Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Соколов Дмитрий, Заместитель начальника Управления развития регулирования на финансовом рынке ФСФР России

  • Все статьи автора

Администрирование негосударственных пенсионных фондов - полезное дополнение услуг специализированных депозитариев

Май 2009

В начале этой публикации остановимся на событии девятилетней давности: 28 апреля 2000 г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 383 "О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды". Целью данного закона было упорядочить депозитарную и контрольную деятельность, осуществляемую в отношении стремительно появлявшихся в то время институциональных инвесторов — негосударственных пенсионных фондов (НПФов).

В среде сообщества пенсионных фондов этот шаг вызвал весьма бурную негативную реакцию: появился еще один контролер помимо надзорной деятельности Инспекции негосударственных пенсионных фондов, актуариев и аудиторов. Прошло время, и спустя почти 10 лет негосударственные пенсионные фонды практически не изменили свою позицию и, продолжая в подавляющем большинстве считать институт специализированных депозитариев лишь обслуживающим персоналом, не могут оценить весь потенциал услуг, которые спецдепозитарии готовы им предложить. Сейчас это очень актуально, особенно в связи с кризисными явлениями на российском финансовом рынке — умелое и профессиональное администрирование очень многих негосударственных пенсионных фондов было бы совершенно не лишним. При этом необходимо отделить анализ методов администрирования пенсионных фондов от деятельности управляющих компаний по управлению пенсионными резервами и накоплениями фондов. Данная деятельность требует отдельного рассмотрения, особенно в связи с кризисными явлениями, наличием "токсичных" активов, отсутствием доходов от инвестирования и прочими неудовлетворительными явлениями в ней. Однако обратимся к общемировой практике администрирования пенсионных фондов.

В настоящее время депозитарное обслуживание НПФов, а также контроль за инвестированием ими активов в европейских странах, как правило, осуществляют организации, называемые "администраторами негосударственных пенсионных фондов". При этом объемы и виды услуг на разных стадиях развития НПФов, дополнительные требования по вопросам взаимоотношений администратора с учредителями, вкладчиками и участниками фонда, обеспечение конфиденциальности и другие вопросы определяются и конкретизируются на договорной основе между администратором и НПФом, а также учредителями, вкладчиками и участниками такого фонда. За рубежом администратор выполняет достаточно большой набор функций в зависимости от законодательства, определяющего взаимоотношения между пенсионными фондами как юридическими лицами, вкладчиками и участниками пенсионных схем и программ. Существует несколько моделей администрирования негосударственного пенсионного фонда:

  • НПФ — полноправное юридическое лицо и может выполнять все функции реализации пенсионной программы вкладчика — от приема пенсионных взносов до инвестирования и депозитарного обслуживания участников (характерно для Канады, Швеции и Бразилии);
  • НПФ не является юридическим лицом по аналогии с паевым инвестиционным фондом (представляет собой имущественный комплекс), все взаимоотношения с вкладчиками, участниками и операторами инвестиционного рынка выполняет и обеспечивает администратор НПФа, который и является юридическим лицом (характерно для США и Германии);
  • НПФ — юридическое лицо, которое самостоятельно осуществляет взаимоотношения с вкладчиками и участниками, но доверительное управление активами которого передано управляющим компаниям, а депозитарное обслуживание и осуществление независимого контроля за распоряжением активами — специализированным депозитариям (характерно для России и Казахстана).

Недостатком канадской модели администрирования НПФа является высокая степень сосредоточения операционных, депозитарных и инвестиционных рисков в одной организации вследствие неразделения учета и управления активами негосударственного пенсионного фонда. Украинская модель администрирования НПФа также неприемлема для российской практики специализированных депозитариев в том случае, если управление и учет (хранение) активов сосредоточены у администратора фонда.

Третья модель администрирования НПФа в настоящее время применяется в России и является приемлемой для специализированных депозитариев на российском финансовом рынке вследствие разделения учета активов фонда, управления ими и нивелирования рисков, сопутствующих при осуществлении деятельности управляющих компаний, НПФов и специализированных депозитариев. Однако ведение пенсионных счетов и учет прав участников и вкладчиков на получение негосударственной пенсии осуществляют сами фонды. Вместе с тем в последние годы в Европе у институциональных инвесторов наблюдается тенденция к аутсорсингу, т. е. передача всех операционных услуг (ведение счетов, документов и регистров), учет, составление и направление отчетности регулирующим органам делегируются внешним провайдерам услуг (специализированным депозитариям). Указанная тенденция должна получить свое развитие и в России, так как она позволит НПФам предложить своим клиентам большой спектр пенсионных продуктов и сосредоточиться на выработке стратегии инвестирования их средств, а специализированным депозитариям — совершенствовать свою учетную функцию с использованием имеющихся электронных технологий и средств ведения учета.

Сегодня российские НПФы обязаны учитывать пенсионные взносы юридических и физических лиц на отдельных счетах синтетического учета. Состояние этих счетов, как и у банков, является коммерческой тайной. Но, в отличие от банков, на счетах вкладчиков (работодателей для участников фонда) учитываются, помимо денежных средств (пенсионных взносов и инвестиционного дохода), еще и пенсионные права участников фонда, учтенные на солидарном счете вкладчика-работодателя в соответствии с условиями пенсионной программы. Через некоторое время эти права будут преобразованы в обязательства НПФа по выплате пенсий участникам.

