Casual
РЦБ.RU

Облигации специального назначения

Март 2009

Интервью с заместителем руководителя ФСФР России Александром Синенко

Изношенность инфраструктуры все чаще выделяют как одно из ключевых препятствий для развития российской экономики. В то же время решение данной проблемы невозможно без осуществления масштабных инвестиций. Наиболее эффективным и распространенным в мире способом реализации подобных проектов является объединение усилий государства и бизнеса. В международной практике существует много схем, позволяющих компаниям, реализующим инфраструктурные проекты, привлекать финансирование посредством эмиссии облигаций, гарантированных государством. Благодаря поправкам, разработанным ФСФР России, выпуск инфраструктурных облигаций стал возможен и в России. О том, кто может стать эмитентом таких облигаций, в чем особенность данного финансового инструмента и кому он может быть интересен, мы попросили рассказать заместителя руководителя ФСФР России Александра Синенко.

РЦБ: Александр Юрьевич, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) разработала изменения в Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, связанные с особенностями эмиссии инфраструктурных облигаций. Расскажите, пожалуйста, каковы причины внесения данных изменений?

А. С. Причин появления данного финансового инструмента несколько.

Во-первых, сегодня в России множество существующих проблем в области инфраструктуры вызваны ее несовершенством, изношенностью и недостаточностью. В последнее время все чаще встречается такое понятие как "инфраструктурное ограничение развития российской экономики". Речь идет о нехватке электрической энергии, транспортных пропускных способностей и других подобных сложностях, не позволяющих в полной мере реализовать весь потенциал экономики нашей страны.

Во-вторых, в текущих экономических реалиях особую актуальность для развития финансовых рынков представляет потребность участников рынка в создании новых высокодоходных, надежных финансовых инструментов.

Третьей причиной введения нового вида облигаций являются жесткие законодательные ограничения, накладываемые на финансовые инструменты, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных фондов. Данная категория инвесторов оперирует средствами, которые в будущем будут служить пенсионными выплатами граждан, поэтому она социально значима, а следовательно, придерживается консервативной инвестиционной политики, предполагающей очень высокие требования к надежности финансовых инструментов. Таким образом, инфраструктурные облигации представляют собой уникальный финансовый инструмент, позволяющий решить все перечисленные проблемы.

Суть данного инструмента заключается в том, что, выпуская инфраструктурные облигации, эмитент может привлечь средства на реализацию конкретного инвестиционного проекта. В свою очередь рынок получает высоконадежную доходную "длинную" бумагу, а негосударственные пенсионные фонды — возможность инвестировать средства в разрешенный актив, удовлетворяющий всем требованиям, предусмотренным законодательством.

РЦБ: В чем суть принятых поправок?

А. С. Проанализировав законодательство, регламентирующее эмиссию и обращение облигаций, мы пришли к следующему выводу. В оперативном порядке и не внося существенных изменений в законодательство, поскольку это очень длительный и сложный процесс, ФСФР уже сейчас может запустить механизм размещения и обращения инфраструктурных облигаций путем изменения собственного приказа. Соответствующий приказ был разработан нами в конце прошлого года, зарегистрирован в Минюсте 2 февраля, и 5 марта данные поправки вступили в силу. Речь идет о внесении изменений в приказ, регламентирующий порядок деятельности организатора торговли в части пересмотра ряда требований по листингу облигаций. В соответствии с действующим законодательством пенсионные фонды и управляющие компании, осуществляющие инвестирование средств НПФ, вправе вкладывать средства фондов только в облигации российских эмитентов, получивших листинг высшей категории — А1. Поэтому наша задача состояла в том, чтобы сделать возможным допуск пенсионных "длинных" денег в облигации, эмитированные под реализацию инфраструктурных проектов, путем отказа от некоторых жестких критериев, естественно, без понижения общей надежности данных финансовых инструментов. Приказ предусматривает неприменение ряда ограничений и мер в отношении определенных эмитентов. Прежде всего мы ввели понятие "эмитент-концессионер", основываясь на действующем Законе "О концессионных соглашениях", который четко регламентирует вопросы, связанные с порядком объявления конкурса, выбора концессионного проекта, заключения концессионного соглашения и его реализации. Поскольку вопросы определения победителей концессионных конкурсов законодательно хорошо проработаны, мы посчитали возможным выделить их в новую отдельную категорию — эмитентов-концессионеров. При этом стоит отметить, что в соответствии с законодательством концедентом по концессионным соглашениям могут выступать как Российская Федерация, так и ее субъекты. ФСФР не стала вводить дополнительные ограничения и разрешила эмиссию инфраструктурных облигаций победителям концессионных конкурсов, по которым концедентом является как Российская Федерация, так и ее субъекты.

