Casual
РЦБ.RU

Информационные технологии для паевых фондов

Сентябрь 2008

Интервью с генеральным директором ООО "Аванкор" Александром Батояном

Введение новых типов и категорий паевых инвестиционных фондов порождает ряд новых задач для управляющих компаний, в том числе в области информационного обеспечения. Насколько к этому готов рынок IT-компаний, рассказывает Александр Батоян, руководитель компании "Аванкор", специализирующейся на автоматизации учета паевых инвестиционных фондов и IT-услугах для управляющих компаний.

КИ: Александр Владимирович, как Вы оцениваете текущий уровень развития информационных технологий (IT) для рынка коллективных инвестиций?

А. Б. К сожалению, в настоящее время уровень развития информационных систем на рынке коллективных инвестиций достаточно низкий. Традиционно бухгалтерия и бэк-офис выступают пионерами по внедрению учетных систем, но сейчас рынок не вступил даже в ту фазу, когда бэк-офисная система является неотъемлемым атрибутом участников рынка коллективных инвестиций (РКИ). Что же касается управленческого учета, то его автоматизация и вовсе является экзотикой.

КИ: В чем Вы видите главную проблему для РКИ в целом и IT в частности?

А. Б. Проблемы IT неразрывно связаны с общей для рынка коллективных инвестиций неопределенностью в законодательной базе, которая образовалась в результате вступления в силу изменений в 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах". Пробелы в законодательстве затронули всех участников рынка, в том числе и IT-компании. Для полноценного функционирования и развития РКИ необходимо, чтобы программное обеспечение управляющих компаний соответствовало законодательству, чего на сегодняшний момент достичь крайне затруднительно, в том числе из-за отсутствия понимания у разработчиков IT-систем законодательных требований к учету в ПИФах. Но пробелы в законодательстве — не единственная проблема РКИ. В силу того что рынок коллективных инвестиций достаточно молод и динамично развивается, возникает ресурсное голодание, когда спрос на квалифицированные кадры намного опережает предложение. В этой ситуации наличие хорошей автоматизированной системы позволит управляющей компании не допустить раздувания штата сотрудников и получить дополнительное конкурентное преимущество перед другими участниками рынка.

КИ: Вы считаете, IT способны кардинально улучшить ситуацию на РКИ?

А. Б. Мы, конечно, не можем повлиять на оперативность выпуска столь необходимых подзаконных актов или подготовить армию бухгалтеров, юристов и портфельных менеджеров. Наша задача — сделать бизнес-процессы в управляющих компаниях быстрыми и надежными. Отсутствие регламентированных бизнес-процессов в компании можно отчасти заменить героическими усилиями специалистов в команде. Но набирать таких людей становится все сложнее и сложнее. Следовательно, чтобы работа компании была эффективной, нужно сначала правильно выстроить бизнес-процессы, т. е. пройти этапы формализации, стандартизации и, наконец, автоматизации. Здесь бы помогли хорошие информационные технологии, но конкретно для рынка паевых фондов таких технологий сейчас практически нет.

Для паевых фондов и индивидуального доверительного управления (ДУ) разработаны IT-системы для бэк-офиса. И все было бы замечательно, если бы кроме бэк-офиса в управляющей компании ничего не было. Но ведь есть еще бухгалтерия, есть инвесторы, есть, наконец, управляющие портфелями проектов и ценных бумаг. Ситуация, когда управляющий ПИФа для оценки ликвидности активов или, например, для анализа эффективности деятельности фонда в разрезе различных проектов вынужден ждать соответствующих отчетов в течение нескольких дней, приводит к существенному ухудшению качества управления ПИФом. В свете этого говорить о существовании автоматизации в отрасли преждевременно. Когда мы только проектировали свою систему автоматизации ПИФов, то старались заложить в нее максимум возможностей для анализа и прогноза данных, получить которые, используя только Excel, невозможно.

КИ: Каким же образом управляющие компании сейчас решают проблемы с IT?

А. Б. Управляющие компании с большим объемом средств в индивидуальном или коллективном ДУ могут себе позволить разработку собственной автоматизированной системы силами IT-отдела. Но, как правило, эти системы создаются с учетом специфики бизнеса компании-разработчика, являются "ноу-хау" и для рынка остаются закрытыми. Некоторые компании покупают системы учета бэк-офиса и либо дорабатывают их, либо интегрируют с собственными разработками. Однако содержание собственного IT-отдела в компании, где работает до полусотни человек, оправданно только в том случае, если это ее стратегическое преимущество. В условиях же динамично развивающегося и меняющегося рынка перед компаниями встают все новые и новые задачи. Если профессиональные разработчики программного обеспечения катастрофически не успевают за рынком, то что же говорить об IT-отделах управляющих компаний?

КИ: Решению каких новых задач может способствовать внедрение новых информационных технологий?

