Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Батуева Анна, Юрист юридической фирмы "Авакян, Туктаров и Партнеры"

  • Все статьи автора

Финансирование инфраструктурного проекта: проектные облигации и облигации, обеспеченные поступлениями

Май 2009

В настоящей статье сделан сравнительный анализ проектных облигаций и облигаций, обеспеченных поступлениями (инфраструктурных облигаций), а также дана оценка имеющихся на сегодняшний день возможностей использования данных долговых инструментов для привлечения финансирования инфраструктурных объектов в России.

В последнее время в российской прессе активно обсуждается вопрос об инфраструктурных облигациях1. Это связано, прежде всего, с инициативой Правительства России2 начать по примеру некоторых государств финансирование строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры с помощью так называемых инфраструктурных облигаций.

Так, программа антикризисных мер правительства предусматривает размещение инфраструктурных облигаций РЖД (29 января 2009 г. компания зарегистрировала 7 выпусков облигаций, которые она позиционирует как инфраструктурные3). Однако облигации РЖД не являются инфраструктурными облигациями, поскольку эмиссионные документы не предусматривают гарантии целевого использования привлеченных средств, обеспечение по облигациям за счет поступлений от объектов инфраструктуры и другие положения, свойственные инфраструктурным облигациям. Под таковыми же ошибочно понимаются корпоративные облигации, выпускаемые для привлечения денежных средств на реализацию инфраструктурного проекта4.

Действительно, финансирование инфраструктурного проекта осуществляется путем выпуска облигаций наряду с кредитом и государственным субсидированием в сложившейся мировой практике. Такие облигации делятся на проектные облигации (project bonds), облигации, обеспеченные поступлениями (revenue bonds), и облигации с общим обязательством (general obligations bonds). Это деление зависит главным образом от того, кто является эмитентом (частная компания или публичное образование), а также от обеспечения по облигациям и вытекающих из этого особенностей. Такие виды облигаций в экономической литературе и публицистике часто объединяют под общим названием "инфраструктурные облигации" (infrastructure bonds).

В настоящей статье кратко описываются указанные виды облигаций и рассматриваются имеющиеся на сегодняшний день предложения по привлечению финансирования с использованием выпуска облигаций для инфраструктурных объектов в России.

ПРОЕКТНЫЕ ОБЛИГАЦИИ

Общая характеристика

Проектные облигации — это ценные бумаги, выпускаемые частной проектной компанией, которой принадлежит объект инфраструктуры (строящийся или уже построенный), и выплаты по которым осуществляются за счет поступлений от эксплуатации объекта инфраструктуры, и чьи эмиссионные документы содержат ковенанты, позволяющие владельцам облигаций (и их представителям) мониторить обстоятельства, которые существенно влияют на денежный поток финансируемого инфраструктурного проекта.

Проектная компания контролируется спонсором — лицом, инициирующим строительство и эксплуатацию объекта инфраструктуры. Проектной компании принадлежат права требования по договорам об эксплуатации принадлежащего ей объекта инфраструктуры, которые ею предоставляются в качестве одного из обеспечения обязательств по привлеченному займу, в том числе по выпущенным проектным облигациям.

Проектная компания контролирует ход работ по строительству подрядчиком объекта инфраструктуры и после ввода объекта в эксплуатацию управляет им.

Сбор платежей за эксплуатацию (за счет которых происходит исполнение обязательств по проектным облигациям) с конечных пользователей объекта инфраструктуры осуществляют операторы объекта, которые назначаются проектной компанией.

Владельцы проектных облигаций имеют возможность контролировать деятельность проектной компании путем предоставления представителю владельцев облигаций права на получение от проектной компании и операторов любой информации касательно эксплуатации объекта инфраструктуры. Кроме того, представитель владельцев облигаций может быть избран в качестве члена совета директоров проектной компании для того, чтобы иметь возможность контролировать избрание единоличного исполнительного органа проектной компании.

Проектные облигации и меры государственной поддержки

Проектная компания создается в рамках как сугубо частных проектов, так и проектов частно-государственного партнерства. В последнем случае проектная компания, как правило, выступает концессионером по концессионному соглашению с государством (концедентом).

Государство часто участвует в тех проектах, где требуется долгосрочное строительство капиталоемкого инфраструктурного объекта, имеющего важное социальное значение, или в проектах, в которых вид инфраструктурного объекта является новым.

При этом государство обычно принимает на себя лишь часть кредитных рисков в отношении инфраструктурного объекта путем оказания мер государственной поддержки.

