Casual
РЦБ.RU

Развитие ритейла в Челябинской и Свердловской областях

Октябрь 2008

Челябинская и Свердловская области играют ведущую роль в экономике Уральского Федерального округа. Поэтому неудивительно, что в данных областях идет активный рост потребительского рынка, темпы которого опережают другие регионы. Рынок здесь характеризуется экономической стабильностью, непрерывным увеличением товарооборота, насыщенностью и разнообразием представленных продуктов. Рост уровня доходов населения, обеспечивающий высокую покупательскую способность, служит основной предпосылкой для привлекательности регионов. Отметим, что уровень среднего чека здесь превышает данный показатель по стране примерно на 7,5%. На рынке представлены как региональные игроки, так и крупные федеральные сети.

На рынках Челябинской и Свердловской областей присутствуют черты, характерные для всех региональных рынков: они развиваются с более низкой базы и имеют большую долю нецивилизованной розницы. И если в городах-миллионщиках сильна конкуренция за покупателя, то средние и малые города еще остаются недостаточно освоенными крупными федеральными и региональными сетями. Поэтому многие из них в настоящее время предпринимают шаги по изменению политики региональной экспансии в этом направлении. Торговые сети выходят на новые для себя рынки за счет как открытия новых магазинов, так и покупки крупного и среднего регионального бизнеса. Увеличение числа работающих в регионах компаний способствует не только развитию здоровой конкуренции, расширению ассортимента, но также росту налоговых поступлений в местные бюджеты.

Отметим, что экспансия в регионы крупных ритейлеров оказывается оправданной. Оборот розничной торговли РФ в январе—июле 2008 г. увеличился на 15,2% — до 6,236 трлн руб. (В прошлом году данный показатель был также высоким и составлял 15,4%.) В Челябинской и Свердловской областях он оказался и того выше: в первые 7 мес. текущего года рост оборота розничной торговли там равнялся 25,5 и 17,3% соответственно.

Достижению хороших показателей Свердловской областью способствует и тот факт, что за соответствующий период рост реальных располагаемых денежных доходов населения здесь составил 26,7% (в среднем по стране — 7,4%). В этой связи неудивительно, что в I кв. в городах и муниципальных районах было введено в эксплуатацию 104 торговых объекта. Близость к крупным логистическим центрам добавляет области привлекательности. По объему оптовой торговли Свердловская область занимает лидирующие позиции в Уральском Федеральном округе. Кроме того, область (в основном Екатеринбург) аккумулирует административные, финансовые и экономические ресурсы всего региона, что не может не быть привлекательным как для российских, так и для зарубежных компаний.

В Свердловской и Челябинской областях представлены практически все крупные федеральные игроки рынка ритейла. Свои сетевые структуры имеют здесь "Пятерочка", "Дикси", "Магнит", "Седьмой Континент", "Патэрсон" и др. Многие ретейлеры обладают развитыми торговыми сетями в регионе. Так, у группы "Дикси" 13 магазинов в Свердловской области, из них 6- в Екатеринбурге. Торговая сеть группы в Челябинской области насчитывает уже 43 объекта, причем она представлена не только привычными для "Дикси" дискаунтерами, но и супермаркетами (Екатеринбург, Нижний Тагил, Новоуральск, Сысерть) и гипермаркетами (Екатеринбург, Нижний Тагил).

Компания Metro Cash & Carry из 40 магазинов в России имеет 2 в Екатеринбурге. В марте компания заключила соглашение с администрацией Свердловской области о строительстве 3-го центра.

Также намерен развивать свой бизнес в Екатеринбурге и французский "Ашан". В настоящее время здесь работает один магазин компании, однако в ближайшие 3 года она планирует открыть в городе 4 гипермаркета общей площадью 50 тыс. кв. м. Отметим, что, несмотря на то, что региональные и федеральные сети, представленные в Екатеринбурге, не работают в формате "Ашана", на данном рынке ожидается некоторое перераспределение прибылей. Формат сети позволяет реализовывать многие товары на 5—7% дешевле, чем конкурирующие "магазины у дома".

