Casual
РЦБ.RU

Дефолтные бумаги - проблема № 1

Апрель 2009

Интервью с директором аналитического отдела, главным стратегом Альфа-Банка Рональдом Смитом

Рынок коллективных инвестиций кризис застал врасплох: привыкшие работать на растущем рынке управляющие компании оказались неготовыми к такому стремительному падению. Впрочем, как отмечает генеральный директор СДК "Гарант" Татьяна Есаулкова, не только они предстали неподготовленными к серьезным испытаниям, адаптированной исключительно под растущий рынок была и отрасль в целом. В своем интервью Татьяна Есаулкова рассказывает, что изменилось на рынке, насколько сильно кризис затронул инфраструктуру и какие несовершенства он выявил.

РЦБ: Татьяна Станиславовна, в течение нескольких лет отрасль коллективных инвестиций демонстрировала бурный рост. Сейчас ситуация на рынке складывается критичная. Какие проблемы рынка коллективных инвестиций, на которые, возможно, раньше не обращали внимания, выявил кризис?

Т. С. Сегодня, на мой взгляд, основная проблема рынка коллективных инвестиций связана с дефолтными облигациями. Эти ценные бумаги приобретались на бирже в соответствии с требованиями законодательства и входили в высшие котировальные листы. В настоящее время они находятся в портфелях негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний ПИФов. В результате невыполнения обязательств эмитентами облигации стали дефолтными, и крупные клиенты, теряя свои активы, не знают, будут ли им возвращены деньги или нет. Риск дефолтов никак не был просчитан, и в настоящий момент этот риск остается существенным.

РЦБ: Какие изменения следует внести в законодательство, чтобы в дальнейшем избежать подобных сложностей?

Т. С. Поскольку к ценным бумагам, которые приобретают негосударственные пенсионные фонды, предъявляются требования о вхождении их в котировальные списки, то при листинге ценных бумаг биржа должна усилить к эмитентам эти требования или более тщательно контролировать финансовое состояние эмитентов. Данные действия должны быть направлены на то, чтобы не оказаться в ситуации, при которой большое количество облигаций внезапно становятся дефолтными и эмитенты не могут выполнить по ним свои обязательства. Какой бы ни была надежной инфраструктура, как бы тщательно мы ни контролировали эти активы, бумага может стать дефолтной, и это неправильно. Практика показала, что существующие жесткие ограничения для управляющих по инвестированию средств пенсионных накоплений НПФ, не смогли защитить фонды от понесения убытков. На рынке сложилась ситуация, когда у управляющих нет других инструментов для инвестирования: они не могут, например, больше вкладывать в депозиты, потому что это привело бы к нарушениям требований нормативных документов. Несмотря на соблюдение всех требований по инвестированию, в портфелях управляющих оказалось большое количество дефолтных облигаций. В свою очередь, специализированный депозитарий по роду своей деятельности не может проверить качество приобретаемых активов или дать какие-либо рекомендации управляющей компании. Мы следим за соответствием состава и структуры, а также порядка размещения активов требованиям, установленным законодательством и договорами доверительного управления, но не контролируем финансовое состояние эмитентов, бумаги которых приобретаются управляющими компаниями, и не делаем оценку, насколько эти бумаги и эмитенты надежны. Участники рынка с большим нетерпением ждут принятия изменений в Постано­вление Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. № 63, которые расширят перечень финансовых инструментов для размещения пенсионных резервов НПФов и ограничения по их размещению, а также изменений в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ, расширяющих линейку инструментов для инвестирования пенсионных накоплений. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год предусматривает принятие законопроекта по введению института общего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации мнений владельцев облигаций.

РЦБ: Должны ли нести ответственность институты, которые присваивали эмитентам рейтинги?

Т. С. Мне кажется, рейтинговые агентства должны нести определенную ответственность. Существуют законодательные нормы, согласно которым инвестировать средства пенсионных накоплений НПФов можно только в бумаги, входящие в котировальный список высшего уровня (т. е. котировальный список "А" первого уровня). При этом у эмитентов, бумаги которых входят в котировальный список "А" первого уровня, безусловно, есть рейтинг, отражающий их финансовую устойчивость. Поэтому, конечно, должно быть какое-то разделение ответственности с рейтинговыми агентствами.

