Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Соломаха Сергей, Директор Института развития финансовых рынков (ИРФР), эксклюзивный представитель IRS в России и СНГ

  • Все статьи автора

Современные формы дистанционной подготовки специалистов финансового рынка

Ноябрь 2008

Российское образование принято считать одним из самых сильных в мире. Однако у него есть одна слабая сторона — оторванность от жизненных реалий. Ежегодно российские вузы выпускают десятки тысяч дипломированных специалистов в самых разных областях. И все было бы ничего, если бы выпускников не нужно было после приема на работу фактически заново переучивать и объяснять, что в жизни все совсем не так, как в учебнике. Но иногда отсутствие практического опыта могут компенсировать программы профессиональной подготовки.

Они будут интересны и тем, кто решил сменить сферу деятельности или углубить свои знания. В то же время есть и еще одна проблема — это дефицит свободного времени. Для тех, кто не может позволить себе посещать очные занятия, особенно удобными будут программы дистанционного образования, позволяющие самостоятельно подбирать оптимальное время занятий. В этом материале мы расскажем о программах дистанционного обучения специалистов финансового рынка.

Наличие квалификационного аттестата ФСФР — одно из необходимых условий для работы во многих компаниях финансового сектора. Такие аттестаты должны в обязательном порядке иметь руководители организаций, работающих на финансовом рынке, специалисты, осуществляющие контрольные функции, проводящие операции с ценными бумагами, дающие поручения об их осуществлении или подписывающие внутренние отчеты и исходящие документы, связанные с осуществлением таких операций.

Аттестация специалистов финансового рынка включает в себя прием у граждан квалификационных экзаменов в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности управляющих компаний и специализированных депозитариев и выдачу им соответствующих квалификационных аттестатов специалиста финансового рынка.

Для получения аттестата необходимо сдать 2 экзамена: сначала базовый, а затем специализированный. Базовый экзамен включает в себя общие вопросы: инфраструктура и инструменты рынка ценных бумаг, правовые основы и основы бухгалтерского учета, налогообложение, классификацию рисков и т. д. Успешная сдача базового экзамена обеспечивает допуск к специализированному экзамену, который предполагает наличие углубленных знаний нормативных правовых актов.

Квалификация "Специалист финансового рынка" присваивается по 6 ключевым направлениям. Первая серия, или тип, — это брокерская, дилерская деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами; вторая — клиринговая деятельность; третья — деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг; четвертая — депозитарная деятельность; пятая — деятельность по управлению паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; и шестая — это деятельность специализированных депозитариев.

КАК ЭТО УСТРОЕНО

Само по себе дистанционное обучение для специалистов финансового рынка представляет собой вариант заочного обучения по учебным программам подготовки к квалификационным экзаменам ФСФР России и включает в себя несколько элементов, которые позволяют в достаточной мере подготовиться к экзаменам.

В начале участники курса получают учебное пособие и базу экзаменационных вопросов в бумажном виде: курьерской службой, по почте или службой экспресс-доставки.

Затем следует компьютерное тестирование, которое проводится через Интернет на сайте образовательного учреждения. Для доступа в раздел тестирования сайта слушателю будет предоставляться индивидуальная учетная запись, которая имеет ограничения по времени действия и по количеству прохождений теста, что является дополнительным стимулом для учащегося.

Помимо самостоятельного изучения материалов, освоить необходимый объем знаний слушателю поможет поддержка консультанта. Она предусматривает оказание содействия по любым вопросам, возникающим в процессе обучения: это и организация консультаций по материалам курса (по электронной почте), разрешение вопросов по компьютерному тестированию, решение организационных вопросов. Взаимодействие между слушателем и консультантом осуществляется по телефону, факсу, электронной почте или путем обмена сообщениями в разделе дистанционного обучения на сайте.

В Институте развития финансовых рынков (ИРФР) срок подготовки для сдачи экзамена по базовому курсу равен 1,5 мес., а подготовка к сдаче экзаменов по спецкурсам зависит от типа курса и уровня подготовки соискателя и может составлять от 1 до 1,5 мес. Итоговые экзамены проводятся на территории учебного центра в соответствии с обычным расписанием.

У курсов дистанционного обучения есть ряд особенностей и преимуществ перед традиционными формами обучения. Конечно, самый главный плюс — это возможность пройти весь курс обучения через Интернет "без отрыва от производства", т. е. без необходимости тратить время и деньги на поездки и оставлять работу даже на короткий срок. А полученные знания слушатель может сразу же применять на практике в своей организации. Дистанционный слушатель имеет возможность заниматься в подходящее для себя время в удобном месте, при этом он получает все необходимые материалы для самостоятельной подготовки к сдаче экзаменов.

Чтобы проверить уровень своей подготовки для сдачи экзамена, соискатель может пройти компьютерное тестирование (с демо-версией теста можно ознакомиться на сайте).

