Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Палюшок Максим, Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области

  • Все статьи автора

Волгоградские областные и муниципальные облигации: итоги и перспективы развития

Октябрь 2008

Объемы эмиссии облигаций Волгоградской области, как и уровень секьюритизации регионального долга, продолжают расти. Несмотря на относительно небольшие в общероссийском масштабе объемы выпусков, повышение кредитного рейтинга в условиях устойчивого развития региона свидетельствует о сохранении положительных тенденций в области применения данного вида финансовых инструментов и позволяет с большой долей уверенности говорить об усилении интереса к волгоградским облигациям не только со стороны администрации региона как к дополнительному источнику финансовых ресурсов, но и со стороны инвесторов как к надежному инструменту вложения.

РЕТРОСПЕКТИВА

Волгоградская область осуществляет биржевые облигационные займы с 2003 г. В июне 2008 г. на бирже был размещен 6-й заем. Довольно скромные показатели, если не принимать во внимание тот факт, что он стал 29-м в истории области с учетом внебиржевых эмиссий. С 2003 г. было размещено 11 выпусков (из них 5 — внебиржевые) номиналом более 4,6 млрд руб. (в том числе 375 млн руб. — по внутрирегиональным выпускам). Таким образом, до 2007 г. потребности области в финансовых ресурсах полностью удовлетворялись, в том числе за счет внутрирегиональных займов. До последнего времени внебиржевые займы осуществлялись главным образом для удовлетворения интересов региональных инвесторов. Однако высокая доходность и довольно низкий спрос на них на внутрирегиональном рынке обусловили отказ от данного способа и переход к более привлекательному с экономической точки зрения механизму размещения — биржевому. В 2008 г. программа заимствований области уже не предполагает размещения внебиржевых займов.

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов в облигационной форме происходит наряду с погашением ранее возникших обязательств, что отражается на объеме чистого привлечения: в минувшем году он составил более 676 млн руб. (табл. 1).

В 2007 г. объемы размещения несколько выросли — до 1 млрд руб. по номиналу. Для сравнения: средний показатель по стране среди регионов и муниципалитетов с учетом эмиссий Москвы и Московской области — 1,7 млрд руб.

УРОВЕНЬ СЕКЪЮРИТИЗАЦИИ ДОЛГА

Тенденция роста абсолютной величины государственного долга (в том числе за счет обязательств, выраженных в ценных бумагах) сохраняется при снижении его в относительном выражении: удельный вес внутреннего долга в собственных доходах бюджета неуклонно снижается (хотя и произошло его некоторое увеличение в начале текущего года) (табл. 2).

При этом растет доля государственного долга, выраженного в ценных бумагах, в общем его объеме. Чуть более половины внутреннего долга представлено в виде облигационных займов. Происходит постепенный перевод долга в облигационную форму. Наряду с этим также продолжает расти доля обязательств по банковским кредитам. Такое изменение структуры вызвано увеличением доли ценных бумаг и кредитов коммерческих банков за счет снижения доли обязательств по бюджетным ссудам и кредитам в результате их погашения (рис. 2).

Заметный, но не столь существенный рост доли обязательств в облигационной форме в общем объеме долга связан, прежде всего, с тем, что облигационные займы хоть и имеют инвестиционную направленность, но финансирование капитальных расходов за счет привлекаемых таким образом ресурсов осуществляется в рамках дефицита бюджета. До последнего времени последний оставался не столь значительным: на 2007 г. дефицит был запланирован в размере 4,7% к собственным доходам бюджета, фактически же по итогам года бюджет был исполнен с профицитом в 2,52%.

Таким образом, в условиях традиционно социальной направленности бюджета капитальные расходы осуществляются преимущественно за счет текущих доходов бюджета. При этом значительная доля капитальных расходов происходит за счет средств межбюджетных трансфертов: доля безвозмездных поступлений из бюджета Российской Федерации составляет в структуре доходов областного бюджета около 28%.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

По состоянию на 1 июля 2008 г. в обращении находилось 5 выпусков облигаций Волгоградской области общим объемом 3,1 млрд руб. В мае был погашен единственный на тот момент внутрирегиональный займ, в настоящее время все обращающиеся выпуски являются биржевыми.

Высокая кредитная оценка позволила успешно разместить предпоследний выпуск. Прошлогодняя эмиссия была произведена до проявления последствий кризиса ликвидности, обусловившего рост процентных ставок по займам во второй половине 2007 г. Таким образом, области как эмитенту удалось избежать последствий роста риска ликвидности.