А. Б. Сейчас в бизнес-сообществе большой интерес вызывает возможность применения богатого инструментария ПИФов для решения конкретных задач, стоящих перед бизнесом и его владельцами. В последнее время широкое распространение получила практика использования закрытых ПИФов для защиты активов или для получения "отсрочки" по налоговым платежам на многолетний период. В этих целях компании готовы использовать не один, а сразу несколько ПИФов, при этом для многих компаний главной задачей является не только минимизация издержек на содержание ПИФа, но и эффективное управление временно свободными денежными средствами или прочими активами фонда. Соответственно управляющим компаниям, предлагающим бизнесу услуги по созданию и управлению такими ПИФами, требуется минимизировать свои издержки при сохранении высокого уровня обслуживания клиентов. Здесь возникает уже другая, более интересная и широкая задача для IT-систем.

КИ: Чем отличаются IT-решения для таких "нерыночных" управляющих компаний?

А. Б. Главное отличие состоит в возможности поддержки нескольких управляющих компаний с разным количеством ПИФов под их управлением. И не просто поддержки, а предоставления мощного методологического инструментария учета активов, наличия пакета аналитической отчетности для анализа эффективности управления активами в разных разрезах: групп активов, проектов, портфелей, стратегий, ПИФов, УК и бенефициаров, а также предоставления инструментария бюджетного планирования по отдельным ПИФам, УК и в целом для всего бизнеса. Для управляющих компаний с большим количеством ПИФов или для бизнеса, в котором есть несколько таких нерыночных управляющих компаний, стоят 3 главные задачи: первая — своевременная и точная регламентная отчетность, вторая — эффективное управление активами ПИФов и понятная аналитическая отчетность для бенефициаров и, наконец, третья задача — выполнение первых двух задач с минимальными издержками и без потери качества. Текущий уровень развития автоматизации для таких управляющих компаний если и позволяет в какой-то мере решить первую задачу, то такое решение будет, во-первых, недешевым, а во-вторых, не полным, так как оно оставляет за скобками решение второй задачи.

КИ: Вы отметили, что IT-системы для управляющих компаний должны предоставлять пользователю возможность использования методологического инструментария. По Вашему мнению, система автоматизации может помочь пользователю ответить на вопросы "что делать" и "как делать"?

А. Б. Дело в том, что вместе с покупкой системы в компанию приходит часть методологии, которая так или иначе заложена в системе. Небольшие компании не просто покупают систему, они получают организацию бизнес-процессов и опыт, накопленный на рынке, так называемые best practices.

"Аванкор" усиленно работает, чтобы создать продукт, который мог бы предложить управляющему целостную методологию учета и анализа находящихся под управлением активов, продукт, позволяющий составить управленческий баланс, бюджет и спрогнозировать по нему денежный поток, оставаясь при этом дружественным и понятным пользователю. Свою систему мы даже продаем вместе с компьютером, чтобы можно было начать работать через час после доставки. В то же время в нашей системе всегда можно что-то изменить: она написана на 1С и поставляется в открытом коде.

КИ: Что бы Вы посоветовали покупателям системы учета для управляющей компании ПИФа?

А. Б. Выбор системы — серьезная вещь. Перед покупкой надо как минимум ее изучить, а еще лучше — попробовать поработать с ней. Здесь важно, решает ли система конкретно Ваши задачи и насколько качественно, какова ее совокупная стоимость владения. Цена большинства систем не отвечает их возможностям. Стоимость системы для бэк-офиса в размере 5—10% годового оборота управляющей компании вызывает сомнения: а где аналитика, где управленческий учет? Часто для решения всех задач необходимо приобрести несколько программных продуктов, и в итоге общая стоимость системы становится в несколько раз выше заявленной.

"Аванкор" предоставляет клиентам возможность выбора, выпуская систему в нескольких вариантах: есть дорогие пакеты для активно управляемых ПИФов, есть и экономичные решения для относительно пассивных фондов. Нам бы хотелось, чтобы клиент всегда понимал, за что он платит. Это касается не в последнюю очередь и качества. Мы, как разработчики, много вкладывали в автоматический контроль качества каждой новой версии, несколько раз проводили эргономическое тестирование на удобство использования системы. Только так можно создать хороший продукт.

КИ: Как можно определить, подходит ли система для компании, решает ли она необходимые задачи?

А. Б. Прежде всего, нужно определиться, какие задачи при помощи системы должны быть решены в первую очередь, а какие могут и подождать. Важно расставить приоритеты на ранней стадии, чтобы убедиться, что предложенное решение действительно решает все критичные задачи. Часто получается, что сильные стороны системы в одной области теряются на фоне весьма слабой или отсутствующей поддержки в остальных областях. Мы постарались объединить в один пакет типовые задачи, которые решает компания. Если компания занимается управлением активами, то наверняка делает это и для портфелей инвесторов, и для собственных портфелей, причем если ПИФу достаточно сдавать отчетность в регулятор, то управляющая компания должна вести полный бухгалтерский и налоговый учет, по сути, тех же самых операций. Понимая, что паевого фонда не бывает без управляющей компании, мы включили бухгалтерию и управление активами в комплексное решение. Поскольку внедрение — это только первый шаг в жизни IT-системы, "Аванкор" предлагает полный спектр услуг по обслуживанию всей IT-инфраструктуры, чтобы свести на нет проблемы с перекладыванием ответственности между компаниями-поставщиками. Это же логично! Но мы не смогли найти ничего подобного на рынке. Получается, надо внедрять два решения, интегрировать их, потом долго бороться с перекладыванием ответственности между компаниями-разработчиками либо вообще отказаться от автоматизации.

