Casual
РЦБ.RU

Обслуживание накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих

Август 2008

НОВАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" № 324-ФЗ ОТ 4 ДЕКАБРЯ 2007 Г. В ЧАСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ НАКОПЛЕНИЙ ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих была запущена два года назад. Это огромный проект, имеющий высокую социальную значимость как для Вооруженных сил России, так и государства в целом. Программа направлена на своевременное обеспечение военнослужащих достойным жильем. Прошедшие 2 года можно назвать периодом становления системы жилищного обеспечения военнослужащих — были отлажены технологии взаимодействия участников системы (уполномоченный федеральный орган, управляющие компании, специализированный депозитарий) и получены первые финансовые результаты инвестирования накоплений.

В конце 2007 г. стоимость чистых активов накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих составила 5,8 млрд руб., получен инвестиционный доход в размере 254,9 млн руб., доходность инвестирования управляющих компаний выросла до 10%. С момента начала функционирования накопительно-ипотечной системы уполномоченный федеральный орган передал управляющим компаниям в доверительное управление 5,56 млрд руб. (1,18 млрд руб. в 2006 г. и 4,38 млрд руб. в 2007 г.).

Одним из позитивных результатов опыта работы всей системы в течение первых 2 лет стало принятие изменений в Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее – Закон). Принятые поправки к Закону нашли свое отражение в ст. 1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 324-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данные изменения, которых с нетерпением ждали все участники системы жилищного обеспечения военнослужащих, вступили в силу с 1 января 2008 г.

В этой статье хотелось бы рассказать об основных положительных нововведениях Закона, связанных с процессом инвестирования накоплений, а также обратить внимание на то, что необходимо сделать для начала полноценного функционирования новых норм, которые станут основой успешного развития накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Первой значимой новацией Закона является расширение перечня инструментов для инвестирования. К разрешенным для инвестирования объектам добавлены акции иностранных эмитентов, российские депозитарные расписки и инвестиционные паи ПИФов, сформированных в соответветствии с законодательством РФ. В табл. 1 представлено сравнение разрешенных классов активов для инвестирования до и после вступления в силу изменений Закона.

Новая редакция Закона снимает ограничение, наложенное на ценные бумаги (cтроки 2—5 в табл. 1), суть которого в том, что приобретение этих активов разрешается только в случае, если они обращаются на организованном рынке ценных бумаг и включены в котировальные списки фондовой биржи, относящиеся в соответствии с нормативными правовыми актами к котировальным спискам высшего уровня. Теперь этот пункт звучит следующим образом: приобретать активы разрешается только в случае, если они допущены к публичному обращению в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Это значит, что управляющие компании получили на законодательном уровне возможность инвестировать практически во все ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке. Среди них можно выделить перспективные ценные бумаги, не входящие в котировальные списки высшего уровня, таких компаний, как Газпром, Газпромнефть, Роснефть, Норильский никель, "Полюс Золото", Сургутнефтегаз и др. Однако воспользоваться этой возможностью пока могут только те управляющие компании, в инвестиционных декларациях которых предусмотрено инвестирование в такие активы. Остальные должны внести соответствующие изменения в свои инвестиционные декларации. Необходимо отметить: поскольку инвестиционная декларация является частью документации, представленной УК на конкурс по выбору управляющих компаний, вероятнее всего, она не может быть изменена до проведения следующего конкурса.

Однако в настоящее время такое значительное одномоментное расширение списка ценных бумаг, разрешенных для инвестирования, по мнению экспертов, является достаточно рискованным шагом. Вероятнее всего, в ближайшей перспективе будут приняты нормативные документы, которые внесут необходимые рациональные корректировки (ограничения) в списки разрешенных для инвестирования ценных бумаг.

Следующее прогрессивное нововведение Закона касается случаев возникновения несоответствия состава активов инвестиционного портфеля. Теперь последствия данного нарушения для управляющей компании зависят от его причины: вызвано оно действиями управляющей компании или же возникло по иным обстоятельствам, от нее не зависящим. Это очень важный момент, так как, во-первых, мера наказания за данный вид нарушения очень велика (вплоть до расторжения договора доверительного управления), во-вторых, известно множество случаев, когда несоответствие состава активов действительно возникало не по вине УК — ценная бумага, входящая в инвестиционный портфель, в какой-то момент выпадала из котировального списка высшего уровня, и управляющие компании были вынуждены незамедлительно ее продавать. Так было до вступления в силу изменений Закона. В настоящее время подобные ситуации могут возникать, например, при конвертации акций дополнительного и основного выпусков в бумаги нового выпуска или при размещении дополнительного выпуска ценных бумаг в результате реорганизации общества путем присоединения или выделения, когда в составе активов инвестиционного портфеля появляются новые ценные бумаги, которые на момент проведения операций просто могут быть не допущены к торгам на организованном рынке.

Теперь в соответствии с п. 7 ст. 16 Закона в случае выявления специализированным депозитарием несоответствия состава активов, составляющих инвестиционный портфель, требованиям, установленным Законом, иными нормативными правовыми актами и (или) инвестиционной декларацией, возникшего в результате обстоятельств, не зависящих от действий управляющей компании, состав инвестиционного портфеля должен быть скорректирован управляющей компанией в течение 6 мес. со дня обнаружения. Вполне вероятно, что за этот срок новые ценные бумаги смогут быть допущены к торгам, и у управляющих компаний отпадет необходимость в их реализации.