С начала года на торговой площадке ММВБ был размещен очередной облигационный заем области объемом 1 млрд руб., который также можно считать успешным, хотя размещение и проходило в период относительно (в сравнении с ситуацией аналогичного периода прошлого года) высокой эмиссионной активности других регионов и муниципалитетов (в момент регистрации и размещения крупной эмиссии Самарской и Московской областей). Однако размещение произошло перед очередным повышением ставки рефинансирования Банком России. Спрос на облигации составил 2,65 млрд руб. Положительную роль в этом сыграло, в том числе, и включение предыдущего выпуска волгоградских облигаций (RU34001) в котировальный список высшего уровня ("А1") ФБ ММВБ и Ломбардный список Банка России.

Чистое привлечение за первое полугодие 2008 г. составило 558 млн руб., что связано с погашением значительной части долга по облигационному выпуску прошлого года. При этом программой государственных внутренних заимствований, утвержденной Законом о бюджете на 2008—2010 гг. до конца текущего года, планируется еще один выпуск облигационного займа на сумму 1,5 млрд руб.

ДОХОДНОСТЬ

Средневзвешенная доходность портфеля облигаций Волгоградской области на 1 июля 2008 г. составляет примерно 10%.

В портфеле присутствуют займы 2004 и 2005 гг., имеющие довольно высокую ставку доходности, как отражение сложившейся рыночной ситуации, определившей условия их размещения (табл. 3). Однако короткие сроки погашения делают нецелесообразным реструктуризацию возникшей по ним задолженности с целью улучшения условий обслуживания — подобная операция предполагает дополнительные расходы по размещению новых займов.

СРОЧНОСТЬ

Облигации Волгоградской области имеют сроки обращения от 4 до 5 лет и более. Изначально биржевые займы осуществлялись на срок 4 года. Краткосрочные займы на внутрирегиональном рынке в нынешнем году не интересуют инвесторов, и текущие потребности бюджета в финансовых ресурсах удовлетворяются посредством привлечения кредитов коммерческих банков.

Долгосрочный характер заимствований определен сроками реализации инвестиционных проектов в рамках бюджета и отражает стратегическую направленность долгового планирования региона.

Практически все облигации области, размещенные на бирже, являются амортизационными. Начиная с 2006 г. выпуски предусматривают амортизацию долга. Исключением является лишь 1 выпуск из 5 находящихся в обращении.

Диапазон сроков обращения региональных облигаций составляет 1456—1848 дней: за последние несколько лет он практически не изменился как отражение изначально долгосрочной направленности биржевых размещений.

РЕЙТИНГ

В конце 2007 г. компания Standard & Poor's повысила долгосрочный кредитный рейтинг Волгоградской области с В+ до ВB-. Прогноз "Стабильный". В то же время рейтинг по национальной шкале повышен с ruA+ до ruAA-, что обусловлено хорошими показателями бюджета и совершенствованием среднесрочного финансового и долгового планирования.

Волгоградская область является одним из 45 эмитентов на рынке СМО, имеющих кредитный рейтинг (по данным RusBonds). При этом из 30 имеющих рейтинг эмитентов государственных и муниципальных облигаций, обращающихся в настоящее время на бирже, регион находится на 11-м месте по объемам и на 5-м месте по числу внутренних займов (по состоянию на 20 июля 2008 г.).

Среди региональных органов власти и органов местного самоуправления, получивших кредитную оценку по международной шкале Standard & Poor’s, Волгоградский регион находится в самой многочисленной группе эмитентов, имеющих рейтинг BB.

СТРУКТУРА ЭМИТЕНТОВ

Основным эмитентом облигаций на рынке СМО региона является Волгоградская область. Однако муниципальный сектор также выступает субъектом рынка облигаций со значительным объемом размещений (рис. 4). Единственным эмитентом муниципального уровня выступает городской округ Волгоград.

По состоянию на 1 января 2008 г. на муниципальный сектор приходилось 29% обязательств, выраженных в ценных бумагах, в общем объеме облигационных обязательств Волгоградского региона (консолидированного бюджета Волгоградской области).

Волгоград размещает биржевые займы с 2003 г., хотя сама история выпуска городских облигаций начинается с 1997 г. С 2003 по 2007 г. было размещено 4 выпуска номиналом в 1,4 млрд руб. Облигации имеют сроки обращения от 2 до 3 лет. Первым заем, с которым Волгоград вышел на биржу, имел 3-летний период обращения. Диапазон сроков обращения муниципальных облигаций города составляет 731—1098 дней.

В настоящее время в обращении находятся 2 выпуска облигаций: номиналом 600 и 450 млн руб. Последний выпуск был частично осуществлен 10 июля 2008 г.: отдельный выпуск муниципальных облигаций Волгограда в объеме 450 млн руб. (общий запланированный объем эмиссии — 900 млн руб.). Это 5-й по счету с момента выхода на биржу выпуск и 1-й с амортизацией долга. В силу неблагоприятных условий на рынке было принято решение о его внебиржевом размещении. Оставшаяся часть планируется к размещению в конце текущего года, хотя и возможна корректировка планов города в случае ухудшения ситуации на рынке. Положительным моментом в данной ситуации является наличие альтернативного источника финансовых ресурсов — кредитов коммерческих банков: в случае повышения ставки доходности по облигациям на рынке СМО до конца года целесообразнее станет привлекать кредиты, поскольку соглашения уже заключены и ставки зафиксированы.

