Casual
РЦБ.RU

Возможности финансирования капитальных вложений регионов и муниципалитетов

Февраль 2009

Неблагоприятные тенденции на мировых финансовых рынках и в глобальной экономике серьезно ограничили возможности российских городов и регионов по финансированию инфраструктурных проектов. До середины 2008 г. российские банковские институты и рынок рублевых облигаций позволяли заемщикам привлекать средства на срок до 5 лет. Международные финансовые организации, работающие на российском рынке, частично восполняли пробел в долгосрочном финансировании и предоставляли средства на более длительный период — 5—15 лет.

Во второй половине 2008 г. благодаря поддержке со стороны банков с государственным участием региональные и местные органы продолжили заимствования, хотя условия кредитования заметно ухудшились. Максимальные сроки кредитов сократились до 1—2 лет, а процентные ставки превысили 15%. По данным Министерства финансов РФ, темпы роста долговых обязательств (не включая гарантии) во втором полугодии 2008 г. продолжили увеличиваться. Так, на 1 декабря объем долговых обязательств вырос на 19,4 млрд руб. и составил 408,5 млрд против 389,1 млрд руб. на 1 июля 2008 г.

Помимо резкого сокращения предложения на рынке заимствований, собственные источники финансирования капитальных вложений регионов и муниципалитетов также сужаются. На фоне замедления российской экономики динамика поступления доходов многих региональных и местных органов власти в России ухудшается. Под наибольшей угрозой среди источников дохода регионов находится налог на прибыль организаций, который очень чувствителен к снижению экономической активности. В ряде российских регионов даже существует опасность образования задолженности бюджета перед налогоплательщиками после окончательного расчета по налогу на прибыль по итогам 2008 г. с учетом значительных авансовых платежей в первом полугодии и вероятных убытков во втором.

Сложившаяся ситуация заставляет регионы и муниципалитеты пересматривать и сокращать не только капитальные, но и текущие расходы бюджетов в 2009 г. по сравнению с первоначальными планами. Наиболее актуально такая задача стоит перед теми органами власти, которым предстоят крупные погашения долговых обязательств в этом году. Сокращение бюджетных расходов пока производится в основном путем отказа от наименее важных текущих и капитальных расходов и частичного их переноса "до лучших времен". Такие меры адекватны в краткосрочном периоде, но если негативные тенденции сохранятся, то, вероятно, потребуется существенная корректировка расходных обязательств на законодательном уровне.

Объем капитальных расходов в 2009 г. по сравнению с прошлым годом может сократиться во многих регионах, если рост экономики и доходов бюджета, а также условия заимствований не улучшатся к летнему периоду, на который приходится основной объем работ капитального характера.

Несмотря на глобальный финансовый кризис и замедление мировой экономики, International Finance Corporation (далее — IFC; Международная финансовая корпорация входит в Группу Всемирного банка) сохраняет устойчивое финансовое положение и продолжает предоставлять финансирование своим клиентам. В 2007/08 финансовом году1 IFC инвестировала в России 762 млн долл. и во второй половине 2008 календарного года — 318 млн долл. Совокупный инвестиционный портфель IFC в различных секторах экономики России на сегодняшний день превышает 2 млрд долл.

Несколько лет назад IFC открыла новое направление по предоставлению финансирования региональным и местным органам власти. Свою роль в этом секторе в России IFC видит в предоставлении долгосрочного финансирования менее развитым, но успешно управляемым, финансово стабильным и заинтересованным в дальнейшем развитии территориям.

Получателями финансирования от IFC могут быть:

  • субъекты Российской Федерации;
  • муниципалитеты2;
  • государственные или муниципальные предприятия (в том числе унитарные) под гарантию учредителя;
  • другие хозяйствующие субъекты, контрольный пакет акций которых находится в государственной или муниципальной собственности.

На сегодняшний день уже существует опыт предоставления подобного финансирования как региону и муниципалитету, так и государственному предприятию в России.

Примеры проектов регионального и муниципального финансирования в России включают:

  • частичное поручительство по облигационному займу Чувашской Республики, выпущенному на сумму 1 млрд руб. на 5 лет для финансирования программы капитальных вложений. Это привело к повышению инвестиционного рейтинга облигационного займа на один пункт выше собственного рейтинга республики;
  • предоставление 8-летнего кредита на сумму 1,3 млрд руб. государственному унитарному предприятию "Чувашавтодор" под 100%-ную государственную гарантию Чувашской Республики на строительство и реконструкцию сельских дорог. В проекте принял участие французский банк Dexia Credit Local, который предоставил 50% финансирования по кредиту.
  • поддержка финансирования муниципальной программы капитальных вложений Петропавловск-Камчатского городского округа посредством предоставления 8-летнего кредита на 700 млн руб. с отсрочкой выплаты основной суммы долга на 2 года на ремонт городских улиц и прочее.

