Casual
РЦБ.RU

Кредитный рейтинг Московской области

Февраль 2009

За 2008 г. долгосрочные кредитные рейтинги Московской области преодолели дистанцию от рейтинга ВВ с позитивным прогнозом до SD, что означает "выборочный дефолт". При этом рейтинги приоритетной необеспеченной задолженности снизились с ВВ до В-. В декабре прошлого года они были помещены в список CreditWatch с развивающимся прогнозом, указывающим на то, что рейтинги могут быть повышены, подтверждены или понижены. Мы предлагаем краткую хронологию этих событий.

21 мая 2008 г. Standard & Poor's подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Московской области по международной шкале на уровне BB, а также рейтинг по национальной шкале на уровне ruAA. Прогноз изменения рейтингов — "Позитивный". На тот момент мы отмечали, что рейтинги Московской области определялись значительными потребностями в рефинансировании в условиях неустойчивости финансовых рынков, что было связано с привлечением в 2006—2007 гг. компаниями, контролируемыми областью, большого объема краткосрочного долга. Расходы на обслуживание и погашение долга области и ее компаний находились на высоком уровне, составляя 29% текущих доходов областного бюджета 2007 г. Ожидалось, что расходы на указанные цели останутся на уровне около 30%, по меньшей мере до 2011 г. В то время как прямой долг области оставался на уровне примерно 47% доходов в 2006—2007 гг., полный долг быстро увеличивался и к концу 2007 г. достиг высокого значения — 90% доходов бюджета, или 79% (учитывая доходы контролируемых областью компаний). Помимо прямого долга, полный долг области включал обязательства Московской областной инвестиционной трастовой компании (МОИТК; В/"Позитивный"/-), Ипотечной корпорации Московской области (ИКМО; В-/"Стабильный"/-), Мособлгаза (рейтинг не присваивался), компании "Мострансавто" (ССС+/"Стабильный"/-), которые в значительной степени полагались на финансовую поддержку области.

Кроме того, уровень рейтингов Московской области был ограничен низкой финансовой гибкостью и предсказуемостью из-за растущих расходов на зарплату, сохраняющейся значительной потребности в финансировании инфраструктуры и ограниченного контроля над доходами, что в совокупности привело к волатильности финансовых показателей и, как показывает опыт недавнего прошлого, ухудшению текущего баланса бюджета.

Вместе с тем уровень рейтингов поддерживался быстрым ростом экономики и, соответственно, доходов бюджета. Позитивное влияние на рейтинги области по-прежнему оказывало ее территориальное расположение. Прогноз "Позитивный" отражал ожидания Standard & Poor's относительно того, что стабильно высокие темпы экономического роста, приводящие к существенному повышению доходов бюджета, будут способствовать восстановлению умеренных показателей текущего баланса — на уровне 7—8% текущих доходов в 2008—2009 гг. — и позволят финансировать расходы на инфраструктуру без дальнейшего увеличения дефицита с учетом капитальных расходов. Агентство полагало, что область успешно завершит реализацию муниципальной реформы, муниципальные образования получат большую самостоятельность и выполнят обязательства по финансированию инфраструктуры.

1 августа 2008 г. Standard & Poor's пересмотрело прогноз по рейтингам Московской области с "Позитивного" на "Стабильный". В то же время агентство подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Московской области по международной шкале на уровне BB, а также рейтинг по национальной шкале на уровне ruAA. Пересмотр прогноза был обусловлен необходимостью повышения контроля над проведением сложных финансовых сделок в условиях недостатка времени и высокого краткосрочного долга, что было выявлено в результате технической задержки с исполнением оферты МОИТК по выпуску рублевых облигаций, размещенному Мострансавто.

