Casual
РЦБ.RU

Факты и комментарии

Август 2008

Банковская система стала надежнее

6 августа 2008 г. рейтинговая служба Standard&Poor’s объявила о том, что на основании новой оценки страновых рисков (оценки BICRA) банковская система России переведена из группы 8 в 7, группу более высокой надежности. Одновременно Standard&Poor’s изменило оценку политики и позиции российского правительства с точки зрения его склонности предоставлять поддержку частным банкам и перевело его из группы стран "необязательно готовых оказать поддержку" в группу стран "готовых оказать поддержку". Кроме того, Standard&Poor’s подтвердило свою оценку уровня гипотетических валовых проблемных активов (ВПА), которые могут возникнуть в финансовой системе России в случае реализации обоснованного (но не катастрофического) сценария экономической рецессии. Согласно этой оценке, уровень ВПА в России составит 35—50%. Уровни BICRA и ВПА России по-прежнему выше, чем на некоторых других сопоставимых рынках. Это объясняется двумя основными факторами: слабостью институциональной системы и агрессивным ростом кредитования, который все в большей степени финансируется за счет внешних заимствований. Сохраняющиеся недостатки правовой и надзорной систем России создают дополнительные риски для банковского сектора. Акционерные структуры банков и компаний по-прежнему недостаточно прозрачны, банковская реформа продвигается медленно из-за сопротивления со стороны влиятельных групп. Высокая концентрация кредитного портфеля и ресурсной базы на отдельных контрагентах остается распространенным явлением. Оценка BICRA отражает сильные и слабые стороны банковской системы данной страны в сравнении с банковскими системами других государств. Используя градацию BICRA, банковские системы делятся с точки зрения их подверженности страновым рискам на 10 групп, самые сильные входят в группу 1, а самые слабые — в группу 10. Ольга Веселова, аналитик ИК "Тройка Диалог", считает, что по итогам года для банковского сектора можно ждать темпов роста на уровне 30—35%. "От III кв. мы не ожидаем обострения рисков ликвидности и в большей степени будем смотреть на маржу банков, на темпы привлечений депозитов, рост средств на счетах компаний. Опасений существенного замедления темпов роста или критического обострения отдельных рисков в III кв. у нас нет", — отмечает аналитик. Также S&P понизило долгосрочный кредитный рейтинг и рейтинг приоритетного необеспеченного долга компании TNK-BP International Ltd. (ТНК-BP) с "ВВ+" до "ВВ" в связи с озабоченностью относительно затянувшегося конфликта между акционерами компании. Дмитрий Александров, аналитик ИК "Файненшл Бридж", оценил новость как умеренно негативную, так как котировки уже достаточно продавлены.

Резервы на "черный день"

По данным отчетности за первое полугодие, Сбербанк на треть увеличил объем резервирования на возможные потери по ссудам по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 98,5 млрд до 128,9 млрд руб.). При этом в первом полугодии текущего года резервы росли значительно быстрее, чем во втором полугодии прошлого (12,2 против 4,5%). Прогрессирующее ухудшение качества кредитного портфеля подтверждает и поквартальное сравнение объемов резервирования. В первом квартале рост резервного фонда составил 2,3%, во втором — уже 9,7%. По мнению аналитиков, это свидетельствует об ухудшении качества кредитной задолженности Сбербанка. Согласно нормативным актам Банка России, чем ниже качество кредита, тем больший под него требуется сформировать резерв. Цель резервирования — компенсация убытков банка на случай невозврата кредита и, как следствие, поддержание его финансовой устойчивости. Специалисты считают, что ухудшение качества кредитного портфеля Сбербанка, которое было заметно еще в начале года, связано с ужесточением подхода нового менеджмента банка к оценке кредитов, выданных при старой команде. Согласно международной отчетности Сбербанка по итогам 2007 г., банк показал увеличение доли кредитов, выданных высокорисковым заемщикам — компаниям сферы обслуживания, с 9,6 до 15,3%, компаниям строительного сектора — с 2,9 до 4,5%.

Рост "плохих" долгов демонстрирует не только сегмент корпоративного кредитования, но и розничный сектор. В I кв. нынешнего года просрочка по кредитам физических лиц увеличилась по сравнению с началом года на 7,3%, во II кв. — на 12,9% по сравнению с первым. За полугодие рост "плохих" розничных долгов составил 21%.

