Casual
РЦБ.RU

Об инвестициях на основании бюджетных кредитов субъектов Федерации за счет средств, полученных от облигационных займов

Декабрь 2008

Отмена права субъектов РФ на выдачу бюджетных кредитов лишает региональные власти и Россию в целом одного из реальных путей развития экономики. Данная статья посвящена исследованию проблемы, связанной с принятием очередных поправок к Бюджетному кодексу РФ

Необходимость дальнейшего развития экономики России не вызывает ни у кого сомнения. Существует целый ряд путей, которыми следует одновременно двигаться к достижению данной цели. Выступая 5 ноября 2008 г. с Посланием Федеральному собранию Российской Федерации, Президент РФ Д. А. Медведев подчеркнул, что "наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех “И” — институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Такой подход закреплен и в подготовленной правительством тенденции развития до 2020 г. Реализовать его нужно в полном объеме, добавив к немуѕ пятую составляющую — интеллект".

Следует подчеркнуть, что главным фактором увеличения инвестиций является благоприятный инвестиционный климат, созданный и создаваемый прежде всего усилиями федерального центра, в том числе политическая стабильность, предсказуемая экономическая политика, борьба с бюрократическими барьерами путем все большего укрепления законодательных основ и усиления работы исполнительной власти с отечественными и зарубежными инвестициями, заметное наращивание борьбы с преступностью и коррупцией и многое другое.

Большое значение в развитии регионов играет и политика в сфере инвестиций, которую осуществляют крупные компании, в том числе естественные монополии. Газифицируются огромные территории страны, электрифицируются железные дороги, строятся автомобильные магистрали, реализуются другие крупные проекты с участием государства. Это очень важно, потому что они "подтягивают" и прочие виды экономической деятельности. Например, если построена дорога, около нее обязательно появятся автозаправочные станции, новые населенные пункты, предприятия сферы услуг и так далее, делаются более доступными природные ресурсы.

Субъектам РФ необходимо (и мы это стараемся делать в Карелии) оказывать максимальное содействие этим процессам, а также привносить свой вклад во все обозначенным направления этой деятельности.

Участие субъектов РФ в развитии экономики, включая реализацию региональных инвестиционных проектов, может осуществляться 5 основными способами:

  • через создание благоприятного налогового климата путем снижения ставок в рамках своей компетенции (налогов на прибыль и на имущество юридических лиц, транспортный налога);
  • через полное или частичное погашение субъектами РФ из своего бюджета оплаты процентов по кредитам коммерческих банков;
  • через предоставление на конкурсной основе гарантий по кредитам коммерческих банков;
  • через прямое финансирование в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • через существующую до недавнего времени (до 1 ноября 2007 г.) возможность выделения бюджетных кредитов под 1/3 ставки рефинансирования, установленной Центробанком РФ.

Отметим, что все эти пути положительного воздействия на развитие экономики в той или иной степени используются в Республике Карелия.

Кроме того, в работе с инвестициями есть еще несколько направлений. Это и совершенствование регионального законодательства, и разработка или анализ бизнес-планов, и оказание помощи инвесторам в преодолении административных барьеров, и многое другое, включая борьбу с преступностью, так как инвестор должен чувствовать, что он сам и его вложения в безопасности. С такой работой одному министерству или ведомству не справиться, хотя, конечно, какая-то организационная структура должна играть главную роль в этой работе. Поэтому в Карелии создана рабочая группа по привлечению инвестиций, которую возглавляет премьер-министр. Координирует всю работу непосредственно глава республики.

Данная статья посвящена исследованию проблемы, связанной с принятием очередных поправок к Бюджетному кодексу РФ, которые с 1 ноября 2007 г., изменив ст. 69, фактически ввели запрет для субъектов РФ использовать возможность влияния на собственное развитие путем выделения бюджетных кредитов для любых предприятий в сфере реального сектора экономики.

С момента принятия Бюджетного кодекса РФ (Федеральный закон № 145-ФЗ от 31 июля 1998 г.) процедура предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, которые согласно ст. 69 являлись формой расходов бюджета, была регламентирована ст. 76 БК РФ. Основополагающими нормами предоставления бюджетных кредитов были признаны следующие:

1. Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений Бюджетного кодекса РФ, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

2. Способами обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

3. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.

4. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов должны быть установлены законом о бюджете на соответствующий год.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" в Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения, устанавливающие следующее:

1. Разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации является источником финансирования дефицита бюджета, а не формой расходов (ст. 95 БК РФ).

2. Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, а также в случаях, установленных гл.15 Бюджетного кодекса (ст. 93.2 БК РФ).

При этом бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов, а также иностранным государствам и юридическим лицам (гл. 15 БК РФ) могут предоставляться исключительно Российской Федерацией.

Таким образом, у субъектов Российской Федерации осталось право предоставления бюджетных кредитов только в случае реструктуризации обязательств по ранее предоставленным бюджетным кредитам.

Расширения условий предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено.

Какую цель преследует данная новация? Чем она вызвана? Насколько она полезна для отдельных регионов и для экономики страны в целом? Попробуем разобраться в комплексе вопросов, возникающих в этой связи на конкретном опыте Республики Карелия.

В соответствии с Законом Республики Карелия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия" от 26 июня 2004 г. № 787—ЗРК, в основе которого лежали положения Бюджетного кодекса РФ в редакции до 1 ноября 2007 г., одним из инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности было предоставление бюджетных кредитов на конкурсной основе, источником которых являются средства, полученные от размещения облигационных займов Республики Карелия.

Отбор проектов производился Комиссией по проведению конкурсов на предоставление бюджетных кредитов и государственных гарантий Республики Карелия для реализации инвестиционных проектов, а также бюджетных кредитов на ремонт объектов коммунального хозяйства, с учетом установленных вышеназванным законом приоритетных направлений инвестирования, среди которых:

  • углубленная переработка древесины, производство стройматериалов, камнеобработка;
  • производство продовольственной продукции;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • развитие туризма;
  • строительство и реконструкция объектов жилищного строительства, коммунальной инфраструктуры и инженерных сетей.

В целом начиная с 2001 г. по декабрь 2007 г. для реализации прошедших конкурсы 44 инвестиционных проектов из бюджета республики в соответствии с распоряжениями Правительства Республики Карелия выделено 777 млн руб., в том числе:

2001 г. — 10,9 млн руб. (3 проекта);

2002 г. — 51,7 млн руб. (4 проекта);

2003 г. — 199,3 млн руб. (8 проектов);

2004 г. — 27,6 млн руб. (2 проекта);

2005 г. — 128,4 млн руб. (12 проектов);

2006 г. — 219,7 млн руб. (9 проектов);

2007 г. — 139,4 млн руб. (6 проектов).

По состоянию на 30 мая 2008 г. фактически профинансировано проектов на 709,1 млн руб.

Почти в каждом районе республики (кроме Сегежского, Калевальского и Муезерского районов) есть предприятия, которые получили бюджетные кредиты для реализации инвестиционных проектов. Инвестиции в форме бюджетных кредитов размещены в деревообработку, камнеобработку, сельское хозяйство, рыболовство, дорожную отрасль, пищевое производство, техническое перевооружение производственных предприятий и туризм.

Так, было приобретено импортное оборудование для развития камнеобрабатывающего производства ЗАО "Интеркамень", для производства строительного щебня ООО "Прионежский габбро-диабаз", для заготовки древесины и развития деревообработки ЗАО "Норд Интер Хаус" и ЗАО "Карелия-профиль".

ГУП "Республиканская типография им. Анохина" закупило и теперь работает на новейшем японском печатном комплексе.

Средства льготных бюджетных кредитов участвовали в техническом перевооружении Беломорского, Петрозаводского хлебокомбинатов, Кемского, Питкярантского, Петрозаводского хлебозаводов, а также в развитии форелевого хозяйства ООО "Норд-Ост-Рыбпром".

Сельскохозяйственные предприятия ООО "Агрофирма "Тукса" и МУП "Племсовхоз им. А. М. Дзюбенко" с помощью бюджетных кредитов построили современное овощехранилище и оборудовали цех по переработке молочной продукции.

