Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Синогейкина Екатерина, Генеральный директор ЗАО "Евроэксперт", доцент кафедры "Оценка и управление собственностью" Финансовой академии при Правительстве РФ, MRICS, CCIM, канд. экон. наук

  • Все статьи автора

Бизнес - неопределенный объект оценки

Август 2008

Как известно, 2008 г. стал переломной точкой в развитии российского рынка оценки. Вступила в действие новая редакция Закона об оценочной деятельности, действует новый механизм ее регулирования, принимаются новые стандарты оценки.
Цель данной статьи — ответить на вопрос, что именно является объектом оценки в процессе оценки бизнеса?

ПОЗИЦИЯ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ МЭР

Перед рассмотрением концептуальной основы оценки стоимости бизнеса будет интересно проследить за научной дискуссией, которая развивалась между членами рабочей группы в рамках разработки Федерального Стандарта оценки № 5 "Оценка бизнеса" (далее — ФСО-5)1 в целом и в вопросе определения понятия "бизнес" с множеством мнений и предложенных вариантов.

В 1-й редакции ФСО-5 было дано следующее определение бизнеса: "Под бизнесом понимается деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса". В отношении данной редакции определения было несколько критических замечаний:

  • активы у бизнеса есть всегда, иногда только нематериальные, но не всегда у бизнеса есть имущественный комплекс;
  • акцент в определении сделан на деятельность как объект оценки. Если мы говорим, что объект оценки — это только "деятельность, направленная на получениеѕ", то мы игнорируем стоимость активов и величину обязательств бизнеса;
  • из определения следует, что основная цель бизнеса — получение прибыли. Но не всегда бизнес при существующем использовании получает прибыль или имеет цель ее получить2.

В другой редакции проекта ФСО-5 было предложено следующее определение: "При оценке предприятия (бизнеса) объектом оценки может выступать деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия (бизнеса)". И опять есть повод для критики: "деятельность как процесс" не выступает объектом оценки.

В третьей (и, видимо, не последней) редакции определения под бизнесом понималось: "Юридическое лицо (организация, предприятие), деятельность которого направлена на извлечение экономических выгод и осуществляется на основе функционирования имущественного комплекса, использования активов (капитала) и иного оборота гражданских прав и их объектов". Данная формулировка смущает потому, что бизнес не всегда имеет определенную организационно-правовую форму, далее по тексту приведены примеры в подтверждение этому.

Тогда родилось следующее высказывание: "Под бизнесом понимается организация, деятельность которой направлена на...". Возникает вопрос: "А всегда ли организация?".

Прозвучали замечания о том, что из определения выпали ИЧП, которые, к слову, имеют бизнес, но не имеют рыночной стоимости, так как сам ИЧП не может быть продан. "ИЧП Васечкин" — бизнес? ИЧП организовал бизнес и управляет им, но продан может быть имущественный комплекс, совокупность активов, на основе которых ИЧП осуществлял свой бизнес, а не сам ИЧП Васечкин.

Одна из редакций стандарта предполагала название "Оценка бизнеса, паев". Следует сказать, что пай является не долей участия в бизнесе, а лишь долей в имуществе ПИФа. Поэтому оценка пая — это оценка имущества, а не доли в бизнесе.

БИЗНЕС КАК ОСОБЫЙ ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ

Резюмируя научный и практический опыт, выделим основные характеристики бизнеса как объекта оценки:

1. Бизнес как объект оценки — это права (юридическое лицо).

2. Бизнес — это капитал; совокупность активов, финансируемых за счет собственных и заемных средств, привлеченных для осуществления экономической деятельности.

3. Это процесс, определенная экономическая деятельность, основная цель которой — получение прибыли.

Важно, что приведены не несколько вариантов характеристик бизнеса как объекта оценки, а единая совокупность признаков, и все приведенные характеристики должны рассматриваться только в комплексе. Рассмотрим каждую характеристику подробно.

На вопрос "что оценивается?" российских оценщиков научили отвечать: "Оцениваются права". И в отчете об оценке всегда указываются оцениваемые права на определенный объект, например, право собственности или право долгосрочной аренды. А что такое права на бизнес? Это акции, доля участия в капитале. В большинстве случаев при рассмотрении бизнеса в качестве объекта оценки предполагается его определенный правовой статус. Таким образом, в этом смысле бизнес — юридическое лицо, ОАО, ЗАО, ООО.