РЦБ: Кризис выявил острый момент в области взаимодействия управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, в частности по гарантированию УК доходности инвестирования средств НПФов. Как Вы прокомментируете сложившуюся ситуацию. На Ваш взгляд, могли ли управляющие компании гарантировать какую-либо минимальную гарантированную доходность?

Т. С. Я не хотела бы давать какую-то оценку данной ситуации. И законодательство, и вся работа на рынке были организованы исключительно под растущий рынок. Что же касается минимальной гарантированной доходности, установленной в договорах УК с НПФ, то таким способом управляющие компании просто боролись за клиентов, рассчитывая на стабильный рост рынка. Чтобы привлечь клиентов, они обещали минимальную доходность, гарантирующую отсутствие убытков, — это была конкурентная борьба. Хотя, мне кажется, обещая обеспечить минимальную доходность, управляющие должны были осознавать ту меру ответственности, которую они взяли на себя. Если гарантировали доходность — обеспечьте ее. Негосудар­ственные пенсионные фонды передавали управляющим компаниям свои средства именно на этих условиях, и, если бы им не был обещан высокий результат, возможно, они не отдали бы свои средства в управление этой компании либо отдали бы в ином размере. Безус­ловно, можно понять и управляющих: гарантируя результат, они действительно рассчитывали, что смогут его достичь. Такая ситуация стала серьезным жизненным уроком для всех участников рынка, и очень важно сделать из него правильные выводы. Самое главное сейчас — это сохранить рынок управления активами и перевести его на более высокий качественный уровень.

РЦБ: Как Вы оцениваете действующую систему риск-менеджмента на рынке коллективных инвестиций?

Т. С. Конечно, контроль и управление рисками на рынке должны быть более тщательными. На мой взгляд, это сейчас очень важно.

РЦБ: Как строится в нынешних условиях взаимодействие специализированных депозитариев и УК? Кризис ведь выявил определенные проблемы и в данной области.

Т. С. Определенные сложности кризис действительно выявил. Мы, например, не получили от управляющих компаний вознаграждение за 2008 г. по договорам об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений НПФов. В соответствии с п. 28 типовой формы указанного договора источником выплаты вознаграждения является часть дохода, полученного за отчетный период. Посколь­ку доход управляющие в основном не получили, а, напротив, завершили год с убытками, то вознаграждение они нам пока не выплатили. При этом все услуги управляющим компаниям нами добросовестно оказаны, акты по оказанным услугам подписаны. У нас нет оснований не выставлять счета на оплату, в том числе в соответствии с налоговым законодательством, потому что договоры являются возмездными и в них содержится условие, что управляющие компании принимают услуги и обязуются их оплатить. Мы выставили счета и заплатили НДС с этого вознаграждения. Однако пока управляющие компании счета не оплачивают, ссылаясь на условия договора. В принципе такая ситуация может сохраниться и в этом году, если доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений НПФов опять не будут получены. Как я уже говорила, законодательство формировалось для растущего рынка. Кризис выявил необходимость внесения в срочном порядке изменений в типовую форму договора, которые позволили бы управляющим компаниям оплачивать вознаграждение спецдепозитария за счет средств пенсионных накоплений.

РЦБ: Какие еще изменения произошли в работе спецдепозитариев?

Т. С. Работы стало больше. Мы думали, что ее будет меньше — все-таки кризис, а работы, напротив, еще больше прибавилось. Так, большая работа проводилась по поддержке клиентов в части вопросов учета, направленных на корректное закрытие финансового года. В связи с ростом интереса управляющих компаний к операциям с валютными инструментами, в том числе с иностранными ценными бумагами, мы внедрили технологии, позволяющие учитывать данные активы. Совместно с клиентами рассматриваем возможность участия управляющих компаний в процедурах реструктуризации долгов и направления оферт по дефолтным облигациям.