ГУП "Карелавтотранс" куплены современные комфортабельные автобусы для пригородных пассажирских перевозок, а ГУП РК "Мост" — новая техника для проведения ремонтных работ на автомобильных дорогах республики.

В свете реализации национальных проектов на территории Республики Карелия бюджетные кредиты предоставлены предприятиям строительной отрасли: ООО "Инкод" — на строительство цеха по производству домов из утепленных стеновых панелей в г. Костомукша, ЗАО "Карелстроймеханизация" — на строительство завода по производству железобетонных изделий.

В 2007 г. впервые бюджетные кредиты предоставлены предприятиям жилищно-коммунального комплекса республики: ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" (на строительство первого пускового комплекса по реконструкции водоочистной станции г. Петрозаводска), ООО "Тепло" (на строительство и ремонт котельных в Олонецком районе).

Бюджетные кредиты предоставлялись под 1/3 ставки рефинансирования Центрального банка России.

Сумма уплаченных организациями процентов в бюджет республики в 2002—2007 гг. составила 43,6 млн руб., в том числе:

2002 г. — 1,1 млн руб.;

2003 г. — 3 млн руб.;

2004 г. — 7,4 млн руб.;

2005 г. — 9,3 млн руб.;

2006 г. — 10 млн руб.;

2007 г. — 8,7 млн руб.;

2008 г. — 4,1 млн руб.

Все обязательства выполняются заемщиками в установленные сроки. Сумма погашенных бюджетных кредитов за 2002—2008 гг. составила 402 млн руб., из них полностью возвращено бюджетных кредитов на сумму 247 млн руб. Просроченная задолженность отсутствует. Возвратность средств обеспечивается системой постоянного контроля над реализацией инвестиционных проектов.

В настоящее время возврат бюджетных кредитов осуществляется по 29 действующим договорам.

В результате реализации этих проектов число вновь созданных рабочих мест составило более 1350 (причем большая часть — в слабо экономически развитых районах Карелии), а суммарные дополнительные поступления во все уровни бюджетов (федеральный, республиканский и местные) оцениваются примерно в 1,2 млрд руб.

При этом следует особо подчеркнуть, что Правительство Карелии и министерство финансов республики использовали для выделения бюджетных кредитов не средства налогоплательщиков, а ассигнования, полученные исключительно от реализации облигационных займов, путем их размещения на внутреннем фондовом рынке Российской Федерации.

Республика работает на рынке субфедеральных заимствований и является активным участником рынка ценных бумаг с 2001 г. За это время размещено 11 облигационных займов республики, из них 2 сберегательных и 9 рыночных займов. Общий объем заимствований на рынке ценных бумаг составил 3,55 млрд руб. Минимальный по объему облигационный займ равен 20 млн руб., максимальный — 1 млрд руб.

Этих средств хватает на реализацию всех инвестиционных проектов, а большая часть заимствованных средств направляется для финансирования кассовых разрывов исполнения текущего бюджета.

До 2005 г. Карелия размещала облигации на торговой площадке Санкт-Петербургской валютной биржи. В целях расширения возможностей региона по привлечению средств и обеспечению доступа к облигациям республики широкого круга инвесторов начиная с 2006 г. размещения облигаций проводятся на торговой площадке Московской межбанковской валютной биржи.

Размещения облигационных займов республики проведены по ставкам купонного дохода с 18 до 8% годовых, во всех случаях ниже действующих в тот же период ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (рис. 1). Снижение стоимости заимствований сопровождается увеличением их сроков с 1 года до 4 лет.

В 2007 г. облигации 10-го выпуска республики включены ЗАО "Фондовая биржа ММВБ" в Котировальный список "А" первого уровня, а также впервые за историю республики решением совета директоров Центробанка России — в его Ломбардный список (т. е. ценные бумаги Карелии могут приниматься им в качестве обеспечения кредитов, предоставляемым им кредитным учреждениям).

В текущем году на Московской межбанковской валютной бирже размещен очередной, 11-й выпуск государственных облигаций республики объемом 800 млн руб.

Облигациям 8—11-го выпусков международными рейтинговыми агентствами Standard & Poors и Fitch Ratings присвоены рейтинги по национальной шкале на уровне ruBBB+, A(rus), A+(rus) соответственно.

