Casual
РЦБ.RU

Регулирование товарного рынка должно быть прозрачным и комплексным

Сентябрь 2008

Интервью с президентом Московской фондовой биржи Алексеем Рыжиковым

Споры о том, как должен быть построен организованный товарный рынок в России, ведутся уже несколько лет. При этом до сих пор нет единого мнения по принципиально важным вопросам, таким как построение регулирования рынка, организация торгов, ценообразование. Это не позволяет рынку раскрыть весь имеющийся потенциал и создает дополнительные риски для его участников. О том, как же должно строиться регулирование товарного рынка и каковы потребности его участников, мы попросили рассказать президента Московской фондовой биржи Алексея Рыжикова.

ОТР Алексей Михайлович, как бы Вы охарактеризовали текущее состояние биржевого товарного рынка, основные тенденции его развития и существующие на рынке трудности?

А. Р. Говоря о рынке в целом следует отметить, что товарный рынок в настоящее время активно развивается: если посмотреть на динамику рыночных показателей в последние два года, мы увидим существенный рост количества торгуемых инструментов, оборотов и участников рынка.

В настоящее время организованный товарный рынок уже созрел для осознания необходимости четкой государственной политики в отношении его дальнейшего развития. Сейчас государство более или менее ясно обозначило лишь один аспект — необходимость осуществления торгов товарами на территории и в валюте Российской Федерации. Однако остаются непонятными многие другие моменты: например, каким образом должно строиться ценообразование на рынке — цены должны стремиться к мировым, европейским, делиться на внутренние и экспортные либо формироваться только для внутреннего рынка? Рынок показал свою жизнеспособность, однако для его успешного дальнейшего развития необходима четкая государственная программа.

ОТР Как Вы считаете, каким образом должно быть построено регулирование организованного товарного рынка?

А. Р. Регулирование рынка в первую очередь должно быть прозрачным и полноценным. На рынке должен быть единый регулятор, который будет нести ответственность за весь рынок в целом, а не за отдельно взятые его элементы, такие как биржевая торговля, ценообразование, срочный товарный рынок, спот-рынок. Как на фондовом рынке ФСФР регулирует весь рынок ценных бумаг (и ход торгов, и биржи, и участников торгов, и инфраструктурные организации), так и на биржевом товарном рынке необходим аналогичный орган, отвечающий за комплексное регулирование биржевого товарного рынка и наделенный максимальными полномочиями в отношении контроля, регулирования и нормотворчества для всех участников биржевого товарного рынка и механизма его функционирования. При выполнении всего вышеперечисленного работа этому регулятору предстоит немалая, поскольку правовое обеспечение биржевого товарного рынка значительно устарело, а отсутствие четкой и понятной нормативно-правовой базы может привести к тому, что все положительные сдвиги, происшедшие на рынке за последние 2 года, могут быть просто сведены на нет.

ОТР Как Вы оцениваете перспективы создания подобного единого регулирующего органа на биржевом товарном рынке, насколько это возможно в настоящее время?

А. Р. Предпосылки для создания такого регулятора существуют уже довольно давно. Еще во время существования Министерства России по антимонопольной политике при нем функционировала межведомственная Комиссия по товарным биржам, являвшаяся регулятором биржевого товарного рынка и наделенная полномочиями в отношении контроля и регулирования товарных бирж, участников биржевых торгов и ценообразования на биржевом товарном рынке. Комиссия по товарным биржам представляла собой коллегиальный орган, участвующий в разрешении всех существенных вопросов на рынке в отношении изменения законодательства, участников рынка, инструментов. К сожалению, данная модель регулирования была в определенный момент разрушена. Полномочия, которыми обладает в настоящее время ФСФР, значительно ограничены и недостаточны для полноценного регулирования рынка в целом.

ОТР ФСФР, являясь регулятором на финансовом рынке, не сильно вовлечена в функционирование товарного рынка. Как Вы считаете, насколько целесообразно наделять данную службу полномочиями в отношении товарного рынка? Не правильнее ли передать эти полномочия ведомствам, имеющим с ним более тесную связь?

