Casual
РЦБ.RU
  • Авторы
  • Елфимов Даниил, Главный экономист отдела операций на открытом рынке управления финансовых активов и финансовых обязательств Комитета финансов Санкт-Петербурга

  • Все статьи автора
  • Салманова Наталья, Заместитель начальника управления финансовых активов и финансовых обязательств Комитета финансов Санкт-Петербурга

  • Все статьи автора

Инновации при организации размещения и обращения государственных облигаций Санкт-Петербурга

Декабрь 2008

Комитет финансов Санкт-Петербурга предполагает изменить организационную схему заключения сделок при размещениях городских облигаций. Вместо генерального агента и дилеров государственного займа появятся брокер, первичные дилеры и официальные дилеры.

Санкт-Петербург одним из первых субъектов Российской Федерации разработал новую концепцию внутренних заимствований и выпустил в 1995 г. облигации для финансирования дефицита городского бюджета. Зарождающийся в то время класс российских инвесторов по достоинству оценил преимущества облигационного займа.

За прошедшие годы Санкт-Петербург как эмитент собственных облигаций прошел путь от размещения простейших дисконтных бумаг на короткие сроки до более сложных долговых инструментов — 10-летних купонных облигаций с амортизацией долга. Городские власти всегда проводили ответственную финансовую политику, и, как следствие, Санкт-Петербург точно в срок и в полном объеме раcплачивался по своим долговым обязательствам. Данное обстоятельство, несомненно, еще больше укрепляло доверие инвесторов к облигациям города.

Высокие темпы роста доходной базы бюджета, ставшие следствием целенаправленной работы Правительства Санкт-Петербурга по обеспечению экономического развития города, увеличения объема инвестиций и строительства, повышения потребительского спроса населения, повлияли на деятельность эмитента на рынке государственных облигаций за последние 3 года.

Возможности привлечения заемных средств путем эмиссии новых выпусков облигаций не использовались. Учитывая благоприятную ситуацию с поступлением доходов, Комитет финансов Санкт-Петербурга активно выкупал находящиеся в обращении выпуски облигаций и осуществлял размещение временно свободных средств бюджета в ликвидные активы посредством заключения сделок РЕПО с использованием городских облигаций в качестве обеспечения. В результате номинальный долг по облигациям в текущем году уменьшился на 4 644,5 млн руб. и по состоянию на 1 октября 2008 г. составил 91,7 млн руб.

Проектом Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг." предусмотрены значительные по сравнению с предыдущими периодами объемы привлечения облигаций. Вместе с тем мировой финансовый кризис и рост процентных ставок могут оказать негативное влияние на возможность заимствований в следующем году.

Планируя новые размещения городских облигаций, Комитет финансов предполагает изменить организационную схему заключения сделок. Вместо генерального агента и дилеров государственного займа появятся брокер, первичные дилеры и официальные дилеры.

Согласно старой схеме генеральный агент выполнял весьма широкие функции: был организатором займа, в качестве брокера заключал сделки на бирже, осуществлял внутренний учет государственного долга, предоставлял отчетность по сделкам с облигациями, а также оказывал эмитенту аналитические услуги.

Однако, учитывая накопленный за более чем 10-летний срок опыт, эмитент готов значительную часть работ выполнять самостоятельно. Поэтому после изменений в организации займа такие функциональные обязанности, как организация процедуры эмиссии, ведение учета и отчетности по облигациям, Комитет финансов оставит исключительно за собой. При оказании консультационных и аналитических услуг со стороны генерального агента объективно мог возникать конфликт интересов, так как его доходы зависели от объема операций эмитента на рынке. Также Комитет финансов планирует самостоятельно проводить анализ состояния финансового рынка либо пользоваться услугами независимых организаций.

В соответствии с предполагаемыми изменениями брокер, отобранный по результатам открытого аукциона в соответствии с Законом № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", будет оказывать стандартные услуги брокерского обслуживания, в том числе заключения сделок на бирже за счет эмитента и по его поручению.

