Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Курасов Алексей, Руководитель блока "Корпоративные финансы" дивизиона "Инвестиционный" холдинга "ФИНАМ"

  • Все статьи автора

Перспективы восстановления рынка IPO

Март 2009

В течение нескольких последних лет основные сделки IPO совершались путем формального листинга на РТС или ММВБ и размещения среди небольшого круга инвесторов. Как правило, при размещении бумаги покупали иностранные фонды рискованных инвестиций. В итоге мы наблюдали десятки, по сути, фиктивных IPO, представлявших собой частные размещения с листингом на бирже. Таким образом, через полгода после размещения биржевой оборот акций миллиардных компаний составлял в среднем от 150 тыс. до 3 млн руб. в день — и это при наличии маркетмейкеров.

Фактически маркетмейкеры понимаются эмитентом как компании, которые оказывают услуги по сохранению в листинге бумаг и выполнению требований бирж по минимальным оборотам, а реальные сделки по бумагам осуществляют те же инвестиционные компании, проводившие размещение, но в режиме внебиржевых сделок. На растущем рынке компаниям было достаточно просто заработать деньги, и они не задумались над эффективностью размещения: деньги получили, акции продали — всем хорошо.

Затраты на этот процесс были практически нулевые — размещение на 1 млрд долл. обходилось всего в 250—300 тыс. долл. Показателен случай с планами Банка ЗЕНИТ, когда журналисты газеты "Ведомости" в сентябре 2007 г. искренне удивлялись тому, что формально UBS готов был размещать акции на десятки миллиардов рублей всего за 100 тыс. руб. При этом размещение акций Сбербанка на 230 млрд руб. Credit Suisse и J.P.Morgan провели формально менее чем за 250 млн руб., что составило всего лишь около 0,1% от объема сделки. В комментариях активно обсуждалась важность рынка для глобальных банков и их готовность идти на льготные условия для российских эмитентов. Однако как-то упускалось из виду, что ликвидность акций после размещения оставалась практически на нулевом уровне, а основные сделки проходили вне бирж — с комиссиями на уровнях 0,5—2% от объема транзакции, что в десятки раз больше биржевых комиссий на ММВБ или РТС (см. таблицу).

Также непонятно, почему среди крупнейших операторов на российском биржевом рынке отсутствуют те же глобальные банки, если они считают российский рынок приоритетным для своего бизнеса? Ответ очевиден: им невыгодно делать действительно публичными компании и развивать отечественный фондовый рынок. Их доходы складывались из закрытых размещений среди пары десятков инвесторов и дальнейших комиссий при обороте бумаг клиентов через внебиржевые торги с участием банка, так как нулевая ликвидность на бирже делает не интересными для инвестора биржевые торги. Зачем глобальному банку тратить существенные ресурсы в несколько миллионов долларов и больше на привлечение десятков тысяч инвесторов, если при этом значительную часть российских потенциальных покупателей акций еще надо научить основам работы на фондовом рынке? Сейлзам было достаточно позвонить десятку-другому крупных клиентов и убедить их потратить несколько процентов на экзотические инвестиции в российскую компанию с потенциалом роста свыше 50%, а заодно прикупить немного индийских, китайских и бразильских бумаг.

На многочисленных конференциях по IPO ключевым моментом выступлений их участников являлись способы ухода от выполнения нормы по размещению части акций на российских площадках. Руководству и владельцам российских компаний консультанты различных юридических и инвестиционных фирм говорили о нормах российского законодательства как о барьере, который мешает получить больше средств.

С началом распродаж на фондовом рынке сильнее всего падали в цене неликвидные акции. Когда инвесторы не могли продать с помощью своих менеджеров в банках бумаги на внебиржевом рынке, они выставляли объемы в биржевой "стакан" в надежде что-то продать. Но "стаканы" были пусты, и ближайшие покупатели на мизерные объемы находились через несколько дней на уровнях –20%, а то и –60% от последней цены. Так, капитализация ГК ПИК упала до 270 млн долл., Группы ЛСР — до 290 млн долл., НМТП — до 1,2 млрд долл.,"М.Видео" — до 120 млн долл. Далее последовали и звонки из банков собственникам по поводу снижения обеспечения в виде акций компаний по кредитам. Еще хуже складывалась ситуация на рынке облигаций.

