Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Хайрулин Султан, Советник президента НП "Московская фондовая биржа", канд. технич. наук

  • Все статьи автора

Развитие регулирования биржевой торговли

Октябрь 2008

Биржа — это сугубо рыночный элемент экономики, поэтому регулирование биржевой торговли должно осуществляться только рыночными, а не административными методами. Нужно создавать потребителя биржевой информации. Не будем останавливаться на функциях, которые выполняет биржа в инфраструктуре любого рынка, они известны всем, а рассмотрим ее как экономический субъект, действующий в обычных рыночных условиях. В этом случае основными вопросами бизнес-анализа или бизнес-планирования будут вопросы о продукте, который производит биржа, и о потребителях этого продукта. Попробуем ответить на них, проанализировав регулирование российских товарных бирж.

Если в ранний период создания и развития товарных бирж, в том числе и российских, основным продуктом биржи были услуги по организации торговли и проведению расчетов, то в настоящее время, когда только 2—4% биржевых сделок доводится до исполнения, решающее значение приобретает информация о биржевой конъюнктуре (биржевые котировки). Такому положению дел способствовало бурное развитие биржевой торговли фьючерсами и опционами. Фьючерсы и фьючерсные цены превратились в самостоятельные биржевые продукты, которые позволяют хеджировать ценовые риски и прогнозировать ценовую конъюнктуру. Их потребителями стали продавцы и покупатели товаров, являющихся объектами биржевой торговли, и их посредники.

Биржевые котировки, ставшие основным продуктом деятельности биржи, служат ориентиром в практике внутренней и международной торговли товарами при определении цен по внешнеторговым контрактам и обычным торговым сделкам, т. е. заключаемым вне биржевой торговли. Нужно обратить особое внимание на то, что биржевой оборот, составляющий лишь часть внебиржевого оборота товара, диктует цены для всего внебиржевого рынка.

Трудности с определением основного биржевого продукта возникают только у людей, далеких от практики биржевых операций. В России по-прежнему бытует мнение, что товарная биржа может выполнять чуть ли не функции отдела сбыта или закупок — выставляешь товар на продажу, и он сразу находит покупателя. И когда на практике получается не так, выносится скорый вердикт, что биржа никому не нужна, и, соответственно, спроса на биржевой продукт не возникает. Тогда давайте определим, где формируется тот спрос, который должен удовлетворить биржевой продукт?

ГДЕ ФОРМИРУЕТСЯ СПРОС НА БИРЖЕВОЙ ПРОДУКТ

Как любой другой экономический субъект, биржа стремится расширить круг своих потребителей. Но здесь проявляется особенность биржевой деятельности. К сожалению, спрос на биржевую информацию не может быть сформирован рынком самостоятельно. И применение рыночных законов, например об эластичности спроса в отношении биржи, не работает. Для такого положения дел существуют объективные причины.

Если раньше инициаторами создания биржи выступали торговые и отраслевые сообщества, для которых было важно собраться в одном месте для проведения торговых операций, то в настоящее время, когда средства коммуникации заменяют любое сообщество, а вся информация легко доступна, нет нужды в дополнительной биржевой инфраструктуре для коммуникации и в соответствующих услугах биржи. Производители и потребители товаров, инвесторы и эмитенты легко взаимодействуют и достигают соглашения, основываясь на своей собственной выгоде.

Но выгода экономических субъектов еще не означает выгоду для государства. Например, на момент проведения залоговых аукционов фондовые биржи уже существовали. Тем не менее именно залоговые аукционы стали формой приватизации крупнейших российских предприятий. В результате применения субъективных (договорных), а не рыночных и конкурентных (биржевых) способов определения залоговой стоимости пакетов акций государственных предприятий государство недополучило в бюджеты различных уровней колоссальные суммы.

Только через несколько лет, когда первые крупнейшие, приватизированные по схеме залоговых аукционов уже частные предприятия стали готовиться к IPO, пришло понимание незаменимости фондовых бирж для определения капитализации как отдельной компании, так и всего рынка. При этом еще одним решающим фактором того, что эмитенты и инвесторы пришли на фондовую биржу, стали не развитые биржевая инфраструктура и технологии, а законодательное закрепление порядка определения рыночной стоимости ценных бумаг и применение биржевых котировок в качестве базы для исчисления налогов.

