Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Шадрин Артем, Заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития РФ

  • Все статьи автора

Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

Декабрь 2008

ВНУТРЕННИЕ ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ

В 2007 г. были зарегистрированы проспекты эмиссии облигационных займов 26 субъектов Федерации и 13 муниципальных образований (по сравнению с 27 региональными и 16 муниципальными займами в 2005 г.). Общий объем размещаемых облигаций составил 84,2 млрд руб. по сравнению с 73,3 млрд руб. в 2006 г., рост в номинальном выражении — на 10,9 млрд руб., или 14,9%. Однако, опережая темпы инфляции, увеличение объемов эмиссии в то же время отставало от динамики экономического роста. За год объем эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций снизился с 0,28 до 0,26% ВВП (табл. 1).

В целом объем рынка субфедеральных облигаций вырос в реальном выражении на 5,2%, увеличившись с 189,8 млрд руб. в 2006 г. до 223,6 млрд руб. в 2007 г.

В Минфине РФ проспекты эмиссии в 2007 г. зарегистрировали следующие субъекты: Чувашская Республика, Республики Саха (Якутия), Башкортостан, Карелия, Калмыкия, Удмуртская Республика, Красноярский и Краснодарский края, Волгоградская, Томская, Иркутская, Московская, Ярославская, Липецкая, Нижегородская, Воронежская, Тверская, Самарская, Калужская, Иркутская, Пензенская, Новосибирская, Костромская, Ивановская, Ульяновская области, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Томск, Благовещенск, Липецк, Магадан, Красноярск, Чебоксары, Электросталь, Балашиха, а также Клинский и Ногинский районы Московской области.

Крупнейшие размещения ценных бумаг осуществили: Московская область, на которую пришлось 22,5 млрд руб., или 26,8% от объема суммарной эмиссии территорий, Москва — 22,4 млрд руб., или 26,6%, Иркутская область — 6,0 млрд руб., или 7,1%, Самарская область — 5,0 млрд руб., или 5,9%, Ярославская область — 3,6 млрд руб., или 4,3%, Санкт-Петербург — 2,8 млрд руб., или 3,3%. Таким образом, на 6 крупнейших эмитентов пришлось 74,0% от общего объема выпусков размещенных региональных и муниципальных облигаций.

Также крупные объемы эмиссии разместили Нижегородская область и Республика Саха (Якутия) — по 2,5 млрд руб., Томская область — 1,8 млрд руб., Краснодарский край, Удмуртская Республика и Республика Башкортостан — по 1,5 млрд руб. (табл. 2).

К настоящему времени высокий уровень секьюритизации наблюдается преимущественно у наиболее крупных эмитентов: Москва — 99,7% и Санкт-Петербург — 100%. Исключительно в форме эмиссии ценных бумаг заимствования осуществляют Липецкая область и Республика Башкортостан.

Суммарный объем чистых заимствований на рынке субфедеральных и муниципальных ценных бумаг, которые направляются как на финансирование дефицита бюджета, так и на рефинансирование задолженности по банковским кредитам, составил в 2007 г. 25,9 млрд руб., сократившись по сравнению с 2006 г. (36,5 млрд руб.) почти на 1/3 (табл. 3).

Большинство регионов, выпускающих долговые ценные бумаги на регулярной основе, продолжили их эмиссию и в 2007 г. Начиная с 1999 г. ежегодные эмиссии облигаций проводят Санкт-Петербург, Чувашская Республика, Волгоградская область, с 2000 г. — Томская область, Екатеринбург, с 2001 г. — Иркутская область.

КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Кредитный рейтинг

Несмотря на продолжающееся сокращение отношения накопленного суверенного долга к ВВП, в 2007 г. страновой кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте не был повышен международными кредитными рейтинговыми агентствами и остался на уровне 2006 г. — ВВВ+ по шкале агентств Standard & Poor's и Fitch. С 2005 г. не изменялась оценка суверенного международного кредитного рейтинга Baa2 по шкале агентства Moody’s.