Прогноз восстановления рынка публичных размещений акций можно делать эмпирическими методами на основе статистических данных по рынкам за 20 или даже 30 лет. На основе полученных данных можно сделать вывод, что через 3—4 года должен наступить благоприятный период для размещений, а через 10 лет — очередной пик на мировых рынках капитала. Конечно, определенная часть позитивной тенденции затронет и российский рынок, при этом росту IPO будут способствовать приватизация крупнейших компаний, высокотехнологичные компании, а также деятельность предприятий, занятых в инфраструктурных проектах.

Десятки компаний, ранее планировавших размещения на 2009—2010 гг., перенесли планы на более поздний срок, по сути, отменив выход на публичный рынок. Так, с сентября 2008 г. около 56 компаний подтвердили планы и скорректировали сроки выхода на рынок публичных размещений, 9 компаний планируют провести SPO/IPO в 2009 г., 29 — в 2010 г., 12 — в 2011 г. и 6 предприятий ориентиром выбрали 2012 г. Таким образом, более 50% руководства и владельцев компаний считают, что рынок будет благоприятен для размещений уже в 2010 г. Однако подобный прогноз, к сожалению, не учитывает реалий отечественного фондового рынка и, конечно, приоритетной задачи построения в Москве международного финансового центра.

Никто пока не озвучил, что же такое МФЦ в России, как далеко мы от него находимся, к каким показателям должны прийти и что для этого надо сделать. Тем более пока неизвестно, по каким параметрам можно оценить эффективность движения к желанному центру. Но можно сделать обобщенный подход к прогнозу по трем сценариям развития рынка ценных бумаг в России.

Первый сценарий: основная идея финансового центра в РФ — создание фондового рынка с низким уровнем налоговой нагрузки в перспективе 1—3 лет. В пользу данного варианта свидетельствуют законодательные инициативы по снижению налогов для участников фондового рынка. При данном сценарии системы оценки рисков останутся практически на том же уровне, что и сейчас. Основная цель — увеличить объем сделок, совершаемых с российскими активами. Ключевые показатели, которых необходимо достичь:

  • объем операций хедж-фондов и фондов прямых инвестиций — более 70% от всех операций с акциями в РФ;
  • оптимальный уровень налоговой нагрузки относительно оффшоров: Кипр, Бермуды, Багамские острова, Кайма­но­вы острова и др.;
  • присутствие в десятке крупнейших бирж по суммарному долларовому обороту.

Следует отметить, что снижение налогов привлечет очередную волну спекулянтов и инвесторов в высокорисковые активы, "бостонские мальчики" опять поедут в рекламные туры с плакатами "Россия — развивающийся рынок, доходность 500%. Покупай сегодня — завтра будет в 2 раза дороже!". И что самое интересное, на бирже акции действительно станут в 2 раза дороже, благо ликвидность нулевая и много средств на манипулирование котировками не требуется. При этом закон о противодействии манипуляторам гарантирует иностранным инвесторам реальный рост акций.

Для реализации вышеуказанного сценария необходимо примерно 3 года. Тогда в 2010 г. произойдет приток прямых инвестиций, и в 2012—2014 гг. будут наблюдаться волна IPO и активная распродажа активов без налогов.

Второй возможный сценарий развития рынка ценных бумаг — создание развитой инфраструктуры рынка, необходимой для широкого круга инвесторов. Прорабатывается системный подход к развитию финансового центра.

В данном случае основой выбирается создание удобной для инвесторов системы оценки рисков инвестирования. Работа на рынке будет характеризоваться простотой совершения операций и отчетов перед национальными регуляторами для иностранных инвесторов. Цель — привлечь не только спекулянтов, но и более консервативных инвесторов, для которых важен не только потенциальный доход, но и возможный риск от операции. Конкурентами МФЦ в этом случае будут выбраны не оффшоры, а лидеры среди стран с аналогичной России структурой экономики и стадией развития экономической системы: Бомбейская биржа, Bovespa, ОАЭ, Корейская, Гонконгская и Франкфуртская биржи.