Поэтому основным потребителем биржевых котировок является государство. Именно в министерствах и ведомствах формируется основной спрос на биржевой продукт. И только потом, когда биржевая информация стала руководством к действию исполнительной власти при оценке чистых активов, определении таможенной стоимости, закупочной стоимости по госзаказу и т. д., предприятия вынужденно начинали ориентироваться на биржевую информацию и принимать участие в биржевой торговле. Для формирования спроса на биржевой продукт у государства есть все возможности, но то, как оно ими пользуется, вызывает ощущение, что товарные биржи не нужны.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ СПРОС НА БИРЖЕВОЙ ПРОДУКТ

Ошибочно думать, что фондовый рынок России начал свое развитие за счет передовых биржевых технологий. Основой стало указание государства о формировании класса конечных потребителей биржевой информации. Этим классом стали бухгалтеры.

Минфин России в письме от 21 мая 1993 г. № 62 определил, что "рыночная стоимость ценных бумаг — это стоимость ценных бумаг, определяемая по ценным бумагам, имеющим рыночную котировку, путем их котировки на одной или нескольких фондовых биржах". Бухгалтеры стали запрашивать котировки и отражать их в балансах, а балансовая информация, в свою очередь, служит базой для расчета капитализации всей экономики. Тогда все поняли важность и необходимость биржевых котировок.

Именно бухгалтеры, ничего не понимая в фондовом рынке, должны были в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ учитывать ценные бумаги, основываясь на биржевой информации. Другими потребителями этой информации стали налоговые органы, которые "при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам". При этом мерилом правильности является рыночная цена.

Круг потребителей ценовой информации по ценным бумагам был существенно расширен другими нормативными актами Правительства России. Например:

  • Минфин России в письме от 10 декабря 1993 г. № 145 указывал, что "в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации вложения инвестиционных фондов в акции других предприятий, котирующиеся на бирже или внебиржевом рынке, котировка которых регулярно публикуется, а также в облигации и другие долговые обязательства, имеющие хождения на вторичном рынке, котировки которых регулярно публикуются в средствах информации, определенных Комиссией по ценным бумагам при Президенте Российской Федерации, при составлении годового баланса могут отражаться на конец года по рыночной стоимости";
  • Минфин России в письме от 5 мая 1994 г. № 59 указывал, что при составлении и представлении эмитентами ценных бумаг отчетов об итогах выпуска ценных бумаг и при составлении и представлении акционерными обществами годовых отчетов по ценным бумагам необходимо указывать фондовые биржи, на которых обращаются ценные бумаги эмитента.

Затем появился Налоговый кодекс РФ, который установил общие принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения и также дал определение рыночной цены. Согласно ст. 40 кодекса при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. При этом НК РФ не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах.

Но для подкрепления действия этого общего нормативного акта на товарном рынке ничего сделано не было. Наоборот, появились акты, которые могут служить образцом создания спроса на биржевые котировки, если бы не одна особенность: создается спрос на котировки зарубежных товарных бирж. Таможенная служба выпустила ряд писем под общим названием "О контроле таможенной стоимости товаров, являющихся предметом мировой торговли", которые служат прямым руководством к действию для таможенных инспекторов и, кроме описания биржевых технологий для среднестатистического инспектора, прямо указывают на зарубежные товарные биржи, котировки которых могут быть признаны в качестве источника рыночной цены.

А между тем товары — это такой же актив предприятия, как и денежные средства, валюта или ценные бумаги. Его оценка напрямую сказывается на капитализации предприятия и экономике в целом. Недооценка этого актива снижает инвестиционные возможности экономики и прочие возможности ее модернизации и развития.

Заблуждается тот, кто думает, что товарные биржи в России не работают по причине их отсталости или неразвитости. Просто спрос на биржевые котировки российских товарных бирж не создан. Производители и потребители сами на биржу не придут. Им нет дела до экономических показателей государства. Они понимают, что наличие открытой информации о справедливой рыночной (биржевой) цене на товар неизбежно приводит к точному определению базы для исчисления налогов, что делает неэффективными различные стратегии по манипулированию отпускными и закупочными ценами.