26 сентября 2008 г. Standard & Poor’s поместило кредитные рейтинги Московской области (долгосрочный кредитный рейтинг ВВ, рейтинг по национальной шкале ruAA) в список CreditWatch ("рейтинги на пересмотре") с прогнозом "Негативный". В список CreditWatch были также помещены рейтинги связанных с Московской областью компаний: МОИТК (В/—; ruA-), ИКМО (B-/—; ruBBB), "Мострансавто" (ССС+; ruBB+).

Помещение в список CreditWatch рейтингов этих компаний отражало возросшие риски их рефинансирования компаний, поскольку для этого они использовали нерегулярные перечисления из областного бюджета и краткосрочные заимствования. Эти риски усиливались из-за ухудшения ситуации с ликвидностью в российской банковской сфере и на рынке капитала. Помещение рейтингов Московской области в список CreditWatch отражало высокую вероятность того, что ей придется предоставить значительную поддержку своим компаниям, которым стало все сложнее привлекать долг самостоятельно в условиях возросших процентных ставок.

Потребности в рефинансировании области и связанных с ней компаний оставались высокими. Объем погашения совокупного долга составлял около 50 млрд руб., что более чем в 2 раза превышало денежные резервы, аккумулированные областью и этими компаниями по состоянию на 19 сентября 2008 г. Агентство ожидало, что Московская область успешно рефинансирует 18 млрд руб. долговых обязательств крупным российским государственным банкам в течение октября и декабря 2008 г. Мы также считали, что долговые обязательства, гарантированные Московской областью, включая опцион "пут" по облигациям, выпущенным Московским областным ипотечным агентством (МОИА, финансовая компания, полностью принадлежащая Московской области) общей суммой, эквивалентной 20,9 млрд руб., будут большей частью рефинансированы за счет резервов и ожидаемых доходов бюджета области.

План погашения оставшегося долга компаний — 11 млрд руб., не гарантированных областью, был менее определенным. Компании, связанные с Московской областью, собирались рефинансировать большинство этих долговых обязательств, но на тот момент у них не было формальных соглашений с банками. Предполагалось, что, даже если МОИТК, ИКМО и Мострансавто сумеют это сделать, их рейтинги могут быть понижены из-за возросших расходов на обслуживание долга.

Мы рассчитывали вывести рейтинги области и связанных с ней компаний из списка CreditWatch, когда станет более ясно, каким образом область и связанные с ней компании планируют погасить большой объем долга в декабре 2008 г.

27 октября 2008 г. Standard & Poor's снизило долгосрочные рейтинги Московской области с ВВ до В–. Рейтинг области по национальной шкале был понижен с ruAA до ruBBB–. Рейтинги Московской области были оставлены в списке СreditWatch с негативным прогнозом. Их понижение было обусловлено ранее не ожидавшимися сложностями с рефинансированием прямого долга из-за ухудшения условий кредитования, большей, чем планировалось, финансовой поддержкой, предоставляемой компаниям области, а следовательно, неспособностью погасить все долговые обязательства (включая обязательства, гарантированные областью) со сроками погашения до конца 2008 г. (которые составляли, по оценке Standard & Poor's, 44,6 млрд руб.).

Вопреки нашим первоначальным предположениям, из-за негативных ожиданий на финансовом рынке и низкой ликвидности в российской банковской системе область не смогла достичь соглашений с инвесторами о рефинансировании прямого долга. Мы знали о том, что область и МОИТК уже достигли договоренностей с рядом банков о рефинансировании части прямых и гарантированных областью обязательств с погашением до конца года, а также о предоставлении дополнительных гарантий из областного бюджета в 2008—2009 гг. Вместе с тем агентство сомневалось в способности областного правительства предоставить средства компаниям и муниципальным образованиям для погашения долга в срок, поскольку ликвидность области была низкой: остатки на счетах в банках и Федеральном казначействе оставались существенно ниже объема обслуживания и погашения долга в 2008 г.

