Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Караханян Самвел, Адвокат, президент Коллегии адвокатов г. Москвы "Барщевский и Партнеры"

  • Все статьи автора

Инициатива государства по организации биржевой торговли газом: текущая ситуация, проблемы и перспективы

Сентябрь 2008

В России внедряется эксперимент по биржевой торговле газом. На первом этапе было продано 119 млн куб. м газа, 90 млн из которых реализовал Газпром, остальное — независимые производители: Роснефть, Транснафта и пр.

Результаты торгов, по мнению аналитиков, были довольно удачными. Однако это всего лишь первый шаг. России еще предстоит внедрить практику частичного отказа от государственной монополии на сырьевые ресурсы.

Еще с советских времен свободная продажа сырьевых ресурсов страны находилась под строжайшим запретом. Плановое хозяйство, государственное регулирование — все это сводило на нет возможность свободного рынка. Отчасти этим объясняется, почему идее власти внедрить в России биржевую торговлю газом придается серьезное значение.

Сегодня в мире около 20% торговли сырьевыми и продовольственными товарами осуществляется через международные товарные биржи. Биржевые цены служат основой для установления цен во внебиржевой торговле.

В настоящее время объектами биржевой торговли являются 60—70 видов товаров. Важнейшие центры международной биржевой торговли сосредоточены в США (Чикаго, Нью-Йорк) и Великобритании (Лондон). Существенно в последние годы возросла роль Японии.

К числу международных относятся также некоторые специализированные биржи, обслуживающие региональные рынки, — Сянганская, Парижская, Сиднейская, Сингапурская и ряд других.

В экспорте России сырьевые товары играют ведущую роль (75% всего российского экспорта). Особенно важна роль России в экспорте топливно-энергетических ресурсов. По некоторым оценкам, на экспорт поступает более 40% производимой нефти и более 1/3 производимого природного газа.

В ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. "О газоснабжении" сформулировано нормативное определение понятия "газ". Газ — это природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями.

Основным направлением развития рынка природного газа в мире в последние десятилетия была либерализация. Внедрение политики либерализации служит снижению уровня вмешательства государства и установлению относительно конкурентоспособных цен на товар.

Однако, в отличие от большинства развитых стран, в России до сих пор установлены государственные тарифы на отпуск газа. С позиции гражданского законодательства газ является продуктом, ограниченным в обороте.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ.

Пунктом 4 Постановления предусмотрено, что государственному регулированию на территории РФ подлежат оптовые цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, а также розничные цены на газ, реализуемый населению.

Действующее российское законодательство предусматривает экономическое обоснование установления государственных тарифов и цен на газ. Так, существует предельно минимальный уровень оптовых цен. Он определяется утверждаемыми Правительством средними темпами роста оптовых цен. Далее цены устанавливаются исходя из возмещения затрат, связанных с добычей, транспортировкой, хранением, иными сопутствующими услугами.

Монополия государства на газ проявляется также в том, что согласно Федеральному закону "Об экспорте газа" исключительное право на экспорт данного сырья предоставляется организации-собственнику единой системы газоснабжения или его 100-ному дочернему обществу.

Между тем объективные экономические факторы вынуждают внедрять в России элементы свободного рынка.

Добывать газ становится все сложнее, новые месторождения зачастую географически удалены от газотранспортной системы. Все это неминуемо ведет к удорожанию добычи газа. Учитывая специфику продукта и его каждодневную востребованность, необходимо, чтобы газ поступал бесперебойно. Финансирование всего объемного цикла для государства экономически невыгодно. В качестве источника финансирования таких затрат целесообразно использовать свободную продажу газа.

Вместе с тем добыча газа стабильно растет, цены повышаются, существуют резервы для продажи на свободном рынке. Очевидно, что в таких условиях только государственное регулирование цен не может отвечать потребностям экономики.

Периодически ОАО "Газпром" ввиду временного снижения добычи объема газа вынуждено покупать его у независимых производителей или за рубежом. Цены на этот ресурс при его покупке государством не регулируются, и восполнять такие экономические потери становится все сложнее.

Российский рынок все более успешно интегрируется в западное экономическое пространство, а международная рыночная торговля немыслима без создания сегмента нерегулируемого рынка. Все это ведет к необходимости установления единой площадки для торговли газом, доступной самым различным участникам рынка.

В России только создаются условия для биржевой торговли. Реализации этой идеи способствовало принятие Правительством РФ 2 сентября 2006 г. Постановления № 534 "О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке".

В соответствии с этим Постановлением было решено в 2006—2007 гг. на электронной торговой площадке ООО "Межрегионгаз" провести эксперимент по реализации ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами до 5 млрд куб. м газа по не регулируемым государством ценам.

Этот эксперимент признан удачным. Средняя цена торгов составила 1328 руб., что более чем на 10% выше среднего гостарифа. По отдельным контрактам, согласно заявлениям представителей Межрегионгаза, цены были более чем на 40% выше государственных.

Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 11 января 2008 г. решено продолжить в этом году проведение эксперимента по реализации газа Газпромом, его аффилированными лицами и независимыми организациями.

