Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Ганцева Екатерина, Начальник юридического отдела НП "Национальная лига управляющих"

  • Все статьи автора

Совершенствование контроля за деятельностью управляющей компании

Август 2008

Вступление в силу изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" (далее — Федеральный закон) послужило новым витком в развитии паевых инвестиционных фондов. Немаловажное место в нем уделено усилению мер по защите прав и интересов инвесторов. А что может защитить лучше, чем постоянный и всесторонний контроль? В связи с тем что управление ПИФами осуществляют управляющие компании, в первую очередь ужесточается контроль за их деятельностью.

Контроль за деятельностью управляющих компаний можно разделить на государственный и негосударственный. Рассмотрим, что нового привнесено в государственный контроль.

В п. 1 ст. 55 Федерального закона функции государственного контроля за деятельностью управляющих компаний возложены на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Это осталось неизменным, как и то, что этим органом является ФСФР России.

На наш взгляд, контроль со стороны ФСФР России делится на две составляющие: контроль за самой УК и за деятельностью УК по управлению инвестиционными фондами.

Изменения в Федеральный закон расширили полномочия ФСФР России по контролю за управляющей компанией. Теперь к компетенции ФСФР России относится проверка не только самой УК (на предмет соблюдения лицензионных требований), но и лиц, владеющих (осуществляющих доверительное управление) 5 и более процентами обыкновенных акций (долей) управляющей компании, а также проверка соответствия управляющей компании установленным Федеральным законом требованиям. В развитие этого положения Федерального закона ФСФР России издала Приказ № 08-8/пз-н от 12 марта 2008 г. "О порядке и сроках уведомления управляющей компании, специализированного депозитария и Федеральной службы по финансовым рынкам лицом, владеющим (осуществляющим доверительное управление) 5 и более процентами обыкновенных акций (долей) управляющей компании или специализированного депозитария". Таким образом, ФСФР России начинает проверять надежность самой управляющей компании, а также надежность и чистоту материнских компаний. Позволит ли это избежать возникновения проблем у управляющих компаний и, как следствие, проблем у пайщиков — покажет время. Однако данная мера вполне может предотвратить или, как минимум, предугадать форс-мажорные ситуации, аналогичные возникшим в свое время в компаниях "Топ-капитал" и "Нефтегазовые активы", когда проблемы в УК явились следствием проблем в материнских структурах.

Контроль за деятельностью управляющих компаний по управлению ПИФами — отдельное направление деятельности ФСФР России. На его реализацию в той или иной мере направлены практически все принятые и принимаемые регулятором нормативные правовые акты. Подпункт 10 п. 2 ст. 55 Федерального закона прямо относит к полномочиям ФСФР осуществление контроля и надзора за деятельностью управляющих компаний. В его рамках ФСФР России проводит плановые и внеплановые проверки, получает необходимые документы, информацию и разъяснения от сотрудников УК. Разъяснения могут запрашиваться как в устной, так и письменной форме. И если для плановых проверок лимит установлен — не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 55 Федерального закона), то внеплановых проверок может быть бесконечное множество.

Управляющим компаниям нужно помнить, что внеплановые проверки проводятся в том числе на основании отчетов и уведомлений специализированного депозитария о выявлении нарушений, жалоб (заявлений, обращений) граждан и юридических лиц, сведений, полученных из средств массовой информации.

ФСФР России и раньше выступала органом, аккумулирующим огромное количество информации об управляющей компании и ее деятельности по доверительному управлению фондами. Теперь в связи со вступлением в силу изменений в Федеральный закон, а также принятием ряда нормативных актов в его развитие ФСФР имеет возможность контролировать практически любое действие управляющей компании и в случае нарушения законодательства осуществлять на нее соответствующее воздействие.

Меры, которые может принимать ФСФР России, описаны в Федеральном законе довольно подробно. Так, ст. 61 Федерального закона предусматривает наложение запрета на проведение всех или части операций, а также аннулирование лицензии. Перечень оснований, по которым ФСФР имеет право наложить данные взыскания, впечатляет. Так, в случае если управляющая компания по истечении 1 года со дня официального опубликования Федерального закона № 334-ФЗ от 6 декабря 2007 г. "О внесении изменений в Федеральный закон “Об инвестиционных фондах” и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не примет меры по введению в действие документов, подлежащих в соответствии с действующим Федеральным законом регистрации в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг, появится основание для введения запрета на проведение операций, связанных с осуществлением деятельности управляющей компании, а также для аннулирования лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Контролем за деятельностью управляющих компаний занимается не только государство в лице ФСФР России. Существует также негосударственный контроль, который, в свою очередь, делится на внутренний и внешний.