Регионам и муниципалитетам финансовая поддержка от IFC может оказываться в виде простого кредита с амортизируемым графиком погашения или в форме гарантии. Кредиты органам власти в соответствии с бюджетным законодательством не могут быть целевыми и предоставляются на покрытие общего бюджетного дефицита. Вместе с тем принципиальным для IFC моментом является намерение и способность клиента успешно реализовать определенную часть своей программы капитальных вложений или проект, которые IFC считает возможным поддержать. При этом финансирование IFC не может предоставляться для решения текущих проблем с ликвидностью или операционным дефицитом.

Важно отметить, что IFC не ставит своей задачей конкуренцию с обычными коммерческими банками, а стремится работать с такими клиентами и проектами, финансирование которых со стороны коммерческих банков ограничено. В подтверждение данной роли в России в конце 2007 г. Правительство РФ включило IFC в перечень международных финансовых организаций, на которые не распространяется действие Федерального закона РФ № 94 (п. 2 ст. 1).

Изменившаяся рыночная ситуация требует от IFC более избирательного подхода к новым проектам и клиентам. Особую роль приобретают направления инвестиций, которые способствуют снижению издержек в общественном и частном секторах и повышению экономической активности.

Финансирование может быть предоставлено на подготовку и реализацию проектов реконструкции и развития социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, энергетики, городского хозяйства, защиты окружающей среды и т. д. Предметом финансирования, например, могут быть следующие проекты:

  • реконструкция и строительство дорог, повышение безопасности движения на дорогах;
  • модернизация ЖКХ, вывоза и переработки твердых бытовых отходов, водоснабжения и канализации, очистных сооружений;
  • реконструкция и модернизация социальной инфраструктуры: учреждений образования, лечебных учреждений, учреждений культуры;
  • создание и совершенствование генерирующих мощностей и распределительных систем, развитие альтернативных источников электроэнергии;
  • модернизация транспортной инфраструктуры и парка.

Условия предоставления финансирования всегда являются предметом переговоров и подбираются таким образом, чтобы в наибольшей степени удовлетворить запросы и ожидания клиента. При этом не требуются гарантии Правительства Российской Федерации. Средства предоставляются как в российских рублях, так и в иностранной валюте, если позволяет законодательство. Размер финансирования обычно превышает 150 млн руб. В докризисных условиях срок погашения займов доходил до 15 лет, а в текущий момент прежде всего рассматриваются займы со сроками погашения до 8 лет. Кроме того, может быть предоставлен льготный период (отсрочка платежей по основной части займа) на 1—3 года.

В условиях кризиса на финансовом рынке регионы, города и их предприятия проявляют повышенный интерес к получению такого финансирования от IFC. Однако возможности финансирования государственного и муниципального секторов России со стороны IFC пока задействованы не в полной мере.



Содержание (развернуть содержание)
Итоги конференции "Финансовые риски - 2009. Работа над ошибками"
Биржевой товарный рынок: вопреки, а не благодаря
Биржевой рынок зерна. Преодолевая препятствия
В России кризис не закончится, пока гаишники берут взятки
Важно помнить о репутации
Электроэнергия осваивает биржу
Межрыночный анализ российских рынков
Хлебный фьючерс
ETF и сертификаты как удобные инструменты долгосрочного инвестирования
Нефть и Россия: взгляд в ближайшее будущее
Удобрения. Сырьевой бум закончился
Налогообложение операций с финансовыми инструментами срочных сделок: проблемы и перспективы
Регулирование рынка ценных бумаг в ЕС - возможность использования подходов
Инвестиционный налоговый кредит как источник софинансирования инфраструктурных проектов
Спасательный узел
Долговая политика Москвы в 2009 году
Проблемы сохранения финансовой устойчивости и кредитоспособности субъектов РФ в условиях экономического кризиса
Перспективы государственных заимствований и государственного долга Санкт-Петербурга на 2009-2011 годы
Кредитный рейтинг Московской области
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций: время сжатия
Возможности финансирования капитальных вложений регионов и муниципалитетов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100