Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Смирнов Александр, Руководитель финансово-аналитического управления банка "Москва-Сити"

  • Все статьи автора

Экономика РФ и Запад: экономические последствия конфликта

Октябрь 2008

Если судьба подарила Вам лимон, сделайте из него лимонад.

Д. Карнеги

Десятилетие дефолта российский рынок встретил в непростых условиях: сначала на фоне грузино-осетинского конфликта, а затем мирового финансового кризиса и снижения цен на нефть наш фондовый рынок испытал серьезное падение. Вклад нерезидентов в этот процесс был решающим. Страна столкнулась с оттоком капитала, золотовалютные резервы за период с 1 августа по 26 сентября 2008 г. снизились на 33,1 млрд долл. (с 595,9 до 562,8 млрд долл.) Непростая геополитическая ситуация ведет к эскалации противостояния между Россией и НАТО, до определенной поры находившегося в латентной фазе. Плоды глобализации — отрицательные и положительные — дают о себе знать: экономика РФ ощущает зависимость от проблем мировой экономики, переживающей сложное время, с прошлого года существенно растет инфляция.

Насколько опасны угрозы возможных экономических санкций со стороны Запада, каковы возможные экономические и финансовые последствия конфликтной ситуации? Любой кризис не только рождает проблемы, но и открывает новые возможности. Наиболее важные вопросы: как повлияет конфликт на возможность российских компаний и банков привлекать/рефинансировать ресурсы на международных финансовых рынках, как отразится он на потоках капитала в Россию, не приведет ли к сворачиванию экономического сотрудничества с Западом (что нашей стране, безусловно, не выгодно)?

Развитие ситуации будет зависеть исключительно от здравомыслия политической элиты США, оказывающей давление не только на Россию, но и на Европу. Что касается РФ, то ее руководство всячески демонстрирует, что мы заинтересованы в погашении конфликта. России необходимо использовать противоречия между США и Европой, которая достаточно сильно связана с РФ: мы поставляем туда газ и нефть, покупаем продовольствие, автомобили и т. д. И эта взаимная зависимость, пусть и имеющая определенные перекосы, — крайне важный фактор для поддержания геополитической стабильности. Представляется, что Запад, успокоившись и трезво подойдя к ситуации, вряд ли пойдет на избыточную эскалацию напряженности в отношениях с Россией. Политика остается политикой, правильный пиар на выборах в США важен, но все-таки нормальный бизнес намного важнее. Российские рынки — это "лакомый кусок" для Запада, достаточно успешно им захваченный. Совершенно очевидно, что любые потери за счет санкций со стороны Запада и ответных — со стороны России могут привести к еще большему снижению темпов роста как европейской, так и мировой экономики. И то, что сейчас Европа оказалась "расколотой" и не решилась на открытые экономические санкции против РФ, что все большее число зарубежных СМИ и независимых аналитиков показывает объективную картину конфликта, работает на рациональное разрешение конфликта. Разворачивание мирового экономического кризиса отодвигает последствия конфликта на второй план.

Россия подчеркивает свою надежность энергетического "донора", готового четко выполнять свои обязательства по поставке энергоресурсов. В то же время Запад будет стремиться уменьшить свою зависимость от РФ. Это приведет к еще более активной конкуренции среди производителей нефти и газа в Средней Азии, в Арктике и т. д. В то же время любая неконтролируемая эскалация международной напряженности может привести к мировому энергетическому кризису, взлету цен на энергоресурсы, экономические, политические и военные последствия которого будут абсолютно непредсказуемы. Стоит ли игра свеч или НАТО лучше спокойно принять имеющуюся ситуацию? Ведь США имеют к Кавказу весьма отдаленное отношение, а для России это естественная, исторически обусловленная зона ее интересов, что было особо подчеркнуто Д. Медведевым. Следует набраться терпения и спокойно переждать ту волну истерии, которую НАТО обрушивает на РФ, принуждая ее к абсолютно невозможным "попятным" действиям. Самое главное, чтобы маневрирование боевых кораблей стран НАТО в Черном море не обернулось кризисом, сравнимым с Карибским, когда мир стоял в нескольких шагах от войны. Но бывший тогда президентом США Джон Кеннеди был весьма мудрым политиком — и обоюдными усилиями выход был найден. Если НАТО не сможет остановиться и пойдет на возвращение "холодной войны" в том или ином виде — это будет крупнейшая ошибка Запада.