Многие федеральные сети заходят на областные рынки за счет приобретения местных игроков. Так, "Мосмарт", появившись на рынке Челябинской области в конце 2006 г., уже в начале 2007 г. купил сеть из 4 супермаркетов "Сезам" (он получил права аренды и торговое оборудование). При этом в самом Челябинске сеть имела лишь 2 магазина, другие находились в областных городах Миасс и Юрюзань.

Также посредством покупки региональных сетей в Уральский регион вышла и Аптечная сеть "36.6". В конце 2006 г. компания приобрела свердловскую сеть аптек "Атолл-Фарм", объединяющую 38 аптек в Екатеринбурге и 5 в Тюмени. Затем летом 2007 г. "36.6" купила и аптечную сеть "Здравник", под управлением которой находилось 48 аптек, из которых 37 были в Екатеринбурге.

Hа рынке присутствуют и успешно развиваются и региональные игроки. Одной из таких торговых сетей является "Монетка". Компания начала работать в 2001 г. на рынке Екатеринбурга, смогла нарастить свои торговые обороты и в начале текущего года уже имела 145 магазинов в 7 областях России. В 2007 г. "Монетка" открыла свой первый магазин в Москве и вышла на федеральный уровень. В октябре 2007 г. акционерами компании стали основатели сети "Копейка" Сергей Ломакин и Артем Хачатрян. К 2009 г. на базе "Монетки" планируется создать розничный холдинг с оборотом более 1 млрд долл. В текущем году компания собиралась открыть 50—60 новых магазинов, а также завершить строительство своего собственного распределительного центра в Екатеринбурге. Для финансирования инвестпрограммы, а также рефинансирования долга в 2008 г. она привлекла кредит в Европейском банке реконструкции и развития на сумму 60 млн долл., а затем открыла кредитную линию в BSGV на 300 млн руб.

Другой успешно развивающейся екатеринбургской торговой сетью является "Атлант", куда входят супермаркеты продовольственных товаров "АПродукт", магазины "АтлантТекс" (продажа тканей, фурнитуры и штор), а также магазины парфюмерии, косметики и бытовой химии "АтлантКосметик" и "Букет". Около 80% торговых объектов сети находятся в Екатеринбурге, помимо этого у нее имеются магазины в Свердловской области, а также в Челябинске и Тюмени. В планах "Атланта" — открытие объектов в Северо-Западном Федеральном округе и Москве. Летом текущего года компания собиралась выйти на рынок Санкт-Петербурга.

Однако не все сети смогли закрепить успех в регионе. Челябинский рынок ритейла известен также первой в России процедурой банкротства. Агрессивные темпы развития и чрезмерный рост долговой нагрузки местной торговой сети "Незабудка" привели к тому, что собственники были вынуждены выставить ее на продажу. Новым владельцем сети стал торговый холдинг "Марта". Сеть не спасли ни выгодное расположение магазинов, ни ценовая политика. На момент сделки интерес уже представлял не сам бизнес "Незабудки", а занимаемые ею площади. Однако холдинг "Марта" не стал расплачиваться по обязательствам "Незабудки", в силу чего сеть была признана банкротом. Интересно и то, что в настоящее время и сам федеральный ритейлер находится в предбанкротном состоянии. Бывшие магазины "Незабудки" работали последние месяцы под брэндами "Продмастер" и "Гроссмарт", в настоящее время многие из них закрыты, и их ожидает участь "Незабудки". Летом текущего года холдинг "Марта" не смог расплатиться по своим долговым обязательствам. Сейчас в отношении сети супермаркетов "Гроссмарт" начата процедура банкротства, и "Марта" готовится к ее продаже. Данная сеть является наиболее ликвидным активом холдинга. Долговая нагрузка всех структур "Марты" в настоящее время оценивается в 14 млрд руб.