Наиболее часто используемыми мерами государственной поддержки являются такие меры, как:

  • предоставление государственной гарантии по обязательствам страховой организации, которая страхует риски эмитента по обязательствам перед владельцами облигаций;
  • предоставление государственной гарантии в рамках концессионного соглашения (гарантирование определенного уровня поступлений от эксплуатации объекта инфраструктуры, определенного уровня валютного курса и др.);
  • налоговые льготы;
  • предоставление государственной гарантии по проектным облигациям.

Такие меры государственной поддержки существенно повышают кредитное качество проектных облигаций (хотя и не гарантируют напрямую обязательства по облигациям5), поскольку они направлены на обеспечение определенного уровня доходности объекта инфраструктуры (платежи по проектным облигациям обеспечены поступлениями от эксплуатации инфраструктурного проекта).

Кредитное качество мер государственной поддержки зависит от таких характеристик, как: условия исполнения (например, необходимо ли получить дополнительное одобрение на расходы из бюджета для выплат по государственной гарантии; необходимо ли для выплат по государственной гарантии наступление факта неплатежа по облигациям или достаточно предварительного уведомления о недостаточности средств для выплат по облигациям); очередность исполнения по государственной гарантии; политические риски, связанные с реализацией инфраструктурного проекта (например, политическая поддержка одних проектов может существенно снизиться в период избирательной кампании).

О ТЕРМИНЕ "ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ"

Русскоязычный термин "инфраструктурные облигации" образован путем калькированного перевода словосочетания infrastructure bonds, которое используется в экономическом и юридическом значениях. В литературе, посвященной вопросам финансирования инфраструктурных проектов, этим термином часто обозначают все облигации, которые выпускаются для финансирования инфраструктурного объекта (инфраструктурные облигации в экономическом значении)6.

В сугубо юридическом значении термин infrastructure bonds применяется в законодательстве некоторых штатов США7 и обозначает те облигации, которые выпускаются исключительно для финансирования строительства (приобретения, реконструкции) инфраструктурного объекта.

Более же распространенным законодательным термином в США для обозначения облигаций, с помощью которых финансируется инфраструктурный проект, является revenue bonds (облигации, обеспеченные поступлениями)8,9.

ОБЛИГАЦИИ, ОБЕСПЕЧЕННЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯМИ (REVENUE BONDS)

Признаки облигаций, обеспеченных поступлениями

Эмитент

Облигации, обеспеченные поступлениями, — это облигации, которые выпускаются публично-правовыми образованиями (государством, муниципалитетом) и/или публичными юридическими лицами (юридическими лицами, учрежденными публично-правовым образованием либо в уставном капитале которых оно имеет преобладающее участие, а также юридическими лицами, выполняющими какие-либо публичные функции (на основе соглашения с публично-правовым образованием или лицензии) (далее — публичное образование).

Обеспечение

В качестве обеспечения по таким облигациям предоставляются поступления от эксплуатации инфраструктурного объекта (налоговые сборы, пошлины, тарифы и др.). Имущество публичного образования, как правило, не обеспечивает обязательства по облигациям, обеспеченным поступлениями.

В отличие от проектных облигаций, данный вид облигаций может быть обеспечен поступлениями от эксплуатации не только инфраструктурного объекта, для финансирования которого они были выпущены, но и от других объектов инфраструктуры, принадлежащих публичному образованию10.

Налоговый нейтралитет

Важным преимуществом облигаций, обеспеченных поступлениями, является режим налогового нейтралитета. В соответствии с ним доходы по облигациям, обеспеченным поступлениями, не облагаются налогами как на федеральном, так и на местном уровнях. Благодаря этому значительно снижается процентная ставка по облигациям, обеспеченным поступлениями, и тем самым снижаются расходы публичного образования.

Структура сделки выпуска облигаций, обеспеченных поступлениями

Обобщенно процедура выпуска облигаций, обеспеченных поступлениями, происходит следующим образом.

Спонсором (лицом, которое инициировало строительство и эксплуатацию объекта инфраструктуры) и одновременно эмитентом облигаций, обеспеченных поступлениями, являются государственные/муниципальные органы либо государственные/муниципальные юридические лица. Сбор выручки, поступающей от эксплуатации объекта инфраструктуры, может осуществляться (а) либо спонсором на обособленный в этих целях счет, (б) либо представителем владельцев облигаций, (в) либо оператором, назначенным спонсором.

Поступления от эксплуатации объекта инфраструктуры — основной источник выплат и обеспечение обязательств эмитента по облигациям, обеспеченным поступлениями. Объект инфраструктуры не передается в качестве обеспечения обязательств по облигациям, обеспеченным поступлениями, и сохраняется за публичным образованием.

