Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Лиана Эркес, Ведущий специалист отдела заимствований управления финансов и налоговой политики мэрии г. Новосибирска

  • Все статьи автора

Субфедеральные и муниципальные облигации в Ломбардном списке

Ноябрь 2008

История российского Ломбардного списка ценных бумаг началась в 1996 г., когда в соответствии с Приказом Банка России от 13 марта 1996 г. № 02-63 в целях совершенствования активных операций Центрального банка РФ и развития инструментов реализации денежно-кредитной политики были утверждены Положение о порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам и Список государственных ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения ломбардных кредитов. Изначально в Ломбардный список входили только федеральные ценные бумаги, номинированные в рублях. Позднее туда стали включать некоторые облигации Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте.

В июле 2004 г. совет директоров Банка России принял решение расширить перечень ценных бумаг, входящих в Ломбардный список, дополнив его облигациями субъектов РФ, ипотечных агентств и кредитных организаций. Впервые субфедеральные облигации появились в Ломбардном списке в сентябре 2004 г. — это были бумаги 14 выпусков городских облигационных займов Москвы. Вероятнее всего, расширение Ломбардного списка было связано с банковским кризисом, начавшимся в мае—июне 2004 г., в условиях которого Банк России был вынужден удовлетворять возросшие потребности кредитных организаций в рефинансировании с помощью различных инструментов денежно-кредитной политики, в том числе путем предоставления ломбардных кредитов и проведения аукционов прямого РЕПО1. Предметом купли-продажи по сделкам прямого РЕПО с ЦБ РФ выступают облигации, включенные в перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России.

Со вступлением в силу Указания ЦБ РФ от 29 апреля 2008 г. № 2004-У облигации муниципальных образований также получили право включения в Ломбардный список. Эта мера позволит стимулировать развитие национального рынка субфедеральных и муниципальных облигаций (СМО). Однако подобный шаг не является новшеством в мировой практике, в рамках которой долговые бумаги, эмитированные как субнациональными, так и местными органами власти, принимаются в обеспечение по кредитам центральных банков и операциям с обратным выкупом (РЕПО), например, так работают Европейский Центральный Банк, Банк Англии, Национальный банк Швейцарии и др.

В августе текущего года первыми и пока единственными муниципальными ценными бумагами, включенными в "заветный" список ЦБ РФ, стали 2 выпуска облигаций г. Новосибирска.

Что же в целом дает субъекту Федерации или муниципальному образованию попадание его ценных бумаг в "залоговый" список Центрального банка? Для эмитентов СМО это может обеспечить дополнительный спрос на уже обращающиеся выпуски бумаг, а значит, способствовать увеличению ликвидности облигаций и частичному уменьшению риска снижения цен. Кроме того, это может способствовать размещению будущих выпусков на более выгодных условиях, так как инвесторы будут ожидать включения облигаций в Ломбардный список. Повышение интереса к таким бумагам связано с тем, что они являются инструментом, за который практически в любой момент можно получить "живые" деньги через привлечение кредита у ЦБ РФ или проведение операций РЕПО с Банком России.

Попадание СМО в Ломбардный список является одним из важных показателей их качества, ведь подобные бумаги проходят тест на соответствие критериям Банка России. Так, согласно Указанию Центробанка № 1482-У уровень кредитного рейтинга является одним из критериев включения ценных бумаг в Ломбардный список. Все эмитенты таких бумаг должны иметь рейтинг по международной шкале не ниже В1 или В+, присвоенный Moody’s, Standard & Poor's или Fitch соответственно. Кроме того, выпуск должен быть допущен к обращению на Организованном рынке ценных бумаг и иных финансовых активов (ОРЦБ) в Секторе ОРЦБ для расчетов по государственным федеральным ценным бумагам. Решение о включении/исключении ценных бумаг в/из Ломбардного списка принимается Советом директоров Банка России и вступает в силу со дня опубликования в "Вестнике Банка России" соответствующего письма ЦБ РФ. Для того чтобы Банк России мог выдать кредит под ценную бумагу, только включенную в Ломбардный список, должны быть соблюдены и другие требования:

1) по выпуску должен быть установлен поправочный коэффициент Банка России, применяемый для расчета стоимости ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России (табл. 1);

2) до погашения выпуска должно оставатся не менее 7 рабочих дней.