Удорожание заемного капитала и увеличение проблем при его получении сейчас заставили многие региональные сети, активно увеличивавшие количество магазинов, задуматься о перепродаже. Кроме того, продолжающийся выход на рынок большого числа крупных федеральных игроков значительно повысил конкуренцию. О возможной продаже части компании или бизнеса целиком уже заявляли многие челябинские и свердловские региональные сети, среди которых "Купец", "Звездный" и "Кировский". Например, екатеринбургская сеть "Купец", объединяющая 60 магазинов общей площадью около 18 тыс. кв. м, уже более года выставлена на продажу. Ее стоимость оценивается приблизительно в 110 млн долл. Переговоры о возможной покупке сети в текущем году вели российские Х5 Retail Group, "Седьмой Континент", "Дикси" и др., а также фонды под управлением немецкой инвесткомпании Wermuth Asset Manаgement.

Несмотря на высокий потенциал роста рынка в долгосрочной перспективе, мелкие розничные сети не могут противостоять федеральным игрокам. По данным аудиторского агентства PricewaterhouseCoopers, около 44% российских розничных сетей сейчас считают, что в обозримой перспективе возможна продажа их бизнеса или его части. Региональные игроки не могут предложить уровень цен, приемлемый для федеральных сетей с налаженной системой логистики и крупными контрактами с поставщиками. С точки зрения привлечения заемных средств они также оказываются в менее выгодных условиях: здесь преимуществом обладают компании, имеющие собственные торговые площади, а не владеющие ими на правах аренды. Кроме того, в текущей ситуации банки проявляют осторожность и предпочитают работать с торговыми сетями с низким уровнем долговой нагрузки.

Наличие торговых площадей в собственности является преимуществом при продаже сети. Не секрет, что в настоящее время в регионах не хватает объектов недвижимости, соответствующих по формату запросам федеральных игроков. Также необходимо, чтобы площади были удобно расположены с точки зрения доступности для покупателей. Кроме того, многие владельцы региональных ретейлеров не могут привлечь стратегических инвесторов из-за неясной структуры собственности, а также финансовой непрозрачности. В настоящее время из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры и сложностей с привлечением заемного капитала многие сети оказались в уязвимом положении и стали еще более привлекательными для поглощения крупными игроками.

В ближайшее время для развития сегмента ритейла определяющим станет процесс консолидации. Сейчас на долю 5 крупнейших игроков приходится не более 10% российского рынка, тогда как в развитых странах этот показатель приближается к 70—80%. Тем не менее данный процесс будет везде протекать по-разному: в крупных региональных центрах доля ведущих федеральных игроков существенно увеличится уже в ближайшие 2—3 года, тогда как в мелких населенных пунктах еще довольно долгое время будет оставаться на высоком уровне доля нецивилизованной розницы. Даже выход одной из крупных компаний на новый рынок приводит к изменению ситуации на нем: она может диктовать не только цены, но и уровень сервиса, расходы на персонал и т. д. Однако отметим, что в настоящее время практически одновременно на региональные площадки выходят несколько федеральных сетей, и, таким образом, эффект перераспределения рынка будет сглаженным.


Содержание (развернуть содержание)
Привлечение инвестиций - задача номер один
Жемчужина Урала
Конфликт исчерпан, а неприятный осадок остался
Чем сложнее, тем лучше
ММК - укрепляя региональное присутствие
Уникальный эмитент
От ферросплавов до лигатур
ОГК Урала: перспективы в кризисное время
Энергия Урала
ОАО "МРСК Урала"
Развитие ритейла в Челябинской и Свердловской областях
Эффективные коммуникационные решения "Уралсвязьинформа"
Одна из самых динамично развивающихся компаний России
Перспективы "ИНДУСТРИАЛЬНОГО ЛИЗИНГа"
Пока инвесторов интересуют только крупные компании
Санкт-Петербургский форум
6-й Российский облигационный конгресс
Международный финансовый центр в России: в чем наши преимущества и каковы шансы?
Истоки современного финансового кризиса
Лондон как европейская столица исламского финансирования: урок для России
Конфликты на финансовых рынках: пути разрешения
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Изменения доходности облигаций под влиянием кризиса ликвидности
Региональные заемщики и финансовый кризис
Волгоградские областные и муниципальные облигации: итоги и перспективы развития
Методы финансирования государственного сектора экономики

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100