Casual
РЦБ.RU

Консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры

Август 2008

В докладе ФСФР "О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008—2012 гг. и на долгосрочную перспективу" проблема развития и консолидации биржевой, расчетно-депозитарной, клиринговой, учетной инфраструктуры российского финансового рынка определена как важнейшая задача, решение которой предопределяет усиление конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России мирового финансового центра. В то же время вопрос о том, какой в итоге будет модель финансовой инфраструктуры и как она будет формироваться, остается открытым.

Развитие биржевой инфраструктуры

В настоящий момент четко не сформулирована концепция развития инфраструктуры финансового рынка. В докладе ФСФР "О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008—2012 гг. и на долгосрочную перспективу" (далее — доклад ФСФР) выделены периоды, в течение которых будет поэтапно решена данная проблема:

1) в сентябре 2008 г. предположительно будет сделан выбор модели биржевой инфраструктуры в рамках Концепции развития инфраструктуры финансового рынка, которая может быть подготовлена ФСФР России и представлена в Правительство РФ;

2) с 2009 по 2010 г. планируется доработка проектов законов о центральном депозитарии, о биржах и организованных торгах, разработка закона о клиринге;

3) к 2011 г. с учетом положений концепции может быть сформирована консолидированная биржевая инфраструктура российского финансового рынка, включающая специализированные биржевые площадки.

Из планируемых мер наиболее дискуссионным является вопрос о создании центрального депозитария, который обсуждается уже не первый год. Во многих странах центральные депозитарии давно стали неотъемлемой частью инфраструктуры фондового рынка. Во Франции, например, этот институт существует с 1941 г. Создание центральных депозитариев в основном началось после Доклада Группы 30 в 1989 г. В соответствии с предложенными рекомендациями в течение 90-х гг. прошлого века стали создаваться национальные центральные депозитарии. Следующим этапом в развитии было объединение ряда национальных центральных депозитариев. Группа Euroclear появилась в результате объединения центральных депозитариев Франции (в прошлом — SIСOVAM, теперь Euroclear France), Бельгии (Euroclear Bank), Голландии (Euroclear Nederland) и Великобритании (CREST) и теперь осуществляет функции центрального депозитария для соответствующих стран.

Сторонники создания центрального депозитария в России выделяют проблемы инфраструктуры российского финансового рынка:

  • высокая степень рисков, связанных с осуществлением учета прав на ценные бумаги;
  • высокая степень раздробленности (фрагментации) существующей инфраструктуры российского фондового рынка;
  • низкая степень приспособленности российской учетной системы к зарубежным системам учета прав на ценные бумаги и к системе международных расчетов.

Один из способов разрешения всех этих проблем регулятор финансового рынка видит в создании центрального депозитария, что было отражено в соответствующем законопроекте, который закрепляет следующие основные функции центрального депозитария:

1) осуществление расчетов по ценным бумагам по сделкам, совершенным на фондовых биржах или через иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

2) осуществление функций номинального держателя в реестрах ценных бумаг, по которым зарегистрирован проспект ценных бумаг;

3) открытие счетов депо номинального держателя иностранным депозитариям;

4) хранение сертификатов эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, за исключением облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

5) учет прав на ценные бумаги, владельцами которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации и Центральный Банк Российской Федерации, а также хранение сертификатов ценных бумаг, владельцами которых являются указанные лица.

Как говорится в пояснительной записке к последнему законопроекту, результатом принятия закона должно стать создание и функционирование центрального депозитария, что позволит:

  • снизить риски на российском рынке ценных бумаг (в том числе риски утраты собственности на ценные бумаги и неисполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами);
  • ускорить сроки расчетов по операциям с ценными бумагами;
  • облегчить раскрытие информации о составе владельцев ценных бумаг;
  • облегчить возможности проведения корпоративных действий;
  • снизить издержки участников рынка ценных бумаг;
  • привлечь новых иностранных инвесторов на российский рынок ценных бумаг.

В то же время некоторые профессиональные участники рынка выступают против принятия данного закона. Первоначальный проект ФЗ "О центральном депозитарии", подготовленный ФСФР, был подвергнут критике экспертами ПАРТАД, которые подготовили свои предложения, включающие 45 поправок. Кроме принципиальных замечаний, касающихся необоснованно завышенных полномочий ФСФР в отношении центрального депозитария, и положений, способствующих ограничению конкуренции на финансовом рынке, также указывалось на ряд юридически неграмотных формулировок, которые не соответствуют законодательству РФ. В дальнейшем законопроект был повторно внесен депутатом Государственной думы В. М. Резником, в нем были учтены некоторые предложения, но в целом суть документа осталась такой же. В частности, в п. 3 ст. 4 законопроекта сказано, что "Номинальным держателем в реестрах владельцев именных эмиссионных ценных бумаг, по которым зарегистрирован проспект ценных бумаг (проспект эмиссии), может являться только центральный депозитарий". Таким образом, значительная часть услуг, оказываемая депозитариями в качестве номинальных держателей, будет монополизирована, что может привести к увеличению издержек для инвесторов. О целесообразности введения некоторых положений законопроекта, которые остались без изменений, судить трудно. Например, эксперты ПАРТАД предлагали заменить требование о наличии собственного капитала в размере 1 млрд руб. на обязательное страхование деятельности центрального депозитария. Эти меры могут быть взаимодополняющими, не исключающими друг друга; кроме того, обязательное страхование подразумевает дополнительные издержки.

