Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Ильин Олег, Заместитель директора ООО "Акция", профессионального участника рынка ценных бумаг Республики Беларусь

  • Все статьи автора

Фондовый рынок Республики Беларусь в ожидании инвесторов

Май 2009

Профессиональные участники рынка ценных бумаг Белоруссии наконец-то получили надежду не выживать, а зарабатывать на национальном фондовом рынке. Беларусь — одна из немногих республик, где еще не была проведена полноценная приватизация государственной собственности. Доля госсектора в структуре экономики страны составляет более 85%.

Сложно сказать, что заставило правительство Белоруссии начать приватизацию: крах мировой финансовой системы либо кризис внутри республики, вызванный неэффективным функционированием государственных предприятий. И хотя процесс приватизации в Белоруссии начался в 2008 г., власти пошли на этот шаг, когда национальная экономика еще не ощутила последствий мирового кризиса. Первой ласточкой, сформировавшей позитивные настроения на белорусском рынке ценных бумаг, стала отмена особого права государства ("золотой акции") на участие в управлении хозяйственными обществами, созданными на первом этапе белорусской приватизации в 1990-х гг. Право "золотой акции", введенное в 1997 г., многие участники рынка воспринимали как фактор, сдерживающий активность инвесторов и значительно ухудшающий инвестиционную привлекательность фондового рынка. Институт "золотой акции" в Республике Беларусь использовался в 23 открытых акционерных обществах республиканской и коммунальной собственности. Самый известный случай применения особого права государства на участие в управлении хозяйственными обществами произошел в 2005 г.: Гомельский облисполком использовал право "золотой акции" в ООО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод плюс". Несмотря на подтверждение правомерности такого введения "золотой акции" хозяйственным судом, специалисты обоснованно считают, что данное общество с ограниченной ответственностью не подпадает под указанные выше признаки. Суд признал, что оно создано в результате приватизации и является правопреемником ранее существовавшего арендного предприятия. Однако в другом деле по иску Министерства финансов к ООО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод плюс" тот же суд пришел к выводу, что это общество не является правопреемником предприятия (иск был заявлен о взыскании в пользу государства 4,7 млн долл.).

Новые возможности у участников рынка ценных бумаг Республики Беларусь появились в связи с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2008 г. № 7 "О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3", предусматривающего поэтапную отмену ограничений на обращение акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации. Согласно Декрету № 7 ограничения по отчуждению акций акционерных обществ, образованных в процессе разгосударствления и приватизации, не будут распространяться на акции открытых акционерных обществ (за исключением ОАО, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности), в которых доля государства в уставном фонде на 31 марта 2008 г.:

  • отсутствует или составляет 75% и более с 1 июня 2008 г.;
  • составляет более 50% с 1 января 2009 г.

Ограничения по распоряжению акциями иных акционерных обществ действительны до 31 декабря 2010 г.

Однако несмотря на то что Декрет № 7 вступил в силу в июле 2008 г., рынок ценных бумаг был все еще в стагнирующем состоянии, а профучастники ожидали списка акционерных обществ, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики. Данный перечень был утвержден 15 декабря 2008 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1927. В него попали 162 предприятия нефтехимической, машиностроительной, пищевой промышленности и других отраслей. Так, большинство молоко- и мясоперерабатывающих заводов, комбикормовых заводов, рыбхозов в соответствии с Постановлением № 1927 были определены как стратегически важные для экономики страны. Таким образом, в список объектов, акции которых были приобретены в ходе льготной приватизации и на которые распространяется отмена моратория на отчуждение акций на первых двух этапах, вошло более 1100 предприятий различных отраслей белорусской экономики. Значительная часть таких акционерных обществ была приватизирована членами трудовых коллективов и не имеет доли государственной собственности.

Вследствие таких изменений на фондовом рынке Белоруссии в 2009 г. возросла инвестиционная активность, выраженная в существенном увеличении количества регистрируемых сделок. Перспективной моделью работы на белорусском фондовом рынке стала скупка акций по приемлемым ценам у членов трудовых коллективов предприятий, приватизированных в 1990-х гг. Так, ряд стратегических инвесторов, преимущественно из стран ближнего зарубежья, начали процесс формирования пакетов акций белорусских предприятий. В основном такой схемой пользуются профильные инвесторы, стремящиеся к расширению своей деятельности на белорусском рынке, а также фондовые спекулянты, скупающие акции по заниженной стоимости с целью их дальнейшей перепродажи. Наибольший интерес в настоящее время у инвесторов и спекулянтов вызывают белорусский ритейл и предприятия, занятые переработкой.

Вторая волна приватизации началась с принятия Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2008 г. № 1021 "Об утверждении плана приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2008—2010 гг. и перечня открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже, на 2008—2010 гг.". Приватизацию государственных предприятий предполагалось провести с 2008 по 2010 г. Тем же постановлением утвержден список из 505 предприятий, которые надлежит акционировать. В 2008 г. план по акционированию был практически выполнен. По данным Государственного комитета по имуществу, только несколько государственных предприятий не успели акционироваться в течение года. Некоторые предприятия, вошедшие в список приватизируемых, в процессе акционирования привлекали стратегических инвесторов. Так, российский инвестор ОАО "Мотекс" в обмен на 70,5% акций обязался провести комплексное техническое перевооружение предприятия, увеличить число рабочих мест и расширить экспортные рынки. Местные власти приветствовали участие в модернизации ОАО российских инвесторов и оказали содействие в проведении данной сделки.