Серьезную трансформацию должен претерпеть и институт дилеров государственного займа Санкт-Петербурга. В настоящее время размещение и обращение облигаций осуществляются только среди заключивших договоры с эмитентом дилеров, которые могут совершать собственные сделки либо сделки по поручениям клиентов. Прежняя схема оптимально подготовлена: есть очерченный круг участников рынка, с которыми просто вести диалог; упрощен процесс выплат купонов и номинала по облигациям инвесторам через вышеуказанных дилеров.

Вместе с тем в настоящих условиях схема становится нежизнеспособной по следующим причинам:

  • обязательства дилеров по выкупу облигаций при размещении (квота), равные 1% от объема размещения для банков и 0,3% для инвестиционных компаний, никогда не обеспечивали полный объем размещения — в "лучшие времена" максимально 30—35%. Сегодня в условиях сложной конъюнктуры рынка и действующей схемы размещения облигаций высоки риски невыполнения программы заимствований из-за отсутствия спроса даже по удовлетворяющим дилеров ценам;
  • на рынке городских облигаций из примерно 50 дилеров в действительности работали около 10, что также не способствовало его эффективности. В текущих условиях отсутствие активных участников рынка грозит провалом любого аукциона;
  • обязательства по квоте часто рассматривались как формальные и нарушались дилерами, если они не хотели покупать облигации. Во многом это объясняется тем, что дилеры не были мотивированы выкупать квоту, а ее ценообразование (средневзвешенная цена аукциона) не приносило очевидной выгоды.

В этой связи баланс интересов эмитента и дилеров должен быть скорректирован таким образом, чтобы повысить привлекательность аукционов.

Для обеспечения эффективного размещения облигаций необходимо преобразовать институт дилеров государственного займа Санкт-Петербурга в две структуры:

  • официальные дилеры — профессиональные участники рынка, не обремененные обязательствами выкупать квоты и единственной обязанностью которых перед эмитентом станет перечисление доходов по облигациям в пользу клиентов;
  • первичные дилеры — часть официальных дилеров, принимающих на себя обязательства формировать спрос и выставлять заявки на покупку определенного процента выпуска облигаций (по собственным заявкам либо заявкам клиентов или контрагентов), получающих взамен возможность покупать облигации непосредственно у эмитента и в дальнейшем осуществлять продажу облигаций третьим лицам (официальным дилерам и клиентам).

Официальным дилером займа Санкт-Петербурга может стать любая организация, имеющая лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на право осуществления дилерской или брокерской деятельности. Функции официального дилера заключаются исключительно в посреднических услугах для инвесторов облигаций Санкт-Петербурга на организованном рынке ценных бумаг, а также в выплате им номинальной стоимости облигаций и дохода по ним. Процедура получения статуса официального дилера по размещению, обращению и погашению облигаций Санкт-Петербурга будет максимально упрощена.

Приоритет в новой системе размещения и обращения облигаций Санкт-Петербурга останется за организациями, получившими статус первичного дилера займа Санкт-Петербурга.

Согласно новой схеме Комитет финансов планирует проводить размещения облигаций в два этапа (см. рисунок):

первый — заключение сделок по продаже эмитентом облигаций первичным дилерам на аукционе при первичном размещении;

второй — заключение на вторичных торгах сделок по перепродаже первичными дилерами официальным дилерам облигаций, купленных у эмитента на аукционе.

Имея обязательства перед эмитентом в виде обязательной квоты по выставлению заявок на покупку определенного процента выпуска облигаций, первичный дилер может получать доход за счет перепродажи облигаций официальным дилерам, не допущенным к первому этапу аукциона. При этом в договоре первичного дилера фиксируется максимальный спрэд доходностей по сделкам покупки облигаций у эмитента и продажи их официальным дилерам.

