Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Хаймур Эльвира, Начальник отдела планирования и оценки финансовых рисков управления финансовых активов и финансовых обязательств Комитета финансов Санкт-Петербурга

  • Все статьи автора

Перспективы государственных заимствований и государственного долга Санкт-Петербурга на 2009-2011 годы

Февраль 2009

Государственные именные облигации (ГИО) Санкт-Петербурга — основной инструмент государственных заимствований города. В 1995 г. администрация города разработала новую концепцию внутренних заимствований, создав инфраструктуру рынка городских облигаций, и провела первый аукцион по размещению городских государственных краткосрочных облигаций. Рынок государственных облигаций СПб продолжал успешно функционировать и активно использовался Правительством СПб в качестве рыночного механизма привлечения заемных средств на протяжении 10 лет.

Со временем потребность в заемных источниках финансирования дефицита бюджета СПб начала снижаться, что выразилось в значительном отклонении фактического исполнения программы государственных заимствований от планового. Сохраняющаяся тенденция плавного роста экономики СПб сказалась на росте поступлений доходов в бюджет города, что наряду с хроническим недоисполнением по расходам бюджета привело к накоплению существенного объема остатков средств бюджета на счетах.

В целях решения проблемы невостребованности денежных средств бюджета на счетах в 2004 г. была разработана система управления ликвидностью бюджета, в рамках которой осуществляется размещение временно свободных средств бюджета на депозиты, а также продажа средств посредством сделок РЕПО.

Начиная с момента запуска депозитных аукционов основной объем сделок эмитента на рынке ГИО СПб приходился на операции по досрочному выкупу и сделки РЕПО (рис. 1). Дюрация долга, обороты и капитализация рынка неуклонно снижались. По состоянию на 1 января 2009 г. средневзвешенный срок до погашения обращающихся государственных именных облигаций СПб составил 915 дней по сравнению с 1746 днями в 2005 г., капитализация рынка в 2008 г. упала ниже 100 млн руб., обороты вторичных торгов за год не превысили суммы в 60,6 млн руб. против 10,3 млрд руб. в 2005 г.

Государственный долг СПб на 1 января 2009 г. составил 341,5 млн руб., в том числе в виде ценных бумаг — 91,7 млн руб. Расходы на обслуживание долга не превысили суммы в 770 млн руб.

Сохраняющаяся потребность в развитии отраслей производственной инфраструктуры СПб, основным собственником которой выступает государство, и в то же время хроническое недоисполнение бюджета по расходам свидетельствовали как о неэффективности государственного управления инфраструктурными объектами, так и о недостаточности бюджетных средств для финансирования проектов такого масштаба. Государственно-частное партнерство как взаимовыгодное сотрудничество СПб с российским или иностранным юридическим или физическим лицом в реализации социально значимых проектов стало одним из стратегических направлений развития и модернизации объектов современной инфраструктуры. Среди них наиболее важные и масштабные — Орловский тоннель, Западный скоростной диаметр, Надземный экспресс, реконструкция аэровокзального комплекса ОАО "Аэропорт “Пулково”".

При планировании бюджета СПб на 2009—2011 гг. рост расходов городского бюджета на текущий год составил 41,3 млрд руб., достигнув уровня в 397,18 млрд руб., из которых 30% должны были пойти на финансирование Адресной инвестиционной программы. Доходы бюджета на 2009 г. были установлены в объеме 377,05 млрд руб. и, соответственно, дефицит бюджета — 20,13 млрд руб., который планировалось частично финансировать за счет заемных средств.

Сальдо привлечения государственных заимствований на этот год было определено в сумме 7 млрд руб., причем основным инструментом заимствований должны стать государственные облигации СПб. Предельный объем долга не должен превысить 7,6 млрд руб., их них 0,15 млрд руб. приходятся на внешний долг, представленный государственными гарантиями СПб по кредитам государственных унитарных предприятий в иностранной валюте. Согласно заложенным прогнозам изменения макроэкономической конъюнктуры и спроектированным параметрам бюджета предельный объем государственного долга СПб не должен превысить 2% к доходам бюджета. Расходы на обслуживание долга были заложены в объеме 0,44 млрд руб., что составляет не более 0,14% доходов бюджета за вычетом безвозмездных перечислений и доходов от предпринимательской деятельности.