Перечень объектов, включенных в план приватизации, был сформирован в  виде кластеров предприятий в разрезе профильных министерств. Наибольшее количество предприятий подведомственны Министерству промышленности и Министерству транспорта и коммуникаций. В список грандов белорусской экономики, причисляемых к так называемым белорусскими "голубым фишкам", попали Республиканское унитарное производственное предприятие "Белорусский автомобильный завод", Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский автомобильный завод", Новополоцкое республиканское унитарное предприятие по транспорту нефти "Дружба", Республиканское унитарное предприятие "Гомельтранснефть Дружба".

Весьма привлекателен и перечень акционерных обществ, в которых государственная доля будет выставляться на продажу в форме аукциона. В него включено 144 предприятия. Как правило, государство выставляет на продажу миноритарные пакеты акций (преимущественно до 25%) и предъявляет инвесторам ряд условий (такие, как сохранение численности персонала, профиля деятельности предприятия, объемы направляемых инвестиций и др.). Но несмотря на данные ограничения, заинтересованность в приобретении государственной доли в предприятиях машиностроения, пищевой промышленности, энергетики и сельского хозяйства уже выразили компании Западной Европы, Ближнего Востока, США. Однако, кроме стран названных регионов значительный удельный вес в объеме поступаемых в экономику Республики Беларусь инвестиций приходится на Россию. В 2008 г., например, 33,2% инвестиций в экономику республики обеспечили только российские компании, а 61,9% — компании нескольких европейских стран (Швейцария, Австрия, Великобритания, Кипр, Германия).

Российский бизнес в Белоруссии уже до начала процесса приватизации был представлен во многих секторах национальной экономики: нефтехимическом (Славнефть, Лукойл), банковском (ВТБ, Альфа-банк, Банк Москвы, Росбанк и пр.), страховом (Ресо, Ингосстрах), строительстве (Итера Инвест-Строй, Интеко), розничной торговле (Седьмой Континент, A1 Group) и др. Активность российских инвесторов на белорусском рынке имеет устойчивую тенденцию к росту, причем в последние годы наблюдалась динамика увеличения как количества сделок российских компаний на белорусском рынке M&A, так и объемов инвестиций.

Наряду с активизацией приватизационных процессов в Республике Беларусь формируется благоприятная бизнес-среда:

  • урегулированы вопросы аренды капитальных строений, зданий (сооружений), изолированных помещений, находящихся как в государственной, так и в частной собственности, упрощены процедуры и сокращены сроки предоставления земельных участков;
  • отменена регистрация цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги), урезан перечень товаров и услуг, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование;
  • созданы более привлекательные условия применения упрощенной системы налогообложения;
  • введены полноценные механизмы заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования с уменьшением сроков ее проведения;
  • приостановлен контроль (надзор) за деятельностью субъектов хозяйствования в форме проверок (ревизий) до дня вступления в силу решения главы государства, регламентирующего единый порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь;
  • на 40% сокращена номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, и перечень продукции, подлежащей государственной гигиенической регистрации;
  • разработаны проекты нормативных правовых актов по вопросам распоряжения государственным имуществом, лицензирования отдельных видов деятельности, стимулирования инновационной деятельности и внедрения новой высокотехнологичной продукции, привлечения инвестиций, страхования.

Таким образом, благодаря созданной инвестиционной инфраструктуре и потенциалу национальной экономики появляются хорошие перспективы вхождения на стратегически важный рынок Республики Беларусь, имеющий выгодное географическое положение и высокий уровень развития капитала и человеческого фактора.


Содержание (развернуть содержание)
В поисках равновесия
Проблема совмещения видов инфраструктурной деятельности на финансовом рынке
Стандартизация - залог следования принципам корпоративного управления и прозрачности в части учета прав собственности
Администрирование негосударственных пенсионных фондов - полезное дополнение услуг специализированных депозитариев
Применение международного опыта для развития компенсационных механизмов на финансовом рынке России
Актуальные проблемы управления рисками в условиях влияния кризиса на деятельность регистраторов
Хозяйственное общество и имущественный комплекс: велика ли разница?
Регулирование рынка ценных бумаг в ЕС - возможность использования подходов
Россия должна вернуть доверие инвесторов
Антикризисный план правительства: сильные и слабые стороны экономической политики
Переживая всемирный потоп на острове стабильности
Советы Обаме
Реструктуризация корпоративных долгов (рублевых облигаций)
Новые долги: в рублях или в долларах?
Практические аспекты инвестиций в структурные продукты со встроенным кредитным риском
Финансирование инфраструктурного проекта: проектные облигации и облигации, обеспеченные поступлениями
Фондовый рынок Республики Беларусь в ожидании инвесторов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100