При этом продолжился процесс повышения кредитного рейтинга территориальных органов власти. Так, агентство Fitch повысило рейтинг Санкт-Петербурга на одну ступень — до уровня BBB. Кроме того, впервые кредитный рейтинг инвестиционного уровня ВВВ– был присвоен агентством Standard & Poor's Ханты-Мансийскому автономному округу.

Тремя рейтинговыми агентствами был оценен на уровне странового кредитный риск по международным обязательствам Москвы. Остальные российские регионы и муниципальные образования не смогли получить кредитный рейтинг инвестиционного уровня ни одного из рейтинговых агентств.

В соответствии с новой редакцией ст. 104 Бюджетного кодекса РФ2 с 1 января 2011 г. субъектам Федерации, расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) которых в течение 2 из последних 3 отчетных лет не превышала 5% объема собственных доходов консолидированного бюджета, предоставлено право осуществлять внешние заимствования не только в целях обеспечения погашения внешнего долга, но и для финансирования бюджетного дефицита, т. е. осуществления новых заимствований в иностранной валюте.

Урегулирование просроченного долга региональных бюджетов

На фоне стабильного улучшения бюджетной ситуации в большинстве субъектов Российской Федерации продолжился процесс урегулирования просроченной задолженности.

По данным Минфина России (табл. 4) по состоянию на октябрь 2007 г., объем просроченной (неурегулированной) задолженности регионов по долговым обязательствам по сравнению с октябрем 2006 г. снизился в номинальном выражении с 7 млрд до 5 млрд руб. По сравнению с октябрем 2005 г. (14,2 млрд руб.) просроченная задолженность в номинальном выражении сократилась почти в 3 раза, составив лишь 0,12% от доходной части бюджетов субъектов Федерации, или менее 0,02% ВВП.

Наиболее серьезно наличие неурегулированной задолженности по долговым обязательствам в следующих регионах: Тюменской области — 2,4 млрд руб., что составляет 2,5% доходной части бюджета, Костромской области — 0,6 млрд руб., или 6,0% доходной части бюджета, Новгородской области — 0,6 млрд руб., или 5,4% доходной части бюджета, Республике Северная Осетия—Алания — 0,6 млрд руб., или 4,9% доходной части бюджета, Оренбургской области — 0,5 млрд руб., или 1,4% доходной части бюджета.

Продолжается процесс сокращения объемов накопленной просроченной кредиторской задолженности региональных бюджетов. По данным Экспертной экономической группы, в целом за 2007 г. общий объем просроченной кредиторской задолженности регионов сократился на 16,3 млрд руб., или на 28,1% от объема на конец 2006 г.




Содержание (развернуть содержание)
Итоги V Федерального инвестиционного форума
Репутация, которой верят
Посткризисная экономика: какая она?
Мировой финансовый кризис и дефолты российских эмитентов
Квалифицированный инвестор: первые шаги и перспективы
Обзор рынка квалифицированных инвесторов за 2008 г. (IMAC review results 08)
Оферта: допустить нельзя отказать?
Пенсионный рынок ждет перемен
Изменения Закона "Об инвестиционных фондах" в правовых актах финансового регулятора
Перспективы ЗПИФов недвижимости в условиях нестабильности финансовых рынков
Непрямые инвестиции в недвижимость: выбирая между домом и паем
Инвестиции в защиту
Инфраструктура рынка коллективных инвестиций и изменения в законодательстве в условиях кризиса
От кого застрахован регистратор? Ab exterioribus ad interiora
Залог стабильности экономики
Об инвестициях на основании бюджетных кредитов субъектов Федерации за счет средств, полученных от облигационных займов
История и состояние государственного долга Республики Карелия
Инновации при организации размещения и обращения государственных облигаций Санкт-Петербурга
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Пути совершенствования правового регулирования государственных и муниципальных заимствований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100