РЦБ.RU
  • Автор
  • Палюшок Максим, Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области

  • Все статьи автора

Методы финансирования государственного сектора экономики

Октябрь 2008

Банковская группа Dexia

www.dexia.com

Для экономик развивающихся стран характерны проблемы развития и поддержки инфраструктурных отраслей: энергетики, водных ресурсов, охраны здоровья и утилизации отходов, коммунального хозяйства и т. д. Для осуществления финансирования этих отраслей многие государства передают управление ими частному сектору. Однако такая приватизация из-за стратегической значимости объектов инфраструктуры для государства во многих случаях оказывается частичной, постепенной и локализованной. Государственная власть ищет пути достижения баланса между качеством оказываемых услуг и стоимостью этих услуг для населения. Одним из решений этого может стать концепция государственно-частного партнерства (ГЧП).

Такой подход к организации финансирования позволяет предоставлять более качественные услуги с меньшими затратами. При ГЧП в рамках контракта частная организация берет на себя как функции по оказанию услуг населению и управлению инфраструктурным объектом, так и существующие риски. За выполнение этих обязанностей она получает плату в соответствии с заранее оговоренными критериями оценки деятельности.

Двумя основными формами ГЧП являются: концессия и соглашение о разделе продукции. В первом случае частная организация получает доход в виде платы за услуги, во втором — права на добычу ресурсов государства в обмен на инвестиции в инфраструктуру. В различных странах ГЧП реализовывается на основе этих двух структур взаимодействия, но с дополнениями и вариациями.

Для России проблема финансирования инфраструктурных объектов также актуальна. Принимая во внимание, с одной стороны, масштаб отраслей инфраструктуры, которые требуют инвестиций, а с другой — необходимость обеспечения стабильности экономики, Россия должна определить приоритетные отрасли инвестирования и темпы этого процесса. Как и другим странам, имеющим аналогичные проблемы, Российской Федерации важно разделить ответственность, финансирование и права:

  • между государственным и частным секторами;
  • между федеральными и местными органами власти.

Федеральные власти активно участвуют в процессе планирования инвестиций в национальном масштабе. Планирование включает в себя техническое и финансовое структурирование проектов, а также мобилизацию необходимых внутренних и внешних ресурсов, особенно в случае наличия синдицированного кредита. В большинстве стран, с которыми сотрудничает Группа ДЕКСИА, государство предпочитает делегировать больше полномочий местным властям и укреплять государственный сектор экономики в регионах. Такая тенденция свойственна в основном странам с развитой экономикой, которым необходимо сначала решить следующие проблемы:

  • найти необходимый баланс между сферами полномочий, областями компетенций и проектами;
  • создать в соответствии с прогнозируемыми тенденциями расходов и в дополнение к другим ресурсам рациональный механизм налогообложения – справедливый и сбалансированный;
  • установить взаимоотношения с многосторонними кредиторами, многие из которых выдают кредиты только муниципалитетам и крупным городам.

МИРОВОЙ ЛИДЕР В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Группа ДЕКСИА — мировой лидер в области государственного и проектного финансирования, имеет представительства и филиалы в более чем 30 странах мира.

Группа занимает ведущие позиции по следующим основным направлениям:

  • оказывает финансовую поддержку местным органам власти и другим государственным структурам посредством прямых ссуд, подписных соглашений, ликвидных обязательств и приобретения ценных бумаг. ДЕКСИА предлагает своим клиентам весь спектр услуг, включая структурированные займы и управление долгами;
  • использует собственные инновации для финансирования проектов по всему миру, придерживаясь тщательно выверенной стратегии в соответствии с имеющимися у Группы стандартами управления рисками. Особое внимание ДЕКСИА уделяет сферам транспорта, экологии и другим важным инфраструктурам, а также возобновляемой энергии;
  • через свою дочернюю компанию в США Financial Security Assurance (FSA) ДЕКСИА обеспечивает усиление кредита для муниципальных облигаций, инфраструктурных проектов и обеспеченных активами ценных бумаг. Сейчас FSA занимает лидирующие позиции на рынке страхования муниципальных облигаций.

По состоянию на 31 декабря 2007 г. долгосрочные обязательства Группы ДЕКСИА составляют 322 млрд евро, совокупная текущая стоимость предоставляемых кредитов (FSA) — 1271 млн долл.


Содержание (развернуть содержание)
Привлечение инвестиций - задача номер один
Жемчужина Урала
Конфликт исчерпан, а неприятный осадок остался
Чем сложнее, тем лучше
ММК - укрепляя региональное присутствие
Уникальный эмитент
От ферросплавов до лигатур
ОГК Урала: перспективы в кризисное время
Энергия Урала
ОАО "МРСК Урала"
Развитие ритейла в Челябинской и Свердловской областях
Эффективные коммуникационные решения "Уралсвязьинформа"
Одна из самых динамично развивающихся компаний России
Перспективы "ИНДУСТРИАЛЬНОГО ЛИЗИНГа"
Пока инвесторов интересуют только крупные компании
Санкт-Петербургский форум
6-й Российский облигационный конгресс
Международный финансовый центр в России: в чем наши преимущества и каковы шансы?
Истоки современного финансового кризиса
Лондон как европейская столица исламского финансирования: урок для России
Конфликты на финансовых рынках: пути разрешения
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Изменения доходности облигаций под влиянием кризиса ликвидности
Региональные заемщики и финансовый кризис
Волгоградские областные и муниципальные облигации: итоги и перспективы развития
Методы финансирования государственного сектора экономики

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
Александр Баранов
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100