, Заместитель главы Администрации (губернатора) Краснодарского края

  • Все статьи автора

Антикризисная стратегия Краснодарского края

Июнь 2009

Интервью с заместителем главы Администрации (губернатора) Краснодарского края Иваном Перонко

Новая экономическая ситуация в России и ее регионах требует ускоренного и качественно нового решения сложившихся ранее системных проблем. О том, насколько сильно финансовый кризис затронул экономику Краснодарского края и как будут решаться возникшие проблемы, мы попросили рассказать заместителя главы Администрации (губернатора) Краснодарского края Ивана Перонко.

РЦБ: Иван Александрович, какие задачи вышли на первый план в связи с кризисом? Как Вы охарактеризуете текущее состояние экономики Краснодарского края?

И. П. Сегодня особую актуальность приобретают повышение недостаточной конкурентоспособности продукции, товаров и услуг ряда региональных товаропроизводителей, ликвидация дефицита энергоресурсов и высокой зависимости края от цен на энергоносители. Помимо этого, региону необходимо решать проблему занятости населения. Вместе с тем высокий экономический потенциал, инвестиционная привлекательность, диверсифицированный хозяйственный комплекс Краснодарского края способствовали ослаблению влияния кризиса, что позволило завершить 2008 г. и I кв. 2009 г. с неплохими результатами. По оценке Министерства регионального развития Российской Федерации, в 26 регионах страны, в том числе и в Краснодарском крае, сохраняется стабильное состояние экономики.

Так, объем валового внутреннего продукта Кубани по сравнению с 2007 г. вырос на 9%. В экономику края поступил 321 млрд руб. инвестиций, превысив уровень 2007 г. по данному показателю на 17%. По темпам роста инвестиций Краснодарский край опережает многие регионы нашей страны.

Год 2008-й характеризуется положительной динамикой в основных отраслях экономики края. В частности, в жилищном строительстве ввод жилья составил 3,8 млн кв. м. (103,6% к 2007 г.), объем сельскохозяйственной продукции вырос почти на 23%. Темп прироста промышленного производства в 2008 г. составил 2,8%. Рост реальных доходов населения на 9,5% положительно отразился на результатах потребительского рынка края: оборот розничной торговли вырос на 16,6%, в общественном питании обеспечен прирост 24,9% по отношению к 2007 г.

Реализован ряд крупных инвестиционных проектов: построен новый завод по производству сухих строительных смесей ОАО "Кнауф Гипс Псебай"; проведена реконструкция контейнерного терминала ОАО  "Новорослесэкспорт"; введены в строй ряд торговых и развлекательных комплексов — торговый центр "Сити-Парк", гипермаркеты "Лента" и "Леруа Мерлен" и др.

РЦБ: Как финансовый сектор экономики завершил 2008 г.?

И. П. Минувший год был успешным для финансового сектора региона. Объем ежегодно привлекаемых в экономику края кредитных ресурсов за последние 5 лет увеличился почти в 20 раз, прирастая каждый год на 100 млрд руб. В 2008 г. этот показатель составил 650 млрд руб., в том числе субъектам малого бизнеса выдано кредитов на сумму около 153 млрд руб., что на 24% превышает итоговое значение 2007 г. За последние 3 года объем ценных бумаг, выпущенных эмитентами Краснодарского края, увеличился более чем в 20 раз. Ежегодно предприятия края привлекают на открытом фондовом рынке от 13 до 16 % инвестиций. В абсолютном выражении эта цифра за 2006—2008 гг. превысила 60 млрд руб.

РЦБ: Чем объясняется такая положительная динамика экономики края в столь непростое время?

И. П. Высокие показатели 2008 г., достигнутые в реальном секторе экономики и на финансовом рынке, — результат их динамичного развития в первые 3 квартала года. В IV кв. экономика региона ощутила на себе влияние мирового финансового кризиса, который затронул прежде всего кредитный рынок, что проявилось в резком повышении процентных ставок как по корпоративным, так и по потребительским кредитам и сокращении кредитных возможностей банков. В результате практически недоступного привлечения финансирования на долговом рынке капитала некоторые эмитенты отложили сроки размещения облигаций. Котировки акций краевых эмитентов снизились на фоне общей негативной динамики рынка. Снижение отмечено по всему спектру торгуемых бумаг и находится в интервале 47—90% по итогам 2008 г.

