Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Козлов Игорь, Исполнительный директор департамента инвестиций, стратегий и коммуникаций ФК "УРАЛСИБ"

  • Все статьи автора

Investor Relations: новая парадигма в условиях кризиса на мировых финансовых рынках

Ноябрь 2008

Кризис на мировых финансовых рынках сместил акценты в деятельности IR-подразделений компаний, окончательно утвердив их стратегическую функцию. Диктат эмитентов ушел в прошлое, на рынке заимствований доминируют инвесторы, а эмитенты, нуждаясь в инвестициях, конкурируют за их деньги.

Практически свернут процесс IPO российских компаний на зарубежных биржах. В III кв. 2008 г. объем размещений компаний России и СНГ был самым низким с 2004 г. Это было размещение российской компании "Акрон" — производителя удобрений, носившее скорее технический характер и составившее 2,7 млн долл. Для сравнения: в III кв. 2007 г. эта цифра превышала 1 млрд долл., в 2006 г. — 10 млрд долл., а в июле—сентябре 2005 г. — более 1 млрд долл.1

Из-за сокращения IPO и снижения роли инвестиционных банков эмитенты вынуждены искать собственные, нестандартные решения, соответствующие сложившейся ситуации. На первый план выходит соответствие ожиданиям инвесторов, поэтому целевая группа тщательно изучается с тем, чтобы лучше понимать восприятие и ожидания. Каждая компания осуществляет поиск "своего" инвестора, что требует адресных методов взаимодействия и постоянного диалога высшего менеджмента с целевой группой, — это нелегкий путь. Руководители компаний, нуждающихся в инвестициях, все больше внимания уделяют связям с инвесторами. Хотя нагрузка на менеджмент компании увеличивается, его привлечение к IR-процессу является ценнейшим ресурсом, поскольку существует фундаментальная потребность инвесторов в получении информации о компании непосредственно от менеджмента. В условиях новых реалий глобального финансового кризиса прозрачность компании становится важнейшим фактором ее инвестиционной привлекательности. Транспарентность бизнеса напрямую влияет на доверие инвесторов к менеджменту. Сегодня ужесточение требований к раскрытию информации только помогает компаниям быть готовыми к вызовам рынка.

На Конференции SIBOS, состоявшейся в Вене в сентябре этого года, речь шла о том, что "обмен информацией между участниками финансовых рынков должен стать основой нового подхода к управлению рисками". Конференция была проведена под лозунгом "Новая эра прозрачности", что свидетельствует о глобальной озабоченности делового мира вопросами прозрачности. В частности, Дональд Тапскотт, автор теории викиномики, президент и глава компании nGenera, отметил, что "население США не получало ответов на вопросы по поводу ипотечного кризиса, поскольку никакой информации вообще не было". Между тем трудно переоценить необходимость понимания природы рисков в бизнес-цепочке, базируясь на информации. По мнению Тамскотта и некоторых участников SIBOS, глобальная экономика не может ждать два десятилетия, пока восстановится доверие к финансовой системе, поэтому прозрачность необходима как можно раньше.

Построение грамотной системы раскрытия информации предполагает диверсификацию базы инвесторов. В последнее время в компаниях появились специалисты, отвечающие за взаимоотношения с sell side- и buy side-аналитиками, институциональными инвесторами, частными инвесторами. Последние рассматриваются во многих компаниях как отдельный сегмент. Если ранее работа с миноритарными акционерами велась отделами по ценным бумагам, то теперь она выделена в отдельное направление в рамках Investor Relations. ФК "УРАЛСИБ" осознанно пошла по пути выстраивания комплексной IR-структуры, которая фактически стала "корпоративным фильтром" между бизнесом в лице менеджмента и инвестиционным сообществом.

Главное требование сегодня — оперативность, высокий уровень и полнота раскрытия информации, обеспечение доступа к ней широкого круга инвесторов и аналитиков. С этой целью все шире используется синхронное раскрытие информации для российских и западных инвесторов с применением новых электронных технологий, которые позволяют предоставлять информацию равнозначно и оперативно всем инвесторам без исключения и приоритетов. Тем не менее личное общение, конечно, было и остается, как всегда, актуальным.

Очевидно, что в период кризиса инвесторы буквально ловят информацию, в том числе и в средствах массовой информации. Информационные агентства на Западе и в России стали официальным каналом доведения информации до инвестиционного сообщества, что часто закреплено на уровне законодательных норм. Во всяком случае, практика отечественного рынка, не говоря о зарубежном, уже сегодня демонстрирует эффективность фактического слияния IR и делового PR, а результаты говорят о том, что такие решения рациональны. В условиях нервозности рынка на журналистов ложится большая ответственность за корректность и точность формулировок новостных сообщений. Любые искажения информации могут иметь катастрофические последствия для компании-эмитента.