Мы отмечали, что стоимость поддержки компаний Московской области, прежде всего МОИТК, ИКМО и Мострансавто, возрастает, поскольку один из банков, вовлеченных в многочисленные транзакции между областью, ее муниципальными образованиями, региональными и муниципальными компаниями, не функционировал, что привело к замораживанию средств МОИТК. Кроме того, в сложившейся ситуации банки не предоставляли кредиты компаниям без кредитной поддержки со стороны области. Учитывая эти обстоятельства, хотя область и демонстрировала готовность предоставить дополнительные гарантии по кредитам МОИТК, она тем самым увеличивала собственные потребности в заимствованиях, разделяя с этой компанией риски рефинансирования (по крайней мере, частично).

В соответствии с подходом Standard & Poor's мы продолжали разделять кредитные риски по прямому долгу области и кредитные риски по ее гарантиям. Согласно российскому законодательству гарантии, предоставляемые регионами и муниципальными образованиями, условны и не предусматривают своевременного предоставления средств гарантом в случае дефолта заемщика.

Кроме того, по нашему мнению, сложности с ликвидностью, вероятно, обострились из-за ожидаемого постепенного снижения балансов бюджета во второй половине 2008 г. Уход в отставку первого заместителя министра финансов, отвечавшего за управление долгом и внебюджетное финансирование инвестиционных проектов области, могло внести дополнительную неопределенность в переговоры с банками об условиях рефинансирования прямого и гарантированного долга области, а также негативно повлиять на способность последней быстро принять меры, необходимые для противостояния финансовым сложностям.

Мы планировали вывести рейтинги Московской области из списка CreditWatch после того, как получим большую определенность относительно способности области завершить процесс рефинансирования обязательств по прямому долгу и офертам, приходящимся на декабрь.

18 декабря 2008 г. Standard & Poor's понизило долгосрочные кредитные рейтинги Московской области с В- до SD, что указывает на выборочный дефолт. Одновременно был понижен рейтинг Московской области по национальной шкале — с ruBBB- до ruSD. Тем не менее рейтинги приоритетного необеспеченного долга Московской области объемом 82,6 млрд руб. были подтверждены на уровне B–/ruBBB–. Они остаются в списке СreditWatch ("рейтинг на пересмотре"), но прогноз по этим рейтингам пересмотрен с "Негативного" на "Развивающийся".

В соответствии с определением Standard & Poor's выборочный дефолт означает, что "заемщик не выполняет обязательства выборочно, т. е. по данному долговому обязательству при продолжении своевременных и полных выплат по другим долговым обязательствам".

Standard & Poor's понизило кредитный рейтинг Московской области до SD, поскольку 15 декабря 2008 г. она не смогла исполнить оферту в объеме 5,2 млрд руб. по облигациям, выпущенным Московским областным ипотечным агентством (рейтинг не присваивался), на 100% принадлежащим правительству области. Дефолт был вызван решением суда заморозить все платежи по выпуску как часть процедуры расследования против третьей стороны — организатора выпуска. Соответственно, суд заморозил все сделки по этому выпуску, включая платежи по нему.

Мы рассматривали этот случай как исключительный. Несмотря на то что область всегда выражала свою готовность обслуживать обязательства по оферте (объем средств для этого зафиксирован в областном бюджете на 2008 г.) и аккумулировала денежные резервы, превышавшие объем выплат накануне срока погашения, юридические препятствия ограничивали способность Московской области к погашению этих обязательств.

Если запрет на сделку с Московским областным ипотечным агентством будет снят и область погасит задолженность, как и планировалось, рейтинг Московской области SD может быть пересмотрен. Вместе с тем область подтвердила, что выплаты по 6 отрейтингованным выпускам приоритетных необеспеченных облигаций производятся, поэтому мы рассматриваем этот дефолт как выборочный и подтверждаем рейтинг приоритетного обеспеченного долга обязательств Московской области на уровне В–.