В идеале в России предполагается создать такую систему биржевой торговли, которая обеспечит прозрачность и объективность ценообразования с учетом интересов поставщиков и потребителей газа. Смысл биржевой торговли состоит в открытой ценовой конкуренции между участниками рынка, возможности объективного воздействия на формирование цен и получения газа не от одного конкретного поставщика, а от разных. Биржевая торговля важна тем, что способствует установлению долгосрочных цен от одного 1 до 3 лет, а также дает возможность объективно проследить их изменение.

Россия может заимствовать зарубежный опыт в части формирования способа свободной продажи сырьевых ресурсов, и газа в частности. Так, например, в США государственное регулирование газовой отрасли прекратилось еще в 1980-х гг.

В 1978 г. Конгресс США принял Закон "О политике в сфере природного газа", который превратил газовую индустрию в относительно свободный рынок. Чуть позднее в США были приняты Приказы Федеральной энергетической комиссии, которые позволили добывающим компаниям и их потребителям заключать договоры с владельцами газопроводов для резервирования их пропускной способности, т. е. фактически создали свободный доступ к газотранспортной сети.

После выхода ряда Приказов Федеральной энергетической комиссии некоторые американские компании стали заключать договоры на покупку/продажу газа по телефону и факсу. А с появлением интеренет-технологий в США появились онлайновые торговые площадки, такие как NYMEX (Нью-Йорк), Intercontinental Exchange (Атланта) и пр.

Что касается регулирования рынка газа в Евросоюзе, то там на уровне директив определены общие правила, применимые ко всем странам-участницам. В частности, каждая страна должна управлять своими газовыми предприятиями таким образом, чтобы создать конкурентный рынок газа, не прибегая к дискриминации. Государства-участники обязаны установить порядок допуска третьих лиц к газотранспортным и газораспределительным системам, основанный на опубликованных тарифах, применяемых ко всем потребителям услуг. Страны — участники Евросоюза обязаны назначить орган, регулирующий рынок газа. Этот орган должен быть независимым от самой газовой отрасли и отвечать за обеспечение свободного доступа к газовой системе.

В России, даже с учетом внедряемого эксперимента, до подобных мер еще далеко. Некоторые аналитики отмечают, что процедура торговли газом, применявшаяся на электронной площадке ООО "Межрегионгаз", не основана в полной мере на рыночных принципах и подконтрольна ОАО "Газпром". Более того, уровень цен на газ в России часто мотивирован макроэкономическими и политическими показателями, а не соотношением спроса и предложения.

По мнению ряда экспертов, в России существует сектор поставок газа по нерегулируемым ценам, однако его доля ничтожно мала. Речь идет о ситуациях, когда независимые производители могут продавать газ по свободным ценам, заключая договор с конкретным покупателем. По такой схеме можно продавать и сверхлимитный газ, поставляемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами.

Проблема состоит в том, что даже при наличии такого рынка методы ценообразования на нем непрозрачны, и получить объективную информацию о реальной цене газа в экономике страны проблематично.

В свете этого особенно важно создать конкурентную среду, в которой будет действовать принцип равенства прав участников рынка. Для решения этой проблемы и была предложена идея биржевой торговли газом. Необходимой ее составляющей является наличие нормативного регулирования, которое в современных условиях отсутствует.

Представляется, что в первую очередь в законодательстве должен быть сформулирован механизм заключения сделок купли-продажи газа. При этом в качестве модели можно рассмотреть зарубежный рынок, грамотно сочетающий в себе заключение двусторонних сделок и открытую аукционную торговлю.

Заключение двусторонних сделок не требует участия посредников. На рынках газа, как правило, играют крупные игроки, каждый из которых имеет команду трейдеров. Существуют разработанные формы контрактов, в которых меняются лишь цена, количество и время поставки. При аукционе не требуется привлечение профессиональных трейдеров. Каждый из этих способов имеет свои преимущества. Использование данных инструментов говорит о важности и необходимости наличия открытого рынка сырьевых ресурсов, и газа в частности.

Дальнейшее развитие биржевой торговли позволит создать в России такой рынок, обеспечивающий прозрачное ценообразование и открытую конкуренцию.


Содержание (развернуть содержание)
Регулирование товарного рынка должно быть прозрачным и комплексным
Фьючерсы на сельхозпродукцию в России
Международная биржа на Неве
Анализ факторов, оказывающих влияние на мировые цены на нефть в долгосрочной перспективе
Создание биржевого рынка сахара в России
Цены еще будут расти
Слишком много фуража
Биржевые контракты - основа долгосрочных финансовых планов
Про нефть и не только
Рынок спекулянтов
Нефть: полный вперед!
Расцвет цветной металлургии
Торжество "черного золота"
Инвестиции в производные инструменты на товарные активы
Влияние мирового продовольственного кризиса на развитие биржевой торговли
Поможет ли фондовый рынок аграрному сектору?
Повышение надежности расчетов при исполнении поставочных контрактов
Инфляция и риски для кредитоспособности стран с развивающейся экономикой
Состояние финансового рынка России
Новая реальность рынка рублевых облигаций
Инициатива государства по организации биржевой торговли газом: текущая ситуация, проблемы и перспективы
Как "разобраться" с ПИФами

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100