Casual
РЦБ.RU

Венчурные инвестиции как краеугольный камень создания инновационной экономики

Апрель 2009

В настоящее время структура российской экономики напоминает южнокорейскую модель, в которой присутствует небольшое количество чоболей — диверсифицированных финансово-промышленных корпораций, работающих в нескольких отраслях экономики и имеющих низкую прозрачность и высококонцентрированную долю собственности. Большинство подобных "чоболей" в России специализируются на экспорте природных ресурсов (нефть, электричество (в виде алюминиевых слябов), металлы, лес-кругляк и т.п.), а также на освоении бюджетных денежных потоков. В российских условиях на эту модель еще накладываются такие национальные особенности, как коррупция и лоббизм, а также пренебрежение к закону, выражающееся, в частности, в рейдерских захватах более или менее доходных компаний и привлекательных активов.

Разделение такими "чоболями" российской экономики на зоны влияния по отраслевому и географическому принципу еще больше закрепляет существующий статус-кво и не дает пробиться и вырасти молодым и рыночно ориентированным российским компаниям.

Все это мешает диверсификации российской экономики, росту промышленного производства, увеличению доли и глубины переработки в российском экспорте внедрению высокотехнологичной продукции и энергосберегающих технологий, усилению конкурентоспособности российской промышленности как внутри страны, так и зарубежом. В таких рыночных условиях сложно говорить о переходе страны к инновационной экономике (к экономике знаний).

В России фактически нет среднего независимого бизнеса. Для того чтобы преодолеть колоссальный разрыв между некрупными российскими предприятиями и "чоболями" (ФПГ), поднять мелкие российские предприятия хотя бы до уровня среднего бизнеса и вывести большинство этих предприятий из "черной/серой" зоны экономики в "белую", требуется венчурный капитал, т. е. средства, инвестируемые в особо рискованные предприятия, которые развивают важные, зачастую прорывные технологии или способствуют импортозамещению.

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Основным ресурсом для развития венчурных проектов является человеческий капитал. В СССР и России исторически сложилась сильная математическая и инженерная школы, есть большое количество ученых-теоретиков, инженеров-практиков и научных коллективов, способных проводить фундаментальные научные исследования и осуществлять инженерные разработки. В последние два десятилетия эти ресурсы простаивают без применения, а их потенциал не используется страной, вызывая чувства нереализованности и даже протестные настроения у технической интеллигенции страны.

Второй необходимый ресурс для развития инновационной экономики — венчурный капитал, т. е. долгосрочный капитал, направленный на инвестиции именно в инновационные проекты. Российский рынок испытывает сильную нехватку такого капитала. Несмотря ни на что, в России смогло выжить и сохраниться достаточно большое количество инженеров и ученых, а также сформированных коллективов. Существуют как до сих пор не внедренные передовые разработки еще советской эпохи, многие из которых (особенно в оборонных отраслях) на десятилетия обгоняли научную мысль иностранных государств, так и разработки последних двух десятилетий, сделанные в ведущих российских технических вузах, в НИИ, КБ и малых инновационных компаниях, обычно созданных при вузах или НИИ.

Некоторые из этих коллективов имеют перспективные наработки, но существуют на чистом энтузиазме и не имеют финансирования ни для оплаты труда специалистов, ни для закупок необходимого оборудования и расходных материалов, а также ни для проведения относительно дорогостоящих экспериментов и испытаний. Многие инженеры вынуждены зарабатывать на основной работе, отдавая науке и изобретениям лишь свободное время в ущерб результативности такой деятельности.

Малым инновационным компаниям не доступно никакое финансирование, кроме венчурного финансирования и грантов.

Наличие венчурного финансирования позволило бы таким инженерам полностью сконцентрироваться на своих проектах, осуществив тем самым существенный прорыв в разработках и их коммерциализации. Доступность венчурных инвестиций стимулировала бы развитие российского производства товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости (продукции высокого передела).

Благодаря стимуляции венчурных инвестиций наша страна могла бы увеличить долю интеллектуальной составляющей в своем экспорте и существенно диверсифицировать экономику, сделав ее более стабильной и менее зависимой от продажи сырья. Кроме того, смещение российской экономики в сторону инновационности улучшило бы структуру торгового баланса России.

ОСНОВНЫЕ СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны. Однако успех государственной инновационной политики возможен только, если будут устранены следующие сдерживающие факторы развития экономики:

  • ориентация российской экономики на экспорт энергоносителей и сырья;
  • отсутствие у правительства стремления к развитию венчурной индустрии;
  • отсутствие государственных институтов развития венчурной индустрии (судя по статьям в СМИ правительство приняло решение упразднить РВК, а РОСНАНО сосредоточено только на развитии нанотехнологий, как очень узкого инновационного сегмента). Возможно, уже к маю не будет ни одной (!) государственной структуры, способной инвестировать самостоятельно или с участием частных соинвесторов в не нанотехнологические инновационные проекты;
  • отсутствие развитой сети технопарков, бизнес-инкубаторов и центров коллективного доступа (ЦКД) к оборудованию;
  • отсутствие в редких имеющихся технопарках единой службы IT-поддержки и бухгалтерской поддержки, которая могла бы по разумным тарифам обслуживать коллектив всех арендаторов площадей в данном технопарке;
  • отсутствие квалифицированных сервисных компаний, способных помочь инженерам и начинающим предпринимателям проводить исследования рынка, писать грамотные бизнес-планы и готовить компанию к привлечению инвестиций;
  • отсутствие системы налогообложения, стимулирующего бизнес-ангельские и венчурные инвестиции;
  • незаинтересованность властей в создании системы государственной поддержки малому бизнесу, в том числе и малым инновационным предприятиям.

СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ VC НА ПОДДЕРЖКУ РОССИЙСКИХ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ

Малые инновационные предприятия, несмотря на всю значимость и потенциальную востребованность разрабатываемых ими технологий, как правило, коммерчески не способны к самостоятельному выживанию в первые несколько лет своего существования.

Те предприятия, которые получили венчурные инвестиции и нематериальную поддержку как государственных венчурных структур, так и частных, показывают существенно более высокой процент выживаемости и более высокую динамику развития проводимых инноваций.

Примером могут послужить компании, выигравшие на конкурсе гранты Минис­терства образования и науки или получившие венчурные инвестиции по программе "СТАРТ" фонда Бортника, а также получившие венчурные инвестиции после участия в Ежегодной венчурной ярмарке в С.-Петербурге. Кроме того, положительным примером могут служить компании, получившие венчурные инвестиции из фондов, профинансированных РВК, инновационные компании, расположенные в технопарках (в частности, в технопарке "Идея" в Татар­стане). Отдельного упоминания заслуживает положительный опыт Томского технопарка и расположенных в нем компаний, профинансированных частным венчурным фондом "ФиБр".

Присутствие частного или государственного венчурного фонда в акционерном капитале малого инновационного предприятия автоматически заставляло бы его работать в рамках закона в "белом поле" российской экономики и требовало бы достаточно высокого уровня корпоративного управления даже на малом предприятии. И в дальнейшем, вырастая, такие предприятия оставались бы в рамках "белой" экономики и законно платили бы налоги. Эти платежи в пользу бюджета за несколько лет превысили бы объем средств, потраченных бюджетом на поддержку малых инновационных предприятий.

УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ НА "ПРЕДВЕНЧУРНОЙ СТАДИИ"

Сейчас в России фактически отсутствует поддержка компаний на предвенчурной стадии, за исключением программы "СТАРТ" фонда Бортника и грантов, которые в прошлые годы давало Министерство образования и науки. Причем названная программа обеспечивала микрофинансирование — финансирование патентования изобретений и т. п. Размер этой финансовой помощи составлял 25 тыс. долл. Венчурные инвестиционные фонды, как правило, рассматривают проекты, начинающиеся с инвестиций размером от 1—5 млн долл . Таким образом, все проекты, которым требовалось "посевное" финансирование (seed capital) в диапазоне от 25 тыс. долл. до 1 млн долл., имели крайне мало шансов найти в России такое финансирование.

Отчасти этот диапазон проектов закрывали своими инвестициями малочисленные российские бизнес-ангелы, т. е. частные инвесторы, готовые на свой страх и риск инвестировать средства, измеряемые десятками или сотнями тысяч долларов, в малые инновационные предприятия или команды, не имеющие оформленного юридического лица.

Положительным примером здесь может служить сеть бизнес-ангелов "Частный Капитал", которая помогает инноваторам найти бизнес-ангелов и организует презентационные сессии, на которых инноваторы представляют свои проекты мелким частным инвесторам (бизнес-ангелам) и отвечают на их вопросы. Такие презентационные встречи дают положительный эффект и часто приводят к инвестиционным сделкам. Таким образом, даже неоформленный рынок, не имеющий государственной поддержки и льгот по налогообложению, пробивает свой путь в венчурной индустрии.

У участников венчурной отрасли и предпринимателей, развивающих инновационные проекты, есть надежда на то, что мировой финансовый кризис заставит российскую власть по иному взглянуть на идею помощи развитию собственной инновационной экономики, на финансирование прорывных изобретений во всех приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники. Государственная поддержка венчурным инвестициям через содействие росту конкурентного среднего бизнеса тем самым повысит конкурентоспособность российской экономики.


Содержание (развернуть содержание)
Один день с Михаилом Братановым
Кредитование и залог имущества паевых инвестиционных фондов
Инвестиционная политика Корпорации РОСНАНО
На пути к инновационной экономике
Разумные инвестиции
Зарубежный опыт развития нанотехнологий
Нужен ли государству венчурный рынок?
Венчурные инвестиции как краеугольный камень создания инновационной экономики
Разумный компромисс или гонка без тормозов
Дефолтные бумаги - проблема № 1
ЗПИФы - антикризисные стратегии
Eurex - международная биржа по торговле деривативами
Путь в будущее лежит через компромиссы
Юридическая помощь участникам рынка в условиях кризиса
Выход юбилейного 50-го номера тематического блока "Финансы городов и регионов"
Юбилей проекта "Финансы городов и регионов"
Кризис регионального уровня
Момент истины
Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований
Итоги 2008 года - динамика биржевого и внебиржевого оборотов субфедеральных и муниципальных облигаций
Волгоградская область: перспективы заемной деятельности

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100