Рейтинги приоритетного необеспеченного долга остаются в списке CreditWatch, что отражает неопределенность относительно способности области успешно рефинансировать и выплатить обязательства связанных с ней компаний с погашением в ближайшее время. В то же время мы пересмотрели прогноз по рейтингам, помещенным в список CreditWatch, с "Негативного" на "Развивающийся". Это отражает тот факт, что на тот момент область своевременно обслуживала все свои долговые обязательства, включая прямой и гарантированный долг.

Если область привлечет значительный краткосрочный долг для того, чтобы обеспечить дополнительную поддержку связанным с ней компаниям, это может привести к дальнейшему ухудшению кредитоспособности и, следовательно, к понижению рейтингов приоритетного необеспеченного долга до CCC или даже до CC.

Вместе с тем мы можем подтвердить или повысить рейтинги приоритетного необеспеченного долга, если Московская область сумеет добиться успехов в рефинансировании своего полного долга в 2008 г., как планировалось, пролонгируя сроки выплаты обязательств и снижая долговую нагрузку в среднесрочной перспективе. Способность правительства области сократить текущие расходы в 2009—2010 гг., укрепляя таким образом свои бюджетные показатели в период высоких рисков рефинансирования, может стать ключевым фактором позитивных рейтинговых действий.

Что касается компаний Московской области, то кредитные рейтинги ИКМО были отозваны 12 февраля 2009 г. по просьбе заемщика. Кредитные рейтинги МОИТК и Мострансавто сначала были снижены до уровня SD, а потом повышены до СС. Рейтинги помещены в список СreditWatch ("рейтинги на пересмотре") с развивающимся прогнозом.

18 декабря 2008 г. Standard & Poor’s понизило кредитные рейтинги ОАО МОИТК: долгосрочный кредитный рейтинг — с СС до SD, что указывает на выборочный дефолт, и рейтинг по национальной шкале — с ruCC до SD.

Понижение рейтинга МОИТК до SD было обусловлено тем, что компания не погасила вовремя 2 банковских кредита (не имеющих рейтингов) на сумму 4 млрд руб., и, таким образом, срок выплаты (15 декабря 2008 г.) был пропущен. Вместе с тем компания подтвердила, что выплаты по 2 отрейтингованным выпускам приоритетных необеспеченных облигаций производятся, поэтому мы рассматривали этот дефолт как выборочный.

6 февраля 2009 г. Standard & Poor’s повысило кредитные рейтинги ОАО МОИТК: долгосрочный кредитный рейтинг — с SD до СС и рейтинг по национальной шкале — с ruSD до ruCC. Рейтинги помещены в список СreditWatch ("рейтинги на пересмотре") с развивающимся прогнозом.

Рейтинговое действие было обусловлено тем, что компания полностью выплатила банковские кредиты на сумму 4 млрд руб., срок выплаты по которым (15 декабря 2008 г.) был пропущен, а также тем, что МОИТК подтвердила свою готовность своевременно обслуживать все другие свои обязательства. Выплаты по одному кредиту объемом 1 млрд руб. были осуществлены в течение 2 дней после пропущенного срока выплаты, другой кредит был погашен в январе 2009 г. правительством Московской области.

Пересмотр прогноза по рейтингам, находящимся в списке СreditWatch, с "Негативного" на "Развивающийся" отражал тот факт, что правительство Московской области продемонстрировало готовность разрешить проблемы с просроченными кредитами и обеспечить гарантии по новым кредитам, хотя своевременность потенциальной поддержки области остается под вопросом. 30 января 2009 г. правительство области приняло решение увеличить капитал МОИТК на 3 млрд руб.

Область гарантировала 77% прямого долга компании и демонстрирует приверженность исполнению своих обязательств как гарант. Тем не менее это субсидиарные гарантии, которые Standard & Poor’s рассматривает как несвоевременные и условные.