Ключевые показатели:

  • открытая и понятная система оценки ликвидности торгуемых инструментов, включающая не только привязку к обороту, но и оценку структуры операторов по торгам акциями (доля физлиц, профучастников, НПФов, иностранных и локальных инвесторов, изменения в составе операторов по акциям);
  • скорость приема и выставления заявок, количество обрабатываемых заявок в секунду;
  • отчетность для клиентов по универсальным международным стандартам.

Налоговые послабления рассчитываются исходя из целей инвестирования, например на социальные проекты для населения, обучение детей, здравоохранение и т. д., со специальной системой учета подобных счетов. То есть фондовый рынок станет не чем-то отстраненным от реальной жизни, а одним из связующих элементов в развитии экономики страны: вкладывая деньги в акции компаний инфраструктурного сектора или системо­образущих компаний на 10 лет, получаете налоговые льготы. Такой подход потребует коренного изменения текущей инфраструктуры нашего рынка. Бирже необходимо будет раскрывать для инвесторов больше информации о сделках с ценными бумагами и создавать специализированные рейтинги по рискам инвестирования в инструменты рынка ценных бумаг, развивать технологическую базу для обеспечения работы с большим потоком инвесторов и администрированием операций по специальным счетам.

И, наконец, третий сценарий развития фондового рынка предусматривает создание прозрачной и открытой структуры маркетмейкерства — с установлением биржей механизмов обеспечения маркетмейкера бумагами и деньгами, необходимыми для выполнения функций маркетмейкера по ценным бумагам. Цель в данном случае — сделать рынок более открытым и понятным для участников.

Данный сценарий маловероятен, так как потребует очень большого объема работы от законодателей, регулятора и других участников рынка, ряд которых при создании открытого рынка для международных инвесторов и локальных инвесторов просто потеряет основной источник доходов. На создание центра уйдет достаточно много времени: 1—2 года — на проработку законодательства, 3—4 года — на реализацию системы и изменения восприятия участников. И только через 5—7 лет мы сможем увидеть первые итоги работы подобного рынка, то есть лишь к 2014—2016 гг. произойдет существенный рост первичных размещений.

Итоговые решения по выбору концепции развития финансового рынка остаются за правительством, которое даст четкий сигнал как компаниям, так и проф­участникам. Признаком выбора первого сценария станет помощь из бюджета компаниям для списания убыточных операций с ценными бумагами (НПФы, банки и др.). То есть модель развития будет считаться работающей, а кризис — случайным недоразумением, который следует преодолеть. Действиями по второму сценарию будет не только отказ от помощи за счет государства убыточным инвесткомпаниям, но и взыскание убытков по недобросовестному управлению активами (управляющие должны были видеть фиктивные операции с акциями и облигациями для создания признаваемых котировок на бирже и выйти из бумаг намного раньше начала падения). О выборе второго пути развития будет свидетельствовать признание текущей модели работы неэффективной и рискованной.



Содержание (развернуть содержание)
Облигации специального назначения
Россию ждет банковский кризис
Помогая олигархам, государство выбросило деньги на ветер
До окончания кризиса еще далеко
FITCH готовится к долгой рецессии
Вынесут ли металлурги бремя долгов?
Банки. Неравный бой с кризисом
Недвижимость под давлением кризиса
Венчурные и прямые инвестиции: как оценивается бизнес в условиях кризиса
Час расплаты
Самые низкие затраты и самая высокая ликвидность
Российский рынок IPO в 2008 году: проблемы и перспективы
Перспективы восстановления рынка IPO
IR как защита от дефолта
IR в условиях кризиса: поиск новых возможностей
О скором восстановлении рынка можно не мечтать
Как обеспечить достоверность данных реестров акционеров
"Деньги - нерв войны" Пьеса в пяти действиях, без окончания
Итоги конференции "Биржевой товарной рынок России - 2009. Определение пути развития"
Итоги Первого Славянского международного экономического форума

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100