По нашим данным, объем выданных банками кредитов в I кв. 2009 г. оказался на 34% меньше объема, выданного в I кв. годом ранее. Стоимость кредитов выросла на 3—7%. В среднем ставки по кредитам для предприятий колеблются от 17 до 32% годовых. Средняя стоимость потребительских кредитов (за исключением ипотеки) находится на уровне 21%.

Потребности хозяйственного комплекса края в кредитных ресурсах оцениваются сотнями миллиардов рублей. Для нормального функционирования, например, строительного комплекса в текущем году необходимо около 62 млрд руб. В этой связи ограничение возможностей кредитования мы расцениваем как наиболее опасное проявление кризиса.

РЦБ: Насколько сильно сжатие кредитного рынка повлияло на экономику края?

И. П. По итогам I кв. текущего года объем промышленного производства сокращен на 9,4%, объем выполненных работ в строительстве — более чем на 7,6%. Ввод в эксплуатацию жилых домов сократился на 1,6% от уровня аналогичного периода 2008 г.

РЦБ: Как отразился кризис на ситуации с занятостью в регионе?

И. П. Непростая ситуация сложилась на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы по итогам I кв. составил 1,2% от численности экономически активного населения. Это более чем в 2 раза меньше, чем в целом по стране, и наиболее низкий показатель по ЮФО (Ростовская область — 1,8%, Волгоградская область — 1,8%, Ставропольский край — 2,7%). Число официально зарегистрированных безработных в Краснодарском крае превысило 30 тыс. человек. С декабря 2008 г. по январь 2009 г. число безработных выросло на 14%. Более 20 тыс. человек заняты неполное рабочее время или находятся в отпусках без сохранения заработной платы.

РЦБ: Каковы итоги I кв. текущего года?

И. П. Обнадеживает тот факт, что темпы снижения показателей в отраслях остаются в прогнозируемом диапазоне, при этом некоторые отрасли по итогам I кв. продемонстрировали положительные результаты. В "плюс" сработали компании, предоставляющие услуги связи (10,8%), оказывающие платные услуги (7,2%), а также транспортные организации по грузообороту (4,1%). На прежнем уровне остался показатель объема производства в сельском хозяйстве. Более чем на 2,5% выросли реальные располагаемые доходы населения.

РЦБ: Какие меры предпринимает Администрация края для борьбы с негативными воздействиями кризиса?

И. П. В условиях кризиса от региональных властей требуется максимальная концентрация для выполнения взятых на себя социальных обязательств, поддержания социальной стабильности и создания предпосылок для продолжения экономического роста. По поручению губернатора в Администрации Краснодарского края сформирован антикризисный штаб по оздоровлению ситуации в реальном секторе экономики, утвержден План антикризисных мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда и социальную помощь граждан, содействие отраслям краевой экономики и устойчивой работы финансового и фондового рынков, реализацию приоритетных инвестиционных проектов, поддержку малого бизнеса, снижение административного давления на бизнес.

РЦБ: Каковы основные параметры антикризисной программы?

И. П. Антикризисная программа края включает в себя несколько направлений. Прежде всего это социальная поддержка граждан и стабилизация ситуации на рынке труда. Администрация края проводит ответственную бюджетную политику. Несмотря на бюджетный дефицит, все социальные обязательства перед населением будут выполнены в полном объеме.

Важнейшим направлением антикризисной программы является поддержка отраслей экономики Краснодарского края. Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики утвержден список из 1 148 предприятий регионального значения, в который включено 47 организаций Краснодарского края.

На поддержку производства сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами будет направлен 1 млрд руб.