Кризис ликвидности, начавшийся в августе 2007 г., способствовал принятию советом директоров Центробанка уже в сентябре решения о снижении рейтинговых требований по "ломбардным" бумагам на две ступени. Это, в свою очередь, позволило в октябре значительно расширить количество выпусков бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, в том числе за счет включения субфедеральных облигаций.

После октябрьского расширения Ломбардного списка количество выпусков возросло со 103 до 170, однако их общий номинальный объем уменьшился с 2599,6 млрд до 2567,9 млрд руб. Это снижение было связано с погашением одного из выпусков облигаций Банка России, который по объемам (250 млрд руб.) превысил общий прирост по СМО и облигациям юридических лиц. Общее количество эмитентов увеличилось с 24 до 60. При этом число выпусков СМО, принимаемых в обеспечение кредитов Центробанка и участвующих в сделках РЕПО с ЦБ РФ, возросло с 19 до 32, а число эмитентов указанных бумаг — с 7 до 14. При этом номинальный объем принимаемых в залог долговых обязательств субъектов РФ и муниципальных образований вырос на 32,4%, составив 161,4 млрд руб.

Как видно, с 1 сентября 2007 г. по 1 сентября 2008 г. общий номинальный объем "ломбардных" СМО вырос примерно в 2,2 раза, достигнув 265,6 млрд руб (рис. 1).

По состоянию на 1 сентября 2008 г. из 1222 выпусков СМО в качестве обеспечения по ломбардным кредитам ЦБ РФ и актива в сделках РЕПО могут выступать 48 выпусков (табл. 3) общим номинальным объемом 265,6 млрд руб. (табл. 2, 3). Для сравнения: корпоративные облигации представлены 131 выпуском из 7112. Все СМО из Ломбардного списка обращаются на ММВБ, 67% из них включены в котировальный список "А" первого уровня, остальные являются внесписочными бумагами.

Доля СМО в общем номинальном объеме бумаг из Ломбардного списка составляет всего 8,4%, хотя и по числу включенных выпусков, и по числу эмитентов они занимают около 1/4 всех. Это связано прежде всего с тем, что исторически в Ломбардный список входили только федеральные ценные бумаги, рынок которых более развит, а объемы выпусков всегда очень крупные. Ни один корпоративный, субфедеральный или муниципальный эмитент не может сравниться с государством по размерам и возможностям долгового финансирования.

Номинальный объем выпусков, включенных в Ломбардный список, не является точной оценкой объема средств, доступных для ломбардного кредитования коммерческих банков Центробанком. Реальный же объем указанных средств — это величина обращающихся на рынке "ломбардных" СМО, т. е. величина, учитывающая действительно размещенный объем выпусков и/или амортизированную (выкупленную) часть облигационных займов. Так, с учетом оферт и выкупов объем СМО, входящих в Ломбардный список на 1 сентября 2008 г., составил 210,7 млрд руб., что на 20,7% меньше совокупного зарегистрированного объема облигаций, указанного в соответствующих Решениях о выпуске. Кроме того, при ломбардных операциях для этих бумаг устанавливается дисконт. Если учесть, что не все владельцы "ломбардных" облигаций используют или могут использовать их в качестве обеспечения для привлечения ресурсов у ЦБ РФ, возможные объемы привлечения средств через указанный механизм окажутся незначительными.

На 1 сентября 2008 г. совокупная задолженность кредитных организаций по ломбардным кредитам перед Центральным Банком составляла 1207,3 млн руб., а объем заключенных сделок по итогам аукционов прямого РЕПО был равен 157404,7 млн руб. Таким образом, на 1 сентября 2008 г. совокупный размер средств, привлеченных коммерческими банками у ЦБ РФ посредством ломбардного кредитования и проведения прямого РЕПО, составил около 5% от общего номинального объема ценных бумаг, включенных в Ломбардный список (табл. 4).

В конце августа 2007 г. объем задолженности кредитных организаций по ломбардным кредитам (рис. 2) и по сделкам РЕПО значительно увеличился (рис. 3). Это было связано с уже упоминавшимся кризисом ликвидности. Информация, представленная на рис. 2 и 3, может служить индикатором изменения потребности коммерческих банков в привлечении недостающих денег.

