Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Якунин Сергей, Доцент кафедры денег и кредита Саратовского государственного социально-экономического университета, канд. экон. наук

  • Все статьи автора

Истоки современного финансового кризиса

Октябрь 2008

В данной статье рассмотрены основные законы, принятые Конгрессом США, которые были направлены на стабилизацию финансового сектора после Великой депрессии до наших дней, поставлен вопрос о причинах экономических кризисов, которые возникают в США, а также даны рекомендации для предотвращения подобных ситуаций в России.

Российская финансовая система не осталась в стороне от кризисных явлений последнего времени, охвативших мировую экономику. При этом большинство населения нашей страны не почувствовало их влияния, прежде всего потому, что в нашей стране вовлечение средств граждан в инструменты фондового рынка не носит столь массового характера, как в США. Однако уже сейчас следует извлечь уроки и создать механизмы, которые не допустят возникновения причин кризиса в нашей стране.

Истоки кризиса находятся в Соединенных Штатах. Долгое время считалось, что отличное состояние финансовой системы США является образцом для подражания, однако финансовые проблемы, которые постоянно преследуют экономику этого государства, ставят под сомнение данное утверждение.

Регулирование, направленное на стабилизацию финансового сектора США, было инициировано Великой депрессией. После ее окончания, в 1930 гг., в Америке были приняты законы, призванные стабилизировать отрасль депозитных институтов и вернуть доверие вкладчиков. Был принят Закон Гласса—Стигалла, который разделил депозитные и инвестиционные функции банков и ввел систему гарантии вкладов (вкладчики при банкротстве банка отныне не теряли свои вклады). Он также вводил ограничения по процентным ставкам, которые банки могут платить по срочным и сберегательным вкладам (так называемое "правило Q"). Принятые меры позволили банковской системе США отойти от кризисной черты и начать выполнять свои функции.

В течение полувека финансовая система функционировала стабильно, однако в начале 1980-х гг. депозитные институты стали осознавать, что клиенты предпочитают им инвестиционные банки. В результате к 1986 г. были приняты акты и законы, которые расширяли полномочия депозитных институтов. Акт о дерегулировании депозитных институтов и контроле над денежным обращением (1980 г.) отменил "правило Q" Федеральной резервной системы в отношении "потолка" для процентов по депозитам. Все депозитные институты получили право доступа к "дисконтному окну" ФРС. Данный акт позволил сберегательным учреждениям предлагать потребительские займы и выпускать кредитные карты, а Закон о депозитных институтах Гарнета Сент-Джермэйна (1982 г.) —предлагать депозитные счета денежного рынка. Эти законодательные изменения были направлены на сдерживание оттока денежных средств из депозитных институтов. Также совместным сберегательным банкам разрешили выдавать коммерческие займы размером 10% от их активов, а сберегательным учреждениям — до 40% их активов. Последним было позволено инвестировать до 40% своих активов в займы, гарантированные коммерческой недвижимостью.

Данные меры расширили рамки, регулирующие деятельность финансовых институтов, позволив им осуществлять более рискованную деятельность. Для многих это стало единственной возможностью избежать разорения. Тем не менее правительство продолжало гарантировать сохранность депозитов, несмотря на более высокие риски, которые начали брать на себя депозитные институты [1].

В начале 1990-х гг. в США снова появились критические публикации о состоянии банковской системы. В 1992 г. было опубликовано исследование, которое носило громкое название "Банковское дело перед пропастью: тревожное будущее американских финансов". Авторы констатировали: "Американские банки являются наилучшими в мире. Банки достаточно хорошо капитализированы и высокорентабельны. Однако что-то надо делать с 1179 мертвыми и умирающими банками и еще 1492 непригодными банками, которые совместно управляют 1/3 всех банковских фондов. Слишком много банков с небольшим капиталом и несколькими клиентами пытаются выжить" [2]. Авторы данного труда постарались осветить все спорные, на их взгляд, аспекты банковской деятельности в США.

В работе рассматривается развитие новой формы финансовых инструментов и отмечается, что процесс секьюритизации позволяет банкам продавать ссуды и иные активы другим банкам и компаниям в виде ценных бумаг, поддержанных объединенной дебиторской задолженностью банка. Это удаляет секьюритизированные активы из бухгалтерских балансов банка, что позволяет последнему улучшать показатели структурами его активов и долгов, так как доходы от продажи могут использоваться для выдачи новых ссуд. Между 1975 и 1990 гг. объем закладов от секьюритизации вырос с 18 млрд до более чем 800 млрд долл. (35% всех закладных под жилье в Америке были секьюритизированы). Половина всех новых ценных бумаг, вышедших на рынок в 1990-х гг., была выпущена коммерческими банками [3]. Таким образом банки смогли перенести со своих балансов на другие экономические субъекты большую долю кредитных рисков заемщиков, и на балансах конечных покупателей секьюритизированных ценных бумаг оказались активы, кредитные риски которых их держатели не вполне осознавали из-за сложности самих инструментов.

Авторы исследования также поднимают вопрос о том, что неограниченное депозитное страхование способствует принятию чрезмерного риска как вкладчиками, так и самими финансовыми институтами [4].