Риск, на который пошла Россия, снова подтверждают ее статус одной из ведущих геополитических держав мира. Как это не парадоксально, любые экономические санкции РФ может использовать для развития своей экономики. Какие-либо кардинальные торговые санкции в ближайшем будущем вряд ли возможны — Западу не выгодно снижение роста экспорта в РФ. Если Россию не пустят в ВТО, она получит новый стимул для развития внутреннего рынка и снятия тормозящих его вынужденных ограничений. И заявления В. Путина о том, что нам следует больше думать об отечественных производителях, о неадекватности нагрузки по входу в ВТО можно назвать символичными. Не менее символичны меры РФ по ограничению импорта мяса в пользу развития собственного производства. Достаточно вспомнить, что до революции Россия была одним из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции, и потенциал развития нашего сельского хозяйства в части решения земельной проблемы, развития фермерства и стимулирования производителей просто огромен.

Если России будут ограничивать доступ на рынки капитала, страна будет активнее развивать свои финансовые рынки, начнет проводить суверенную финансовую политику. В то же время кредитование крупнейших компаний РФ — вполне надежный бизнес. Выиграют ли от таких ограничений международные рынки? Будет ли иметь негативные последствия для экономики РФ увеличение военных расходов? В разумных пределах это окажет стимулирующее воздействие. Посмотрите на США: у них явный перебор с вооружением, но то, что спрос со стороны ВПК всегда был одним из генераторов развития их экономики, отрицать никто не будет. Нас пугают "железным занавесом" со стороны Запада, при котором будет ограничен въезд для граждан России, но готовы ли хозяева зарубежных курортов потерять щедрых туристов из РФ?

Однако нужно быть готовыми к тому, что покупка резидентами РФ активов за рубежом будет затруднена, впрочем, она и так была проблемной. С другой стороны, НАТО может потерять воздушный коридор через РФ для перевозки грузов в Афганистан. Любые санкции способны ударить по интересам сторон. Единственный выход — разумный компромисс, сохранение стабильности, которая была достигнута за последние 20 лет. Ведь для нормального развития стране нужен мир, тот самый, о котором говорил почти 100 лет назад П. А. Столыпин: "Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!". Тогда нам этого покоя как раз и не хватило. Но не все так просто. Противостояние СССР и НАТО в свое время превратило Пентагон в крупнейший экономический клуб США, чьи аппетиты разрастаются, и умерить их очень сложно. Сможет ли политическая элита Запада, в первую очередь США, скорректировать ситуацию и остановить инерцию "холодной войны"? Пока мы наблюдаем обратную картину: несмотря на формальное "потепление" отношений России с Западом, наметившееся после перестройки, НАТО все больше расширяет свою деятельность вокруг границ страны.

Как показывает история, для того чтобы Россия "проснулась", ей всегда были необходимы явные угрозы, в первую очередь военные. Так было и перед реформами Петра I, и после проигрыша в Крымской войне, предварившего отмену крепостного права. Поражение в русско-японской войне послужило прологом к реформам П. А. Столыпина. Неудачи на начальном этапе Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. привели к мобилизации всех возможностей страны. Давление со стороны Запада в определенной мере может привести к росту возможностей экономического развития РФ, внутренней и внешней консолидации, повышению эффективности государства.

Что касается развития экономики, стабилизации ситуации на фондовом рынке, притока капитала в страну, то здесь все зависит от действий РФ. Не следует забывать о намеченных экономических реформах, являющихся сегодня приоритетной задачей. Для обеспечения притока капитала необходимо создать условия для непрерывной и всесторонней инвестиционной привлекательности РФ, государство должно срочно дать рынкам новые позитивные сигналы, создать условия для увеличения уровня экономической свободы, развития предпринимательства, малого бизнеса, становления простой и минимальной по уровню системы налогообложения.

Снижение налогового бремени может быть весьма полезным на фоне ухудшения ситуации на финансовых рынках. При этом снижение НДС — главная черта, разделяющая старую "серую" сырьевую модель экономики и инновационную модель, основанную на развитии предпринимательства, промышленности, технологий, конкуренции. Позитивное решение проблемы способно существенно поддержать российский фондовый рынок. Решение этого вопроса является важнейшей экономической и политической задачей, и чем раньше перейти к конкретике, тем лучше. Снижение НДС невыгодно многим "группам влияния", и от того, кто победит — консерваторы или новаторы — будет зависеть очень многое. Не нужно бояться столь болезненно муссируемой проблемы "выпадения" бюджетных доходов. Конечно, компенсирующий эффект для экономики и бюджета наступит не сразу и, вероятно, займет несколько лет. Но экономические перспективы очевидны, особенно для образования новых предприятий. Бизнес выйдет из тени и, кроме того, любое "выпадение" можно будет скомпенсировать, не затрагивая "инновационных" секторов, путем перераспределения в пользу других налогов.