Несколько слов о специфике работы IR в банковской сфере. В последнее время все большее значение приобретает надежность и устойчивость представителей финансового сектора, на первый план выходят не только показатели рентабельности, но и риск-менеджмента. Инвесторы хотят видеть прозрачную и эффективную политику по управлению рисками, а не безоговорочно полагаться на международные кредитные рейтинги. Все больше внимания уделяется уровню долговой нагрузки, соотношению клиентского привлечения и международного фондирования.

ФК "УРАЛСИБ" еще на стадии становления IR-службы пришлось решать сложную задачу — доказать инвесторам и аналитикам в цифрах способность компании разрешить и оставить в прошлом структурные проблемы, нивелировать влияние турбулентного рынка и продемонстрировать адекватный уровень рентабельности. Были использованы практически все возможные технологии: от отдельных личных встреч с ключевыми игроками до выступлений на крупных международных конференциях. В процесс были вовлечены многие топ-менеджеры корпорации, включая и председателя правления.

Независимо от того, каким будет путь дальнейшего развития корпорации с точки зрения привлечения инвестиций, необходимо привести взаимоотношения с инвестиционным сообществом к стандартам, близким к принятым для публичных компаний. Мы хотим, чтобы уже в ближайшее время у аналитиков и инвесторов сложилось четкое понимание track record компании, ее стратегии, компетенции менеджмента — в будущем это обеспечит высокую инвестиционную привлекательность компании. Для иностранных инвесторов большее, чем для российских, значение имеют качественные показатели инвестиционной привлекательности, а именно прозрачность и репутация компании, ее имидж на рынке и в обществе. С помощью различных инструментов мы создавали инвестиционный брэнд корпорации и продолжаем наращивать наши усилия. Так, в условиях кризиса мы стараемся донести до инвесторов, каким видится будущее корпорации, каковы ее планы по смягчению последствий кризиса на мировых финансовых рынках для основных направлений бизнеса и пути дальнейшего развития. При этом мы придерживаемся консервативной политики, т. е. не даем чрезмерных обещаний и прогнозов. Такого рода информация предназначена главным образом для иностранных инвесторов, поскольку российские в меньшей степени изучают компанию.

Одним из направлений IR-работы является поддержание узнаваемости брэнда корпорации и банка в международном инвестиционном сообществе и благоприятного имиджа, который может сыграть важную роль в увеличении стоимости бизнеса. Мы активно используем инструменты имиджевогo PR: позиционируем руководство корпорации в качестве экспертов финансового рынка. Руководители корпорации выступают на наиболее значимых международных профессиональных конференциях, публикуются интервью с первыми лицами компании в ведущих зарубежных деловых и финансовых журналах.

Если в период формирования IR-службы наша компания пользовалась услугами внешних консультантов и это помогло не сделать ошибок на входе, то сегодня такой потребности нет — у нас накопилось достаточно опыта. Кроме того, в условиях кризиса мы стараемся оптимизировать издержки нашего подразделения.

Главное, чего мы сумели добиться, — это широкая вовлеченность IR-службы во все стратегические процессы в компании, что позволяет формировать и транслировать позиции менеджмента по всем ключевым вопросам в зоне интересов инвесторов.

С учетом кризисной ситуации на рынках мы стараемся ориентироваться на лучшие международные практики: не останавливаем информационный поток, сообщаем инвесторам о долгосрочных планах развития корпорации, делаем акценты на сильных сторонах наших бизнесов, тщательно изучаем слабые стороны конкурентов, с тем чтобы у инвесторов была наиболее полная и объективная картина развития российского банковского сектора.

У нас есть уверенность в том, что мы будем адекватно реагировать на вызовы кризиса, поскольку действительно смогли создать команду специалистов, способных решать задачи любого уровня сложности. Наша команда уже получила признание инвестиционного сообщества, и мы надеемся, что сумеем укрепить нашу репутацию в дальнейшем.


Содержание (развернуть содержание)
Российская электроэнергетика в долгосрочной перспективе
Управление рисками на срочном рынке в условиях нестабильности финансовых систем
Деривативы и кризис: миф и реальность
Что нам готовит кризис
Уроки кризиса: совершенствуйте работу советов директоров
РОСНАНО: инструмент инновационного развития России
Кризис и госкорпорации
Экономическая политика российского правительства во время кризиса: принципы, приоритеты и шаги
Государство во время кризиса, или слон в посудной лавке
Рефинансирование ЦБ РФ: расширение границ
IR объявляет охоту на инвесторов
Investor Relations: новая парадигма в условиях кризиса на мировых финансовых рынках
Позиционирование бизнеса в период кризиса
Современные формы дистанционной подготовки специалистов финансового рынка
В стране невыученных уроков, или история с арифметикой
Развитие строительства и ритейла в условиях кризиса
Металлургия: начнется ли падение после резкого взлета?
Акции девелоперов
Поиск оптимальных решений по привлечению финансирования бизнеса при неблагоприятной рыночной конъюнктуре
Российский рынок корпоративных облигаций: основные тенденции 2008 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100