Casual
РЦБ.RU

НПФы - организации социального обеспечения, а не финансовые пирамиды

Сентябрь 2008

Роль негосударственных пенсионных фондов возрастает с каждым годом: к сотрудничеству с ними проявляют интерес и национальные компании, и частные лица. Однако последних от заключения договора с тем или иным НПФом часто удерживают необоснованные страхи, например расхожий миф о полном отсутствии контроля над деятельностью фондов и их инвестиционной политикой. На деле же, как поясняют специалисты, такие предубеждения абсолютно не соответствуют действительности.

СТРОГИЙ КОНТРОЛЬ СО ВСЕХ СТОРОН

Начнем с предположения о якобы бесконтрольной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Назовем его "мифом о пирамидах".

На деле деятельность НПФов контролируется гораздо более жестко, чем деятельность подавляющего большинства финансовых организаций. Так, основным регулятором на рынке негосударственных пенсионных фондов является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) — ведомство, к числу заслуженных побед которого относится фактическое создание с нуля системы контроля за профессиональными участниками рынка ценных бумаг — наиболее жестко контролируемого сегмента финансового рынка.

Полномочия ФСФР в сфере регулирования деятельности НПФов весьма широки. Так, в соответствии с Законом "О негосударственных пенсионных фондах" Служба наделена правом выдавать НПФам лицензии и аннулировать их в том случае, если фонды допускают нарушения, не совместимые с их дальнейшим присутствием на рынке. К числу таких нарушений отнесены: нарушение лицензионных требований, правил фонда, требований к размещению пенсионных резервов, самостоятельное инвестирование фондом средств пенсионных накоплений, не предусмотренных законодательством, нарушение требований к раскрытию информации и предоставлению отчетности. Помимо отзыва лицензий закон наделяет ФСФР правом налагать запрет на проведение ряда текущих операций НПФами до выяснения причин нарушений и их устранения.

Таким образом, можно себе представить, насколько государство заботится о безупречности репутации рынка НПФ, особенно в условиях, когда сама ФСФР всерьез борется с финансовыми пирамидами.

Кроме того, существует специально созданная система перекрестного ведомственного контроля — когда целый ряд министерств и ведомств, получающих информацию о деятельности НПФ, могут выявить различные нарушения и обратить на них внимание регулятора. Такими полномочиями, в частности, обладают Минфин России, Минздравсоцразвития России, Пенсионный фонд Российской Федерации. У каждого из этих ведомств — своя компетенция и свои полномочия. Но все они фактически решают одну и ту же задачу: контролируют деятельность негосударственных пенсионных фондов и следят за тем, чтобы она соответствовала требованиям закона. Исполняя законы, принятые в ходе пенсионной реформы, эти ведомства, например, вправе оценивать, выполняет ли фонд положения закона об инвестировании пенсионных накоплений, не нарушается ли при этом структура инвестирования, предписанная нормативными актами.

Оценивать деятельность НПФов на предмет соблюдения ими установленных правил должен также независимый от правительства Общественный совет по инвестированию пенсионных накоплений. По закону в состав этого совета входят как представители профсоюзов и общественных объединений работодателей, так и эксперты компаний — профессиональных участников рынка ценных бумаг. Деятельность совета является открытой и прозрачной, а его заключения о работе того или иного НПФа направляются в соответствующие правительственные ведомства, в том числе и в ФСФР, которая играет роль регулятора рынка негосударственных пенсионных фондов.

Но даже этот весьма длинный список государственных и общественных контролирующих органов не будет полным, если не упомянуть внутреннего контролера фонда. Эта должность введена законом совсем недавно с целью приблизить качество управления НПФов к лучшим корпоративным стандартам на финансовых рынках. Контролер является независимым от оперативного менеджмента фонда. Он назначается высшим органом управления — советом. Задача контролера состоит в том, чтобы "вскрывать" имеющиеся недостатки в работе НПФа и докладывать о них совету фонда, осуществлять внутренний мониторинг деятельности, упреждать возможные нарушения.

Независимый контроль соблюдения фондом инвестиционных правил реализован путем создания системы, при которой фонд лишен возможности влиять на принятие инвестиционных решений и в то же время жестко контролирует независимого управляющего, которому в доверительное управление переданы фактически все пенсионные резервы. Кроме того, специализированный депозитарий, как и на рынке инвестиционных фондов, осуществляет контроль за движением активов.