А если говорить в общем, то изменения в работе специализированного депозитария происходят постоянно, и все они связаны с развитием законодательства, в первую очередь с реализацией новелл Федерального закона от 6 декабря 2007 г. №334-ФЗ.

РЦБ: А количество клиентов изменилось?

Т. С. Количество клиентов растет, и мы активно занимаемся привлечением новых клиентов, в первую очередь управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Радует, что на рынке формируются новые фонды и приходят новые участники даже в таких непростых условиях.

Изменения в законодательстве позволили выделить еще одну категорию клиентов специализированного депозитария — различные саморегулируемые организации (оценщиков, аудиторов, арбитражных управляющих, лиц, осуществляющих строительство, инженерные изыскания, подготовку проектной документации и т. д.) и их управляющие компании.

Саморегулируемые организации объединяют субъектов профессиональной деятельности определенного вида. В качестве одного из способов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации за счет их взносов формируется компенсационный фонд саморегулируемой организации. В целях сохранения и прироста средств компенсационного фонда пред­усмотрено размещение данных средств через управляющие компании.

Деятельность же специализированного депозитария состоит в следующем: контроль за соблюдением управляющими компаниями ограничений размещения средств компенсационного фонда, правил размещения таких средств и требований к их размещению, которые установлены действующим законодательством и принятой саморегулируемой организацией инвестиционной декларацией.

РЦБ: Как изменилась тарификация на рынке депозитарных и спецдепозитарных услуг?

Т. С. Сложившаяся рыночная ситуация дала общую тенденцию к минимизации затрат всех участников рынка. Специализи­рованные депозитарии эту тенденцию поддерживают, "перекраивая" свою тарифную политику. Но к откровенно демпинговым предложениям по снижению тарифов, на мой взгляд, следует относиться очень внимательно и осторожно.

РЦБ: А как строится ценовая политика вашего депозитария? Поменялась ли она как-то в нынешних условиях?

Т. С. Наш базовый подход к формированию тарифов остался прежним: приоритет — индивидуальный подход к каждому клиенту, прогнозируемые и прозрачные тарифы, отсутствие скрытых расходов. Мы оптимизируем внутренние процессы, что позволяет нам предлагать клиентам более гибкие и лояльные тарифные планы, сохраняя при этом высокотехнологичный и качественный уровень обслуживания.

РЦБ: Каковы ваши планы на 2009 г.? Каковы приоритетные направления деятельности вашей организации?

Т. С. Наши планы на 2009 г.: расширение клиентской базы и повышение качества обслуживания, внедрение новых услуг и дополнительных сервисов, предвосхищающих ожидания клиентов.

Основные направления деятельности у нас остаются прежними: обслуживание управляющих компаний ПИФов, негосударственных пенсионных фондов, накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, страховых компаний и других крупных институциональных инвесторов. Отдельный акцент мы делаем на работе с фондами для квалифицированных инвесторов, будем активно налаживать и развивать соответствующие технологии. Сейчас, например, приступаем к обслуживанию кредитных и ипотечных фондов. Особое трепетное отношение у нас к негосударственным пенсионным фондам, для развития которых мы постоянно занимаемся созданием новых и модернизацией уже имеющихся сервисов, стараемся активно участвовать в изменении законодательной базы. Также мы развиваем услугу "Инвестиционный агент", направленную на поиск и подбор инвестиций и партнеров для реализации проектов среди клиентов СДК "Гарант".

Кризис — это время, когда больше внимания можно сконцентрировать на оптимизации своей структуры и совершенствовании своих технологий. Несмотря на кризис, мы не приостановили проект по созданию единой интегрированной системы в компании и вкладываем средства в автоматизацию нашего бизнеса, чтобы, как только рынок начнет расти, можно будет технологически обслуживать большее количество клиентов и быть готовыми к увеличению количества операций. Выйти из кризиса победителем можно только с проверенной и сплоченной командой, и я рада, что нам ее удается сохранить.

РЦБ: Какое место в вашей компании уделяется системе внутреннего контроля?