Периодически возникающие налоговые претензии показывают, что дыма без огня не бывает. В ряде случаев их "спускают на тормозах", но иногда они имеют менее счастливый конец. Эта ситуация еще раз подтверждает фундаментальный факт: чтобы бизнес стал полностью "белым", необходимо для всех сделать приемлемые правила игры, потому что мутная вода позволяет иногда вылавливать крупную рыбу, а прозрачная дает всем свободу, иммунитет и равные права. Позиция некоторых экспертов, которые поддерживают ставку НДС на уровне 18% и даже апеллируют к бизнесу, не совсем понятна. Вероятно, они абсолютно не информированы о суровых буднях финансовых директоров российских компаний. Не будем забывать, что в США и Канаде НДС просто нет, в Индии он составляет 12,5%, а в Японии — 5%.

Сложившаяся ситуация потребует от государства не бумажных, а реальных мер по сокращению экономического, инфраструктурного и частично военного отставания от Запада. Это потребует не только очевидного наращивания темпов роста госрасходов, но и активного развития рынка, основанного на сочетании либеральных и кейнсианских рецептов экономического развития. Однако в этом году мы столкнулись с кардинальным ужесточением денежной политики, вызванной монетарными методами по борьбе с инфляцией. Если в 2006—2007 гг. рост денежной массы (агрегат М2) составлял около 47—48%, то к 1 сентября 2008 г. увеличение М2 составило всего 9,5%. Возможно, это несколько сбило инфляцию, замедлившуюся в летний период, но также вполне очевидно, что это отразилось на наблюдаемом сокращении темпов роста промышленного производства.

Кроме того, имеются предложения о значительном сокращении темпов роста госрасходов. Мы гордимся тем, что наша бережливость и следование монетарным ценностям позволили нам выйти на 3-е место по величине золотовалютных резервов (ЗВР). И эта излишняя бережливость проигрывает перед активным развитием. Тот же Китай, всегда проводивший активную денежно-кредитную и промышленную политику, оставил нас далеко позади не только по величине ВВП (по паритету покупательной способности — более чем 5 раз. ВВП Китая в 2006 г. составил 10000 трлн долл., ВВП РФ — 1723 трлн долл.), занимая 2-е место в мире и догоняя США, но и примерно в 3 раза по величине ЗВР (около 1,7 трлн долл. на 1 апреля 2008 г.), занимая по ним 1-е место. Рецепт может быть один: слушать чужие советы, изучать мировой экономический опыт, но думать исключительно своей головой и, что особенно важно, не подпускать к себе "троянских коней".

Несмотря на муссирование монетарных корней инфляции в РФ, нет определяющей корреляции между ростом госрасходов, денежной массы и инфляции в условиях низкого уровня монетизации российской экономики, составляющей около 40% (в развитых странах — около 80%). В 2005 г. по сравнению с предыдущим годом госрасходы выросли на 30%, инфляция снизилась на 6,8%, в 2006 г. рост расходов составил 22%, а инфляция уменьшилась на 17%. В 2007 г. расходы выросли почти на 39%, выросла и инфляция. Однако этот процесс в значительной мере имел глобальный характер, будучи вызванным обесценением доллара, ростом цен на нефть и продовольствие. Чтобы остановить инфляционную "гонку", нужны не столько монетарные, сколько активные регулирующие меры: проведение стабилизации тарифов на услуги монополий, топливо, бензин, установление строгой финансовой дисциплины при расходовании бюджетных средств, развитие конкуренции, промышленности и сельского хозяйства. В противном случае уменьшить инфляцию до уровня менее 8% будет очень сложно.