В рамках помощи предприятиям реального сектора экономики предполагается осуществить следующие мероприятия:

  • создание и развитие на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов и заготовительных организаций сельскохозяйственных оптово-розничных рынков для реализации плодоовощной продукции;
  • реализация существующих мер государственной поддержки субъектов АПК, в том числе развитие малых форм хозяйствования;
  • реализация программы строительства быстро возводимого социального жилья в Краснодарском крае и оказание государственной поддержки в 2009 г. за счет краевого бюджета — на сумму 500 млн руб. и средств из местных бюджетов — 125 млн руб.;
  • предоставление госгарантий предприятиям строительного комплекса края, участвующим в строительстве олимпийских объектов в объеме 2,3 млрд руб.;
  • финансирование мероприятий, направленных на развитие и реконструкцию инженерной инфраструктуры и модернизацию объектов ЖКХ в размере 2,5 млрд руб.;
  • увеличение доли продукции кубанских производителей в объеме реализуемых товаров предприятиям розничной торговли до 80%, в первую очередь в ассортименте социально-значимых товаров;
  • инициирование в стратегических планах естественных монополий размещения объектов развития на территории Краснодарского края;
  • внедрение использования альтернативных источников тепло- и энергоснабжения;
  • строительство специализированных морских терминалов для расширения номенклатуры перерабатываемых грузов.

Кроме того, Программой предусматривается обеспечение устойчивости финансового и фондового рынков. В 2009 г. в экономику Краснодарского края необходимо привлечь не менее 500—600 млрд руб. кредитных средств, на фондовом рынке будет привлечено не менее 20 млрд руб. долгосрочных инвестиций, выдать жилищных кредитов в объеме не менее 20 млрд руб., планируется направить на социальные выплаты (субсидии) гражданам по ипотечным кредитам до 1 млрд руб.

В рамках поддержания устойчивости финансового и фондового рынков Администрация края действует по следующим основным направлениям:

  • обеспечение стабильной работы финансовых институтов и соблюдение принципов добросовестной конкуренции;
  • обеспечение доступности кредитов для приоритетных категорий заемщиков (граждане, предприятия малого бизнеса и сельского хозяйства), заключение соглашений с банковскими организациями о кредитовании, субсидирование и предоставление государственных гарантий;
  • снижение предпринимательских рисков и страховая защита населения края посредством использования механизмов страхования;
  • предоставление социальных выплат из краевого бюджета гражданам, молодым семьям, разработка форм государственной поддержки, стимулирующих строительство нового жилья и развитие механизмов жилищного кредитования, развитие жилищно-накопительной системы;
  • информационная работа и повышение финансовой грамотности населения края, защита жителей от мошенничества на финансовых рынках, пресечение деятельности "финансовых пирамид";
  • применение альтернативных источников привлечения инвестиций: облигационных заимствований, прямого финансирования, закрытых паевых инвестиционных фондов.
  • разработка законодательных инициатив и предложений в Правительство РФ, позволяющих обеспечить стабильную работу финансовых организаций и поддержку граждан в условиях финансового кризиса.

РЦБ: Какие виды и формы социальной поддержки населения использует краевая власть?

И. П. Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу составляют 90,1 млрд руб. Для социальной поддержки граждан принимаются меры, направленные на упрощение процедуры предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. В 2009 г. на эти цели в краевом бюджете предусмотрено 416,8 млн руб. В рамках краевой целевой программы "Дети Кубани" запланировано приобретение (строительство) жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на 339,2 млн руб. На оздоровление детей Кубани будет направлено 112,9 млн руб. Для государственной поддержки усыновителей установлено единовременное денежное пособие в размере 300 тыс. руб. гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) в Краснодарском крае. Получит дальнейшее развитие национальный проект "Здоровье". Будет продолжено осуществление стимулирующих денежных выплат медицинскому персоналу участковой службы, персоналу ФАПов и скорой медицинской помощи, дополнительная подготовка и переподготовка врачей первичного звена здравоохранения, диспансеризация работающих граждан. Планируется строительство перинатального центра, дальнейшее развитие получит программа "Родовый сертификат". На реализацию в крае приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2009 г. запланировано 2,9 млрд руб., проекта "Образование" — 3,4 млрд руб.

В рамках национального проекта "Образование" предполагается денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений; поощрение лучших учителей, внедрение комплексных проектов модернизации образования; подготовка рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, а также реализация экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и др.