Министерство финансов республики, как эмитент, своевременно и в полном объеме обеспечивает свои обязательства по выплате купонных доходов и погашению номинальной стоимости облигаций. Погашено 8 облигационных займов республики, выпущенных в 2001—2005 гг., на общую сумму 1,25 млрд руб. по номиналу (рис. 2). В том числе начиная с 2005 г. республикой на вторичном рынке досрочно выкуплены облигации на общую сумму 146 млн руб. по номиналу, что позволило сократить расходы на обслуживание долга на 15 млн руб.

В настоящее время в обращении находится 3 выпуска облигаций республики на сумму 2,3 млрд руб. В текущем финансовом году в целях обеспечения безусловного исполнения обязательств республики:

  • 12 июня текущего года состоялось погашение облигационного займа Карелии выпуска RU34008KAR0, размещенного в 2005 г. в объеме 223,8 млн руб.;
  • проведено 6 выплат купонного дохода по облигациям на общую сумму 171,7 млн руб.

Карелией будет продолжена практика использования облигаций в качестве заемного инструмента с целью построения оптимальной структуры государственного долга республики с приоритетом долгосрочных долговых обязательств (рис. 3).

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. В Карелии накоплен 7-летний положительный опыт финансирования реализации инвестиционных проектов через выделение кредитов из бюджета республики за счет средств облигационных займов.

Для реализации этого направления деятельности регионов вполне можно применять облигационные займы, размещаемые на рыночных условиях на фондовых площадках Москвы и Санкт-Петербурга.

2. Данная практика может трансформироваться и включить в себя бюджетное кредитование субъектами РФ инновационных проектов в таких направлениях, как нано- и биотехнологии, экология, новейшие информационные системы и ряд других (на энергосбережение, как мы указали выше, средства уже выделяются).

Встречающиеся иногда устные возражения против такого предложения, основанные на том, что якобы это ведет к конкуренции с банками, не выдерживает серьезной критики. Во-первых, большинство развитых стран имеют такую практику. Во-вторых, почти 7-летний опыт Карелии показывает, что, как правило, для большинства банковских организаций (в основном это филиалы московских и санкт-петербургских банков) эти долгосрочные и малоприбыльные проекты, на которые выделяются средства из бюджета республики, не представляли никакого интереса.

Таким образом, по нашему мнению, на основе даже краткого анализа можно сделать вывод, что отмена права субъектов РФ на выдачу бюджетных кредитов лишает региональные власти и Россию в целом одного из реальных путей развития экономики. Поэтому необходимо восстановить в Бюджетном кодексе РФ соответствующую статью в редакции, существовавшей до 1 ноября 2007 г., или включить ее в новой редакции, однозначно устанавливающей возможность выделять бюджетные кредиты юридическим лицам на инвестиционные цели за счет средств, полученных от размещения облигационных займов.





Содержание (развернуть содержание)
Итоги V Федерального инвестиционного форума
Репутация, которой верят
Посткризисная экономика: какая она?
Мировой финансовый кризис и дефолты российских эмитентов
Квалифицированный инвестор: первые шаги и перспективы
Обзор рынка квалифицированных инвесторов за 2008 г. (IMAC review results 08)
Оферта: допустить нельзя отказать?
Пенсионный рынок ждет перемен
Изменения Закона "Об инвестиционных фондах" в правовых актах финансового регулятора
Перспективы ЗПИФов недвижимости в условиях нестабильности финансовых рынков
Непрямые инвестиции в недвижимость: выбирая между домом и паем
Инвестиции в защиту
Инфраструктура рынка коллективных инвестиций и изменения в законодательстве в условиях кризиса
От кого застрахован регистратор? Ab exterioribus ad interiora
Залог стабильности экономики
Об инвестициях на основании бюджетных кредитов субъектов Федерации за счет средств, полученных от облигационных займов
История и состояние государственного долга Республики Карелия
Инновации при организации размещения и обращения государственных облигаций Санкт-Петербурга
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Пути совершенствования правового регулирования государственных и муниципальных заимствований

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100