Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Глазков Сергей, Директор проекта "Финансы городов и регионов", консультант председателя Комитета государственных заимствований г. Москвы, канд. техн. наук

  • Все статьи автора

Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований

Апрель 2009

Главным событием в I кв. 2009 г. стало полное размещение облигации Москвы 59-го выпуска объемом 15 млрд руб. с итоговой доходностью 15,81%. Размещение этой 1-летней облигации осуществлялось на 4 аукционах в течение января—марта, а также на вторичном рынке — как доразмещение. Весь процесс носил рыночный характер, что позволяет утверждать, что по доходности дно первичного рынка в I кв. для годовой облигации лучшего регионального эмитента оказалось чуть ниже 16%. Регу­ляр­ное зондирование рынка, осуществляемое Москомзаймом, дает хорошие результаты. Методика, ведущая к успеху: размещать часто и понемногу, сочетая активные действия на первичном и вторичном рынках.

Единственная попытка размещения 18 февраля 2009 г. другого эмитента — Московской области — окончилась не­удачно: размещен лишь 1 млн руб. с доходностью 18,85%.

Развивая успех, Москомзайм 1 апреля начал размещение 2,5-летней облигации Москва-25058 (на аукционе было размещено 5,8 млрд руб. под 16,90%). Таким образом, удлинение облигации в 2,5 раза сегодня обходится примерно в 100 б. п.

Для других регионов рынок СМО пока закрыт, хотя обычно в апреле на первичный рынок начинают выходить и другие эмитенты. Начавшееся движение на рынке СМО должно дать толчок и рынку банковских кредитов. Высокий (20—30%) уровень процентной ставки на нем стимулирует региональные власти на выдвижение антикризисных предложений о введении госрегулирования процентной ставки по кредитным ресурсам (нормативно ввести предельную ставку по кредитам в виде фиксированной величины маржи к ставке рефинансирования ЦБ РФ), а также об усилении контроля за этим. Предлагается также ввести институт дилеров межбанковского кредитного рынка под контролем и при финансовой поддержке ЦБ РФ.

Существенные различия в уровне социально-экономического развития регионов ведут к усилению центробежных политических тенденций и местного протекционизма — естественной защите региональных экономик в условиях кризиса. Цель — повышение политической и экономической конкуренции между регионами в стране, в которой заинтересованы сильные территории.

К этому добавились требования изменить на паритетной основе пропорцию распределения бюджетных доходов: снизить с нынешних 60% до 40% в пользу центра.

Со своей стороны Центр укрепляет вертикаль власти. Госдума одобрила в марте в первом чтении документ, позволяющий отправлять в отставку мэров и глав муниципальных образований. Инициаторами такого увольнения могут быть и губернатор, и региональные депутаты. Одна из причин новации — просроченная задолженность по исполнению долговых и бюджетных обязательств.

Правительство собирается финансировать рост госрасходов в 2009 г. за счет резервного фонда и заимствований в объеме 529 млрд руб. Заимствования на внутреннем рынке приведут к росту рублевой процентной ставки и оттоку финансовых ресурсов из реального сектора. РФ должна занимать на внешнем рынке: объем внешнего долга страны незначителен, а кредитная история последних 10 лет располагающая.

На поддержку субъектов РФ в обновленном бюджете 2009 г. выделено 300 млрд руб.: 150 млрд руб. — на обеспечение сбалансированности бюджетов и еще 150 млрд — в виде бюджетных кредитов на устранение кассовых разрывов.

Минрегионразвития по итогам февральского мониторинга зафиксировал ухудшение ситуации в развитых регионах. В список регионов с неудовлетворительным состоянием вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области.

Одной из главных тем обсуждений на круглых столах долгового сообщества в I кв. стали инфраструктурные облигации (ИО). Обновление инфраструктуры признано эффективным путем выхода из кризиса при росте безработицы в стране с недиверсифицированной экономикой в условиях краха фондового рынка.

Пока ИО являются таковыми только по названию. Поскольку оно неофициальное, то к ним сразу отнесли облигации РЖД. При сверхцентрализованной бюджетной системе речь может идти только об объектах большого масштаба, т. е. о федеральной и межрегиональной инфраструктурах.

Инфраструктура регионального и муниципального уровня остается без финансирования. Для ее обновления необходим выпуск других проектных ИО — субфедеральных и муниципальных, о которых пока речи не было. Главным препятствием является сама сверхцентрализованная бюджетная система с ее базовым принципом единства кассы (ст. 38.2 БК РФ), что делает невозможным выделение из бюджета СМО денежного потока доходов от реализованных за счет займов инфраструктурных проектов. Без этого ИО не имеют покрытия кроме обших обязтельств бюджета.

Роль ИО для органов власти сегодня могут играть корпоративные облигации (КО) с государственной гарантией РФ. Преимущество состоит в упрощенной процедуре прохождения листинга биржи и пр. (на основании Приказа ФСФР от 23 декабря 2008 г.). Может быть, распространить эти права на соответствующие КО с гарантией субъектов РФ?

Если дело только в названии ИО, то большая часть СМО уже давно является инфраструктурными облигациями. К сожалению, одним названием делу, т. е. инфраструктуре, не поможешь. Сегодня СМО являются не проектными бумагами, а облигациями общего покрытия, что принципиально меняет их значение для бюджета.


Содержание (развернуть содержание)
Один день с Михаилом Братановым
Кредитование и залог имущества паевых инвестиционных фондов
Инвестиционная политика Корпорации РОСНАНО
На пути к инновационной экономике
Разумные инвестиции
Зарубежный опыт развития нанотехнологий
Нужен ли государству венчурный рынок?
Венчурные инвестиции как краеугольный камень создания инновационной экономики
Разумный компромисс или гонка без тормозов
Дефолтные бумаги - проблема № 1
ЗПИФы - антикризисные стратегии
Eurex - международная биржа по торговле деривативами
Путь в будущее лежит через компромиссы
Юридическая помощь участникам рынка в условиях кризиса
Выход юбилейного 50-го номера тематического блока "Финансы городов и регионов"
Юбилей проекта "Финансы городов и регионов"
Кризис регионального уровня
Момент истины
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований
Итоги 2008 года - динамика биржевого и внебиржевого оборотов субфедеральных и муниципальных облигаций
Волгоградская область: перспективы заемной деятельности

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100