В США публичное образование (спонсор) может заключить соглашение с частной компанией (девелопером), на основании которого частная компания получает право эксплуатировать объект инфраструктуры. В этом случае платежи частной компании на основании такого соглашения направляются на уплату по процентам и погашение облигаций, обеспеченных поступлениями. При этом право собственности в отношении объекта инфраструктуры сохраняется за публичным образованием. По окончании срока действия соглашения с публичным образованием частная компания вправе выкупить объект инфраструктуры при условии, что она выполнила все условия такого соглашения.

Кроме того, благодаря муниципальным программам по финансированию инфраструктурных объектов11 частная компания вправе инициировать строительство и эксплуатацию объекта инфраструктуры, а также выпуск облигаций, обеспеченных поступлениями. На основе таких программ публичное образование отбирает частную компанию, заявка которой в наибольшей степени соответствует установленным в программе требованиям. При этом эмитентами облигаций, обеспеченных поступлениями, и собственниками объекта инфраструктуры являются публичные образования.

Преимущества для государства

Выпуск облигаций, обеспеченных поступлениями, — один из способов привлечения частных инвестиций в инфраструктурный проект. При этом такие облигации составляют лишь часть в общей структуре инфраструктурного финансирования, которая обычно предусматривает федеральные и субфедеральные субсидии, частные инвестиции в форме прямого участия в проекте (через концессию) и кредитования.

Важным преимуществом облигаций, обеспеченных поступлениями, как долгового инструмента является то, что имущество публичного образования, за исключением поступлений от объекта инфраструктуры, "защищено" от требований владельцев облигаций, обеспеченных поступлениями.

Кроме того, основные обязательства публичного образования по облигациям, обеспеченным поступлениями, ограничены денежными обязательствами. Владельцы облигаций не получают какую-либо долю участия в финансируемом объекте инфраструктуры.

Значение для частных инвесторов

Инвестирование в облигации, обеспеченные поступлениями, обладает такими преимуществами для частных инвесторов, как сниженная налоговая нагрузка по доходам от облигаций и значительное снижение юридических рисков, связанных со статусом эмитента, выпуском облигаций и использованием привлеченных средств:

  • доходы по облигациям, обеспеченным поступлениями, не облагаются налогами;
  • значительное снижение юридических рисков происходит благодаря законодательному закреплению основных элементов структуры сделки:
  • право эмитента на выпуск облигаций;
  • предоставление поступлений от инфраструктурного объекта в качестве обеспечения;
  • целевое использование поступлений от инфраструктурного объекта в качестве обеспечения.

Таким образом, законодательное нормирование предотвращает возможность признания сделки по выпуску облигаций, обеспеченных поступлениями, недействительной. А любое нецелевое использование поступлений от эксплуатации инфраструктурного объекта-обеспечения по облигациям является недействительным.

Законодательное регулирование облигаций, обеспеченных поступлениями

Специальное законодательство, посвященное облигациям, обеспеченным поступлениями, имеется в таких государствах, как США12, Польша.

Законодательные нормы об облигациях, обеспеченных поступлениями, как правило, регулируют следующие вопросы:

  • предоставление права на эмиссию облигаций, обеспеченных поступлениями, публичным образованиям;
  • закрепление исключительного целевого назначения обеспечения, предоставленного по облигациям (т. е. поступлений от эксплуатации инфраструктурного объекта), для исполнения обязательств по облигациям, а также запрет обращать взыскания на такое обеспечение по требованиям, не связанным с обязательствами по облигациям, обеспеченным поступлениями, в том числе в случае банкротства их эмитента;
  • порядок принятия решения о выпуске облигаций, обеспеченных поступлениями13;
  • запрет предъявлять требования к публичному образованию в отношении его имущества, которое не было предоставлено в качестве обеспечения по облигациям, обеспеченным поступлениями (прежде всего, в отношении бюджетных поступлений публичного образования)14, 15;
  • специальные правила бюджетного законодательства в отношении выпуска и обращения облигаций, обеспеченных поступлениями16;
  • некоторые условия выпуска облигаций, обеспеченных поступлениями17;
  • способы финансирования публичного образования для обеспечения его необходимыми средствами для эмиссии облигаций, обеспеченных поступлениями.

Закрепление на уровне закона основных элементов структуры сделки по выпуску облигаций, обеспеченных поступлениями (правила об эмитенте, об обеспечении по облигациям и др.), является существенной гарантией прав инвесторов, поскольку устраняет возможные споры и неопределенность при реализации их прав, прямо закрепленных в законе. Это, в свою очередь, предопределяет достаточно высокий кредитный рейтинг облигаций, обеспеченных поступлениями.