В дальнейшем вклад в ухудшение качества кредитного портфеля крупнейшего банка страны может внести либерализация кредитной политики, проводимая новым руководством Сбербанка. В текущем году были снижены ставки по ипотечным кредитам и кредитам на неотложные нужды, овердрафтам, автокредиты стали выдаваться без справок о доходах. Однако эксперты отмечают, что достоверная картина о состоянии кредитного портфеля банка откроется после опубликования им отчетности по МСФО.

Новый путь МЭР

В начале августа МЭР опубликовал Проект "Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ". Программа рассчитана на период с 2008 по 2020 гг. В ней утверждается, что в России удалось достигнуть высокой степени открытости российской экономики. В 2007 г. внешнеторговый оборот составил 45% ВВП, в программе подчеркивается, что это один из самых высоких показателей для стран с развитой экономикой. Также МЭР считает, что за последние годы экономика в России стала существенно более защищенной от макроэкономических кризисов, в основном за счет международных резервов РФ, которые в середине текущего года составили около 600 млрд долл. В прошлом году капитализация российских компаний превысила 100% ВВП.

Лейтмотив доклада — переход российской экономики на инновационный путь развития. Планируется, что к 2020 г. Россия займет значимое место (5—10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в нескольких секторах. В рамках программы перехода определены два этапа. Первый (2008—2012 гг.) основан на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов. В этот период должна быть создана инфраструктура международного финансового центра в Москве, проведена либерализация экономической среды и т. д. Уровень инфляции в завершение этого этапа не должен превышать 6,5% в год. Второй этап (2013—2020 гг.) — "рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу". В этот период уровень инфляции должен быть снижен до 3—3,5% в год. В концепции обращается внимание на необходимость предотвращения избыточного государственного вмешательства в экономическую деятельность. При этом особое внимание уделяется государственным институтам развития. По мнению авторов концепции, необходимо исключить возможность использования проверок и инспекций для остановки и уничтожения конкурента, что, как мы знаем, происходит сплошь и рядом. Уделяется внимание механизмам частно-государственного партнерства. Правда, из программы не понятно, какие именно это будут механизмы. До 2020 г. средние темпы экономического роста должны составлять 6—7% в год.

В программе говорится о том, что на рубеже 2010—2015 гг. возможно появление дефицита платежного баланса. Это может произойти в связи с повышением темпов роста импорта, увеличением платежей по обслуживанию корпоративного долга и при снижении цен на нефть, что приведет к прекращению укрепления курса рубля. Основной приоритет развития финансовых рынков и банковского сектора — создание МФЦ. Планируется повысить уровень банковского кредитования экономики с 40% ВВП в 2007 г. до 70—75% в 2015 г. и 80—85% в 2020 г., вклад банковского сектора в финансирование инвестиций в основной капитал — с 9,4% в 2007 г. до 20—25% в 2020 г. Уровень капитализации российских компаний должен возрасти до 170—200% ВВП к 2020 г., отношение стоимости российских корпоративных облигаций в обращении к ВВП — с 3,8% в 2007 г. до 22—25% в 2020 г.

Согласно докладу МЭР поддерживает идею создания центрального депозитария. Одна из целей — развитие страхования рисков, включая страхование ответственности финансовых посредников, формирование гарантийных и компенсационных фондов, развитие рынка производных финансовых инструментов с целью хеджирования рисков. Также планируется формирование рынка целевых облигаций, в том числе под инфраструктурные проекты. В программе декларируется необходимость введения безотзывных вкладов. Предполагается повышение роли рейтинговых агентств и СРО. Естественно, одна из основных задач — превращение российского рубля в ведущую региональную резервную валюту на пространстве СНГ.

Энергетический компромисс

Правительство РФ Постановлением № 581 от 4 августа 2008 г. утвердило Минэнерго РФ в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю над деятельностью НП "Совет рынка" (бывшее НП "Администратор торговой системы"). В соответствии с Постановлением Минэнерго получает право накладывать вето на решения "Совета рынка", направлять в органы управления "Совета" вопросы, обязательные для рассмотрения, а также принимать по ним решения, если указанные органы не сделают этого в течение 45 дней. В Минэнерго решение назвали "позитивным и логичным", так как именно оно отвечает за развитие отрасли и "обеспечивает социальную защищенность потребителей".

