Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Максим Палюшок, Главный специалист сводного отдела бюджетного планирования Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области

  • Все статьи автора

Волгоградская область: перспективы заемной деятельности

Апрель 2009

Сокращение объемов поступлений доходов, ограничение возможности привлечения заемных ресурсов и, как следствие, неспособность обеспечения действующих и отказ от принятия новых расходных обязательств — те проблемы, с которыми столкнулись субъекты Российской Федерации и муниципальные образования еще в конце 2008 г. Сейчас вопрос финансового обеспечения расходных статей наиболее актуален, поскольку именно первые месяцы года являются проблемными в плане поступления доходов в бюджет. Вопрос поддержания ликвидности еще решаем, хотя такое решение обходится довольно дорого — ставки по кредитам банков очень высоки. Поиск решения проблемы обеспечения капитальных расходов в условиях резкого сокращения доходов и отсутствия возможности привлечения долгосрочных ресурсов уже отошел дальше, чем на второй план.

Складывающаяся ситуация

Обновленный федеральный бюджет приведен в соответствие с кризисными реалиями — резким снижением доходов, чувствительным уменьшением налоговых поступлений из-за сокращения налоговой базы и ростом антикризисных расходов. Положение региональных бюджетов довольно серьезное, поскольку налоговая база субъектов Российской Федерации еще менее устойчива к кризису. Прогнозы Министерства финансов не утешительны: дефицит региональных бюджетов в текущем году вырастет в 15 раз, доходы упадут на 18%.

Существует высокий спрос на заемные ресурсы, при том что уровень доходности растет, а сроки займов не выходят за рамки одного года.

В этой ситуации Волгоградская область делает ставку не на расширение заемной деятельности, а прежде всего на оптимизацию расходов. Однако чтобы избежать существенного сокращения расходных статей, продолжается поиск возможностей привлечения дополнительных ресурсов.

Состояние бюджета

Очевидно, что рост собственных доходов Волгоградской области по итогам 2008 г. является во многом отражением экономической ситуации, сложившейся за первые 9 мес. отчетного периода. Исполнение бюджета по доходам более чем на 100% от запланированных параметров, рост собственных налоговых и неналоговых доходов по сравнению с предшествующим 2007 г. более чем на 40% — довольно хорошие, если не сказать "радужные" показатели.

Естественный результат выполнения планов по доходам регионального бюджета — завидное исполнение расходных статей, запланированных на уровне 127% к 2007 г.: по итогам отчетного периода оно составило 132% по сравнению с предшествующим периодом. Тем не менее, оценивая перспективы развития финансового кризиса, был сделан акцент на поиске путей оптимизации расходов.

Учитывая меняющуюся финансовую ситуацию в стране, администрация области пересмотрела программу заимствований. Во второй половине 2008 г. было решено отказаться от размещения облигационного займа — уровень текущих доходов оказался достаточным для обеспечения собственных, в том числе и капитальных, расходов. Привлечение дополнительных ресурсов посредством эмиссии долговых инструментов в условиях роста доходности стало рассматриваться как нецелесооб­разная мера.

Но оптимистичные показатели исполнения бюджета 2008 г. (фактически он исполнен без дефицита) не защищают от грядущих проблем.

Уже первые месяцы текущего года ознаменовались сокращением, хотя и не катастрофичным, доходных поступлений. Несмотря на то что январь исполнен по доходам на 54% в сравнении с показателями аналогичного периода прошлого года, итоги второго месяца уже более оптимистичны — 95%. Текущее снижение доходных поступлений отразилось на динамике расходов первых двух месяцев 2009 г.: первый месяц исполнен аналогично доходам — на 54% в сравнении с показателями соответствующего периода прошлого года, второй — уже более чем на 94%. Однако исполнение к плану существенно ниже.

В условиях сокращения доходов и ограничения доступа к заемным ресурсам корректировка бюджета и адаптация его к сложившимся реалиям — очевидная и объективно необходимая мера. Работа над новой редакцией бюджета ведется. То, что он еще не принят, — следствие поисков оптимального решения бюджетных проблем и ожидания результатов исполнения бюджета по итогам I кв. Но очевидно, что в нем найдут отражения те антикризисные меры, которые уже сейчас применяются.

Государственный долг

Положительные результаты исполнения бюджета в 2008 г. нашли свое отражение и в состоянии и структуре государственного долга. Объем долга по состоянию на 1 января 2009 г. составил 4286,5 млн руб. По сравнению с началом 2008 г. наблюдается существенное сокращение (14%). Также наблюдается снижение уровня государственного долга — по отношению к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений — 11,6% по состоянию на начало текущего года (рис. 1).