В процессе обучения он может не только получать индивидуальные консультации преподавателей, но и обсуждать все возникающие вопросы, делиться опытом, советоваться и совместно обсуждать спорные материалы с другими слушателями на форуме в Интернете. Также доступна отправка сообщений с вопросами и предложениями преподавателям и администраторам. По окончании курсов дистанционного обучения и после сдачи экзаменов слушатель получает сертификат о повышении квалификации.

При этом права слушателей дистанционных курсов ничем не отличаются от тех, что предусмотрены для очных слушателей курсов ИРФР, которые точно так же записываются на экзамен, прослушивают лекции на курсах института в дневное, вечернее время или в группе выходного дня (в соответствии с обычным расписанием занятий).

ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ

Чтобы понять, как дистанционное образование в финансовом секторе работает на Западе, рассмотрим пример Университета Калифорнии в Ирвине (UCI), где, в частности, организована онлайн-подготовка специалистов в сфере взаимодействия с инвесторами.

Обучение построено по асинхронному принципу: для большинства курсов нет какого-то конкретного времени, когда студенту необходимо было бы виртуально присутствовать на занятии. Подавляющее большинство материалов доступно для студентов вне зависимости от дня недели и времени суток. Также отсутствуют и точные даты начала и завершения программы. Одна из немногочисленных форм работы, подразумевающих одновременное общение учеников — беседа в чате.

Пакет материалов формируется из онлайн-контента, обычных бумажных учебников, набора различных файлов (таблиц, презентаций и др.) и ссылок на важные сайты. Каждый курс ведется профессиональным экспертом-инструктором, общение с которым организовано при помощи форумов на сайте, электронной почты и чата.

Роль инструктора при онлайн-обучении несколько отличается от роли традиционного преподавателя. Здесь речь идет скорее не о лекторстве, а о том, чтобы направлять усилия студента, поддерживать его и отвечать на отдельные сложные вопросы. Инструктор регулярно читает обсуждения на специальном форуме для студентов своего курса, оставляя свои комментарии, отвечает на вопросы и подводит итоги дискуссий.

Упор делается на обучение в группе, т. е., например, студентов призывают задавать возникающие вопросы на общем форуме, а не в индивидуальной переписке по электронной почте с инструктором, поскольку ответ на форуме будет полезен всем учащимся.

Напоследок приведем 5 рекомендаций для успешного прохождения образовательных онлайн-курсов от UCI, которые наверняка пригодятся и тем, кто хочет дистанционно подготовиться к сдаче разного рода экзаменов, например на квалификационный аттестат ФСФР:

1. Постарайтесь начинать подготовку как можно быстрее. Слишком легко выпустить учебный процесс из-под контроля, оставляя все на потом.

2. Дистанционное образование требует определенного уровня организованности. Поскольку вам не придется заниматься "каждый вторник с 19 до 22", то часы, которые вы бы потратили на очное обучение, следует как-то распределить, чтобы регулярно уделять хотя бы немного времени занятиям. Пусть это будет даже 30 минут, но каждый день.

3. Третий совет в большей степени относится к тем программам дистанционного образования, которые подразумевают общение студентов через Интернет. Однако он может пригодиться и тем, чьи дистанционные программы подразумевают, например, по завершении курса короткие подготовительные занятия в очной форме. Старайтесь участвовать в дискуссиях со своими одногруппниками и преподавателем, их опыт и знания могут оказаться полезными для вас.

4. Если у вас возникают какие-то проблемы, которые прямо или косвенно мешают своевременной подготовке, поставьте в известность администрацию того образовательного учреждения, с которым вы работаете, — чем раньше вы это сделаете, тем больше вероятность, что вашу проблему удастся своевременно решить.

5. Не отставайте. В любом заочном обучении важно поддерживать усилия на всем протяжении образовательного курса. Скорее всего, ваши преподаватели будут готовы пойти вам навстречу и перенести дедлайны, однако эти уступки не пойдут вам на пользу, а просто отложат решение проблемы на неопределенный срок.

Надеемся, что эти советы окажутся полезными и для тех, кто выберет путь дистанционного образования в российском финансовом секторе.


Содержание (развернуть содержание)
Российская электроэнергетика в долгосрочной перспективе
Управление рисками на срочном рынке в условиях нестабильности финансовых систем
Деривативы и кризис: миф и реальность
Что нам готовит кризис
Уроки кризиса: совершенствуйте работу советов директоров
РОСНАНО: инструмент инновационного развития России
Кризис и госкорпорации
Экономическая политика российского правительства во время кризиса: принципы, приоритеты и шаги
Государство во время кризиса, или слон в посудной лавке
Рефинансирование ЦБ РФ: расширение границ
IR объявляет охоту на инвесторов
Investor Relations: новая парадигма в условиях кризиса на мировых финансовых рынках
Позиционирование бизнеса в период кризиса
Современные формы дистанционной подготовки специалистов финансового рынка
В стране невыученных уроков, или история с арифметикой
Развитие строительства и ритейла в условиях кризиса
Металлургия: начнется ли падение после резкого взлета?
Акции девелоперов
Поиск оптимальных решений по привлечению финансирования бизнеса при неблагоприятной рыночной конъюнктуре
Российский рынок корпоративных облигаций: основные тенденции 2008 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100