Casual
РЦБ.RU

Итоги XI Ежегодного конкурса годовых отчетов и сайтов корпораций

Январь 2009

19 ноября в рамках V Федерального инвестиционного форума были подведены итоги XI Ежегодного федерального конкурса годовых отчетов и сайтов и проведена торжественная церемония награждения победителей. Организаторами конкурса выступили журнал "Рынок ценных бумаг", ФБ ММВБ и Министерство экономического развития РФ. В 2008 г. в конкурсе приняли участие 159 компаний, в том числе в конкурсе годовых отчетов — 139, в конкурсе сайтов — 121 организация.

По традиции в конце осени журнал "Рынок ценных бумаг" проводит конкурс итоговых итоговых документов компаний — годовых отчетов, а последние несколько лет — корпоративных сайтов. Ознакомиться со всеми отчетами, а также взять наиболее удачные экземпляры участники церемонии смогли на выставке отчетов. Безусловно, наибольшим спросом пользовались отчеты компаний — победителей в различных номинациях.

С приветственным словом к участникам церемонии конкурса обратились Анна Кузнецова, вице-президент ФБ ММВБ, и Александр Коланьков, президент Медиа группы "РЦБ". Они поблагодарили членов жюри, а также всех участников конкурса за активное участие в мероприятии, отметив, что в этом году оценивать отчеты и бороться за первые места было особенно сложно, поскольку уровень раскрытия информации соответствовал всем требованиям, а оформления отчетов и сайтов отличались высоким качеством.

В состав жюри XI Ежегодного федерального конкурса годовых отчетов и сайтов вошли: Леонид Саввинов (ФБ ММВБ), Сергей Вахтеров (Медиа группа "РЦБ"), Елена Курицына (ФСФР), Иван Осколком (МЭР), Андрей Сайко (Министерство финансов РФ), Владимир Вербицкий (Российский институт директоров), Дмитрий Оленьков (Интерфакс), Александр Трегуб (НАУФОР), Павел Парфенов (Ассоциация независимых директоров), Елена Зенькович (ПАРТАД), Елена Пастухова (S&P), Дмитрий Мордвинцев (студия "Акопов-дизайн"), Александр Борисов (Московская Международная Бизнес Ассоциация ), Ольга Ринг (АРФИ).

Методика оценки годовых отчетов и сайтов компаний, а также информация о составе жюри и участниках конкурса были размещены на сайте: http://www.kgo.rcb.ru. Помимо ставших традиционными номинаций "Лучший уровень раскрытия информации в годовом отчете компании/на корпоративном сайте", "Лучшее оформление отчета/сайта компании, территориальных и отраслевых номинаций", были добавлены несколько новых номинаций: "Лучший итоговый отчет", "Профессионализм и качество корпоративного сайта", "Гармоничность представления данных и оформления годового отчета" и др.

Отчеты и сайты оценивались в два этапа по единой методике: на первом — конкурсная комиссия из числа соорганизаторов конкурса формировала шорт-лист; на втором — отчеты и сайты оценивало жюри, на основании оценок которого и были определены победители.

Поскольку большинство компаний начинает работу над созданием годового отчета сразу после новогодних праздников, сейчас самое время проанализировать результаты конкурса отчетов и сайтов, прислушаться к мнению компетентного жюри.

Говоря об особенностях XI Ежегодного федерального конкурса годовых отчетов и сайтов, Владимир Вербицкий, первый заместитель директора Российского института директоров, отметил следующее:

"В этом году наблюдался существенный рост числа участников и качества отчетов, не в последнюю очередь вследствие разделения РАО ЕЭС. Также произошло увеличение количества номинаций, что позволяет выделить больше хороших работ не только уже известных крупных компаний, появилось много качественных отчетов и сайтов региональных и средних компаний.

Наилучшими, на мой взгляд, были те работы, в которых компании подошли комплексно к раскрытию информации: НМЛК, Роснефть, ММК, Газпромбанк, ЛУКОЙЛ, “Норильский никель”. Можно также назвать компании, которые продемонстрировали качественное раскрытие информации по отдельным вопросам: АФК “Система”, Ленэнерго, ОГК-1, Х5, Комстар-ОТС, Уралсвязьинформ. Хочется выделить отчет БАНКА УРАЛСИБ за прекрасное освещение вопросов управления рисками, что в этом году весьма актуально. Были качественные работы региональных и средних компаний — Белона, МРСК Центра и Приволжья, “Концерна Энергомера”. Среди отчетов представителей инфраструктуры фондового рынка хорошо смотрелись депозитарий “Инфинитуим” и Регистратор РОСТ.

Участникам следующего конкурса я могу порекомендовать помнить о том, что основной целью годового отчета компании является предоставление потенциальным его читателям (а это, как правило, профессиональные люди) полноценной и всесторонней информации о компании и ее деятельности — в этом направлении у многих компаний есть необходимость развиваться. Кроме того, зачастую компании плохо структурируют представленную информацию, из-за чего отчет смотрится как набор разрозненной информации.

Я надеюсь, что в следующем году организаторы конкурса смогут включить в свою орбиту существующие региональные (Краснодарский, Хабаровский, Воронежский, Ярославский) конкурсы, а также посодействовать в организации новых".