В качестве ограничений, которые можно не применять в отношении эмитентов-концессионеров, названы следующие требования: наличие ежемесячного объема сделок, срок существования эмитента, наличие у эмитента финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, и отсутствие у эмитентов убытков. Причиной снятия данных ограничений является прежде всего тот факт, что компания, которая становится победителем концессионных конкурсов, как правило, создается специально для реализации конкретных проектов и участия в концессионных конкурсах и объективно не может соответствовать подобным жестким требованиям. При этом в Приказе ФСФР введен ряд дополнительных условий для минимизации рисков инвестирования в облигации таких эмитентов. Решение о выпуске облигаций должно быть заключено после принятия концессионного соглашения, привлеченные от эмиссии инфраструктурных облигаций средства обязаны быть использованы по целевому назначению. То есть проспект эмиссии и решение о выпуске таких ценных бумаг должны содержать положения о том, что привлеченные от размещения ценных бумаг средства будут направлены на реализацию концессионного соглашения. Кроме того, необходимо учесть еще очень важное условие — закрепленное в решении о выпуске облигаций и проспекте эмиссии право владельцев инфраструктурных облигаций на досрочное их погашение в случае, если концессионное соглашение расторгается или прекращается по решению суда. Поскольку "жизненный цикл" данных бумаг довольно длинный, то в случае существенных изменений условий функционирования их эмитентов, к коим, вне всяких сомнений, относится прекращение концессионного соглашения, для держателей названных облигаций возникают значительные риски, минимизация которых возможна путем предоставления инвесторам права досрочного предъявления бумаг к выкупу до наступления срока погашения. Соответствующее обязательство эмитента сделать это в силу документов, регистрируемых ФСФР России.

Помимо этого, предполагая заинтересованность в данных инструментах финансового рынка и инфраструктуры, в Приказе ФСФР предусмотрена возможность появления в ближайшее время также инфраструктурных облигаций, гарантированных Российской Федерации или Банком Развития. Таким образом, нормативным актом предусмотрен упрощенный порядок листинга для 3 видов ценных бумаг: облигаций, выпускаемых эмитентами-концессионерами, и облигаций, гарантированных государством или ВЭБом.

РЦБ: Как происходит реализация данного проекта? Есть ли уже желающие выпускать инфраструктурные облигации?

А. С. Проектов, находящихся в стадии рассмотрения и подготовки, достаточно много. Однако 2 предложения, связанных со строительством платных дорог, вызывают особый интерес. По ним уже прошли концессионные конкурсы, подведены итоги и выявлены победители. Сейчас идет процесс подготовки и согласования проектов концессионных соглашений, после заключения которых данные компании получат право в соответствии с Приказом ФСФР готовить документы по эмиссии инфраструктурных облигаций уже по новому упрощенному порядку. Я полагаю, что в течение 3—5 мес. будут заключены концессионные соглашения, и мы увидим пилотные выпуски инфраструктурных облигаций.

РЦБ: Вы отметили, что данный финансовый инструмент представляет большой интерес для пенсионных фондов. Как Вы считаете, каким еще категориям инвесторов могут быть интересны инфраструктурные облигации?

А. С. Данный инструмент интересен в первую очередь институциональным инвесторам, ориентированным на небольшой, но гарантированный доход, длительный срок обращения ценных бумаг и их надежность. Это правильный подход, распространенный во всем мире. Как нам кажется, данный финансовый инструмент также очень привлекателен для вложений свободных средств государственных корпораций, страховых компаний, для инвестирования средств военной ипотеки. Мы также надеемся, что в ближайшее время будут приняты необходимые законодательные изменения, которые позволят инвестировать в данные инструменты средства пенсионных накоплений "молчунов", управляемые Банком Развития.

РЦБ: Какие требования, помимо перечисленных, предъявляются к эмитентам инфраструктурных облигации? Может ли их выпускать, например, иностранное юридическое лицо?

А. С. В соответствии с Приказом ФСФР эмитентом инфраструктурных облигаций может быть юридическое лицо, созданное в российской юрисдикции, что также отвечает нормам концессионного законодательства. Нередко компании-концессионеры представляют собой консорциумы, состоящие как из российских опытных строительных и юридических компаний и банков, так и из крупных западных структур, хорошо зарекомендовавших себя в реализации подобных проектов за рубежом. Эта удобная форма консолидации опыта работы отечественных и западных компаний для достижения совместных целей.

РЦБ: Чем обусловлена надежность данного инструмента?

А. С. Как отмечалось выше, для консервативных институциональных инвесторов надежность финансовых инструментов имеет особое значение. Надежность концессионных проектов обеспечивается в первую очередь нормами концессионного законодательства, которое содержит четкие и достаточно жесткие требования, предъявляемые как к участникам и победителям концессионных конкурсов, так и к проектам, которые могут быть реализованы в рамках концессионных соглашений по их доходности, социальной значимости, соблюдению установленных сроков реализации каждого этапа. Кроме того, закон о концессионных соглашениях содержит дополнительные гарантии минимизации рисков данных проектов, включая предоставление банковских гарантий, использование механизмов страхования ответственности. Именно поэтому мы и посчитали возможным подготовить облигации эмитентов-концессионеров к включению их в котировальные листы А1 без учета отдельных требований.

