Casual
РЦБ.RU
  • Авторы
  • Китченко Виктория, Менеджер департамента консультирования по налогообложению и праву, "Делойт", СНГ

  • Все статьи автора
  • Лысенкер Эдуард, Консультант департамента консультирования по налогообложению и праву, "Делойт", СНГ

  • Все статьи автора

Инвестиционный налоговый кредит как источник софинансирования инфраструктурных проектов

Февраль 2009

В условиях мирового финансового кризиса особенно остро встает проблема доступности денежных средств. Однако, несмотря на все сложности текущей ситуации, необходимо продолжать реализацию крупных инвестиционных проектов, без которых нашей экономике будет трудно развиваться в будущем. При этом перед Минэкономразвития и Минфином России поставлены цели: сократить бюджетные средства, направляемые на осуществление этих проектов; выработать наиболее рациональные и экономически обоснованные способы их реализации; сконцентрировать средства и усилия на тех направлениях, которые обещают принести наибольший эффект для развития экономики и поддержания социальной стабильности в стране.

В числе мер по поддержке крупных предприятий Правительством РФ рассматриваются такие, как их кредитование, в том числе под государственные гарантии, участие в их капитале, субсидирование процентных ставок по кредитам, обеспечение госзаказами и реструктуризация налоговой задолженности либо предоставление налогового кредита.

Рассмотрим возможность получения налогового кредита в качестве одного из инструментов участия государства в осуществлении инфраструктурных проектов. Среди отличительных черт таких проектов — предоставление особо важных услуг населению, направленность на экономическое развитие определенных регионов, длительный период создания и эксплуатации объектов, а также капиталоемкость.

Законодательство о налогах и сборах РФ предусматривает две формы изменения сроков уплаты налогов: отсрочку и рассрочку, которые по своей экономической сущности являются налоговыми кредитами, и инвестиционный налоговый кредит. При рассмотрении целесообразности и возможности использования таких кредитов в процессе воплощения инфраструктурных проектов следует сразу отметить, что речь пойдет не о налоговом кредите вообще, а об инвестиционном налоговом кредите. Использование налогового кредита в форме отсрочки и рассрочки вряд ли представляет большой интерес при осуществлении инфраструктурных проектов, поскольку оно направлено в первую очередь на то, чтобы поддержать предприятия, попавшие в затруднительное положение, предоставляется на краткий срок (от 1 года до 3 лет) и только в сумме понесенного ущерба или недополученной суммы финансирования государственного заказа.

Само название "инвестиционный налоговый кредит" подчеркивает целевое назначение этого кредита. Поскольку в числе оснований, позволяющих организации обратиться за его получением, предусмотрены выполнение организацией-налогоплательщиком особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона и предоставление особо важных услуг населению, мы полагаем, что осуществление инфраструктурного проекта может рассматриваться в качестве основания для обращения за получением данного вида кредита.

Инвестиционному кредиту присущи многие признаки обычного кредита: срочность, платность и возвратность. Именно поэтому по сравнению с безвозмездным финансированием инфраструктурных проектов за счет средств государственного бюджета данная мера поддержки организаций является более выгодной для государства. Во-первых, средства, предоставленные в виде такого кредита, в конечном итоге будут возвращены в бюджет, а, во-вторых, государство получит доход в виде процентов за его использование.

На федеральном уровне инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по налогу на прибыль организации; обращение организации-налогоплательщика в отношении иных федеральных налогов Налоговым кодексом не предусмотрено. Ограничений на его предоставление по региональным и местным налогам в законодательстве РФ не существует. Данный кредит предоставляется налоговой службой на срок до 5 лет после согласования на федеральном уровне с Министерством финансов РФ, а на региональном и муниципальных уровнях — с профильными комитетами региональных и местных органов исполнительной власти.

Рассматриваемый кредит предоставляется на суммы, определяемые по соглашению налогового органа и заинтересованной организации. При этом в течение срока действия договора уменьшение сумм налога, перечисляемых в бюджет, производится по каждому из налогов, по которым предоставлен инвестиционный налоговый кредит, до тех пор, пока сумма, не уплаченная в бюджет заемщиком (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором.

Как и любой другой, данный вид кредита оформляется договором установленной формы между налоговым органом и организацией, претендующей на его получение. Форма данного договора устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении данного кредита. Типовой договор утвержден Приказом ФНС от 29 ноября 2005 г. № САЭ-З-19/622@.

Договор о получении инвестиционного налогового кредита должен определять порядок уменьшения налоговых платежей на сумму кредита (с указанием налога, по которому он предоставлен); срок действия договора; начисляемые на сумму кредита проценты; порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов; данные об имуществе, которое является предметом залога, либо о поручительстве; ответственность сторон. Также договор должен содержать положения, в соответствии с которыми в течение всего срока его действия не допускаются реализация или передача во владение, пользование или распоряжение третьим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо должны определяться условия такой реализации (передачи).