Изменение конъюнктуры мирового рынка и его влияние на экономику РФ внесли коррективы в бюджетную политику СПб.

В условиях кризиса государство принимает на себя обязанности по поддержке реального сектора экономики и финансовой системы, согласно которым на уровне федеральных и региональных органов власти принимаются решения о сокращении налоговой нагрузки на предприятия и осуществлении государственных вложений в экономику страны.

Изменение налогового законодательства ведет к резкому падению государственных доходов и соответственно росту дефицита бюджета. Запланирована реализация следующих мер:

  • снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20%, в том числе федеральная часть ставки — с 6,5 до 2,5%, на 4 п. п. За СПб остается право уменьшать налог на 4 п. п.;
  • увеличение амортизационной премии по налогу на прибыль с 10 до 30%;
  • переход на исчисление и уплату платежей по налогу на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли;
  • предоставление субъектам Российской Федерации права в рамках упрощенной системы налогообложения снижать ставку единого налога на совокупный доход с 15 до 5%, дифференцируя ее в зависимости от вида бизнеса и других объективных показателей;
  • по налогу на доходы физических лиц увеличение с 1 января 2008 г. налогового вычета для граждан, приобретающих или строящих жилье, в 2 раза — до 2 млн руб. Сумма уменьшения (возврата) по налогу на доходы физических лиц увеличится со 130 до 260 тыс. руб.

Под влиянием сложной экономической ситуации прогнозируется снижение поступлений и по прочим источникам доходов бюджета СПб.

В этих условиях город вынужден корректировать параметры бюджета СПб на 2009—1011 гг. В соответствии с планируемым внесением изменений доходы бюджета в 2009 г. снизятся на 108,7 млрд руб., составив 268,4 млрд руб. Существенное падение наблюдается по налоговым и неналоговым доходам бюджета. Расходы уменьшатся на 90,5 млрд руб., достигнув уровня в 306,7 млрд руб. Основное сокращение коснется расходов Адресной инвестиционной программы и всех видов капитального ремонта, исходя из необходимости обеспечения в 2009 г. ввода в эксплуатацию объектов с высокой степенью готовности и продолжения строительства важнейших инфраструктурных проектов. В соответствии с текущей версией бюджета СПб на 2009 г. и на плановый период 2010—2011 гг. на финансирование Адресной инвестиционной программы приходится 24,1% расходов бюджета СПб в этом году.

Дефицит бюджета на 2009 г. превысит сумму в 38,3 млрд руб., или 18,2% доходов бюджета за вычетом безвозмездных перечислений и доходов от предпринимательской деятельности.

Увеличение дефицита бюджета на 18,2 млрд руб., а также изменение конъюнктуры финансового рынка под влиянием мирового кризиса, в частности девальвация российского рубля, рост процентных ставок, потребовали внесения изменений и в программу государственных заимствований.

С учетом прогнозируемого снижения объемов поступлений доходов в бюджет СПб и роста дефицита бюджета сальдо привлечения в 2009 г. составит 10 млрд руб., что на 3 млрд руб. выше первоначального варианта. В связи с увеличением стоимости заимствований на финансовом рынке и в целях недопущения роста расходов на обслуживание государственного долга СПб предусмотрел в программе государственных заимствований возможность привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета на сумму 3 млрд руб., что позволит городу диверсифицировать инструменты государственных заимствований и, соответственно, сохранить объем расходов на обслуживание долга в прежнем объеме.

Рост курса валют, в которых номинирован внешний долг СПб, и увеличение сальдо привлечения в 2009 г. обусловили изменение предельного объема государственного долга эмитента (рис. 2). Объем долга города по состоянию на 1 января 2010 г. не должен превысить суммы в 11,3 млрд руб., что на 3,7 млрд руб. выше прежнего уровня. Объем внешнего долга установлен в сумме 0,2 млрд руб. Отношение расходов на обслуживание долга к собственным доходам бюджета не должно превысить 0,8% (рис. 3).