Процесс оценки бизнеса начинается с постановки потенциальным заказчиком задачи: "Мы хотим оценить бизнес", "Нам требуется оценка доли в бизнесе", "Мы хотели бы продать бизнес. Оцените, сколько он стоит?". В то же время, редко на практике отчет об оценке, итоговый документ, сопровождающий результат оценки, называется "Отчет об оценке стоимости бизнеса". Вот несколько примеров титульного листа отчета об оценке бизнеса или доли участия в бизнесе3:

  • Отчет об оценке рыночной стоимости акционерного капитала ОАО "Арсеньевская авиационная компания “Прогресс” имени Н. И. Сазыкина" размером 50%+1 акция.
  • Отчет об оценке рыночной стоимости 100% долей ООО "Страховая компания "Нефтеполис".
  • Отчет об оценке рыночной стоимости 100% доли участия в капитале ООО "Радио".
  • Отчет об оценке рыночной стоимости 50%-ной доли участия в капитале ЗАО "Лизинг"
  • Отчет об оценке рыночной стоимости 100%-ного пакета акций ЗАО "Алмаз-пресс".
  • Отчет об оценке рыночной стоимости консолидированного бизнеса по производству пленки.

Из приведенных примеров видно, что результатом оценки бизнеса/доли бизнеса является стоимость определенной доли участия в капитале ОАО, ЗАО, ООО.

Да, конечно, бывают исключения, когда при оценке бизнеса юридическое лицо отсутствует. Говоря о таких исключениях, нельзя не упомянуть интересный случай, имевший место в нашей практике: последний в списке пример — "Отчет об оценке рыночной стоимости консолидированного бизнеса" — был результатом нашей оценки.

Предварительный этап оценки бизнеса — переговоры с заказчиком, в том числе по вопросам трудоемкости и сроков проведения работ по оценке. На этом этапе нашему клиенту были озвучены примерные сроки и условия работ по оценке одного бизнеса. В итоговом договоре, который клиент прислал нашей компании на подписание, говорилось: "Исполнитель по заданию Заказчика обязуется провести оценку консолидированного бизнеса по производству и реализации пленки (далее — объект оценки), состоящего из следующих предприятий:

1) производство сырья (ООО “А1” — ООО “А2”);

2) производство продукции А на основе сырья (ООО “А3” — ООО “А4”).

3) сбыт продукции А (ООО “А5”)".

Очевидно, несмотря на то, что объектом оценки являлся один бизнес, расчету подлежала стоимость нескольких бизнесов. При этом на дату оценки не существовало юридически консолидированного бизнеса, т. е. одного юридического лица, (юридическое лицо находилось в процессе регистрации). Интересно также, что у консолидированного бизнеса, о котором идет речь в последнем примере, есть стоимость, но он не мог быть ни объектом сделки, ни объектом залога4, так как объектом сделки является собственный капитал или доля участия в нем, например, 100%-ная доля, 50%+1 акция и т. д.

Приведу еще один пример оценки бизнеса5, когда есть деятельность, направленная на получение прибыли, но отсутствует юридическое лицо (рис. 1).

Основным направлением деятельности группы является разработка месторождений угля. Цель всей группы компаний — получение и максимизация прибыли от реализации угля. Каждый бизнес вносит свой вклад в достижение этой цели, при этом норма прибыли структурных единиц группы различна.

ООО "Разрез" владеет лицензиями на право эксплуатации месторождений. ООО "Активы" — держатель оборудования и техники для ведения горных работ. Все имущество ООО "Активы" передается в аренду ООО "Уголь". ООО "Уголь" является операторской компанией группы и осуществляет всю производственную деятельность по добыче угля, оформляет разрешительную и проектную документацию, имеет лицензии, необходимые для горного производства, а также владеет современными технологиями добычи угля. ООО "Сбыт" — центр прибыли, с ним заключены договоры комиссии на продажу угля, имеются отработанные направления сбыта угля. В приведенных примерах наглядно продемонстрировано содержание бизнеса преимущественно как экономической деятельности, единой интегрированной производственной цепочки, а не юридического лица или набора прав.

Негативным моментом современного этапа развития оценки в России является то, что все представления в профессиональной оценочной деятельности (в том числе нормативные) чрезмерно сконцентрированы на "юридикализации" объектов оценки в их искусственном отдалении от экономического содержания и физического наполнения.

Подводя итог, можно сказать, что организационная правовая форма и юридический статус являются важными характеристиками бизнеса в процессе оценки его стоимости, но именно определенное использование прав и активов наделяет бизнес полезностью, ценностью или обменной стоимостью. Следовательно, бизнес — это капитал, совокупность активов, финансируемых за счет собственных и заемных средств, привлеченных для осуществления экономической деятельности.

Следует сказать, что в российском законодательстве отсутствует определение бизнеса. Часто на практике понятие "бизнес" отождествляют с "предприятием". Определение предприятия, содержащееся в ст. 132, ГК РФ6, имеет малого общего с бизнесом как объектом оценки:

1. Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

2. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Как правило, стоимость предприятия как бизнеса не равна стоимости имущественного комплекса7. Можно привести пример, когда бизнес как объект оценки воспринимается только как набор активов — организация, единственным активом которой является офисное здание, занятое материнской компанией. Такой бизнес — совокупность активов, финансируемых за счет собственных или заемных средств, как говорилось выше, а оценка такого бизнеса сводится к анализу стоимости чистых активов с учетом рыночной стоимости активов, в данном случае — здания.

Ключевым для процесса оценки является определение бизнеса как капитала. Для дальнейшего понимания бизнеса как капитала проанализируем принцип построения баланса (рис. 2).