В то же время, многие претензии к прошлому законопроекту были учтены. Например, из услуг, оказываемых центральным депозитарием, были исключены те, которые являются функциями клиентских депозитариев (кастодианов), поскольку они могли привести к монополизации рынка. Наделение центрального депозитария излишне большим количеством функций спровоцировало бы дополнительные риски.

Предполагается, что центральный депозитарий будет выполнять следующие функции:

1) расчеты по результатам сделок, совершенных на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

2) проведение депозитарных операций по поручениям своих клиентов;

3) хранение сертификатов эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, за исключением облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

4) открытие счета номинального держателя иностранному депозитарию;

5) учет прав на ценные бумаги, владельцами которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации и Центральный Банк Российской Федерации;

6) хранение сертификатов ценных бумаг, владельцами которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации.

При этом все перечисленные функции, кроме проведения депозитарных операций по поручению своих клиентов, предполагается отнести к исключительным функциям центрального депозитария. Что касается расчетных функций, то на российском рынке есть два ведущих депозитария: НДЦ, который обслуживает ММВБ, и ДКК, проводящий расчеты по результатам торгов в РТС. Ресурсы указанных депозитариев вполне позволяют им также оказывать другие перечисленные функции. Фактически данные участники рынка ценных бумаг уже доминируют на рынке, что способствует позитивным моментам: эффект масштаба, снижение транзакционных издержек.

Есть примеры, когда на рынке существует депозитарий, который фактически выполняет функции центрального, но законодательно это не закреплено. Например, в США все расчеты по денежным средствам, связанные с операциями по ценным бумагам, проводятся через специальный клиринговый счет в Федеральном Резервном банке Нью-Йорка, открытый на имя крупнейшего депозитария — Depositary Trust Company, который де-юре не является центральным.

Вопрос о целесообразности законодательного закрепления такого положения на российском рынке остается открытым, так же как и о слиянии двух депозитариев. С одной стороны — возможный положительный эффект от увеличения капитализации, с другой — неизбежно возникающие риски при проведении реорганизации и реформировании инфраструктуры финансового рынка.

В то же время существует общая мировая тенденция к консолидации бирж, что способствует повышению их конкурентоспособности. В 2000 г. произошло объединение Амстердамской, Брюссельской и Парижской фондовых бирж в европейскую биржу Euronext. В 2002 г. к Euronext присоединилась Лондонская международная биржа фондовых фьючерсов и опционов (LIFFE) и Португальская биржа (BVLP). 4 апреля 2007 г. объединились Euronext и Нью-Йоркская фондовая биржа NYSE, в результате чего появилась крупнейшая трансконтинентальная биржа NYSE Euronext. В 2003 г. слияние бирж Стокгольма и Хельсинки привело к образованию биржи OMX AB, к которой впоследствии присоединились Таллиннская, Рижская, Вильнюсская и Копенгагенская фондовые биржи. Также периодически возникают переговоры о консолидации бирж и в других странах. Объединение фондовых бирж способствует привлечению зарубежных инвестиций и позволяет инвесторам регионально диверсифицировать свои вложения с меньшими издержками. Если говорить о слиянии двух ведущих российских бирж — ММВБ и РТС, то вряд ли созданная группа сможет успешно конкурировать с наиболее крупными биржами в мире. В настоящий момент объемы торгов на наших биржах несопоставимы с такими биржами, как NYSE Euronext, LSE и т. д. Проводя подобную реформу на российском рынке, в первую очередь следует учитывать интересы инвесторов внутри страны. Консолидация российских бирж позволит повысить ликвидность торгуемых ценных бумаг, избавить эмитентов от необходимости прохождения двойного листинга на разных биржах. В то же время, возможность выбора биржевой площадки для инвесторов и эмитентов стимулирует организаторов торговли к повышению привлекательности оказываемых услуг: снижению взимаемых комиссий, совершенствованию технологической базы и т. д.

Таким образом, существует риск того, что эффект от такого объединения будет отрицательным, и не стоит ожидать, что консолидация инфраструктуры финансового рынка решит все проблемы и обеспечит значительный приток иностранных инвестиций. В целом же любые изменения столь масштабного характера несут в себе определенные риски, поэтому данная система должна обладать устойчивостью и определенным запасом прочности.

