Casual
РЦБ.RU

Долговая политика Москвы в 2009 году

Февраль 2009

Интервью c председателем Комитета государственных заимствований г. Москвы Сергеем Пахомовым

РЦБ: Сергей Борисович, каковы планы Москомзайма на 2009 г. по привлечению и погашению средств?

С. П. В соответствии с утвержденной Программой государственных внутренних заимствований города Москвы в 2009 г. мы должны привлечь 54,2 млрд руб., в том числе облигаций на 48 млрд руб. и кредитов на 6,2 млрд руб.

В текущем году будут осуществлены погашения заимствований на 21 млрд руб., из них облигаций на 20 млрд руб. и бюджетных кредитов на 1 млрд руб.

РЦБ: Каково планируемое изменение объема долга Москвы?

С. П. На основании Закона "О бюджете города Москвы на 2009 г. и плановый период 2010—2011 гг." предельный объем государственного долга Москвы на 1 января 2010 г. составит почти 152 млрд руб., при этом внутренний долг — 122 млрд руб. (в том числе гарантии — 2,5 млрд руб.), внешний долг — 781 млн евро.

Долг Москвы увеличится, в случае снижения объема бюджетных доходов возрастет относительная долговая нагрузка на бюджет. Однако привлечение заимствований не приведет к нарушению нормативных показателей долговой нагрузки на бюджет (рис. 1—3).

РЦБ: Каковы основные итоги исполнения бюджета в 2008 г.?

С. П. Фактическое исполнение бюджета Москвы за 11 мес. 2009 г. составило по доходам 1,16 трлн руб., по расходам почти 1 трлн руб. (см. таблицу). Переходящий остаток, по нашей оценке, составит 130 млрд руб. По предварительным данным, общее исполнение бюджета за 2009 г. равно более 1,289 трлн руб. по доходам и 1,316 трлн руб. по расходам. Поступление доходов в последнем квартале года резко упало.

РЦБ: Каков план по доходам и расходам бюджета Москвы на 2009 г.?

С. П. Согласно Закону "О бюджете города Москвы на 2009 г. и плановый период 2010 — 2011 гг." на текущий год объем доходов установлен в сумме 1 387 млрд руб., общий объем расходов — 1 462 млрд руб., дефицит — почти 75 млрд руб. Не исключено, что бюджет Москвы будет корректироваться в соответствии с его реальным исполнением в течение года.

РЦБ: Каков объем капитальных расходов Москвы в 2009 г.?

С. П. Сейчас данный показатель исключен из Бюджетного кодекса РФ, и Правительство Москвы официально его не рассчитывает. Но по расчетам Комитета, в 2009 г. объем капитальных расходов бюджета города составит почти 480 млрд руб.

РЦБ: Вы начали год на долговом рынке энергично: 14 января — на 4-й рабочий день нового года — провели первый аукцион на рынке облигаций! Какова была главная задача аукциона?

С. П. Задачей аукциона было тестирование рынка в трудной ситуации, размещение самого короткого выпуска облигаций на бирже и включение его в Ломбардный список ЦБ РФ. Параллельно решалась и задача привлечения средств в городской бюджет, поскольку значительный объем программы заимствований и малая вероятность ее сокращения за счет дополнительных доходов в сочетании с трудной рыночной ситуацией потребуют от нас частого и регулярного размещения облигаций, пусть и в относительно небольших объемах.

РЦБ: Как Вы оцениваете результаты аукциона и реакцию рынка?

С. П. И результаты продаж, и реакция рынка были достаточно предсказуемы. В кризисной ситуации и с учетом падения курса рубля нельзя было ожидать высокого спроса на рублевые облигации. Кроме тестирования рынка, проведение аукциона носило и технический характер — введение данного выпуска в биржевое обращение и последующее включение его в Ломбардный список ЦБ РФ. Наличие облигационного выпуска в данном списке сразу повышает на него спрос со стороны банков, поскольку появляется возможность ломбардного кредитования и арбитража между ставками РЕПО и доходностью этого выпуска.

РЦБ: Как отразилась на результатах аукциона девальвация рубля?

С. П. В настоящий момент процесс "ускоренно-плавной" девальвации рубля, несомненно, накладывает негативный отпечаток на отношение инвесторов к рублевым облигациям. Это заставляет банки ограничивать свое участие в размещениях облигаций на внутреннем рынке и сокращать свои активы в национальной валюте. Этот процесс, однако, достаточно скоротечен, в обстановке глобальной "гонки девальваций" несет в себе значительные риски спекулятивных потерь для банков и не может быть их основным видом активности сколько-нибудь продолжительное время. Я полагаю, что вскоре рубль найдет рыночное равновесие и банки будут вынуждены резко поменять валютную структуру своих активов и пассивов. Я уверен, что спрос на рублевые облигации возродится в ближайшие недели.

РЦБ: Вы впервые провели аукцион по голландской системе. Расскажите о преимуществах перехода с американской системы аукционов на голландскую.