А. Р. У ФСФР достаточно полномочий для регулирования финансового рынка, в то время как товарный рынок имеет свои специфику и инструментарий, значительно отличающиеся от привычных для ФСФР особенностей фондового рынка. Если ценная бумага существует столько, сколько существует предприятие, либо четко определенный срок, если это долговой инструмент, то товар как инструмент намного более специфичен. Товар выпускается, проходит стадии продажи и перепродажи (в лучшем случае несколько операций) и затем поступает в потребление (переработку) или производство. Ресурса одного ФСФР, как функционального, так и нормативного, для регулирования биржевого товарного рынка явно не достаточно. Вероятно, необходимо создание коллегиального регулирующего органа, куда бы вошли представители всех смежных министерств и ведомств, таких как Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли и Федеральная антимонопольная служба. Одной из особенностей товарного рынка является то, что практически каждый биржевой товар имеет за собой отраслевое министерство, и привлечение представителей этих министерств к работе над регулированием рынка, определением стратегии и основных направлений его развития, как мне кажется, необходимо. Информация об изменениях на биржевом товарном рынке обязательно должна доводиться регулирующим органом до отраслевых министерств, чтобы максимально быстро принимались решения, способные изменять ситуацию, складывающуюся в зависимости от конъюнктуры рынка: что-то запрещать либо разрешать, вводить либо отменять пошлины или акцизы, изменять их размеры.

ОТР Биржевой товарный рынок во всех развитых экономиках играет роль ценообразующего механизма, т. е. является некими весами, определяющими справедливую цену на тот или иной товар. В России довольно долго говорили о необходимости создания подобного механизма, но, когда он появился, в адрес ценообразования на товарном рынке посыпалось множество критических заявлений. Как Вы считаете, с чем это связано?

А. Р. Мне кажется, это следствие отсутствия на рынке единого регулятора, наделенного полномочиями в отношении контроля и регулирования всех участников рынка, который бы помимо контроля мог также отстаивать интересы участников рынка, нес бы за них ответственность. Другая причина — значительно устаревший нормативно-законодательный базис функционирования рынка, который значительно отстает от текущих потребностей и условий развития биржевого товарного рынка в России. В настоящее время ФСФР принимает и рассматривает жалобы участников, которые при этом она не регулирует. Таким образом, складывается ситуация, в которой ФСФР может наказать только подконтрольную ей товарную биржу или лицензированного брокера, которых на рынке меньшинство, но при этом не имеет никаких полномочий в отношении обычных участников биржевых торгов. Налицо и ограниченность регулятора даже в рассмотрении спорной ситуации на рынке, где его функционал ограничен, соответственно, решение этого вопроса может принять необъективный характер в силу данной ограниченности.

Яркий пример такой ситуации — приостановление биржевых торгов апатитовым концентратом на всех товарных площадках на основании жалоб нескольких участников (по данным МФБ, 3 из 121 аккредитованного для торговли данным товаром). Такое решение для бирж выглядит, мягко говоря, неоднозначным, поскольку результаты проверок торгов, проведенных на бирже в июле—августе, не выявили заявленных жалобщиками нарушений. Торги проводились в строгом соответствии с зарегистрированными Правилами торгов, а колебания цен и действия участников торгов находились в контрольных рамках, установленных в Правилах. Усугубляет ситуацию то, что торги приостановлены и экспортными контрактами, которые проводились на бирже с участием нерезидентов с расчетами по итогам торгов в рублях, хотя жалобы поступили только по внутрироссийским торгам, которые проводились отдельно. (Справка: в торгах принимало участие 56 участников — нерезидентов, представляющих Германию, Нидерланды. Австрию, Швейцарию, Израиль, Бельгию, Польшу, Чехию, Беларусь, Украину, Молдову, Литву, Грузию и Таджикистан.) Приостановка экспортных торгов апатитовым концентратом на неопределенный срок наносит непоправимый ущерб имиджу российского товарного биржевого рынка, а также, по сути, дискредитирует цели и задачи, поставленные Правительством и Президентом России, по созданию на ее территории международного финансового центра с организацией биржевых торгов с расчетами в национальной валюте.

ОТР Как Вы уже отмечали, с 3 сентября на Московской фондовой бирже приостанавлены торги апатитовым концентратом в отделении "Минеральное сырье" в связи с Предписанием ФСФР "О приостановке проведения биржевых торгов сырьем для производства минеральных удобрений". Существует ли законодательно закрепленная процедура обжалования этого решения? Каков вообще общий механизм восстановления торгов в данном случае?