Однако оценить объемы, в которых финансово-кредитные учреждения удовлетворяют свою нехватку в ресурсах за счет привлечения средств у ЦБ РФ под залог СМО, представляется невозможным. Банк России публикует только сводную информацию. Очевидно, что объемы реально используемых "ломбардных" СМО невелики. При этом в условиях продолжающегося финансового кризиса и проблем с ликвидностью в банковском секторе, с одной стороны, происходит увеличение рисков рефинансирования по существующим долгам многих корпоративных эмитентов, а, с другой стороны, у субъектов РФ и муниципальных образований3 подобные риски во многом нивелированы исполнением большинства региональных бюджетов с профицитом. Все это делает субфедеральные и муниципальные "ломбардные" облигации привлекательным и надежным инструментом получения средств у ЦБ РФ.

СПРАВКА

Ломбардный список — перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России. Залог (блокировка) ценных бумаг, включенных в Ломбардный список, является обеспечением следующих видов кредитов Банка России:

1) внутридневные кредиты;

2) кредиты овернайт;

3) ломбардные кредиты.

Первые два предоставляются кредитным организациям в автоматическом режиме, а последний — в режиме запроса либо по заявлению на получение кредита по фиксированной процентной ставке, либо по заявке на участие в ломбардном кредитном аукционе.

Кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 4 августа 2003 г. № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг".

Внутридневные кредиты бесплатны для кредитных организаций. Кредиты овернайт предоставляются на погашение оставшейся непогашенной к концу дня задолженности по внутридневному кредиту по ставке овернайт Банка России, которая в настоящее время составляет 11% годовых в соответствии с указанием Банка России от 11 июля 2008 г. № 2036-У "О размере процентной ставки по кредиту овернайт Банка России".

Внутридневные кредиты и кредиты овернайт предоставляются кредитной организации в пределах установленного лимита кредитования, который является максимальной величиной внутридневной задолженности банка или задолженности в течение 1 дня соответственно.

Ломбардные кредиты Банка России могут предоставляться:

1) на фиксированных условиях.

Денежные средства предоставляются в день обращения кредитной организации на сроки 1 и 7 календарных дней без права досрочного возврата по фиксированной процентной ставке. Фиксированная процентная ставка по кредитам, предоставляемым на срок 1 календарный день, устанавливается равной 8,0% годовых (Указание Банка России от 17 сентября 2008 г. № 2065-У "О размере процентных ставок по ломбардным кредитам Банка России на срок 1 календарный день"), а на 7 календарных дней — в размере, равном средневзвешенной ставке последнего ломбардного кредитного аукциона, например, на 1 октября 2008 г. она составляла 7,8% годовых. Данная информация публикуется на официальном сайте Банка России в разделе "Ставка по ломбардным кредитам на срок 7 календарных дней"*. В случае если последние два аукциона признаны несостоявшимися, ломбардные кредиты Банка России на срок 7 календарных дней предоставляются по процентной ставке 9,0% годовых;

2) на аукционной основе.

Процентные ставки определяются на ломбардных аукционах, которые проводятся еженедельно во вторник. Предоставление ломбардных кредитов по итогам аукциона осуществляется на следующий день после его проведения. Денежные средства предоставляются на срок 14 календарных дней без права досрочного возврата.

В целях снижения рисков, связанных с возможным обесценением ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, по отдельным группам бумаг устанавливаются специальные поправочные коэффициенты. Они определяются исходя из возможных колебаний цен "ломбардных" бумаг на рынке ценных бумаг и используются при расчете достаточности обеспечения суммы запрашиваемого/ предоставляемого кредита Банка России и при расчете стоимости принимаемых в залог (заблокированных) ценных бумаг. Порядок расчета достаточности обеспечения кредита Банка России приводится в приложении 3 к Положению Банка России от 4 августа 2003 г. № 236-П.

Облигации, включенные в перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, являются предметом купли-продажи по операциям с прямого РЕПО с ЦБ РФ. Эти операции осуществляются в соответствии с Указанием Банка России от 30 декабря 2003 г. № 1365-У "Об особенностях проведения Банком России операций прямого РЕПО с кредитными организациями".