Внутренний контроль осуществляется уполномоченным сотрудником управляющей компании — контролером. Должность контролера была в управляющей компании всегда, однако изменения в Федеральный закон не могли обойти стороной вопрос совершенствования внутреннего контроля УК. Если раньше контролер подчинялся напрямую генеральному директору, что зачастую приводило к отсутствию достоверной информации у совета директоров (наблюдательного совета) и общего собрания акционеров (участников) управляющей компании о тех нарушениях, которые возникали в ходе деятельности по управлению ПИФами, то теперь контролер не только назначается на должность советом директоров (наблюдательным советом), а в случае его отсутствия — общим собранием акционеров (участников) управляющей компании, но и отчитывается перед ними же. Это дает контролеру большую свободу при осуществлении своих функций. Достоверно о практике применения этих нововведений можно будет судить лишь по прошествии определенного времени, так как на сегодняшний день возникает много вопросов, связанных с отсутствием необходимой нормативной базы. На данный момент контролерам при осуществлении своих функций, помимо Федерального закона, приходится руководствоваться Постановлением ФКЦБ России от 18 февраля 2004 г. № 04-5/пс "О регулировании деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов".

Внешний контроль за деятельностью УК по управлению паевыми инвестиционными фондами осуществляется специализированным депозитарием (контроль за распоряжением имуществом, составляющим ПИФ) и аудитором (контроль за достоверностью финансовой отчетности ПИФа). Как специализированный депозитарий, так и аудитор привлекаются управляющей компанией по гражданско-правовым договорам, заключаемым в рамках деятельности по управлению конкретным паевым инвестиционным фондом.

В связи с изменением порядка включения имущества в паевой инвестиционный фонд обязанность по контролю за управлением имуществом возникает у специализированного депозитария с момента поступления имущества на транзитный счет (в случае с ценными бумагами — на транзитный счет депо). Требования к правилам осуществления контроля специализированным депозитарием согласно п. 4 ст. 43 Федерального закона устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. К сожалению, данных документов пока не существует.

Ничего принципиально нового в отношении контроля со стороны аудитора в изменениях к Федеральному закону нет. Согласно п. 2 ст. 49 Федерального закона "аудиторской проверке на достоверность и соответствие требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг подлежат бухгалтерский учет, ведение учета и составление отчетности в отношении имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и операции с этим имуществом".

В случае если управляющая компания является членом саморегулируемой организации, возникает еще один вид контроля — контроль со стороны саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация разрабатывает правила и стандарты деятельности, обязательные для исполнения ее членами. Эти правила и стандарты устанавливают, в том числе, требования к профессиональной квалификации персонала управляющей компании, правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности, стандарты профессиональной этики, правила рекламы, требования к раскрытию информации и содержанию раскрываемой информации и многое другое. Ст. 58 Федерального закона предусматривает контроль со стороны саморегулируемой организации за соблюдением этих стандартов. Этот вид контроля также включает в себя проверку деятельности управляющих компаний.

Таким образом, система контроля за деятельностью управляющих компаний постоянно претерпевает изменения, направленные на ее совершенствование. И хотя может показаться, что деятельность УК подвергается слишком бдительному контролю, именно это делает вложение средств в паевые инвестиционные фонды столь привлекательным для потенциальных инвесторов.


Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
РЦБ-CASUAL-3: Бурятия, Монголия. Игра на новом уровне
Совершенствование контроля за деятельностью управляющей компании
Квазирынок псевдоуслуг: междепозитарные мосты и схемы
В ожидании защиты
Система доверенных услуг как инструмент развития инфраструктуры финансового рынка
Консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры
Страхование на фондовом рынке: проблемы и перспективы
Секьюритизировать станет проще
Жизнь после кризиса: три вопроса к рейтинговым агентствам
Обслуживание накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих
Уровень просрочки не критичен
Как нам реорганизовать электронный документооборот на рынке коллективных инвестиций
Мировой финансовый рынок нуждается в регулировании
Сертифицированные связи: перспективы стандартизации профессии специалиста по связям с инвесторами
Трансфертное ценообразование и современные налоговые реалии
Ограничения на приобретение акций иностранными инвесторами в зарубежных странах
Бизнес - неопределенный объект оценки
Восток - дело тонкое
Тенденции мировой энергетики

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100