А. Р. У ФСФР есть законодательно закрепленное право приостанавливать торги, однако механизма "обратной связи" как такового в данном случае нет. Приостановление торгов осуществлено на основании Предписания ФСФР об устранении нарушений законодательства. В качестве причин приостановки в Предписании указаны "многочисленные" жалобы участников на рост цен, а также неэффективность мер по контролю за процессом ценообразования, которые должны были препятствовать резкому дневному повышению уровня цен, а также их искусственному завышению. В Предписании отсутствуют указание на действия, которые должна выполнить биржа для возобновления торгов, а также сроки действия приостановки. Еще раз повторю, что причины приостановки, указанные ФСФР в Предписании, не совпадают с содержанием акта ранее проведенной Службой проверки биржи, т. е. ни один из пунктов, отмеченных в полученных ФСФР жалобах, в результате проверки подтвержден не был. В то же время торги все-таки были приостановлены. Процедура отмены данного решения следующая: биржа должна устранить установленные нарушения и предоставить в ФСФР документ, подтверждающий факт устранения, после чего ФСФР должна дать указание на возобновление торгов. Но какие действия должна предпринять биржа, чтобы ФСФР дала разрешение на возобновление торгов и каковы вообще сроки приостановки торгов из Предписания понять не представляется возможным. Мы пытаемся выяснить у ФСФР, что необходимо выполнить бирже для возобновления хотя бы экспортных торгов, но ответа на этот вопрос на настоящий момент мы так и не получили.

ОТР Какие шаги необходимо предпринять государству, чтобы товарный рынок развивался более эффективно?

А. Р. Первоочередной шаг, который необходимо предпринять существующему регулятору рынка в лице ФСФР, — это созвать рабочую группу по рынку, в которую бы вошли представители всех категорий участников товарного рынка, а также заинтересованных министерств и ведомств. Результатами работы данного органа должно стать качественное изменение действующего на товарном рынке законодательства на основании определения текущих и перспективных потребностей рынка, его участников и государства. В настоящее время уже назрела острая необходимость реформирования законодательства относительно как самих торгов, так и лицензирования участников товарного рынка, ценообразования и контроля за ценами на рынке. Также одним из наиболее важных изменений должно стать определение функционала регулятора рынка, чтобы права его были полноценными. Регулятор должен иметь полномочия по контролю в отношении не только биржи, на которой осуществляются торги теми или иными товарами, но и всех остальных сегментов и участников рынка. Только тогда на рынке появятся прозрачные и понятные (в том числе и для нерезидентов) правила игры. Все это будет способствовать приходу на рынок зарубежных партнеров и игроков, которые будут торговать товарами как собственного производства, так и отечественных производителей на российских биржевых площадках и за рубли. Это, на мой взгляд, более правильно, чем "кормить" зарубежные площадки, отправляя туда наших участников для осуществления экспортных операций. Существующая практика доказала, что российский рынок уже обладает достаточным потенциалом, чтобы развернуть торговлю экономически значимыми товарами на своих биржевых площадках, по российским правилам, в нашем финансовом пространстве. Помимо этого требуется и создание условий, прежде всего доработка соответствующего законодательства для выхода на биржевые торги госзаказчиков. Использование биржевых механизмов при проведении государственных закупок может не только повысить экономическую эффективность от их использования, но и придать дополнительный импульс развитию торгов теми или иными товарами.

Если же подобных изменений не произойдет, ситуация, происшедшая с апатитовым концентратом, может повториться с любым другим товаром, что негативно скажется на дальнейшем развитии отечественного биржевого товарного рынка и решении о выходе на этот рынок многих потенциальных его участников.


Содержание (развернуть содержание)
Регулирование товарного рынка должно быть прозрачным и комплексным
Фьючерсы на сельхозпродукцию в России
Международная биржа на Неве
Анализ факторов, оказывающих влияние на мировые цены на нефть в долгосрочной перспективе
Создание биржевого рынка сахара в России
Цены еще будут расти
Слишком много фуража
Биржевые контракты - основа долгосрочных финансовых планов
Про нефть и не только
Рынок спекулянтов
Нефть: полный вперед!
Расцвет цветной металлургии
Торжество "черного золота"
Инвестиции в производные инструменты на товарные активы
Влияние мирового продовольственного кризиса на развитие биржевой торговли
Поможет ли фондовый рынок аграрному сектору?
Повышение надежности расчетов при исполнении поставочных контрактов
Инфляция и риски для кредитоспособности стран с развивающейся экономикой
Состояние финансового рынка России
Новая реальность рынка рублевых облигаций
Инициатива государства по организации биржевой торговли газом: текущая ситуация, проблемы и перспективы
Как "разобраться" с ПИФами

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100