РЦБ: Полностью ли проработана нормативная база для введения инфраструктурных облигаций?

А. С. Для запуска пилотных проектов инфраструктурных облигаций той нормативной базы, которая в настоящее время существует, вполне достаточно. Однако для дальнейшего эффективного развития данного проекта, безусловно, требуется внесение изменений в ряд законодательных актов. Стратегия развития финансового рынка до 2020 г., утвержденная Прави­тельством РФ, закрепляет за ФСФР обязанность разработать и внести на рассмотрение правительства в этом году изменения в законодательство, связанные с реализацией механизма выпуска инфраструктурных облигаций. В настоящее время мы активно работаем в этом направлении, и уже есть понимание того, что понадобятся достаточно серьезные изменения законодательства, чтобы данный институт заработал полноценно. Необходимо законодательно закрепить особенности этой ценной бумаги, требования к эмитенту таких бумаг, целевую направленность привлеченных средств, определить требования к реализуемым с использованием инфраструктурных облигаций проектам, предусмотреть возможность гарантирования данных ценных бумаг государством или Банком Развития и другими банками с государственным участием. Также, очевидно, потребуется внесение изменений в закон о концессионных соглашениях, большая детализация вопросов, связанных с расторжением концессионных соглашений и возможными гарантиями, предоставляемыми владельцам инфраструктурных облигаций в случае изменения параметров проектов. Понимая важность данного финансового инструмента для финансового рынка России и экономики страны в целом, возможно, следует обратиться к международному опыту и предусмотреть налоговые льготы для эмитентов и владельцев таких ценных бумаг, что позволит создать дополнительные экономические стимулы для активного использования инфраструктурных облигаций.

РЦБ: Планируется включение этих облигаций в Ломбардный список и использование их в качестве актива по рефинансированию?

А. С. Мы не можем говорить за Централь­ный Банк, но очевидно, что именно механизм рефинансирования со стороны Центрального банка — это реальный стимул увеличения ликвидности данных ценных бумаг и способ сделать их более привлекательными для потенциальных приобретателей. Вопрос в отношении гарантированных инфраструктурных облигаций уже решен, поскольку в документах ЦБ РФ прямо указано, что такие ценные бумаги попадают в перечень на получение рефинансирования со стороны Центробанка. Мы надеемся, что Цен­тральный банк пойдет нам навстречу и внесет изменения, связанные с включением в данный перечень инфраструктурных облигаций эмитентов-концессионеров.

РЦБ: Будет ли законодательно закреплен термин "инфраструктурные облигации"?

А. С. Данный вопрос сейчас находится в стадии обсуждения. Мы не исключаем возможности прямого закрепления в законодательстве такого понятия, как "инфраструктурная облигация", и наполнения его теми условиями и особенностями, которые отделяли бы его от остальных облигаций.

РЦБ: Как Вы считаете, насколько в нынешних кризисных условиях перспективно введение нового инструмента?

А. С. Как известно, все, что мы знаем о кризисах, — это только то, что рано или поздно они заканчиваются, поэтому в условиях такой неопределенности терять время и ждать естественного восстановления экономики будет неправильно. Несмотря на непростую ситуацию в экономике, уже сейчас заинтересованные организации готовы выпускать инфраструктурные облигации, приобретать их и работать с ними. На мой взгляд, не следует ожидать окончания кризиса, необходимо готовить нормативную базу и нарабатывать опыт, чтобы быть подготовленными к тому моменту, когда начнется реальный подъем и инфраструктурные облигации будут максимально востребованы рынком.


Содержание (развернуть содержание)
Облигации специального назначения
Россию ждет банковский кризис
Помогая олигархам, государство выбросило деньги на ветер
До окончания кризиса еще далеко
FITCH готовится к долгой рецессии
Вынесут ли металлурги бремя долгов?
Банки. Неравный бой с кризисом
Недвижимость под давлением кризиса
Венчурные и прямые инвестиции: как оценивается бизнес в условиях кризиса
Час расплаты
Самые низкие затраты и самая высокая ликвидность
Российский рынок IPO в 2008 году: проблемы и перспективы
Перспективы восстановления рынка IPO
IR как защита от дефолта
IR в условиях кризиса: поиск новых возможностей
О скором восстановлении рынка можно не мечтать
Как обеспечить достоверность данных реестров акционеров
"Деньги - нерв войны" Пьеса в пяти действиях, без окончания
Итоги конференции "Биржевой товарной рынок России - 2009. Определение пути развития"
Итоги Первого Славянского международного экономического форума

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100