КИ: Вы нашли рецепт против перекладывания ответственности между различными поставщиками?

А. Б. Он существует давно и называется "политика единого поставщика услуг" (single vendor policy) — это когда есть один телефон для решения всех проблем определенного рода (в нашем случае — всех IT-проблем). Вы, конечно, не обязаны пользоваться всеми услугами поставщика, но можете. В идеале, если компания небольшая, удобно все IT отдать на аутсорсинг и заниматься основным бизнесом.

КИ: Каковы плюсы IT-аутсорсинга?

А. Б. Плюсов сразу несколько: IT-аутсорсинг способствует снижению издержек, связанных с поиском специалистов; техническая поддержка осуществляется, как правило, ежедневно и, что немаловажно, без перерыва на время отпуска или болезни сотрудника; кроме того, снижается общая стоимость владения всей IT-инфраструктурой. Можно продолжать этот список. Главный и, пожалуй, единственный недостаток IT-аутсорсинга — это невысокая оперативность. Если надо что-то сделать и сделать быстро, сотрудник должен всегда быть на месте. Многие компании, в том числе и наша, нашли решение и этой проблемы, предлагая услугу IT-аутстаффинга, когда технический специалист постоянно находится в офисе клиента и, насколько это возможно, быстро реагирует на все просьбы и проблемы.

КИ: Почему аутсорсинг не так распространен? Это дело времени или есть какие-то препятствия?

А. Б. Сделать что-то хорошо намного сложнее, чем об этом заявить. Организация аутсорсинга — достаточно трудоемкий процесс, в частности, необходимо обеспечивать соблюдение соглашения об уровне качества оказания услуги (service level agreement), когда аутсорсер несет материальную ответственность за простой бизнеса клиента. К тому же Вы правы: рынок пока слишком молод, еще не произошел естественный отбор между поставщиками таких услуг.

КИ: Кто обычно заказывает аутсорсинг?

А. Б. Обращаются те, кто на собственном опыте почувствовал, что такое поиск специалиста, который смог бы решать весь существующий спектр задач. Если вы не обладаете гипнотическими способностями удерживать людей на одном месте, то IT-специалисту вам придется обеспечить профессиональный рост, который в небольшой компании практически невозможен. Вариант системного администратора по совместительству — это тот же вариант с аутсорсингом, только без материальной ответственности и соглашения об уровне оказания сервиса. Но этот путь надо пройти самостоятельно: для компании с 30—50 сотрудниками стоимость аутсорсинга равна зарплате хорошего специалиста, и выбрать аутсорсинг бывает психологически тяжело, когда, казалось бы, столько "бюджетных" студентовѕ Проще и понятнее выглядит ситуация для компаний с 5—15 рабочими местами — там аутсорсинг в любом случае обойдется дешевле собственного системного администратора.

КИ: Каковы планы компании на ближайшее будущее?

А. Б. "Аванкор" планирует дальше расширять спектр предлагаемых услуг для своих клиентов — участников РКИ. Сейчас мы ищем партнеров по сотрудничеству в области аутсорсинга, администрирования и бухгалтерии, консалтинговых услуг для управляющих компаний. Уверен, что рынок готов к рывку, готовы к нему и мы.

E-mail автора: abatoian@avancore.ru


Содержание (развернуть содержание)
Обновленный рынок
Рынок негосударственного пенсионного обеспечения: конкуренция или олигополия?
НПФы - организации социального обеспечения, а не финансовые пирамиды
О возможных вариантах оптимизации отчетности на РКИ
Администрирование паевых инвестиционных фондов. Выдача, обмен и погашение инвестиционных паев
Регистраторы, депозитарии, специализированные депозитарии как операторы персональных данных
Администрирование паевых инвестиционных фондов.
Информационные технологии для паевых фондов
Новые инвестиционные стратегии управляющих компаний
Инвестиции в недвижимость и девелопмент
Инвестиции в корпорации (прямые и венчурные)
Инвестиции в иностранные активы
Инвестиции в долговые инструменты
Инструменты срочного товарного рынка: новые возможности для инвестиционных фондов
Костюм, сшитый по размерам клиента: новые торговые идеи для инвесторов
Вложения в паи зарубежных фондов
Выбор УК: ПИФы для квалифицированных и неквалифицированных инвесторов
Управление активами в период высокой инфляции
Управление пенсионными накоплениями: жажда перемен
Создание и функционирование ЗПИФов в условиях нового нормативного регулирования

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100