Т. С. Система внутреннего контроля играет важную роль в нашей компании, и мы ее постоянно развиваем. Практика показывает, что с ростом бизнеса это становится все более очевидным и необходимым. Внутренний контроль позволяет своевременно находить "проблемные", требующие внимания моменты и устранять их.

Кроме того, Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 9-ФЗ внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступившие в силу 13 апреля 2009 г. Закон направлен на защиту прав и интересов инвесторов на рынке коллективных инвестиций и рынке ценных бумаг.

Этими изменениями, в том числе, устанавливается административная ответственность участников рынка за нарушения требований законодательства об инвестиционных и негосударственных пенсионных фондах: за нарушение требований законодательства о хранении документов, о раскрытии информации, об обособленном учете и хранении имущества, о составе и структуре активов, о порядке подготовки и проведения общих собраний владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, об ограничениях деятельности участников рынка, за не направление либо несвоевременное направление специализированным депозитарием уведомлений о нарушении, выявленных в ходе осуществления контроля, а также за иные нарушения. Законом предусматривается, что административную ответственность будут нести не только должностные лица, т. е. руководители и другие работники, но и иные лица. Также продлевается срок давности для привлечения к административной ответственности за такого рода нарушения — до 1 года со дня совершения правонарушения, значительно повышаются размеры штрафов (до 700 000 — 1 000 000 рублей).

Очевидно, что размеры штрафов для участников рынка, особенно для специализированных депозитариев, очень существенные. Соответственно, возрастают и требования к внутреннему контролю.

РЦБ: Как в отрасли идет переход на электронный документооборот?

Т. С. Переход на ЭДО, как требуют того нормы законодательства, мы осуществили. Но вопросов остается, конечно, еще много. ФСФР пока еще не перешла на ЭДО, поэтому все документы мы направляем в Службу в бумажном виде с курьером или по почте. Когда регулятор перейдет на ЭДО, нам, безусловно, работать станет проще, так как все уведомления о нарушениях мы сможем отправлять в электронном виде. В связи с ужесточением требований по срокам предоставления отчетности очень важно, чтобы электронное взаимодействие с ФСФР было налажено как можно быстрее. И ФСФР пусть медленно, но решает вопросы электронного взаимодействия, все более широко опираясь на те технологии и форматы, которые уже существуют на рынке.

РЦБ: Как Вы оцениваете законодательное регулирование отрасли?

Т. С. За последние несколько лет была проделана гигантская работа по развитию законодательства рынка коллективных инвестиций. Мы все это видим. Тем не менее ФСФР предстоит еще большой объем работы. Рынок ждет нового положения о деятельности специализированных депозитариев, нового положения, регламентирующего порядок расчета стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, положения по рискам, без которого нет единого понимания, как учитывать и оценивать фьючерсы и опционы. И таких документов, которые способствовали бы полноценной работе индустрии, очень много.

РЦБ: Как Вы считаете, что ждет рынок коллективных инвестиций в ближайшие 2—3 года?

Т. С. Это напрямую зависит от того, что будет происходить в экономике и стране. Хочется верить в лучшее. Во всяком случае, мы с оптимизмом смотрим в будущее и настраиваемся на хорошее.


Содержание (развернуть содержание)
Один день с Михаилом Братановым
Кредитование и залог имущества паевых инвестиционных фондов
Инвестиционная политика Корпорации РОСНАНО
На пути к инновационной экономике
Разумные инвестиции
Зарубежный опыт развития нанотехнологий
Нужен ли государству венчурный рынок?
Венчурные инвестиции как краеугольный камень создания инновационной экономики
Разумный компромисс или гонка без тормозов
Дефолтные бумаги - проблема № 1
ЗПИФы - антикризисные стратегии
Eurex - международная биржа по торговле деривативами
Путь в будущее лежит через компромиссы
Юридическая помощь участникам рынка в условиях кризиса
Выход юбилейного 50-го номера тематического блока "Финансы городов и регионов"
Юбилей проекта "Финансы городов и регионов"
Кризис регионального уровня
Момент истины
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований
Итоги 2008 года - динамика биржевого и внебиржевого оборотов субфедеральных и муниципальных облигаций
Волгоградская область: перспективы заемной деятельности

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100