Избыточное увлечение сокращением денежного предложения может дать совсем другой эффект — падение темпов роста экономики (а как быть с ориентирами Стратегии 2020 г.?) или даже более серьезные последствия. К сожалению, эти меры создали предпосылки для развития проблем в экономике, банковской системе и фондовом рынке, наблюдаемых этой осенью. И для того чтобы экономика не скатилась в кризис, надо увеличивать денежное предложение. Основной риск связан с тем, что проблемы на фондовом рынке могут сказаться на банковском секторе, вызвать снижение совокупного спроса и далее привезти к дефляции, падению цен на недвижимость, замедлению экономического роста или экономическому спаду. Некоторые признаки этого сценария уже проявляются. В сложившейся ситуации задача борьбы с инфляцией отходит на второй план, главное — обеспечить финансовую стабильность. Будем надеяться, что меры наших финансовых регуляторов по вливанию ликвидности смогут скорректировать ситуацию. Следует вспомнить, что в 1998 г. агрегат М2 стал расти только в IV кв., на 1 июля 1998 г. его рост составил всего 0,1% к уровню начала года, а к 1 августа сократился на 2,3%. Конечно, темпы роста госрасходов в последнее время были значительными, но бюджет РФ оставался избыточно профицитным. Существенное сокращение роста расходов означает сохранение инфраструктурной и региональной отсталости, недопустимой в свете последних событий.

Обострение отношений с Западом уже крайне негативно сказалось на российском фондовом рынке, в большой степени зависимом от иностранного капитала. Ситуация на молодом и неразвитом российском фондовом рынке такова, что периодически, раз в 3—5 мес., потоки спекулятивного капитала разогревают рынок и потом столь же успешно его обваливают. В этом процессе доминирующую роль играет информация с внешних рынков. Возможно, для уменьшения волатильности рынка применима дифференцированная шкала доходов по операциям с ценными бумагами, поощряющая длинные вложения (например, начиная с 6 мес.) путем налоговой премии. Чем больше срок, тем меньше ставка налога. При этом на доходы, полученные от краткосрочных вложений, ставку следует повысить. Наблюдаемое падение рынка требует от государства активного вмешательства, проведение эффективных интервенций. Как известно, на нашем валютном рынке, регулируемом ЦБ РФ, ситуация более адекватна, и это всех устраивает. Для подъема рынка крайне необходима позитивная информация, способная вернуть капитал нерезидентов.

Однополярная модель с полным доминированием США постепенно подходит к концу, и этому есть экономические предпосылки: внутренние проблемы США и их валюты, несущие на себе печать избыточного геополитического и военного доминирования. На сцену выходят страны БРИК, ШОС, мир будет многополярным. Россия нуждается не в однобоком, наблюдавшемся в 1990-е гг., а во взаимовыгодном сотрудничестве с Западом, полностью очищенном от идей, оттесняющих российские интересы. Запад должен понять, что чем более мощное развитие получит Россия (как, впрочем, и остальные страны БРИК), тем больше возможностей для развития мировой экономики, переживающей непростой период. Оздоровление экономики США неизбежно связано с сокращением военных расходов, достижением профицитного бюджета, развитием экспортного потенциала, достижением активного торгового сальдо, т. е. соблюдением тех самых либеральных ценностей, которые активно пропагандируются в развивающихся странах, но самими США нарушаются.

Россия обладает невероятным экономическим потенциалом и огромными возможностями для развития, в первую очередь за счет активного роста внутреннего рынка, освоения своей территории и развития инфраструктуры. Страна имеет все необходимое для преодоления возникших проблем. Но здесь все будет зависеть от активных и успешных действий государства, направленных на развитие экономики и стабилизации финансовой ситуации. Цены на нефть, несмотря на риски падения из-за мирового кризиса, пока не столь низки, и "подушка безопасности" в виде значительных валютных резервов в 562,8 млрд долл. (на 26 сентября 2008 г.) весьма существенна даже на фоне оттока капитала. Рынок, как и отношения между странами, требует особой деликатности.


Содержание (развернуть содержание)
Развитие регулирования биржевой торговли
Конфликты на финансовых рынках: пути разрешения. Неисполнение сделок РЕПО на финансовых рынках
Законодательное обеспечение срочных сделок
Финансово-правовое регулирование своповых соглашениий
Экономика РФ и Запад: экономические последствия конфликта
Проблемные моменты налогового учета операций хеджирования
Срочный рынок и доверительное управление: возможности и риски
Российские производные для иностранных инвесторов
Деривативы российских банков в 2008 г.: результаты исследования НВА
Использование опционов FORTS в создании стратегий хеджирования портфелей российских акций в условиях высокой волатильности
Производные инструменты на основе Индекса ММВБ
Инвестиции в золото и основные факторы, влияющие на его цену
Рынок нефти: как поймать золотую антилопу?
Особенности организации клиринга на биржевом рынке производных инструментов
Эволюция торговли деривативами в России: последние изменения, нововведения и проблемы рынка
Поставки по фьючерсам на пшеницу на Национальной товарной бирже

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100