В рамках специальной целевой программы предусмотрено выделение 280 млн руб. (266 млн руб. — из федерального бюджета, 14 млн руб. — из краевого) на финансирование мероприятий, связанных с профессиональным обучением и переобучением, трудоустройством, открытием собственного дела. Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места в 2009 г. в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников.

РЦБ: Какие меры планируется предпринять для поддержания малого бизнеса?

И. П. В условиях кризиса у предпринимательства — особая роль. Именно малый и средний бизнес являются сегодня основным резервом развития экономики — и в масштабах страны, и на региональном уровне. Малый бизнес дает 1/3 валового регионального продукта. И это далеко не предел.

Самая мобильная часть бизнес-сообщества — предприниматели, которые способны быстро адаптироваться к меняющимся условиям и буквально "с нуля" создавать новые предприятия и рабочие места.

В Краснодарском крае принята долгосрочная целевая программа по поддержке малого и среднего предпринимательства. Объем финансирования программы за счет средств краевого бюджета в 2009 г. составляет 70 млн руб. 85% бюджетных средств, предусмотренных на реализацию программы, будут направлены на оказание прямой финансовой помощи предпринимателям. На эти цели из федерального бюджета планируется привлечь средства в объеме 232 млн руб.

Малый бизнес получает поддержку в виде субсидирования затрат по уплате процентов по кредитам, направленным на строительство и приобретение производственных зданий, покупку машин и технологического оборудования, закупку сырья и материалов для производственных нужд, подключение к инженерным сетям. Осуществляется субсидирование затрат предпринимателей по лизинговым платежам по договорам финансовой аренды (лизинга) на приобретение основных средств для предпринимательской деятельности. Начинающим предпринимателям субсидируется часть затрат на приобретение необходимого офисного и производственного оборудования.

РЦБ: Что делается для снижения административного давления на бизнес в условиях кризиса?

И. П. В сложившейся экономической ситуации необходимо создание новых производств и новых рабочих мест, стабильное поступление налогов для исполнения региональными властями своих полномочий. В период кризиса недопустимыми являются излишние административные барьеры ведения бизнеса. С целью ограничения вмешательства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращения избыточного государственного регулирования и повышения эффективности системы государственного и муниципального управления в Краснодарском крае, в 2009 г в рамках административной реформы будут реализованы следующие направления:

  • управление по целям и результатам в органах исполнительной власти Краснодарского края;
  • оптимизация функций органов исполнительной власти края, регламентация функций, государственных и муниципальных услуг;
  • повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Краснодарского края и общества.

Мы сохраняем все приоритеты социально-экономического развития Кубани, которые  определены в Стратегии развития Краснодарского края до 2020 г. и в Программе социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2012 г. Взвешенная политика краевых властей в отношении поддержки социальной сферы и реального сектора позволит преодолеть кризис с наименьшими потерями, сохранив при этом человеческий и производственный потенциал.


Содержание (развернуть содержание)
Вопросы приобретения заемщиками своей задолженности в условиях кризиса
Управление публичным долгом: международный опыт и российская действительность
Взыскивать или договариваться
Фундаментальный анализ: проблемы и перспективы
Работа в условиях кризиса: способы управления долгами
Реструктуризация портфелей проблемной задолженности: практические и налоговые аспекты
Антикризисная стратегия Краснодарского края
Финансовые стратегии и перспективы развития компаний туристической сферы Юга России
Антикризисный план курортов Кубани
Что мешает туризму в России?
Потребительский сектор ЮФО: перспективы развития в период кризиса
У строителей Краснодарского края весна наступит раньше
Рынок недвижимости Краснодара: что изменилось?
Земле нужен хозяин: проблемы и перспективы реформирования сельскохозяйственного сектора Краснодарского края
Особенности налогообложения лизинговой компании в условиях финансового кризиса
Инвестиционное законодательство Кубани: какие стимулы вкладывать в экономику южного региона?
Роснефть не планирует покупку Сургутнефтегаза
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований
Особенности исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса
Антикризисное управление социально-экономическими процессами
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Концепция муниципальных инфраструктурных облигаций
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2008-2009 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100