Ставки доходности по муниципальным облигациям Волгограда по-прежнему несколько выше ставок Волгоградских областных облигаций (рис. 5). Одной из причин этого является отсутствие кредитного рейтинга у города.

Однако в будущем планируется получение кредитной оценки, что сократит разрыв между муниципальными и областными бумагами в части ставок доходности по ним.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Дальнейшее развитие региона требует привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. Положительная динамика собственных доходов областного бюджета сохранится на 2008—2010 гг. По прогнозам, рост данного показателя в текущем году по сравнению с годом ранее составит 23,7% — с 26,3 до 32,5 млрд руб.

Хорошие показатели бюджета и совершенствование среднесрочного финансового и долгового планирования, в том числе и в результате перехода на 3-летнее бюджетирование, создают перспективы для привлечения финансовых ресурсов посредством осуществления облигационных займов на более выгодных для региона условиях.

Однако планы области, в том числе и в части размещения второй половины текущего года, могут быть скорректированы в результате начала новой фазы глобального кризиса ликвидности. Результаты предшествующей стадии уже проявились падением притока капитала в страну и сокращающейся рентабельностью российского бизнеса при одновременном сжатии внутренней рыночной ликвидности. Инфляция — один из главных результатов развития кризисных явлений: начиная с марта потребительские цены растут более чем на 15% к предыдущему месяцу (в годовом исчислении). В мае прирост составил 20,9%, за первое полугодие — 8,8%. По некоторым оценкам, мировой финансовый рынок будет "проседать" еще как минимум полгода1.

Все это скажется на значительном росте потребности в деньгах в российской экономике. И здесь главная роль принадлежит Правительству РФ — все зависит от его выбора: следовать призывам Базельского Банка международных расчетов (BIS) бороться с инфляцией путем ужесточения денежной политики либо поддержать экономику за счет накачивания ликвидности.

ВЫВОДЫ

Внутренние факторы развития говорят в пользу хороших перспектив для региона в части использования облигационных займов. В краткосрочном периоде Волгоградская область, ceteris paribus, продолжит реализацию стратегии заимствований, учитывающей потребности региона на ближайшую перспективу, в том числе и рамках бюджета 2008—2010 гг. Особенности и характер долговой политики будут зависеть от факторов, оказывающих влияние на рынок СМО, и рисков, которым подвержена финансовая система страны в целом.

В ближайшем будущем состав эмитентов региона будет так же, как и прежде, отражать политику региона в области межбюджетного выравнивания. Характер текущих отношений области и муниципальных образований является определяющим в части потребности в заимствованиях последних. Низкая эмиссионная активность органов местного самоуправления определяется не только (и не столько при сложившихся взаимоотношениях) возможностями бюджетов муниципалитетов, но и объемами предаваемых им трансфертов.

В средне- и долгосрочной перспективе следует ожидать повышения активности региона на рынке СМО, что будет связано с постепенным наращиванием и развитием капитальной базы. В условиях социальной ориентации бюджета увеличение заимствований будет осуществляться с целью инвестирования в инфраструктурные объекты.

В условиях активного участия федерального центра в развитии региона финансовые вливания Федерации не вытеснят заимствования: займы можно рассматривать не столько как источник покрытия дефицита, сколько как финансовый инструмент, который можно использовать для обеспечения минимальной доли участия в совместных проектах со стороны региона.






Содержание (развернуть содержание)
Привлечение инвестиций - задача номер один
Жемчужина Урала
Конфликт исчерпан, а неприятный осадок остался
Чем сложнее, тем лучше
ММК - укрепляя региональное присутствие
Уникальный эмитент
От ферросплавов до лигатур
ОГК Урала: перспективы в кризисное время
Энергия Урала
ОАО "МРСК Урала"
Развитие ритейла в Челябинской и Свердловской областях
Эффективные коммуникационные решения "Уралсвязьинформа"
Одна из самых динамично развивающихся компаний России
Перспективы "ИНДУСТРИАЛЬНОГО ЛИЗИНГа"
Пока инвесторов интересуют только крупные компании
Санкт-Петербургский форум
6-й Российский облигационный конгресс
Международный финансовый центр в России: в чем наши преимущества и каковы шансы?
Истоки современного финансового кризиса
Лондон как европейская столица исламского финансирования: урок для России
Конфликты на финансовых рынках: пути разрешения
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Изменения доходности облигаций под влиянием кризиса ликвидности
Региональные заемщики и финансовый кризис
Волгоградские областные и муниципальные облигации: итоги и перспективы развития
Методы финансирования государственного сектора экономики

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100