Как и любая современная финансовая организация, ежегодно НПФ проходит аудиторскую проверку, а в дополнение к ней — проверку независимого актуария на соответствие активов фонда принятым обязательствам.

Словом, даже умозрительно можно полностью исключить возможность злоупотребления фондом вверенными ресурсами, использовать пенсионные средства для своих нужд или попросту сбежать с ними — все эти сценарии заранее предусмотрены и предотвращены уже на законодательном уровне. Все рыночные риски находятся под постоянным контролем и управлением в рамках многоуровневой системы. Таким образом, опасаться здесь нечего: все контролируется, как на наиболее развитых рынках мира, а порой даже и более жестко.

Однако возникает резонный вопрос: не складывается ли при этом ситуация, когда у семи нянек дитя без глаза? Не приводит ли сосуществование нескольких контролирующих и наблюдающих структур к тому, что НПФы лишаются самостоятельности, а значит, и возможности проводить эффективную инвестиционную стратегию, которая в конечном счете отвечала бы интересам вкладчиков фонда?

Отнюдь. Мы на собственном опыте неоднократно убеждались в следующем: если фонд работает в соответствии с законодательством, то никаких проблем во взаимоотношениях с регуляторами и наблюдающими структурами у него не возникает. Наоборот, когда все элементы и звенья системы отлажены и работают как единое целое, то весь с виду громоздкий механизм работает только на достижение результата. В ходе тесной работы с государственными и общественными органами складываются надежные рабочие отношения — сотрудничество, от которого в главном выигрывает наш клиент. За более чем 14 лет работы именно такие отношения и сложились у НПФ "Газфонд" и с регулятором, и с профильными министерствами и ведомствами, и с общественными контролерами.

ИНВЕСТИРОВАНИЕ КАК ТОЧНО ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС

Несмотря на эффективную комплексную систему оперативного контроля, НПФы встречаются и с необходимостью управлять рыночными рисками. Лучший тому пример — нынешняя рыночная ситуация, требующая высокого уровня профессиональной квалификации при управлении долгосрочными активами, особенно в условиях неблагоприятной конъюнктуры финансовых рынков, в условиях мирового финансового кризиса. Эта ситуация требует и от специалистов фондов, и от управляющих активами практически ювелирной работы. Именно в таких ситуациях и проявляются преимущества НПФов как института долгосрочных сбережений.

Оцените сами. Просто выполняя требования закона об инвестировании пенсионных накоплений, сегодня негосударственные пенсионные фонды, пожалуй, одни из немногих крупных рыночных игроков на современном рынке работают как разумный инвестор: они не поддаются рыночной панике и не реализуют активы, фиксируя убытки от продажи подешевевших бумаг. Напротив, имея в самый разгар финансового кризиса живые деньги, поступающие за счет пенсионных взносов, и не имея законной возможности эти деньги просто держать на счетах, НПФы на "падающем" рынке скупают подешевевшие активы. Подобная стратегия приводит к тому, что застрахованные в этих НПФах граждане впоследствии получат максимальную выгоду от приобретения таких активов в период роста рынков.

Одним из основных преимуществ НПФов в такой ситуации является возможность быстрой смены некачественного управляющего, а в ситуации, когда рынок меняется фактически ежедневно, такая возможность дорогого стоит.

Следует отметить, что инвестиционные риски фондов урегулированы весьма жесткими нормами об инвестировании пенсионных накоплений и о размещении пенсионных резервов.

По закону "Об инвестировании средств пенсионных накоплений" НПФы имеют право вкладывать средства своих клиентов лишь в узкий перечень финансовых инструментов:

  • в государственные ценные бумаги РФ (может быть инвестировано до 100% средств фонда);
  • в государственные ценные бумаги субъектов РФ, облигации и акции российских эмитентов (не более 5% на каждого эмитента, но не более 10% от общего количества выпущенных акций эмитента, не более 10%, касательно облигаций, и не более 30%, касательно ценных бумаг);
  • в денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях (до 20% средств пенсионных накоплений);
  • в депозиты в рублях в кредитных организациях (до 20%);
  • в денежные средства в иностранной валюте на счетах в кредитных организациях (до 20%);
  • в паи, размещенные в государственные ценные бумаги, облигации и акции иностранных государств, начиная с 2010 г.