С. П. Преимущества новой системы определения цены на аукционе заключаются в том, что банки — победители аукциона получают облигации по единой цене вне зависимости от выставленных заявок. Таким образом, банки, предложившие высокие по цене и низкие по доходности заявки, не попадают на отрицательную переоценку портфеля сразу после завершения аукциона. Это уменьшает риск для банков и, по нашим расчетам, должно побудить их более активно участвовать в наших аукционах, не чувствовать себя переплатившими в случае, если их заявка оказывается выше цены отсечения.

РЦБ: Комитет финансов Санкт-Петербурга планирует в этом году при проведении аукционов использовать первичных дилеров. А каковы предложения Москвы?

С. П. Пока планов возвращения к использованию нашего "института андеррайтеров" у нас нет. Будем придерживаться исключительно рыночной практики размещения наших облигаций.

РЦБ: Когда состоится размещение основного объема московских облигаций?

С. П. Размещение облигаций Москвы в 2009 г. пока планируется в форме регулярных аукционов с интервалом от 2 нед. до 1 мес. в сочетании с доразмещением облигаций в ходе вторичных торгов.

РЦБ: Как может отразиться на регулярности проведения аукционов обычное сезонное колебание баланса бюджета Москвы?

С. П. В отношении сезонных колебаний процесса осуществления бюджетных расходов сейчас говорить трудно. Скорее всего, напряженно будет складываться ситуация со сбором налоговых и иных бюджетных доходов по причине экономического спада и кризисных явлений в финансовом секторе. На регулярности проведения аукционов это может сказаться только в случае резкого роста сверхплановых доходов бюджета, что маловероятно в текущей ситуации.

РЦБ: Существуют ли какие-то приоритеты при размещении? Какие облигации по срочности будут размещаться в первую очередь?

С. П. В сложившейся ситуации размещение будет начато (и уже началось) с максимально коротких облигаций, имевшихся в нашем портфеле. Переход к более длинным выпускам произойдет только после полного размещения 59-го выпуска объемом в 15 млрд руб. Затем постараемся плавно перейти к размещению 2-летних облигаций и в случае успеха разместить определенное количество облигаций сроком обращения около 3 лет.

Все эти выпуски имеют объем в 15 млрд руб.

РЦБ: Может ли большая открытость эмитента, связанная с предложением рынку стабильного графика проведения аукционов, помочь выполнению плана заимствования?

С. П. Я думаю, что в текущей ситуации объявление стабильного графика проведения аукционов мало что даст. Это связано не со степенью открытости эмитента, а с непредсказуемостью дальнейшего развития ситуации на российском долговом рынке. Не исключено, что в какие-то периоды 2009 г. он просто будет парализован. Такую ситуацию мы и наблюдали в январе.

РЦБ: Как снижение рейтинга Москвы и девальвация рубля отразятся на внешнем долге эмитента?

С. П. Рейтинг Москвы остается максимально высоким в сложившейся ситуации и равен рейтингу России. Конечно, в случае дальнейшего снижения рейтинга страны, будет снижаться и московский рейтинг. Несомненно, мы останемся одним из самых кредитоспособных заемщиков среди российских регионов с самым высоким рейтингом.

Девальвация рубля, безусловно, увеличивает стоимость обслуживания внешнего долга Москвы. Все наши доходы формируются в рублях. Однако небольшой объем внешнего долга по отношению к доходам бюджета и его доля в долговом портфеле города на уровне 22% исключают высокую степень угрозы нашей кредитоспособности (рис. 4, 5).

РЦБ: Планируете ли вы проводить операцию валютного свопа для минимизации валютного риска при выплате купонных платежей в евро по московским внешним облигациям?

С. П. Валютных свопов не будет, поскольку в данной рыночной ситуации этот рынок или отсутствует совсем, или стоимость таких контрактов запретительная. Кроме того, на мировом рынке практически не осталось партнеров для подобных сделок.

РЦБ: Какие операции по управлению долгом Москвы вы планируете в 2009 г.? Будет ли выполняться обычный план Москомзайма по откупу облигаций текущего и следующего годов?

С. П. Откуп возможен, однако только в отношении облигаций, погашаемых в 2009 г. Мы ожидаем достаточно напряженную ситуацию с бюджетными доходами, поэтому вряд ли целесообразно сейчас тратить бюджетные средства на откуп облигаций 2010—2011 гг.

РЦБ: Почему не было откупа облигаций в 2008 г.?

С. П. Облигации, погашаемые в 2008 г., были рефинансированы практически в полном объеме в результате обмена в январе—феврале 2007 г. коротких выпусков на длинные. В то время многими участниками рынка условия обмена рассматривались как весьма выгодные для банков. Стремительное развитие кризиса осенью 2008 г. и резкий рост доходности на рынке рублевых облигаций доказали, что эта операция оказалась очень полезной для Москвы, увеличив в долговом портфеле доли среднесрочных и долгосрочных облигаций. Сейчас трудно переоценить положительный эффект этого обмена для повышения кредитоспособности города и снижения потенциальной стоимости обслуживания его внутреннего долга. По нашим расчетам, удалось сэкономить для бюджета Москвы более 1,95 млрд руб.