Подводя итоги конкурса, советник председателя правления НАУФОР Александр Трегуб сказал, что "за время своего существования конкурс годовых отчетов и сайтов стал элементом коммуникационной политики ведущих эмитентов. Ведь если профессиональная команда что-то делает, то, естественно, стремится сделать это хорошо. Многие хотят сделать лучше других. Конкурс справедлив, не конъюнктурен, поэтому многие эмитенты ориентируются на результаты конкурса как на оценку качества их связей с общественностью и менеджмента, который отвечает за это направление.

В этом году мне стали больше нравиться социальные отчеты. Если раньше в них прослеживалась “русская крутость” типа "церковь построили — знай наших", то сейчас на первый план стали выходить общечеловеческие ценности и понимание того, что состоятельные люди и компании несут большую ответственности перед обществом.

Обращаясь к участникам будущих конкурсов, хочу сказать, что написание годового отчета — это не самоцель, а инструмент стратегических коммуникаций с самыми разными целевыми группами. Он должен быть, прежде всего, честным и открытым. И работать над ним нужно не в порядке выпуска некоего информационного продукта с красивыми картинками (а также прилагаемыми флэшками или открывалками для консервов), а как над реализацией одной из важнейших стратегических целей публичных компаний — открытость и транспарентность".

Высказывая свои рекомендации компаниям, Елена Зенькович (ПАРТАД) отметила, что при подготовке отчета не следует допускать креативность ради креативности. Необходимо уделять больше внимания содержанию отчета, отраслевой специфике и т. п. При этом форма не должна подавлять, а тем более замещать содержание. Кроме того, портреты и биографии топ-менежеров не должны принимать какие-то гипертрофированные масштабы. Также не несут значимой для инвестора информации подробности об увлечении вышивкой болгарским крестом или хэви-металлом. В качестве совета организаторам конкурса Е. Зенькович пожелала следующее: "Необходимо не увеличивать, а сокращать количество номинаций. Следует избежать перекоса среди участников и победителей в отношении компаний энергетического комплекса, более четко акцентировать отличия одной номинации от другой. Рост количества номинаций в конкурсе не ведет к увеличению конкуренции, а значит, не способствует повышению качества итогов конкурса. Скорость церемонии награждения возросла, что благотворно сказалось на ее восприятии присутствующими".

Поскольку для восприятия любой информации очень важна форма ее предоставления, номинация за лучшее оформление отчета является традиционной на протяжении многих лет. Комментируя качество оформления отчетов участников, представленных на конкурс, Дмитрий Мордвинцев, атр-директов студии "Акопов-дизайн" отметил следующее: "Особенностью последнего XI конкурса, да и нескольких предыдущих, является очевидно выросший уровень рассматриваемого материала.

Он превратился из объекта так называемого обязательного джентльменского набора, зачастую бутафорского, атрибутики многих компаний и банков в серьезный деловой и финансовый документ. В целом эта тенденция, безусловно, очень отразилась на дизайне.

Место фантасмагорических и не всегда уместно используемых метафор и аллегорий занимают более тонкие и правильные в данном случае понятия дизайна: функциональная структуризация, удобная навигация, внимание к выбору шрифтов и типографических приемов набора, деликатное и обдуманное использование иллюстраций и фотоматериалов. Это положительная и правильная тенденция, и отрадно, что руководители компаний, принимая тот или иной дизайн, стали осознавать, что чрезмерное увлечение декоративными концепциями отвлекает от необходимости вникнуть в суть. Заметно поубавилось ненужных в этом случае полиграфических изысков. Конечно, они всегда были и останутся неким шармом и проявлением индивидуальности издания, однако в целом все стало более оправданно, спокойнее и тоньше. На самом деле, это очень любопытный и очень деликатный жанр, который категорически нельзя превращать в балаган, “капустник” или богатый подарок в арабско-цыганско-купеческом стиле. Замечательно, что на конкурсе я увидел, что наметилась тенденция, которая наглядно доказывает, что в этом направлении мы стали чуточку ближе к цивилизованному пониманию этого жанра.

Хотелось бы сделать еще два замечания, одно из которых, на мой взгляд, очень важно.

Первое: на мой взгляд, нет необходимости усложнять и выделять внутри номинации дизайн-концепцию, полиграфическое исполнение и т. д. Предлагаю выставлять единый балл. Второе, и наиболее важное: я категорически против того, чтобы эту номинацию оценивали уважаемые и грамотные специалисты, но из другой области. Это противоречит здравому смыслу. Все же очевидно! Например, дизайнер не может оценивать материалы по финансовой отчетности и прочим пунктам годового отчета. Дизайнер не знает критериев оценки этого материала. К сожалению, баллы за дизайн, выставляемые всеми членами жюри (не дизайнерами), присваивают по субъективному принципу: нравится, не нравится. Это не профессионально! Необходимо эту номинацию вынести за рамки общего обсуждении и пригласить для объективности нескольких дизайнеров, арт-директоров (возможно, победителей в этой номинации), наконец, издателей, полиграфистов, одним словом, людей компетентных. Тогда эта номинация станет весомее и престижнее".

Организаторы XI Ежегодного федерального конкурса годовых отчетов и сайтов корпораций выражают благодарность членам жюри, а также компаниям, которые приняли участие в мероприятии.



  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100