Уровень долга МОИТК достаточно высок, и способность компании обслуживать свои обязательства зависит от готовности области обеспечить ей достаточное финансирование. По состоянию на 30 января 2009 г. долг МОИТК составлял около 40 млрд руб., включая 16 млрд руб. прямого долга. Несмотря на то, что благодаря серьезной поддержке области компания сумела удлинить сроки выплаты большей части своих банковских кредитов в ноябре—декабре 2008 г., долговое бремя МОИТК весьма значительно, поскольку 94% долга составляют краткосрочные обязательства.

Компания полагается на прямую финансовую помощь из областного бюджета и поддержку в переговорах с инвесторами, чтобы аккумулировать средства, необходимые для выплаты кредита на сумму около 1,5 млрд руб. и оферты по облигациям на сумму 4 млрд руб. 27 марта 2009 г.

24 декабря 2008 г., Standard & Poor's Ratings Services понизило долгосрочный кредитный рейтинг ГУП "Мострансавто" с СС до SD (выборочный дефолт). Понижение рейтингов было связано с тем, что компания не погасила полностью часть купонных платежей и платежей по основному долгу по облигациям. Облигационный заем был выпущен 25 декабря 2007 г. через специальное юридическое лицо ООО "Мострансавто-Финанс", на 100% принадлежащее Мострансавто.

Платеж не был проведен из-за приостановления операций в отношении одного из держателей облигаций до урегулирования его отношений с компаниями Московской области.

Мострансавто подтвердило, что продолжало обслуживать банковские кредиты (не имеющие рейтинга) общим объемом 4,1 млрд руб., поэтому мы рассматривали этот дефолт как выборочный.

29 декабря 2008 г. рейтинговая служба Standard & Poor's повысила долгосрочный кредитный рейтинг российской компании общественного транспорта ГУП "Мострансавто" с SD (выборочный дефолт) до СС. Все рейтинги были помещены в список CreditWatch с прогнозом "Развивающийся", что означает, что рейтинги могут быть повышены, понижены или подтверждены.

Рейтинговое действие последовало за полной выплатой купонного дохода в размере около 480 млн руб. и основного долга в размере 975 млн руб. по отрейтингованному выпуску облигаций номинальной стоимостью 7,5 млрд руб. (номинальная стоимость), а также погашением банковского кредита на 1 млрд руб., произведенными Мострансавто 25 декабря 2008 г.

После своевременной выплаты 25 декабря 2008 г. банковского кредита на 1 млрд руб. (хотя и с помощью средств, полученных из бюджета области) Мострансавто продолжает исполнять свои обязательства по займам, не имеющим кредитных рейтингов, на общую сумму в 3,1 млрд руб.

Ликвидность компании оценивается как низкая, поскольку все резервы денежных средств были использованы для выплаты купона и амортизации облигаций. Собственные возможности мобилизации средств у компании ограничены, что является причиной регулярной задержки лизинговых платежей.


Содержание (развернуть содержание)
Итоги конференции "Финансовые риски - 2009. Работа над ошибками"
Биржевой товарный рынок: вопреки, а не благодаря
Биржевой рынок зерна. Преодолевая препятствия
В России кризис не закончится, пока гаишники берут взятки
Важно помнить о репутации
Электроэнергия осваивает биржу
Межрыночный анализ российских рынков
Хлебный фьючерс
ETF и сертификаты как удобные инструменты долгосрочного инвестирования
Нефть и Россия: взгляд в ближайшее будущее
Удобрения. Сырьевой бум закончился
Налогообложение операций с финансовыми инструментами срочных сделок: проблемы и перспективы
Регулирование рынка ценных бумаг в ЕС - возможность использования подходов
Инвестиционный налоговый кредит как источник софинансирования инфраструктурных проектов
Спасательный узел
Долговая политика Москвы в 2009 году
Проблемы сохранения финансовой устойчивости и кредитоспособности субъектов РФ в условиях экономического кризиса
Перспективы государственных заимствований и государственного долга Санкт-Петербурга на 2009-2011 годы
Кредитный рейтинг Московской области
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций: время сжатия
Возможности финансирования капитальных вложений регионов и муниципалитетов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100