РЦБ: Москомзайм в 2008 г. начал новую деятельность — проведение операций обратного РЕПО. С апреля по декабрь состоялось 19 конкурсов по размещению финансовых средств города. Каковы итоги этой деятельности?

С. П. Эта деятельность была направлена на повышение ликвидности и привлекательности облигаций Москвы и получение дополнительного дохода для городского бюджета. Практика показала, что российские банки заинтересованы прежде всего в проведении максимально краткосрочных операций РЕПО. Аукционы 2-недельного и месячного РЕПО, которые проводил Москомзайм, не пользовались повышенным спросом среди банков. Доход от операций уступал доходу от размещения средств бюджета на депозитах в банках, но надо учесть, что операции РЕПО с собственными облигациями являются практически безрисковыми для города. У меня сложилось впечатление, что банки, обладатели наших облигаций, в относительно длинных средствах не нуждаются (рис. 6).

РЦБ: Будут ли осуществляться операции обратного РЕПО в текущем году?

С. П. В 2009 г. мы воздержимся от их проведения, поскольку опыт прошлого года показал, что нам сложно конкурировать с короткими операциями РЕПО ЦБ РФ и межбанковского РЕПО.

РЦБ: Вы являетесь инициатором проекта Закона о создании федерального Агентства муниципального финансирования и коллективного заимствования. Возможно ли сегодня создание такого агентства?

С. П. Я убежден, что именно в нынешней кризисной ситуации вопрос о создании такого федерального агентства должен стоять особенно остро и решаться максимально быстро. Понятно, что в 2009—2010 гг. заимствования на внутреннем рынке будут доступны только региональным эмитентам высшего качества. Многим регионам, городам и муниципалитетам России самостоятельный выход на рынок в этот период будет закрыт, стоимость заимствований будет запретительно высокой. Серьезно пострадает финансирование инвестиционных программ регионов и муниципалитетов России, что еще больше усилит экономический спад и может привести к обострению социальных проблем. Поддержка федерального правительства в виде создания такого агентства может многое изменить к лучшему.

РЦБ: Достаточно ли в сегодняшних кризисных условиях в распоряжении субъектов Федерации инструментов для эффективного управления долгом?

С. П. Инструментов для эффективного управления долгом достаточно, ситуация финансового и экономического кризисов, однако, такова, что инструменты сами по себе мало что решают. Главное значение имеют прежде всего кредитоспособность эмитента, его кредитная история и прочность бюджета.

РЦБ: Что должно предпринять Министерство финансов в нынешних кризисных условиях, чтобы улучшить кредитоспособность субъектов Российской Федерации?

С. П. Необходимо увеличивать долю гибких доходов в бюджетах субъектов Федерации. Они должны получить большую свободу для налогового и финансового маневров. Федеральный бюджет в кризисной ситуации, несомненно, будет играть за счет трансфертов особо важную роль для облегчения положения в проблемных с финансовой точки зрения регионах.

РЦБ: Каковы, на Ваш взгляд, основные угрозы рынку субфедеральных и муниципальных облигаций в 2009 г.?

С. П. Дальнейшая дестабилизация экономического и финансового положения России, рост кризисных явлений и углубление глобального экономического спада, стагнация в производящем секторе экономики, развитие кризисных явлений в банковской системе и исчезновение банков как финансовых посредников в экономике, способных превращать краткосрочные ресурсы финансового рынка в долгосрочный кредитный ресурс для развития страны.

(Интервью провел директор проекта "ФГР" Сергей Глазков, 02.02.09)





Содержание (развернуть содержание)
Итоги конференции "Финансовые риски - 2009. Работа над ошибками"
Биржевой товарный рынок: вопреки, а не благодаря
Биржевой рынок зерна. Преодолевая препятствия
В России кризис не закончится, пока гаишники берут взятки
Важно помнить о репутации
Электроэнергия осваивает биржу
Межрыночный анализ российских рынков
Хлебный фьючерс
ETF и сертификаты как удобные инструменты долгосрочного инвестирования
Нефть и Россия: взгляд в ближайшее будущее
Удобрения. Сырьевой бум закончился
Налогообложение операций с финансовыми инструментами срочных сделок: проблемы и перспективы
Регулирование рынка ценных бумаг в ЕС - возможность использования подходов
Инвестиционный налоговый кредит как источник софинансирования инфраструктурных проектов
Спасательный узел
Долговая политика Москвы в 2009 году
Проблемы сохранения финансовой устойчивости и кредитоспособности субъектов РФ в условиях экономического кризиса
Перспективы государственных заимствований и государственного долга Санкт-Петербурга на 2009-2011 годы
Кредитный рейтинг Московской области
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций: время сжатия
Возможности финансирования капитальных вложений регионов и муниципалитетов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100