Пределы, в которых может устанавливаться ставка по кредиту, предоставляемому организации налоговым органом на федеральном уровне, закреплена в Налоговом кодексе РФ: она не может быть ниже 1/2 или выше 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ, т. е. на начало февраля 2009 г. составляет от 6,5% до 9,75% годовых. На региональном уровне ставки по инвестиционным кредитам определяются местными уполномоченными органами. Следует отметить, что в большинстве своем субъекты Федерации и органы местного самоуправления при выдаче такого кредита устанавливают ставки в пределах, предусмотренных НК РФ. Однако субъекты Федерации могут и варьировать размеры ставки за пользование инвестиционном налоговым кредитом. Так, например, в отношении налога на имущество организаций Законом Санкт-Петербурга от 4 марта 2002 г. № 10 для ставок по инвестиционным налоговым кредитам установлены пределы от 1/8 до целой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Принимая во внимание, что на начало февраля цена предложения рублевых средств даже на московском межбанковском рынке на срок от 6 мес. до 1 года находилась примерно на уровне 30%, привлечение рублевых средств в коммерческом банке на срок до 5 лет в настоящее время вообще не представляется возможным. На фоне этого право на получение кредита, предоставляемого из бюджетных средств по значительно более низким ставкам, безусловно, дает множество преимуществ.

Процедура предоставления инвестиционного налогового кредита определена приказами ФНС, и цитировать их в данной статье нецелесообразно. Хотелось бы лишь обратить внимание на то, что среди множества документов, которые согласно установленному порядку должен предоставить налогоплательщик при подаче заявки на получение такого кредита, предусмотрен бизнес-план.

Одному налогоплательщику может быть предоставлено несколько инвестиционных налоговых кредитов, но при этом по каждому бизнес-плану может быть выдан только один кредит, хотя и по нескольким налогам одновременно.

Бизнес-план является основным документом, который отличает потенциального заемщика инвестиционного налогового кредита от остальных плательщиков налогов, добросовестно исполняющих свои обязательства, и потому ему следует уделить особое внимание и доверить его составление опытным специалистам.

Форма, содержание и требования, предъявляемые к бизнес-плану, установлены Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития РФ и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ". Однако в дополнение к обязательным требованиям, установленным федеральным законодательством о налогах и сборах РФ, местные органы власти могут предъявлять свои собственные требования к бизнес-плану, которые могут оформляться, например, в виде методических рекомендаций. При этом следует принимать в расчет, что подготовленные бизнес-планы подлежат экспертной оценке местных аккредитованных консультантов, что зачастую официально оформляется внутренними распоряжениями региональных и местных администраций. Использование такого подхода к анализу бизнес-планов обусловлено не наличием коррупционных связей, как может показаться на первый взгляд, а степенью личного доверия, которое испытывают руководители администраций и их профильных комитетов к экспертам, хорошо знающим и учитывающим специфику конкретного региона или местности.

Также хотелось бы обратить внимание тех, кто размышляет об обращении за получением инвестиционного налогового кредита, на повышенное внимание налоговых органов к заемщику-налогоплательщику и, как следствие, увеличение числа налоговых проверок его деятельности. Поэтому и при составлении бизнес-плана, и при расчете экономической эффективности привлечения заемных средств от государства следует не только сравнить целесообразность привлечения инвестиционного налогового кредита с альтернативными вариантами финансирования, но и оценить степень прозрачности бизнеса компании-заемщика и соблюдения ею требований законодательства о налогах и сборах РФ.


Содержание (развернуть содержание)
Итоги конференции "Финансовые риски - 2009. Работа над ошибками"
Биржевой товарный рынок: вопреки, а не благодаря
Биржевой рынок зерна. Преодолевая препятствия
В России кризис не закончится, пока гаишники берут взятки
Важно помнить о репутации
Электроэнергия осваивает биржу
Межрыночный анализ российских рынков
Хлебный фьючерс
ETF и сертификаты как удобные инструменты долгосрочного инвестирования
Нефть и Россия: взгляд в ближайшее будущее
Удобрения. Сырьевой бум закончился
Налогообложение операций с финансовыми инструментами срочных сделок: проблемы и перспективы
Регулирование рынка ценных бумаг в ЕС - возможность использования подходов
Инвестиционный налоговый кредит как источник софинансирования инфраструктурных проектов
Спасательный узел
Долговая политика Москвы в 2009 году
Проблемы сохранения финансовой устойчивости и кредитоспособности субъектов РФ в условиях экономического кризиса
Перспективы государственных заимствований и государственного долга Санкт-Петербурга на 2009-2011 годы
Кредитный рейтинг Московской области
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций: время сжатия
Возможности финансирования капитальных вложений регионов и муниципалитетов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100