Облигации с общим обязательством эмитента

В качестве обеспечения выплат по облигациям могут выступать не только поступления от эксплуатации инфраструктурного объекта, но и все имущество публичного образования (эмитента). Такие облигации называются облигациями с общим обязательством эмитента18. Для осуществления платежей по ним, в случае если поступлений от эксплуатации инфраструктурного объекта недостаточно, используют другое имущество эмитента (прежде всего, это касается налоговых доходов бюджета).

Для принятия решения о выпуске облигаций с общим обязательством эмитента обычно требуется одобрение законодательного органа (одобрение на референдуме, согласие уполномоченного вышестоящего органа), поскольку тем самым устанавливаются дополнительные расходные обязательства бюджета.

Как правило, облигации с общим обязательством эмитента выпускаются в случаях, когда необходимо обеспечить финансирование крупных дорогостоящих проектов на длительный срок.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МОДЕЛИ ОБЛИГАЦИЙ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПРОЕКТА

В настоящее время в России принят ряд мер для введения в оборот так называемых инфраструктурных облигаций. Эти предложения, в том числе доклад Минэкономразвития России об инфраструктурных облигациях19, основаны на модели, в соответствии с которой эмитентом облигаций является частное юридическое лицо (концессионер, осуществляющий реализацию инфраструктурного проекта на основе концессионного соглашения).

Так, Федеральная служба по финансовым рынкам исходит из понимания инфраструктурных облигаций как ценных бумаг с длительным сроком погашения, исполнение по которым обеспечено государственной гарантией или гарантией государственной корпорации ВЭБ20.

Однако при этом для подобных "инфраструктурных облигаций" не предусматривается целевое использование таких облигаций, обеспечение выплат по облигациям поступлениями от инфраструктурного объекта, отсутствуют механизмы раскрытия информации о ходе реализации инфраструктурного проекта, которые должны позволить владельцам облигаций контролировать необходимый уровень поступлений для выплат по облигациям. Поэтому предложения ФСФР, касающиеся инфраструктурных облигаций, на самом деле имеют в виду корпоративные облигации.

Однако корпоративные облигации и инфраструктурные облигации21 — два принципиально различных инструмента. Первые — это вид финансирования, которое осуществляется "против" общего финансового положения заемщика (эмитента), т. е. выплаты по облигациям осуществляются за счет операционной выручки эмитента, а не из определенного источника. Напротив, инфраструктурные облигации — вид финансирования, при котором кредиторы оценивают риски, связанные с определенным инфраструктурным проектом, так как выплаты по облигациям осуществляются за счет поступлений от эксплуатации объекта инфраструктуры.

НЕОБХОДИМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИИ

Описанные выше инструменты финансирования инфраструктурного проекта: проектные облигации, выпускаемые частными компаниями, и облигации, обеспеченные поступлениями, выпускаемые публичными образованиями, — могут быть использованы в России при условии внесения изменений в ряд нормативных актов.

Такие законодательные изменения должны, во-первых, закрепить на законодательном уровне нормы, позволяющие реализовывать основные принципы проектного финансирования, во-вторых, обеспечить выпуск инфраструктурных облигаций.

Реализация основных принципов проектного финансирования:

  • расширение предмета залога по ценным бумагам. В настоящее время законодательство о ценных бумагах позволяет предоставлять в качестве залога по ценным бумагам только два вида имущества: ценные бумаги и недвижимое имущество. Этот перечень должен быть расширен, и в качестве предмета залога по ценным бумагам должно допускаться любое имущество, за исключением имущества, оборот которого запрещен. Так, в рамках проектного финансирования в качестве залога обычно предоставляются права требования по договорам об эксплуатации инфраструктурного объекта (арендные платежи, сборы за пользование автомобильной дорогой, аэропортовые сборы, тарифы на погрузочно-разгрузочные работы порта и др.);
  • исключительный предмет деятельности проектной компании. Исключительный предмет деятельности проектной компании позволяет инвесторам по проекту контролировать круг лиц, которые могут предъявить требования к проектной компании. Такой контроль позволяет существенно снизить кредитные риски инвесторов по проекту, поскольку устраняется возможность предъявления к проектной компании требований со стороны лиц, которые не вовлечены в процесс реализации инфраструктурного проекта. Кроме того, устраняется возможность неправомерного распоряжения проектной компанией имуществом, вовлеченным в инфраструктурный проект (прежде всего, объектом инфраструктуры);
  • ограничение возможности реорганизации, ликвидации и введения процедуры банкротства в отношении проектной компании. Для обеспечения надлежащего исполнения обязательств перед кредиторами проектная компания должна существовать до полного исполнения всех своих обязательств перед кредиторами. Поэтому необходимо ввести возможность ограничения права проектной компании инициировать процедуру своей реорганизации или ликвидации. Кроме того, требуется ограничить круг лиц, которые вправе подавать в арбитражный суд заявление о признании проектной компании банкротом;
  • общее собрание владельцев облигаций и представитель владельцев облигаций. Общее собрание владельцев облигаций необходимо прежде всего для (а) возможности изменения решения о выпуске облигаций и (б) принятия решений о применении конкретных средств правовой защиты прав владельцев облигаций. Благодаря общему собранию становится возможным принятие решения, обязательного для каждого владельца облигаций, в том числе голосовавшего против такого решения.