Учитывая возросшие риски заимствований, в частности возможность дальнейшего роста процентных ставок, снижения ликвидности, увеличения курсов валют, планирование государственных заимствований должно осуществляться при одновременном проведении стресс-тестирования потоков по портфелю государственного долга, которое позволит оценить способность города исполнять собственные обязательства в срок и в полном объеме при наступлении неблагоприятных событий. Стресс-тестирование портфеля государственных заимствований осуществлялось на основе предположений о дополнительном резком снижении доходов бюджета СПб (до 30% в реальном выражении) и росте стоимости заимствований (до уровня в 35% годовых).

Согласно полученным результатам стресс-тестирования, в случае крайне негативного развития событий в 2009—2011 гг. объем долга не превысит 18,0% собственных доходов бюджета, расходы на обслуживание составят не более 6,0% и расходы по долгу — не более 11,0% доходов бюджета СПб за вычетом финансовой помощи и доходов от предпринимательской деятельности. Выполняются все критерии оценки государственного долга и государственных заимствований СПб, установленные методикой определения критериев, которая была разработана в целях определения экономически безопасного уровня государственного долга СПб и платежей по долгу на весь период прогнозирования.

При рассмотрении возможности осуществления дополнительных заимствований СПб в рамках, установленных критериями оценки государственного долга города, были получены следующие результаты: отношение расходов по долгу к собственным доходам бюджета в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка достигнет критического уровня в 17,5% в 2012 г., если город будет осуществлять государственные заимствования в объемах, при которых сальдо привлечения превышает 16 млрд руб. в 2009 г., что на 6 млрд руб. больше значения с учетом внесенных изменений в бюджет города, 22,5 млрд руб. в 2010 г. (на 7,5 млрд руб. больше), 17,5 млрд руб. в 2011 г. (на 9,5 млрд руб. больше). При этом номинальный долг к собственным доходам бюджета СПб может достичь уровня в 31%, а расходы на обслуживание долга — 10% собственных доходов бюджета СПб (рис. 4—5).

Полученные по итогам стресс-тестирования результаты позволяют заключить, что заложенные в новой редакции бюджета СПб и, соответственно, в программе государственных заимствованиях параметры привлечения, обслуживания и погашения долговых обязательств не создают существенной долговой нагрузки на бюджет города и сохраняют риск дефолта города на минимально возможном для города уровне. Таким образом, СПб, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, сокращение доходов бюджета и увеличение объема государственных заимствований, сохранит за собой статус заемщика, выполняющего собственные долговые обязательства в срок и в полном объеме.




Содержание (развернуть содержание)
Итоги конференции "Финансовые риски - 2009. Работа над ошибками"
Биржевой товарный рынок: вопреки, а не благодаря
Биржевой рынок зерна. Преодолевая препятствия
В России кризис не закончится, пока гаишники берут взятки
Важно помнить о репутации
Электроэнергия осваивает биржу
Межрыночный анализ российских рынков
Хлебный фьючерс
ETF и сертификаты как удобные инструменты долгосрочного инвестирования
Нефть и Россия: взгляд в ближайшее будущее
Удобрения. Сырьевой бум закончился
Налогообложение операций с финансовыми инструментами срочных сделок: проблемы и перспективы
Регулирование рынка ценных бумаг в ЕС - возможность использования подходов
Инвестиционный налоговый кредит как источник софинансирования инфраструктурных проектов
Спасательный узел
Долговая политика Москвы в 2009 году
Проблемы сохранения финансовой устойчивости и кредитоспособности субъектов РФ в условиях экономического кризиса
Перспективы государственных заимствований и государственного долга Санкт-Петербурга на 2009-2011 годы
Кредитный рейтинг Московской области
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций: время сжатия
Возможности финансирования капитальных вложений регионов и муниципалитетов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100