Рынок мощности, запущенный 1 июля 2008 г. и призванный привлечь инвестиции в новую генерацию, предполагает подачу генераторами ценовых заявок на КОМ. Экономическая обоснованность заявок оценивается "Советом рынка" исходя из процента возврата на капитал по спецметодике, которую еще предстоит разработать. В ходе согласования проекта постановления правительства о запуске рынка мощности ряд ведомств высказывали опасение, что отсутствие государственного контроля может привести к резкому росту цен. Чтобы избежать этого, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) требовала предоставить ей право устанавливать максимумы биржевых цен, против чего возражало РАО "ЕЭС России".

После вмешательства вице-премьера Игоря Сечина право оценивать экономическую обоснованность ценовых заявок было закреплено за "Советом рынка". Однако спустя неделю премьер Владимир Путин дал понять, что государство не намерено отказываться от контроля над энергосистемой, доверяя рычаги управления рынком саморегулируемым организациям.

По мнению экспертов, решение сохранить за "Советом рынка" право оценивать экономическую обоснованность заявок, предоставив Минэнерго право вето, выглядит компромиссом. В тоже время ряд участников рынка отмечают, что стремление государства установить контроль над "Советом рынка" противоречит идеологии реформы и является отрицательным фактором как для самих участников рынка, так и для инвесторов. Энергетическое сообщество также выражает надежду на то, что государство не будет злоупотреблять правом вето и станет его использовать только в качестве исключительной меры. В то же время, ряд экспертов, напротив, считают данное решение оптимальным, отмечая, что после утверждения методики оценки ценовых заявок у Минэнерго не будет необходимости вмешиваться в работу оптового рынка, который и так достаточно жестко регулируется.

Долги в третьи руки

Впервые в российской практике коллекторское агентство отказалось вести работу с купленным у банка долговым портфелем и выставило его на продажу. Национальное агентство по сбору платежей (НАСП) предложило другим коллекторам поучаствовать в тендере на свой долговой портфель. Агентствам предлагается принять участие в тендере и купить долговой портфель, приобретенный ранее у одного из коммерческих банков. В основном он состоит из задолженностей по автокредитам физических лиц. Просрочка по всем кредитам составляет более 360 дней, общая сумма задолженности — более 215 тыс. долл. В своем извещении НАСП сообщает, что, кроме отправлений должникам сообщений о смене кредитора, никаких других действий по взысканию задолженностей агентство не проводило.

Для российских участников рынка коллекторских услуг такое предложение оказалось новостью. По их словам, еще ни одно коллекторское агентство не выставляло на продажу неотработанный портфель. Привлекательность неотработанных портфелей кредитов в качестве товара участниками рынка оценивается неоднозначно, поскольку, с одной стороны, должники еще не имели опыта взаимодействия с коллекторами, а с другой — уже прошло достаточное количество времени, и должников труднее найти.

Эксперты также отмечают, что продажа агентством неотработанных долгов вполне может свидетельствовать о возникновении у НАСП определенных проблем с ликвидностью, вследствие чего у агентства может просто не быть средств на обслуживание данного долгового портфеля.

По мнению участников рынка, прецедент НАСП говорит о возможности активизации участников коллекторского рынка в сегменте M&A, поскольку небольшим коллеторским агентствам становится все сложнее выживать на рынке.

Представители же банковского сообщества, в свою очередь, отмечают, что переуступка прав требования задолженностей в третьи руки может негативно сказаться и на имидже банка, продавшего свой портфель.

ВЭБ переиграл управляющих

Государственная управляющая компания Банк развития (Внешэкономбанк), управляющая средствами "молчунов", подвела итоги деятельности по управлению средствами пенсионных накоплений граждан в первом полугодии. Доходность инвестирования за этот период составила 4,85% годовых (инфляция за этот период составила 13,9% годовых). За прошедшие 12 мес. доходность составила 5,52% (при инфляции 15,1% годовых), а за последние 3 года — 7,33%.

Несмотря на то что далеко не все частные управляющие компании отчитались о результатах своей деятельности в первом полугодии, эксперты прогнозируют, что доходность ВЭБа окажется выше, как это было в первом квартале. Тогда ВЭБ проиграл в доходности лишь 4 компаниям из 55. На сегодняшний день известны результаты управления пенсионными накоплениями у 12 компаний, и все они ниже результатов, показанных ВЭБом.

По мнению самих управляющих, показать доходность, большую, чем у частных компаний, инвестирующих преимущественно в акции, ВЭБу, использующему весьма консервативную стратегию инвестирования, под силу исключительно на падающим рынке, каким он и был последние полгода.