Негосударственные пенсионные фонды могли бы передать на договорных условиях ведение солидарных пенсионных счетов вкладчиков-работодателей администратору фонда (специализированному депозитарию) с целью непрерывного контроля обязательств НПФа по этим счетам и учета выплаты назначенных пенсий или выкупных сумм в случае выхода вкладчика из фонда (при прекращении пенсионного договора). Специализированный депозитарий уже осуществляет аналогичный контроль при погашении инвестиционного пая паевого фонда и при начислении дохода по инвестиционным паям ЗПИФа, и в этом плане у него имеется колоссальный опыт.

Учет прав по именным пенсионным счетам может также вести специализированный депозитарий, тем более что он уже осуществляет подобную услугу для пайщиков ПИФов по ведению реестра владельцев инвестиционных паев. Суть этой услуги заключается в ведении аналитического учета пенсионных счетов вкладчиков и участников, а также прослеживании истории участников: периодов участия, изменения их заработной платы, выплат пенсий и индексаций, истории инвестиционных деклараций, которые выбирали участники или вкладчики, и полученного инвестиционного дохода.

Для того чтобы обеспечить актуальное состояние счетов, необходимо постоянное проведение транзакций по счетам, отслеживание поступлений, списаний и разнообразных внутренних проводок, например, между солидарным и именными пенсионными счетами. А это в свою очередь требует налаживания постоянного обмена информацией с НПФами, вкладчиками, участниками, пенсионными комиссиями вкладчиков, управляющими компаниями, аудиторами, внешними актуариями. Получение подобной информации возможно только в случае делегирования администратору фонда (специализированному депозитарию) права на прием документов (или копий документов) от перечисленных организаций. Кроме того, в договорных отношениях между негосударственным пенсионным фондом и специализированным депозитарием должен жестко оговариваться режим конфиденциальности по этой информации. Сейчас специализированный депозитарий обладает всей информацией только в отношении размещенных средств пенсионных резервов (инвестированных средств пенсионных накоплений).

На основании состояния реестра пенсионных счетов администратор фонда (специализированный депозитарий) мог бы подготавливать ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты для последующего представления их НПФам, а также аудиторам, независимым актуариям и членам попечительских советов фонда. Точно такая же услуга уже оказывается специализированными депозитариями управляющим компаниям ПИФов.

Кроме регулярных отчетов, администратор фонда как держатель реестра пенсионных счетов мог бы формировать отчеты по запросам фонда, участников, вкладчиков и ревизионных органов:

  • отчеты о текущем состоянии пенсионных счетов (или накопленных прав участников);
  • отчеты о движении по счетам, включающие всевозможные зачисления, а также выплаты назначенных пенсий и выкупных сумм;
  • актуарные прогнозы изменения состояния счетов.

В идеале при осуществлении специализированным депозитарием услуг администратора фонда он должен отвечать за своевременное обнаружение и исправление ошибок в пенсионных правилах и используемых НПФом пенсионных схемах.

Таким образом, отнесение перечисленных услуг администратора НПФа к услугам по контролю со стороны специализированного депозитария позволит существенно сократить издержки пенсионной системы с помощью "эффекта масштаба" (учет, хранение и контроль пенсионных резервов и накоплений уже осуществляет специализированный депозитарий), а также сблизить принципы оказания услуг по контролю в ПИФе и НПФе, связанных с необходимостью соблюдения прав и законных интересов как пайщиков, так и участников и вкладчиков. Это позволило бы НПФам перенаправить свои материальные и трудовые ресурсы на формирование антикризисных мер по обеспечению принципов как инвестирования пенсионных резервов и накоплений, так и изменения своих инвестиционных стратегий. Также это могло бы стать своего рода "разделением труда" на рынке коллективных инвестиций.

С этой целью предлагаем профессиональным сообществам депозитариев и негосударственных пенсионных фондов всерьез задуматься над этой проблемой. Очень скоро она, возможно, актуализируется. Мое предложение сводится к необходимости инициирования внесения изменений в Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", зафиксировав в нем понятие администратора в ст. 3 следующим образом: "Администратор негосударственного пенсионного фонда — организация, осуществляющая в совокупности услуги по учету прав участников (вкладчиков) фонда на получение негосударственной пенсии (выкупной суммы), по ведению именных и солидарных пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения, по подготовке отчетов о состоянии указанных счетов. Администратором негосударственного пенсионного фонда может быть специализированный депозитарий этого фонда". При этом услуги администратора негосударственного пенсионного фонда могут быть описаны и внесены в упомянутый федеральный закон в виде дополнительной статьи 31.1 "Функции администратора фонда".


Содержание (развернуть содержание)
В поисках равновесия
Проблема совмещения видов инфраструктурной деятельности на финансовом рынке
Стандартизация - залог следования принципам корпоративного управления и прозрачности в части учета прав собственности
Администрирование негосударственных пенсионных фондов - полезное дополнение услуг специализированных депозитариев
Применение международного опыта для развития компенсационных механизмов на финансовом рынке России
Актуальные проблемы управления рисками в условиях влияния кризиса на деятельность регистраторов
Хозяйственное общество и имущественный комплекс: велика ли разница?
Регулирование рынка ценных бумаг в ЕС - возможность использования подходов
Россия должна вернуть доверие инвесторов
Антикризисный план правительства: сильные и слабые стороны экономической политики
Переживая всемирный потоп на острове стабильности
Советы Обаме
Реструктуризация корпоративных долгов (рублевых облигаций)
Новые долги: в рублях или в долларах?
Практические аспекты инвестиций в структурные продукты со встроенным кредитным риском
Финансирование инфраструктурного проекта: проектные облигации и облигации, обеспеченные поступлениями
Фондовый рынок Республики Беларусь в ожидании инвесторов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100