Отсутствие в структуре долга кратко­срочных обязательств связано с погашением в декабре кредита, привлеченного в рамках кредитной линии на покрытие кассового разрыва.

Таким образом, основная часть долга на начало года выражена в ценных бумагах: на долю последних приходится 70,6% от общего объема долга (рис. 2). Итак, доля обязательств по ценным бумагам Волгоградской области в структуре государственного долга увеличилась — с 51% по состоянию на 1 января 2008 г. до 71%.

Составляющей финансовой политики области в 2008 г. стало решение задачи оптимизации структуры и объема долга, и, как результат, произошли увеличение обязательств по займам, осуществляемым путем выпуска ценных бумаг, и рост объема обязательств по государственным гарантиям, т. е. фактически перераспределение долей в пользу средне- и долгосрочных обязательств.

Тем не менее состав и объем обязательств в текущем году могут существенно измениться: следует ожидать, что в структуре долга снова вырастет доля краткосрочных обязательств. Определенные надежды возлагаются на федеральный центр, так что доля бюджетных кредитов может увеличиться.

Расходы на обслуживание государственного долга региона на протяжении последних лет не превышали 2% общего объема расходов бюджета (рис. 3). В отчетном году этот показатель и вовсе был менее 1%; связано это, прежде всего, с отказом от размещения облигационного займа во второй половине 2008 г. и имевшейся возможностью привлекать кредитные ресурсы по довольно низкой, определенной еще в начале года, процентной ставке — в рамках кредитной линии. Средняя процентная ставка в 2008 г. по данному инструменту не превысила 10% (при том что основная доля привлечения пришлась на декабрь, а ставка рефинансирования Центрального банка РФ варьировалась в течение года в пределах 10–13%). Но в текущем году неизбежен рост долговых расходов, хотя повышение их уровня на фоне сокращения общего объема расходных статей при пересмотре бюджета будет незначительным даже в условиях высоких процентных ставок.

Кроме того, уже в конце весны — начале лета области предстоят не только выплаты купонов, но и погашение номинала по облигациям двух выпусков — 2004 и 2007 гг.

Политика заимствований

В рамках принятой программы заимствований в прошлом году в целях обеспечения дополнительных поступлений бюджета для решения инвестиционных задач регионом планировалось привлечение заемных ресурсов, прежде всего посредством облигационных займов (рис. 4).

Был запланирован и успешно размещен на бирже среднесрочный займ с фиксированным купоном и амортизацией долга на сумму 1000 млн руб. Эффек­тивная доходность при размещении составила 9,85%. Срок обращения облигаций — 1456 дней. Однако от последующего размещения полуторамиллиардного займа во второй половине года было решено отказаться.

В результате общий объем находящихся в обращении по состоянию на 1 января 2009 г. 5 биржевых выпусков Волго­градских облигаций составил 3 млрд руб. (см. таблицу).

Чистое привлечение за 2008 г. составило 467508,2 млн руб., что связано, в том числе, и с погашением существенной части долга по долгосрочным облигациям выпуска 2004—2005 гг.

Что касается кредитов коммерческих банков, то объемы привлечения посредством заключения кредитных соглашений и договоров сопоставимы с объемами облигационных займов. Еще в начале года было заключено соглашение о предоставлении кредитной линии с лимитом в 2 млрд руб.: это обеспечило бюджет финансовыми ресурсами (причем, применительно к ситуации второй половины года, довольно дешевыми) для покрытия дефицита ликвидности. Тем не менее стабильные доходы обусловили лишь частичное ее применение: в течение года в целях покрытия кассовых разрывов привлечены (и погашены в короткие сроки) кредиты в объеме 900 млн руб. Как результат, начало 2009 г. характеризуется отсутствием краткосрочных обязательств: все действующие обязательства Волго­градской области на начало года являются долгосрочными.

Перспективы

Заметное снижение поступлений доходов, увеличение спроса со стороны значительной части российских регионов и муниципалитетов на заемные ресурсы при ограниченном их предложении обусловливают необходимость выбора: существенное сокращение расходов бюджета либо привлечение дорогих займов. Облигационные займы всегда рассматривались как неплохой источник финансирования дефицита бюджета, однако в нынешних условиях спрос на них снизился. Необходимость обеспечения высокой доходности по облигациям, высокие проценты по банковским кредитам определили в качестве первостепенной задачи для Волгоградской области изыскание резервов для сокращения расходов и оптимизации их структуры.