Согласно законодательным требованиям ВЭБ может инвестировать средства пенсионных накоплений граждан лишь в самые консервативные инструменты, преимущественно в государственные облигации. Так, по состоянию на 30 июня под управлением госкомпании находилось 353 млрд руб. пенсионных накоплений, 341,6 млрд руб. (96,6%) было размещено в госбумагах.

Управляющие также обращают внимание на то, что квартальные результаты доходности непоказательны и, если взять среднюю доходность инвестирования, допустим, за последние 3 года, доходность, показанная Банком развития, кажется существенно ниже рынка. Они отмечают, что инвестиционная стратегия ВЭБа не позволяет ему достичь главной цели инвестирования пенсионных накоплений — переиграть инфляцию.

Нефтяные нарушители

Как сообщило ФАС России, 1 августа 2008 г. истек срок предоставления нефтяными компаниями — ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Газпром нефть", ОАО "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "НК “Роснефть”", ОАО "Сургутнефтегаз" — информации, запрошенной Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) в рамках дел, возбужденных по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" (запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением). К указанному сроку необходимые для антимонопольного расследования сведения представило только ОАО "Сургутнефтегаз".

4—5 августа 2008 г. в отношении вышеперечисленных компаний ФАС России провела контрольные мероприятия в целях получения необходимой информации. К участию в проверках были привлечены представители МВД России. Непредставление информации, необходимой ФАС России для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с КоАП РФ является правонарушением, создающим угрозу государственному управлению. В связи с этим ФАС России рассматривает возможность привлечения к административной ответственности как самих компаний, так и их должностных лиц. Напомним, признаки злоупотребления доминирующим положением со стороны ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Газпром нефть", ОАО "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "НК “Роснефть”", ОАО "Сургутнефтегаз" усматриваются в установлении монопольно высокой цены на оптовых рынках топлива в РФ, а также в создании дискриминационных условий для покупателей на оптовых рынках.

Ипотека сокращается

Согласно официальной статистике Банка России о кредитовании физических лиц, по состоянию на 1 июля 2008 г. общий объем предоставленных физическим лицам кредитов в рублях и иностранной валюте составил 2,2 трлн руб. Из них ипотечных кредитов банки выдали на 339 млрд руб., что составляет 15,1% от общего объема ссуд гражданам. По итогам I кв. банки выдали ипотечных кредитов на сумму 157 млрд руб. — 16,3% от общего объема выданных кредитов (957 млрд руб.). Таким образом, при росте выдачи ипотеки в абсолютном выражении ее доля в общем портфеле кредитов физическим лицам снизилась. При этом сокращение доли ипотеки в розничном кредитном портфеле Банк России зафиксировал впервые с 2006 г. Ранее она лишь увеличивалась.

Статистика Банка России подтверждает, что российские банки отреагировали на мировой ипотечный кризис ужесточением условий кредитования. В результате динамика роста доли ипотеки стала замедляться, однако негативной стала только сейчас. Кроме того, именно в текущем году многие банки повысили ставки по ипотечным кредитам, ужесточили требования к заемщикам и переключились с ипотечного кредитования на корпоративное как менее рискованное. Помимо повышения ставок, банки ужесточили и стандарты ипотечного кредитования: сумма первоначального взноса увеличена с 10 до 20%, а в качестве подтверждения доходов принимаются лишь справки 2-НДФЛ.

Ситуацию с ипотечным кредитованием усугубили также действия Банка России и обстановка на смежных рынках, отмечают эксперты. Коммерческие банки реагируют на повышение ставки рефинансирования ЦБ РФ, добиваясь баланса стоимости привлекаемых и кредитных средств. На сокращение ипотеки повлияло и снижение объема ввода в эксплуатацию нового жилья, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, которые обеспечивают значительный вклад в ипотечное кредитование.

Долговая поддержка

Министерство финансов США поддержало инициативу крупнейших американских банков — Bank of America, Citigroup, JPMorgan Chase и Wells Fargo — начать выпуск ипотечных облигаций с покрытием (covered bonds). Простые ипотечные облигации также обеспечены закладными на жилье, но под них, как правило, выпускаются производные финансовые инструменты. В случае дефолта по производным инструментам инвестору бывает сложно добраться до начала цепочки, чтобы предъявить требования к эмитенту. Облигации с покрытием являются прямыми обязательствами банка-эмитента, они остаются на его балансе, и в случае дефолта инвестор имеет возможность обратиться с претензиями непосредственно к эмитенту.