Кроме таких глобальных проблем, как необходимость создания центрального депозитария и объединение фондовых бирж, существует много других, более насущных и действительно требующих решения. Возможно, российские биржи успешно интегрируются в международные финансовые рынки, но на данный момент не стоит торопить события. Вероятно, объединение инфраструктуры финансового рынка произойдет не к 2011 г., как это планируется в докладе ФСФР, а значительно позже. Понятно, что при желании можно ускорить этот процесс и реализовать все намеченные планы в установленные сроки, но реализация данной концепции только для того, чтобы ее осуществить, может привести к негативным последствиям.

Среди общих мировых тенденций, имевших место на финансовых рынках в 90-е гг. прошлого века, следует также отметить превращение ведущих мировых бирж в коммерческие организации, в результате чего приоритетными стали интересы акционеров — организаторов торговли, а не участников. Все это было компенсировано более активным участием государственных регулирующих органов или саморегулируемых организаций. В России саморегулируемые организации и регулятор финансового рынка в настоящий момент не обладают достаточными ресурсами для эффективного контроля биржевой и клиринговой деятельности. Одним из решений здесь может быть внесение изменений в законопроект об организованной торговле, в котором можно закрепить за биржевыми советами право решающего голоса по вопросам утверждения правил листинга и биржевой торговли.

Развитие учетных институтов

В докладе ФСФР также указывается на необходимость принятия мер по повышению надежности и устойчивости учетных институтов, которые уже должны быть приняты в 2008 г. Особенностью российской инфраструктуры является бездокументарная форма ценных бумаг, создающая основу для внедрения современных электронных технологий на финансовом рынке. Устойчивость такой системы может быть достигнута путем введения единых стандартов электронного документооборота. Также требуется разработка механизмов управления рисками расчетно-клиринговых систем, что потребует внесения ряда изменений в законодательство РФ о ценных бумагах и, в частности, принятия закона "О клиринговой деятельности". В целом можно выделить следующие меры, указанные в докладе ФСФР, которые должны быть введены для эффективной деятельности учетных институтов:

1) пересмотр порядка определения тарифов на услуги регистраторов и расчетных депозитариев, которые должны отражать экономический смысл оказываемых услуг и реальные затраты;

2) стимулирование перехода учетных институтов на электронный документооборот;

3) расширение перечня услуг, которые могли бы предлагать регистраторы участникам рынка;

4) повышение прозрачности деятельности регистраторов и депозитариев, а также исключение их участия в корпоративных конфликтах;

5) введение требований о раскрытии конечных бенефициаров депозитариев и регистраторов;

6) создание в инфраструктуре финансового рынка технических узлов, обеспечивающих унифицированные точки входа в системы учета регистраторов, осуществляющих ведение реестров владельцев высоколиквидных ценных бумаг;

7) урегулирование вопросов ответственности регистраторов и депозитариев при несанкционированном списании ценных бумаг со счета владельца;

8) уточнение правового статуса регистратора и номинального держателя, а также порядка взаимодействия регистратора с номинальным держателем.

Решение обозначенных задач позволит существенно снизить риски на финансовом рынке, а также повысить эффективность инфраструктуры финансового рынка. По значительной части вопросов уже разработаны концепции их решения, тем не менее совершенствование деятельности учетных институтов по многим перечисленным направлениям требует разработки механизмов их реализации.

Выводы

Перечисленные в докладе ФСФР меры, необходимые для развития российской финансовой инфраструктуры, условно можно разделить на неотложные и актуальные в перспективе. К первым можно отнести повышение надежности учетных институтов и создание эффективных механизмов их взаимодействия, ко вторым — консолидацию биржевой инфраструктуры и активную интеграцию российского финансового рынка в международные. И здесь, наверное, сначала придется решить более насущные вопросы, что также в итоге будет способствовать повышению капитализации инфраструктуры финансового рынка.


Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
РЦБ-CASUAL-3: Бурятия, Монголия. Игра на новом уровне
Совершенствование контроля за деятельностью управляющей компании
Квазирынок псевдоуслуг: междепозитарные мосты и схемы
В ожидании защиты
Система доверенных услуг как инструмент развития инфраструктуры финансового рынка
Консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры
Страхование на фондовом рынке: проблемы и перспективы
Секьюритизировать станет проще
Жизнь после кризиса: три вопроса к рейтинговым агентствам
Обслуживание накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих
Уровень просрочки не критичен
Как нам реорганизовать электронный документооборот на рынке коллективных инвестиций
Мировой финансовый рынок нуждается в регулировании
Сертифицированные связи: перспективы стандартизации профессии специалиста по связям с инвесторами
Трансфертное ценообразование и современные налоговые реалии
Ограничения на приобретение акций иностранными инвесторами в зарубежных странах
Бизнес - неопределенный объект оценки
Восток - дело тонкое
Тенденции мировой энергетики

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100