Также для обеспечения выкупа квоты первичным дилером по ценам, соответствующим конъюнктуре финансового рынка, сложившейся к моменту проведения аукциона, вводится предельная премия к доходности аналогичных облигаций федерального правительства. Цена, выставленная в заявке первичного дилера, не должна быть ниже цены, рассчитанной по доходности аналогичных облигаций Российской Федерации, плюс предельная премия.

Таким образом, в договоре первичного дилера с эмитентом фиксируются три позиции, ключевые для выполнения его функций:

1) квота — процент всех заявок, как собственных, так и связанных, первичного дилера на покупку облигаций у эмитента к объему выпуска облигаций, которые он должен выставить на аукционе по размещению облигаций;

2) предельная премия — максимальная прибавка к доходности по аналогичным облигациям Российской Федерации;

3) максимальный спрэд — максимальный доход за счет перепродажи облигаций от первичного дилера официальным дилерам при размещении облигаций Санкт-Петербурга на 2-этапном аукционе.

На основе предложенных кандидатам на статус первичного дилера условий Комитет финансов планирует провести отборочный конкурс. Оценка предложений будет осуществляться по следующему принципу: чем больше квота и меньше размеры предельной премии и максимального спрэда, тем выше баллы получат кандидаты в первичные дилеры. Поскольку деятельность первичного дилера фактически включает в себя функции организатора размещения и андеррайтера, Комитет финансов также будет учитывать опыт работы кандидатов в данном направлении.

Квалификационный отбор кандидатов планируется проводить с определенной периодичностью. В объявлении о его проведении будет указываться сумма баллов, набрав которую, кандидат получает право на заключение с эмитентом договора первичного дилера. Комитет финансов предполагает следующее распределение баллов при оценке кандидатов: 75% от общей суммы баллов будут приходиться на предложения по квоте, предельной премии и максимальному спрэду, 25% — на оценку опыта кандидатов на рынке субфедеральных, муниципальных и корпоративных облигаций.

Выполнять обязательства перед эмитентом по квоте первичный дилер может за счет заявок собственных клиентов и официальных дилеров. При этом уровень доходности по этим заявкам не должен превышать установленного в договоре первичного дилера уровня доходности аналогичных по срокам федеральных облигаций плюс предельная премия. В противном случае первичный дилер обязан выставить заявки на покупку облигаций в размере оставшейся части квоты за собственные средства.

Разрабатывая новую схему размещения и обращения государственных облигаций Санкт-Петербурга, Комитет финансов стремился:

  • оптимизировать взаимодействия между участниками рынка облигаций, повысить эффективность каждого вида работ;
  • снизить издержки за счет выполнения собственными силами части работ и отбора остальных услуг на аукционе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
  • устранить конфликт интересов генерального агента и эмитента;
  • создать механизм конкурентного эффективного размещения облигаций на аукционах через пул первичных дилеров.


Содержание (развернуть содержание)
Итоги V Федерального инвестиционного форума
Репутация, которой верят
Посткризисная экономика: какая она?
Мировой финансовый кризис и дефолты российских эмитентов
Квалифицированный инвестор: первые шаги и перспективы
Обзор рынка квалифицированных инвесторов за 2008 г. (IMAC review results 08)
Оферта: допустить нельзя отказать?
Пенсионный рынок ждет перемен
Изменения Закона "Об инвестиционных фондах" в правовых актах финансового регулятора
Перспективы ЗПИФов недвижимости в условиях нестабильности финансовых рынков
Непрямые инвестиции в недвижимость: выбирая между домом и паем
Инвестиции в защиту
Инфраструктура рынка коллективных инвестиций и изменения в законодательстве в условиях кризиса
От кого застрахован регистратор? Ab exterioribus ad interiora
Залог стабильности экономики
Об инвестициях на основании бюджетных кредитов субъектов Федерации за счет средств, полученных от облигационных займов
История и состояние государственного долга Республики Карелия
Инновации при организации размещения и обращения государственных облигаций Санкт-Петербурга
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Пути совершенствования правового регулирования государственных и муниципальных заимствований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100