Одобрение начала массового выпуска обеспеченных ипотечных облигаций — очередной шаг президентской администрации по оказанию помощи оказавшемуся в кризисе рынку жилья. Ранее министерство финансов объявило о планах помощи ипотечным агентствам Fannie Mae и Freddie Mac путем создания безлимитной для этих агенств кредитной линии и получения права на инвестирование в них.

Интерес правительства США к обеспеченным облигациям обусловлен успехом европейского рынка covered bonds. Его объем оценивается примерно в 3 трлн долл. В США обеспеченные облигации впервые были выпущены 2 года назад, до сих пор их эмитировали только Bank of America и Washington Mutual Inc. Сами банки уверены в успехе кампании. По словам представителя Bank of America, со временем объем эмиссии обеспеченных ипотечных облигаций может достичь 1 трлн долл.

По мнению аналитиков, облигации с покрытием могут заинтересовать прежде всего негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, которые обязаны инвестировать в высоконадежные инструменты.

На российском ипотечном рынке данный финансовый инструмент едва ли приживется, отмечают эксперты. На Западе выпуск облигаций с покрытием регулируется специальным законодательством, а выпускать их могут только крупные банки. При покупке таких бумаг инвесторы анализируют не только качество бумаг, а в большей степени финансовое состояние самого эмитента. Специалисты считают, что для развития российского ипотечного рынка одной из важнейших задач является внебалансовая секьюритизация, когда пул ипотечных кредитов списывается с баланса банка и качество закладных оценивается вне зависимости от состояния банка.

Неприбыльное страхование

С 6 августа крупнейшие мировые страховые компании начали публикацию своих квартальных и полугодовых отчетов.

Крупнейшая в Европе страховая группа Allianz сообщила, что ее чистая прибыль во II кв. упала на 28% — до 1,5 млрд евро с 2,1 млрд евро за аналогичный квартал прошлого года. По сообщению компании, во II кв. из-за нестабильности на фондовых рынках продажи полисов так называемого фондового страхования жизни (unit-linked life insurance products) — когда накопления клиента инвестируются в определенные им самим фонды, — упали у Allianz на 19%, общие доходы от страховых взносов — на 10,9%.

На отчетности компании сказался и банковский бизнес группы — Dresdner Bank зафиксировал операционные убытки в 566 млн евро по сравнению с прибылью в 427 млн евро за аналогичный квартал прошлого года. В условиях продолжающегося финансового кризиса банку пришлось списать инвестиции на 286 млн евро.

Руководство Allianz было вынуждено предупредить рынок о том, что по итогам года компания вряд ли сможет достичь ранее запланированного роста прибыли в среднем на 10%. После таких объявлений акции страховщика во Франкфурте сразу упали в цене на 2,2%, до 110,83 евро за штуку.

Акции второго по величине в Европе страховщика, французской компании AXA, доложившей 7 августа о снижении прибыли в первом полугодии на 32%, до 2,1 млрд евро, напротив, выросли в Париже на 6%. Аналитики ожидали от компании еще большего снижения прибыли — примерно до 1,8 млрд евро.

Более всех рынок огорчил в августе крупнейший в мире страховщик — американская AIG, которая 6 августа вечером, после закрытия рынков сообщила о третьих подряд квартальных убытках — во II кв. потери составили 5,36 млрд долл. (по сравнению с прибылью в 4,28 млрд долл. в прошлом году). На инвестициях в американский рынок жилья компания во II кв. потеряла около 4 млрд долл. Акции AIG сразу после открытия рынков в США упали на NYSE на 16%, показав худшую динамику с 1987 г.

Российские страховые компании не ожидают убытков от снижения продаж продуктов инвестиционного страхования жизни. В Европе до 50% притоков в паевые фонды приходятся на unit-linked-продукты. В России этот вид услуг представлен слабо в силу отсутствия нормативной базы — в настоящее время его пытаются развивать лишь 2 компании в нашей стране. Однако, по мнению участников рынка, российские страховщики в будущем все же получат замедление роста бизнеса вследствие сокращения автокредитования и ипотеки и, следовательно, сокращения страхования в данном сегменте.

Инновации и аналитика рынка облигаций

СРО Национальная фондовая ассоциация (СРО НФА) и Международная ассоциация профессиональных риск-менеджеров (PRMIA) под эгидой Европейской комиссии по облигациям (EFFAS-EBC) и при поддержке Банка России и ICMA проводят 19 сентября 2008 г. в отеле "Ренессанс" I Международную Конференцию "Инновации и аналитика рынка облигаций".