Представитель владельцев облигаций будет действовать от имени всех владельцев облигаций, что позволит (а) эмитенту взаимодействовать в период обращения проектных (инфраструктурных) облигаций с одним лицом (а не со всеми владельцами облигаций) и (б) наиболее быстрым образом и на профессиональной основе защищать права и интересы владельцев облигаций (например, при обращении взыскания на обеспечение по проектным (инфраструктурным) облигациям).

Обеспечение выпуска инфраструктурных облигаций:

  • возможность эмиссии инфраструктурных облигаций соответствующими органами в сфере инфраструктуры. Необходимо предоставить возможность выпускать облигации государственным (муниципальным) органам, осуществляющим государственные функции (функции местного самоуправления) в соответствующей сфере инфраструктуры (например, Министерству транспорта Российской Федерации, органу управления субъекта Российской Федерации и органу местного самоуправления в сфере дорожного хозяйства). Это позволит значительно уменьшить время для принятия решений или совершения действий, необходимость в которых возникает в течение периода обращения инфраструктурных облигаций (например, согласование документов о раскрытии информации)22;
  • обособление бюджетных средств в рамках инфраструктурного проекта. При выпуске инфраструктурных облигаций, эмиссионные документы которых предусматривают управление инфраструктурным объектом бюджетными учреждениями, учет поступлений и выплат, связанных с инфраструктурным объектом, должен осуществляться обособленно от всех других бюджетных средств соответствующего бюджета (с сохранением возможности бюджетного контроля). Эта мера направлена на предотвращение смешения доходов от использования инфраструктурного объекта, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, (которые предоставлены как обеспечение по инфраструктурным облигациям) с другими доходами бюджета;
  • обеспечение выплат по инфраструктурным облигациям за счет регулируемых тарифов. Для предоставления эмитентам инфраструктурных облигаций возможности обеспечить покрытие недостатка денежных средств для выплат по инфраструктурным облигациям в случае снижения размера собираемых от эксплуатации инфраструктурного объекта регулируемых тарифов в законодательстве необходимо предусмотреть право устанавливать в эмиссионных документах порядок и условия изменения (в том числе повышения) регулируемых тарифов при эксплуатации инфраструктурного объекта без необходимости получения специального разрешения органа в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (Федеральной службы по тарифам);
  • отсутствие налогообложения доходов от выплат по инфраструктурным облигациям. Необходимо установить в Налоговом кодексе налоговую ставку ноль процентов на прибыль по процентам по инфраструктурным облигациям, а также прибыль при реализации инфраструктурных облигаций их владельцами.

Содержание (развернуть содержание)
В поисках равновесия
Проблема совмещения видов инфраструктурной деятельности на финансовом рынке
Стандартизация - залог следования принципам корпоративного управления и прозрачности в части учета прав собственности
Администрирование негосударственных пенсионных фондов - полезное дополнение услуг специализированных депозитариев
Применение международного опыта для развития компенсационных механизмов на финансовом рынке России
Актуальные проблемы управления рисками в условиях влияния кризиса на деятельность регистраторов
Хозяйственное общество и имущественный комплекс: велика ли разница?
Регулирование рынка ценных бумаг в ЕС - возможность использования подходов
Россия должна вернуть доверие инвесторов
Антикризисный план правительства: сильные и слабые стороны экономической политики
Переживая всемирный потоп на острове стабильности
Советы Обаме
Реструктуризация корпоративных долгов (рублевых облигаций)
Новые долги: в рублях или в долларах?
Практические аспекты инвестиций в структурные продукты со встроенным кредитным риском
Финансирование инфраструктурного проекта: проектные облигации и облигации, обеспеченные поступлениями
Фондовый рынок Республики Беларусь в ожидании инвесторов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100