Учитывая, что в действующей редакции закона о бюджете дефицит запланирован на уровне 3066 млн руб., и ориентируясь на плановый объем расходов и фактический уровень исполнения бюджета по доходам, следует предположить, что без ограничения расходов реальный дефицит выйдет за рамки установленных 7% к объему доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Именно сдерживание роста действующих обязательств и оптимизация расходов бюджета в этих условиях выступают на первый план.

Еще в конце 2008 г. в условиях финансовой нестабильности и экономического спада в регионе приняты меры по обеспечению сбалансированности бюджета и ограничению роста расходов: дополнительные доходы (полученные в течение года и включенные впоследствии в скорректированный бюджет) направлены на погашение долговых обязательств. Кроме того, в текущем году за счет экономии по другим статьям увеличен резервный фонд, ресурсы которого должны выступить средством обеспечения сбалансированности в случае существенного снижения доходов бюджета.

Тем не менее заемные ресурсы остаются необходимым элементом финансовой политики региона. В текущем году, наряду с обеспечением собственно расходов бюджета, предстоит погашение обязательств по облигационным займам. Действующая редакция бюджета предусматривает привлечение 4000 млн руб. банковских кредитов с погашением большей их части в следующем году (рис. 5). Запланированный объем облигационных займов существенно ниже, т. е. предусмотрено их замещение банковскими кредитами. Но очевидно, что такое перераспределение не окончательно: планы в области размещения облигационных займов будут определяться ситуацией на рынке СМО.

Принимая во внимание, что одним из направлений антикризисных расходов федерального бюджета является поддержка регионов, следует ожидать расширения объемов привлечения бюджетных кредитов: отсутствие данного инструмента в программе заимствований области в 2008 г. определит увеличение доли обязательств в структуре государственного долга свыше 4%.

Итак, вероятно перераспределение долей в структуре портфеля области в пользу кратко- и среднесрочных обязательств, обратное существующей ситуации.

Выводы

Возможное по некоторым прогнозам смещение пика кризиса с середины на конец 2009 г. или на начало следующего года свидетельствует о серьезности проблем, но дает, тем не менее, время для выработки и принятия решений. Расши­рение же границ кризиса определяет необходимость взвешенного подхода к любого рода шагам в финансовой сфере, поскольку ошибки в условиях кризиса будут обходиться очень дорого.

Подходы к планированию бюджета, выработке стратегии заимствований и реализации тактических решений в области долгового управления, исходя из этого, должны быть "аккуратными", учитывать ограниченность доступа к заемным ресурсам.

Очевидно, что в структуре портфеля обязательств Волгоградской области, как и других регионов, в ближайшее время произойдут существенные изменения в пользу кратко- и среднесрочных обязательств. Границы применения краткосрочных и дорогих банковских кредитов будут определяться ситуацией на рынке СМО, которая, в свою очередь, зависит от скорости восстановления спроса на облигации со стороны инвесторов. А для восстановления рынка есть определенные предпосылки: политика "дорогих" денег и фиксация курса рубля объективно должны подтолкнуть инвесторов к покупке облигаций, выступающих компромиссом между надежностью и доходностью.

В качестве реального источника финансовых ресурсов и антикризисного стимула выступают межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты. Вероятность повышения их роли для регионов определяется планами правительства: увеличение объема финансовой помощи регионам в рамках изменения федерального бюджета на 300 млрд руб. (150 млрд руб. — дотации для обеспечения сбалансированности бюджетов регионов, 150 млрд руб. — дополнительные бюджетные кредиты на срок до 3 лет).





Содержание (развернуть содержание)
Один день с Михаилом Братановым
Кредитование и залог имущества паевых инвестиционных фондов
Инвестиционная политика Корпорации РОСНАНО
На пути к инновационной экономике
Разумные инвестиции
Зарубежный опыт развития нанотехнологий
Нужен ли государству венчурный рынок?
Венчурные инвестиции как краеугольный камень создания инновационной экономики
Разумный компромисс или гонка без тормозов
Дефолтные бумаги - проблема № 1
ЗПИФы - антикризисные стратегии
Eurex - международная биржа по торговле деривативами
Путь в будущее лежит через компромиссы
Юридическая помощь участникам рынка в условиях кризиса
Выход юбилейного 50-го номера тематического блока "Финансы городов и регионов"
Юбилей проекта "Финансы городов и регионов"
Кризис регионального уровня
Момент истины
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований
Итоги 2008 года - динамика биржевого и внебиржевого оборотов субфедеральных и муниципальных облигаций
Волгоградская область: перспективы заемной деятельности

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100