В 1999 г. был принят Закон Грэмма—Лича—Блайли, который внес в Закон Гласса—Стигалла поправки, ослабляющие ограничения коммерческих банков на инвестиционную деятельность, и тем самым косвенно способствовал еще более активному развитию процесса секьюритизации. Система страхования вкладов при этом продолжала гарантировать возврат еще больших сумм по вкладу.

Ключевыми участниками финансового кризиса, который мы наблюдаем сегодня, являются Федеральная национальная ипотечная ассоциация и Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредита США. Эти созданные Конгрессом США 70 лет назад открытые акционерные компании без контрольного участия государства пользуются поддержкой и финансированием со стороны правительства, которое, в частности, гарантирует их долговые бумаги. Задача этих структур состоит в том, чтобы приобретать ипотечные кредиты у первичных кредиторов, позволяя им таким образом выдавать новые займы. Купленные кредиты они перепродают или оставляют у себя. Устав данных организаций не позволяет им приобретать низкокачественные кредиты (subprime), что заставило первичных держателей кредитов придумывать новые способы для их продажи. Основным методом избавления от кредитов категории subprime стала секьюритизация, т. е. превращение закладных в долговые ценные бумаги и их вывод на биржу. Секьюритизированные ипотечные кредиты были проданы широкому кругу американских и зарубежных институциональных инвесторов.

Финансовый коллапс осени 2008 г. вновь заставляет правительство США принимать законы, направленные на сохранение финансовой системы страны. Так, министерство финансов США озвучило план по осуществлению временного страхования средств, размещенных в паевые инвестиционные фонды, что позволит избежать паники и массовых изъятий средств из них. Это вызвано тем, что паевые фонды денежного рынка играют важную роль в качестве инструмента сбережения и инвестирования для многих американцев. ПИФы — основополагающий источник финансирования и для российских фондовых рынков и финансовых учреждений. Поддержание доверия к сектору фондов денежного рынка является критически важным для защиты целостности и стабильности глобальной финансовой системы.

При этом, на наш взгляд, действия, предпринятые министерством финансов США, не устраняют причину возникновения кризисов, а просто перекладывают решение этой задачи на плечи следующих администраций. Правительство снова загоняет себя в угол, гарантируя сохранность депозитов при повышении рисков, которые берут на себя управляющие данными денежными средствами.

Не будем отрицать, что в современном мире финансовые институты, предоставляя кредиты, стараются нивелировать принимаемые риски. Действительно, любой банк будет стараться перераспределить взятые на себя риски, и в этом неоспоримую помощь ему оказывает процесс секьюритизации. Однако не нужно забывать, что именно вовлечение финансовых институтов во все более рискованные операции одновременно с расширением гарантий государства по возврату денежных средств (в случае банкротства финансовых институтов) лежало в основе кризисных явлений финансовой сферы США.

Российским законодателям следует извлечь уроки из кризисов, происходящих в американской экономике, и для недопущения аналогичных явлений в России необходимо искоренить причины, их порождающие. Прежде всего, надо осуществлять жесткое ограничение продуктов, которые предлагают финансовые институты, занимающимися рискованными операциями, и по которым вкладчик может получить гарантию возмещения в случае банкротства. В настоящее время не следует расширять их за пределы уже введенного страхования вкладов, которое гарантирует вкладчику возврат до 400 тыс. руб. (100 тыс. руб. вклада — 100%-ное покрытие, свыше 100 тыс. руб. — 90%-ное покрытие) и денежных средств, размещенных в пенсионные фонды. Кроме того, в системе страхования вкладов необходимо введение дифференцированной шкалы в зависимости от рискованности операций, проводимых банком (чем выше риск проводимых им операций, тем выше перечисление в страховой фонд).

E-mail автора: ysw@yandex.ru

Список литературы

1. Колб Р. В., Родригес Р. Дж. Финансовые институты и рынки. М.: Дело и Сервис, 2003. С. 347—350&

2. Vaughan R. J., Hill E. W. Banking of the bring: the troubled future of American finance. Washington Post Company, 1992. С. 106.

3. Ibid. С. 18.

4. Ibid. С. 10.


Содержание (развернуть содержание)
Привлечение инвестиций - задача номер один
Жемчужина Урала
Конфликт исчерпан, а неприятный осадок остался
Чем сложнее, тем лучше
ММК - укрепляя региональное присутствие
Уникальный эмитент
От ферросплавов до лигатур
ОГК Урала: перспективы в кризисное время
Энергия Урала
ОАО "МРСК Урала"
Развитие ритейла в Челябинской и Свердловской областях
Эффективные коммуникационные решения "Уралсвязьинформа"
Одна из самых динамично развивающихся компаний России
Перспективы "ИНДУСТРИАЛЬНОГО ЛИЗИНГа"
Пока инвесторов интересуют только крупные компании
Санкт-Петербургский форум
6-й Российский облигационный конгресс
Международный финансовый центр в России: в чем наши преимущества и каковы шансы?
Истоки современного финансового кризиса
Лондон как европейская столица исламского финансирования: урок для России
Конфликты на финансовых рынках: пути разрешения
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Изменения доходности облигаций под влиянием кризиса ликвидности
Региональные заемщики и финансовый кризис
Волгоградские областные и муниципальные облигации: итоги и перспективы развития
Методы финансирования государственного сектора экономики

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100