Существенные положительные изменения претерпел п. 14 ст. 17 Закона, содержащий перечень событий, при наступлении которых уполномоченный федеральный орган обязан отказаться от договора доверительного управления. Табл. 2 представляет сравнение положений этого пункта, изменившихся после вступления в силу Закона.

Самые существенные и благоприятные для управляющих компаний нововведения отражены в первых двух строках табл. 2. Из перечня событий, при наступлении которых уполномоченный федеральный орган обязан расторгнуть договор доверительного управления, исключены:

  • случаи нарушения требований к составу активов, возникшие не в результате действий управляющей компании;
  • случаи покупки и продажи ценных бумаг одного выпуска в течение торгового дня.

В предыдущей редакции Закон содержал жесткое ограничение в отношении рыночных цен при продаже и покупке ценных бумаг. Управляющая компания обязана была продавать ценные бумаги по цене не ниже и покупать по цене не выше рыночной. Специализированный депозитарий обязан был фиксировать любое отклонение от рыночной цены как нарушение и уведомлять о нем всех заинтересованных лиц. На практике такое отклонение, пусть даже минимальное, случается довольно часто. Так, по данным специализированного депозитария, по всем управляющим компаниям за 2007 г. всего было зафиксировано 560 нарушений, из них 511 вызвано отклонением от рыночной цены. Тем более, все так называемые нарушения по рыночным ценам за 2007 г. как раз не выходили за пределы 5% (за исключением двух случаев). Новая редакция Закона звучит следующим образом: "Управляющая компания обязана продавать ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении, по цене, как правило, не ниже рыночной цены, а также покупать ценные бумаги по цене, как правило, не выше рыночной цены". Это даст возможность фиксировать как нарушение только те операции, по которым отклонение от рыночной цены составило 5% и более, что, в свою очередь, как показывает статистика, значительно сократит объем уведомлений о нарушениях этого типа. Однако чтобы норма заработала на практике в полную силу, необходимо внести аналогичное изменение в п. 15 Типового договора доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденного постановлением Правительства РФ.

К позитивным новациям Закона можно отнести положения, связанные с внесением изменений в ст. 27 "Требования к структуре совокупного инвестиционного портфеля и требования к структуре инвестиционного портфеля". Так, максимальная доля ценных бумаг одного эмитента или группы связанных эмитентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ, в совокупном инвестиционном портфеле увеличена с 5 до 10%. Максимальная доля инвестиционных паев ПИФов не должна превышать 30% совокупного инвестиционного портфеля, а максимальная доля в совокупном инвестиционном портфеле ценных бумаг иностранных эмитентов и российских депозитарных расписок не должна превышать 30%.

Новый Закон также открывает возможность формирования одной управляющей компанией более одного инвестиционного портфеля и видоизменяет порядок определения вознаграждения управляющей компании. Для специализированных депозитариев большое положительное значение имеет изменение в Законе, связанное с увеличением вознаграждения специализированного депозитария на размер его фактических расходов в связи с учетом прав на ценные бумаги, в которые инвестированы накопления для жилищного обеспечения, на счетах депо номинального держателя. До этого все расходы, связанные с хранением и учетом ценных бумаг на счетах номинального держателя, главным образом в НДЦ, специализированный депозитарий возмещал из собственных средств. Поэтому данная деятельность в экономическом смысле становится более привлекательной.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что принятые изменения в Закон являются позитивными и своевременными, однако для их реализации на практике необходимо как можно быстрее внести соответствующие изменения в следующие нормативные правовые документы: Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2005 г. № 572 "Об утверждении правил проведения конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих", Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 678 "Об утверждении типовых договоров в целях реализации ФЗ "О накопительно-ипотечной системе для жилищного обеспечения военнослужащих", Постановление Правительства РФ от 3 мая 2005 г. № 278 "О дополнительных ограничениях на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих и максимальных долях в совокупном инвестиционном портфеле отдельных классов ценных бумаг", Постановление Правительства РФ от 5 октября 2005 г. № 597 "Об утверждении правил передачи денежных средств и ценных бумаг, в которые инвестированы накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, новой управляющей компании в случае прекращения договора доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих" и др.

Остается надеяться, что законодательство по накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих продолжит конструктивно совершенствоваться, а вся система будет активно развиваться. В этом случае Правительство РФ сможет создать финансовые предпосылки для решения проблемы обеспечения жильем российских военнослужащих на рыночных принципах. ООО "СДК “Гарант”", со своей стороны, будет продолжать делать все возможное для успешной реализации этого социально значимого для государства проекта.



Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
РЦБ-CASUAL-3: Бурятия, Монголия. Игра на новом уровне
Совершенствование контроля за деятельностью управляющей компании
Квазирынок псевдоуслуг: междепозитарные мосты и схемы
В ожидании защиты
Система доверенных услуг как инструмент развития инфраструктуры финансового рынка
Консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры
Страхование на фондовом рынке: проблемы и перспективы
Секьюритизировать станет проще
Жизнь после кризиса: три вопроса к рейтинговым агентствам
Обслуживание накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих
Уровень просрочки не критичен
Как нам реорганизовать электронный документооборот на рынке коллективных инвестиций
Мировой финансовый рынок нуждается в регулировании
Сертифицированные связи: перспективы стандартизации профессии специалиста по связям с инвесторами
Трансфертное ценообразование и современные налоговые реалии
Ограничения на приобретение акций иностранными инвесторами в зарубежных странах
Бизнес - неопределенный объект оценки
Восток - дело тонкое
Тенденции мировой энергетики

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100