Все эти разрешенные активы относятся к разряду наиболее надежных и наименее рискованных ценных бумаг. При этом законодательство жестко оговаривает максимальную долю соответствующего класса активов в совокупном инвестиционном портфеле фонда. Немаловажно и другое: наряду с разрешенными активами в законе об инвестировании пенсионных накоплений содержится исчерпывающий перечень запрещенных активов и запрещенных операций с пенсионными накоплениями.

Сегодня среди профессионалов рынка серьезно дискутируется вопрос о расширении перечня разрешенных активов для инвестирования пенсионных накоплений. Что касается позиции НПФ "Газфонд", то мы придерживаемся по этому вопросу следующего мнения: действительно, сегодняшний фондовый рынок и фондовый рынок 2002 г. — это две разные вещи. На сегодняшнем рынке прибавилось качественных инструментов, и многие ограничения, казавшиеся резонными в то время, сейчас утратили свою актуальность. Расширение перечня активов надо проводить весьма осмотрительно, чтобы оно никак не повлияло на надежность тех активов, в которые инвестированы пенсионные накопления.

С пенсионными резервами — средствами, переданными фондам по программам негосударственного пенсионного обеспечения, — дело обстоит несколько иначе. В этом случае НПФы обладают чуть большей большей свободой при выборе финансовых инструментов, и это сказывается на доходности. И дело здесь даже не в том, что список разрешенных активов при инвестировании пенсионных накоплений радикально отличается по составу от аналогичного списка при инвестировании резервов фонда. Просто во втором случае фондам разрешается вкладывать больше средств в банковские депозиты (50% вместо 20%), в акции открытых акционерных обществ (70% вместо 30%) и т. д. Кроме того, пенсионные резервы можно инвестировать в ипотечные сертификаты, которые пока считаются слишком рискованными инструментами для инвестирования средств пенсионных накоплений. Полный перечень активов (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 63 от 1 февраля 2007 г. "Об утверждении правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением"), в которые могут быть размещены средства пенсионных резервов следующий:

  • государственные бумаги субъектов РФ — до 70%;
  • муниципальные облигации — до 70%;
  • облигации российских хозяйственных обществ — до 70%;
  • акции российских ОАО — до 70%;
  • ипотечные сертификаты участия — до 70%;
  • паи ПИФов — до 50% ;
  • ценные бумаги правительств иностранных государств, ценные бумаги международных финансовых организаций, акции иностранных акционерных обществ, облигации иностранных коммерческих организаций, паи иностранных инвестиционных фондов — до 30%.

Резюмируя вышесказанное, хочется еще раз отметить, что рынок НПФов сейчас востребован как никогда ранее. И не потому, что фонды работают как финансовые пирамиды, а потому, что все больше и людей, и компаний понимают эффективность этого инструмента, его надежность и безопасность. Ведь чем стабильнее экономика, тем выше спрос на долгосрочные сберегательные продукты, а с надежностью фондов с самого момента становления рынка проблемы не существует. Эти страхи беспочвенны и напрасны.

Кстати сказать, в период кризиса 1998 г. не обанкротился ни один НПФ.


Содержание (развернуть содержание)
Обновленный рынок
Рынок негосударственного пенсионного обеспечения: конкуренция или олигополия?
НПФы - организации социального обеспечения, а не финансовые пирамиды
О возможных вариантах оптимизации отчетности на РКИ
Администрирование паевых инвестиционных фондов. Выдача, обмен и погашение инвестиционных паев
Регистраторы, депозитарии, специализированные депозитарии как операторы персональных данных
Администрирование паевых инвестиционных фондов.
Информационные технологии для паевых фондов
Новые инвестиционные стратегии управляющих компаний
Инвестиции в недвижимость и девелопмент
Инвестиции в корпорации (прямые и венчурные)
Инвестиции в иностранные активы
Инвестиции в долговые инструменты
Инструменты срочного товарного рынка: новые возможности для инвестиционных фондов
Костюм, сшитый по размерам клиента: новые торговые идеи для инвесторов
Вложения в паи зарубежных фондов
Выбор УК: ПИФы для квалифицированных и неквалифицированных инвесторов
Управление активами в период высокой инфляции
Управление пенсионными накоплениями: жажда перемен
Создание и функционирование ЗПИФов в условиях нового нормативного регулирования

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100