Операции прямого РЕПО с ЦБ РФ — сделки по покупке Центральным банком эмиссионных ценных бумаг (первая часть РЕПО) у коммерческих банков с обязательной последующей обратной продажей ценных бумаг того же выпуска в том же количестве (вторая часть РЕПО) спустя определенный договором срок по цене, установленной этим договором при заключении первой части такой сделки. К обеспечению относятся облигации, являющиеся предметом купли-продажи по сделке прямого РЕПО. Не могут входить в обеспечение облигации, имеющие срок до погашения (кроме частичного погашения) или исполнения обязательств Банка России по выкупу менее 2 рабочих дней на дату исполнения второй части сделки прямого РЕПО.

Банк России размещает перечень ценных бумагах, принимаемых в обеспечение по сделкам прямого РЕПО, на каждый торговый день на своем официальном сайте. При этом по каждой ценной бумаге устанавливается расчетная рыночная цена от номинала, а также начальный, минимальный и максимальный дисконты. Начальный дисконт представляет собой величину превышения стоимости обеспечения ценных бумаг над суммой денежных средств по сделке РЕПО. Величина, отражающая сумму денежных средств, предоставленных Банком России по сделке РЕПО, рассчитывается с учетом рыночной стоимости ценных бумаг, являющихся обеспечением сделки, и размера дисконта. Стоимость обратного выкупа определяется исходя из стоимости покупки и ставки РЕПО, которые устанавливаются при заключении сделки прямого РЕПО.

Банк России проводит сделки прямого РЕПО только с кредитными организациями — дилерами, заключившими с ним соглашение о проведении операций прямого РЕПО. Основной особенностью операций РЕПО, отличающей их от сходных операций кредитования под залог ценных бумаг, является то, что право собственности на облигации, являющиеся предметом купли-продажи по сделке РЕПО, переходит в результате исполнения первой части сделки РЕПО от первоначального продавца к первоначальному покупателю, а в результате исполнения второй части сделки РЕПО — от первоначального покупателя к первоначальному продавцу.

Сделки прямого РЕПО могут заключаться следующими способами:

  • аукцион заявок на заключение сделок прямого РЕПО (аукцион прямого РЕПО);
  • торги по заключению сделок прямого РЕПО на условиях фиксированной ставки РЕПО, устанавливаемой Банком России;
  • торги по заключению сделок прямого РЕПО на условиях рыночных ставок, не ниже минимальной ставки РЕПО.

С 28 ноября 2007 г. Банк России начал проводить сессии прямого РЕПО по фиксированной ставке: на 1 день — по ставке 8% годовых и на 7 дней — по ставке 7% годовых. На 1 октября 2008 г. указанные ставки составляли 8% годовых, а минимальные процентные ставки по операциям прямого РЕПО, проводимым Банком России на аукционной основе, составляли: на 1 день — 7,0 % годовых, на 7 дней — 7,5 % годовых**. Большая часть операций прямого РЕПО, осуществляемых с начала 2008 г. до 1 октября 2008 г., была проведены на срок 1 день в форме аукционов, по итогам которых средневзвешенные ставки варьировались от 6,01 до 7,54% годовых.






Содержание (развернуть содержание)
К чему приведет финансовый кризис
Долг Москвы: итоги 2008 года
Относительная кредитоспособность регионов РФ
Кредитоспособность российских регионов
Особенности субфедеральных и муниципальных займов и дефолта по ним
Субфедеральные и муниципальные облигации в Ломбардном списке
Рынок долгов: смена приоритетов
Перспективы рефинансирования корпоративного долга РФ: расчет на государственные ресурсы
Дефолты на российском долговом рынке: случайность или закономерность?
Итоги января - сентября 2008 г.: чего ждать от рынка корпоративных, субфедеральных и муниципальных облигаций
Автомир
Адмирал-Лизинг
Бахетле
Возрождение
Газэнергопромбанк
ГЛОБЭКС
Интурист
Камская долина
КД авиа
Нижнекамскнефтехим
ОГК-6
АПК "ОГО"
Русский международный банк
Северо-Западный Телеком
ТрансТехСервис
Уралсвязьинформ
ЦентрТелеком
Южная телекоммуникационная компания

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100