КАК ОЖИВИТЬ БИРЖЕВУЮ ТОРГОВЛЮ

Проблема развития биржевой торговли актуальна, и ей занимаются не только сами товарные биржи, но и исполнительная власть. Популярным, если не единственным способом решения этой проблемы стало привлечение на биржу в качестве основного участника монополиста на рынке отдельного товара, что дает бирже возможность одновременно привлечь и покупателей товара. Но этот способ в последнее время вызывает нарекания регулятора, поскольку, по его мнению, ведет к еще большему доминированию и повышению цен. В то же время исполнительная власть видит решение проблемы в введении обязательных биржевых продаж.

Рассмотрим эти меры с точки зрения создания спроса на биржевые котировки. Формируют ли потребителя биржевых котировок действия бирж по привлечению монополистов? Да, и это не сам монополист и не его покупатели, это, опять же, государство, правда с одной оговоркой — если его ведомства разберутся, что для них важнее. Например, регулятор товарных бирж выражает недовольство ростом цен на товар монополиста, который, по его мнению, приводит к инфляции. Но в то же время налоговые органы могут быть довольны: если растет рыночная стоимость товара, значит, растет налогооблагаемая база, причем не только у монополиста, но и у всех других продавцов и покупателей этого товара. Что важнее? Скорее, реальные налоги, чем недоказанное влияние на инфляцию. Кроме того, у государства есть другие, совсем не биржевые меры влияния на инфляцию.

Создаст ли мера по обязательной биржевой продаже потребителя биржевых котировок? Да, если законодательным актом будет предусмотрено равенство биржевой котировки и рыночной цены не только для участников биржевых торгов, но и для любых продавцов и покупателей товара, являющегося объектом биржевой торговли. При этом может быть достигнут эффект рычага, когда на бирже торгуется, например, до 5% товарной массы, а рыночные цены применяются для всей массы товаров. Это заставит руководителя приближать отпускные и закупочные цены к биржевым. Сделать это можно будет, в том числе, если принять участие в биржевых торгах.

Таким образом, для того чтобы оживить биржевую торговлю, нужно создавать потребителя биржевой информации, а не ставить административные барьеры товарным биржам, занимающимся привлечением клиентов. При этом создать системного потребителя, существующего без маркетинговых усилий бирж, по силам только государству. Придумывать здесь ничего не надо — работающие примеры приведены выше.

Рыночная цена товара, основанная на биржевых котировках российских бирж и выраженная в рублях, должна стать основой бухгалтерского учета товара, оценки залогового имущества, формирования государственного заказа и резерва, определения таможенной стоимости экспортного товара. Эти положения могут быть закреплены в подзаконных актах исполнительной власти и станут руководством к действию каждого предприятия и самой исполнительной власти.

В связи с этим складывается парадоксальная картина: регулятор товарных бирж, как орган исполнительной власти, не может ничего сделать для развития биржевого рынка, он может только остановить торги или приостановить лицензию (что-то запретить), но не может создать потребителя биржевой информации. Это могут сделать другие органы исполнительной власти, такие как ФНС, ФТС, Минфин, МЭР России. Весь вопрос в том, будут ли они это делать.


Содержание (развернуть содержание)
Развитие регулирования биржевой торговли
Конфликты на финансовых рынках: пути разрешения. Неисполнение сделок РЕПО на финансовых рынках
Законодательное обеспечение срочных сделок
Финансово-правовое регулирование своповых соглашениий
Экономика РФ и Запад: экономические последствия конфликта
Проблемные моменты налогового учета операций хеджирования
Срочный рынок и доверительное управление: возможности и риски
Российские производные для иностранных инвесторов
Деривативы российских банков в 2008 г.: результаты исследования НВА
Использование опционов FORTS в создании стратегий хеджирования портфелей российских акций в условиях высокой волатильности
Производные инструменты на основе Индекса ММВБ
Инвестиции в золото и основные факторы, влияющие на его цену
Рынок нефти: как поймать золотую антилопу?
Особенности организации клиринга на биржевом рынке производных инструментов
Эволюция торговли деривативами в России: последние изменения, нововведения и проблемы рынка
Поставки по фьючерсам на пшеницу на Национальной товарной бирже

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100