Мероприятие, помимо важной и новой для России тематики, в настоящее время имеет особую значимость на фоне продолжающихся затруднений с ликвидностью, когда рынок облигаций выступает источником обеспечения ликвидности и стабильности финансового рынка в целом. Кроме того, данная Конференция для международных участников станет своеобразным смотром российских облигационных инноваций и их авторов.

Среди вопросов, представленных к обсуждению, можно выделить следующие:

  • макроэкономическая ситуация и перспективы fixed-income;
  • внутренний рынок облигаций и его особенности;
  • ликвидность рынка облигаций;
  • первичное размещение облигаций: как оценить эффективность;
  • результативное управление портфелем облигаций;
  • стандарты облигационного рынка;
  • биржевые облигации: перспективы нового сегмента;
  • РЕПО с облигациями, управление рисками;
  • еврооблигации в системе рефинансирования внутреннего рынка;
  • новации на рынке субфедеральных ценных бумаг;
  • бескупонные кривые доходностей и кредитные спрэды, их эффективное использование для оценки кредитных рисков;
  • производные на процентные ставки и структурированные продукты: их перспективы в России;
  • облигационный фиксинг как ценовой механизм;
  • продукты секьюритизации в условиях кризиса;
  • проблемы рейтингования облигаций и их эмитентов.

Стремление к открытости

Администрация Краснодарского края приглашает принять участие в Ежегодном открытом конкурсе годовых отчетов. К участию в конкурсе допускаются компании, зарегистрированные в форме акционерных обществ, действующие на территории Российской Федерации. Участие предусмотрено на бесплатной основе. Победители открытого конкурса в номинациях и абсолютный победитель награждаются Почетными грамотами администрации Краснодарского края и благодарностями главы администрации Краснодарского края в соответствии с решением комиссии. Конкурс и его итоги широко освещаются в краевых и общероссийских средствах массовой информации.

В состав конкурсной комиссии входят представители администрации Краснодарского края и ведущие эксперты таких компаний, как: Российский институт директоров, Журнал "Управление компанией", Фондовая биржа РТС, Рейтинговое агентство "Эксперт РА", Издательский дом "РЦБ", Аудиторская компания КПМГ, Фондовая биржа ММВБ и др.

Основные цели конкурса:

  • формирование позитивного имиджа компании среди потенциальных инвесторов;
  • повышение качества корпоративного управления;
  • продвижение передового опыта раскрытия информации.

Конкурс проводится в следующих номинациях:

  • "Уровень раскрытия информации";
  • "Дизайн и идея";
  • "Отраслевой отчет" (с разбивкой по отраслям);
  • "Лучший дебют".

Чтобы принять участие в конкурсе годовых отчетов, компаниям необходимо до 1 сентября 2008 г. предоставить в департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края следующие материалы:

  • заявку на участие в конкурсе с обязательным указанием контактного лица (полных имени и фамилии) и его координат (телефона, электронного адреса). Заявка составляется в произвольной форме либо ее можно найти на сайте департамента www.finmarket.kubangov.ru в разделе "Фондовый рынок/Конкурс годовых отчетов";
  • годовой отчет в печатном виде;
  • электронная версия отчета в любом формате (при наличии).

Обзор подготовлен по материалам компаний, информационных агентств и печати.


Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
РЦБ-CASUAL-3: Бурятия, Монголия. Игра на новом уровне
Совершенствование контроля за деятельностью управляющей компании
Квазирынок псевдоуслуг: междепозитарные мосты и схемы
В ожидании защиты
Система доверенных услуг как инструмент развития инфраструктуры финансового рынка
Консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры
Страхование на фондовом рынке: проблемы и перспективы
Секьюритизировать станет проще
Жизнь после кризиса: три вопроса к рейтинговым агентствам
Обслуживание накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих
Уровень просрочки не критичен
Как нам реорганизовать электронный документооборот на рынке коллективных инвестиций
Мировой финансовый рынок нуждается в регулировании
Сертифицированные связи: перспективы стандартизации профессии специалиста по связям с инвесторами
Трансфертное ценообразование и современные налоговые реалии
Ограничения на приобретение акций иностранными инвесторами в зарубежных странах
Бизнес - неопределенный объект оценки
Восток - дело тонкое
Тенденции мировой энергетики

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100