Согласно этому принципу все средства, собственные и заемные, которые были вложены в бизнес, — это капитал, инвестированный в бизнес, или, в практике оценки, инвестированный капитал. На рис. 3 показано, что инвестированный капитал (собственный капитал + обязательства) выступает источником финансирования всех активов бизнеса. Соответственно, величина суммарных активов также составляет инвестированный капитал.

Таким образом, бизнес — это совокупность активов, финансируемых за счет собственных и заемных средств, привлеченных для осуществления экономической деятельности. И в процессе оценки бизнеса оценщик рассчитывает стоимость активов и анализирует величину обязательств (метод чистых активов в рамках затратного подхода).

Инвестированный капитал — это совокупный капитал, используемый для функционирования бизнеса, он условно не делится на собственный и заемный. Говоря об инвестированном капитале, мы говорим об общей сумме инвестиций, вложений в бизнес.

Итак, в практике оценки наиболее значимыми являются следующие виды капитала:

  • собственный;
  • заемный;
  • инвестированный (собственный + заемный).

Бизнес — это капитал. Так какой из названных видов капитала оценивается в процессе оценки бизнеса? Для ответа на этот вопрос давайте рассмотрим, в каких видах сделок используется собственный капитал:

  • сделка купли-продажи;
  • дополнительная эмиссия;
  • внесение в уставный капитал другого предприятия;
  • конвертация акций, слияния/поглощения;
  • залог.

В большинстве случаев для совершения сделок используется собственный капитал, поэтому, как правило, он же выступает объектом оценки бизнеса. Очень важно, что для расчета стоимости бизнеса (собственного капитала) методология оценки позволяет использовать две базы расчетов — как собственный, так и инвестированный капитал (рис. 3). Решение о базе оценки принимается при использовании доходного (метод дисконтированных денежных потоков) и сравнительного (метод компаний-аналогов) подходов.

Тем не менее, какая бы база расчетов ни использовалась, цель одна: либо на базе инвестированного, либо на базе собственного капитала получить стоимость именно собственного капитала.

Если в качестве базы оценки оценщик выбирает инвестированный капитал, для выведения итоговой величины стоимости бизнеса (собственного капитала) он обязательно корректируется на величину долга по формуле: стоимость бизнеса = инвестированный капитал — долг и прочие претензии. Итак, бизнес — это капитал, это активы, это определенная организационно-правовая форма. На практике содержание оценки бизнеса связано с "экономическим объектом". И права, и активы — это всего лишь необходимые подступы к реальному объекту оценки — экономическим выгодам от деятельности.

Бизнес — это процесс, определенная экономическая деятельность. Непосредственным объектом оценки применительно к бизнесу выступают экономические выгоды от деятельности, от эксплуатации активов. Т. е. объектом оценки являются не столько юридические права, сколько экономические выгоды. А стоимость капитала формируется за счет доходов, которые он принесет своему владельцу в будущем.

Бизнес можно рассматривать как активную и пассивную деятельность. Бизнес как активная деятельность — реальная деятельность по эксплуатации активов, производству, деятельность на товарных рынках по сбыту продукции, характеризующаяся определенной организацией, инвестиционной политикой и т. д. Бизнес как пассивная деятельность — это деятельность на публичных рынках капитала (например, биржевая) на пассивной стороне баланса. Стоимость бизнеса как активной деятельности рассчитывается с использованием доходного подхода, стоимость бизнеса как совокупности активов — с использованием затратного, формирование стоимости бизнеса на публичных рынках капитала анализируется в рамках сравнительного подхода.

В заключение постараюсь дать определение бизнесу:

Бизнес — это экономическая деятельность на основе эксплуатации совокупности активов, финансируемых за счет собственных и заемных средств, привлеченных для осуществления этой деятельности. В большинстве случаев в процессе оценки бизнеса объектом оценки выступает собственный капитал юридического лица либо доля участия в нем.




Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
РЦБ-CASUAL-3: Бурятия, Монголия. Игра на новом уровне
Совершенствование контроля за деятельностью управляющей компании
Квазирынок псевдоуслуг: междепозитарные мосты и схемы
В ожидании защиты
Система доверенных услуг как инструмент развития инфраструктуры финансового рынка
Консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры
Страхование на фондовом рынке: проблемы и перспективы
Секьюритизировать станет проще
Жизнь после кризиса: три вопроса к рейтинговым агентствам
Обслуживание накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих
Уровень просрочки не критичен
Как нам реорганизовать электронный документооборот на рынке коллективных инвестиций
Мировой финансовый рынок нуждается в регулировании
Сертифицированные связи: перспективы стандартизации профессии специалиста по связям с инвесторами
Трансфертное ценообразование и современные налоговые реалии
Ограничения на приобретение акций иностранными инвесторами в зарубежных странах
Бизнес - неопределенный объект оценки
Восток - дело тонкое
Тенденции мировой энергетики

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100