Casual
РЦБ.RU

Конкурс годовых отчетов и сайтов. Текущие тенденции в раскрытии информации эмитентами

Июль 2008

    Законодательные требования и раскрываемая информация
    Порядок, сроки и содержание раскрываемой эмитентами информации регулируются ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Положением "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение о раскрытии информации). Кроме годовых отчетов, все открытые и закрытые акционерные общества, которые осуществили публичное размещение ценных бумаг, обязаны публиковать: годовую бухгалтерскую отчетность; устав и иные внутренние документы общества, регулирующие деятельность его органов; сведения об аффилированных лицах и др. Если у эмитента был зарегистрирован хотя бы один проспект ценных бумаг, то также возникает обязанность по раскрытию ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах. Из перечисленных документов наиболее содержательным является ежеквартальный отчет, структура которого четко регламентирована.
    Годовой отчет должен характеризовать деятельность предприятия в целом, подводить итоги, обозначать планы и перспективы развития. Согласно Положению о раскрытии информации данный документ содержит:

  • положение акционерного общества в отрасли;
  • приоритетные направления деятельности;
  • отчет совета директоров (наблюдательного совета) о результатах развития акционерного общества по приоритетным направлениям его деятельности;
  • перспективы развития акционерного общества;
  • отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям;
  • описание основных факторов риска, связанных с деятельностью акционерного общества;
  • перечень совершенных акционерным обществом крупных сделок, а также сделок, в которых имелась заинтересованность, признаваемых таковыми в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах";
  • сведения о совете директоров, единоличном и коллегиальном органах управления, а также критериях определения и размере их вознаграждения;
  • сведения о соблюдении Кодекса корпоративного управления;
  • иную информацию, предусмотренную уставом или другим внутренним документом акционерного общества.
    Рекомендации по содержанию годового отчета, которые тоже следует учитывать, есть в Кодексе корпоративного поведения. В соответствии с законодательством соблюдение Кодекса, который описывает этические нормы по многим аспектам деятельности хозяйственных обществ, не является обязательным. Если эмитент основывает свою деятельность на следовании принципам данного документа, то в годовой отчет целесообразно включить сведения о соблюдении Кодекса корпоративного поведения. Подробное описание того, какую информацию нужно указывать в годовом отчете, есть в "Методических рекомендациях по составу и форме представления сведений о соблюдении Кодекса корпоративного поведения в годовых отчетах акционерных обществ".
    Важно, чтобы отчет был вовремя опубликован. Согласно Положению о раскрытии информации "акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества". Сроки проведения собрания акционеров и составления протоколов об итогах голосования регламентированы ФЗ "Об акционерных обществах". Годовое собрание акционеров проводится не ранее чем через 2 мес. и не позднее чем через 6 мес. после окончания года, а "протокол об итогах голосования составляется не позднее 15 дней после закрытия общего собрания акционеров или даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования".
    Большинство эмитентов, понимая важность создания имиджа финансово прозрачной компании, не ограничиваются минимальными требованиями к содержанию годовых отчетов. Кроме привлечения внимания инвесторов, хороший годовой отчет может быть также ориентирован на клиентов, что особенно характерно для финансовых компаний. Ярким примером этого служит годовой отчет банка ЗАО ВТБ 24, ставшего одним из победителей в прошлом году в номинации "Лучший уровень раскрытия информации для клиентов в годовом отчете финансовой компании". В данном отчете подробно рассказывается о продуктах, услугах и каналах доступа к услугам банка.

    Подготовка годового отчета
    Годовой отчет может быть подготовлен самой компанией или с привлечением стороннего консультанта. Существуют разные мнения по поводу того, кем должен готовиться отчет. После прошлого конкурса годовых отчетов и сайтов Александр Трегуба (НАУФОР), выступая, сказал: "Заметно, когда компании пишут годовой отчет сами, а когда отдают на аутсорсинг. Кому как, а мне больше нравятся отчеты, сделанные собственными силами. Есть компании, которые думают о том, что и как написать не перед сдачей отчета, а в течение всего года. Во всяком случае, даже если отчет пишется привлеченными извне специалистами, это не должно быть столь очевидно".
    Действительно, у каждой компании есть своя специфика деятельности, определенные приоритеты в работе, которые лучше собственных сотрудников никто не знает. С другой стороны, в крупной компании трудно найти специалиста, который был бы в курсе всех сфер деятельности и мог бы к нужному сроку доступно и качественно изложить необходимую информацию в годовом отчете. Кроме того, привлечение профессионального консультанта для подготовки документа поможет избежать ненужной детализации и определить основные моменты, на которых следует сделать акцент.
    При возложении обязанности подготовки отчета на внешнего консультанта все равно потребуется содействие сотрудников компании. Как правило, информация, которую необходимо собрать, находится в различных отделах. Одним из преимуществ привлечения специалистов в данной области является, как правило, осведомленность о практике создания годовых отчетов не только в нашей стране, но и за рубежом, что важно, если компания также ориентируется на иностранных инвесторов. Профессиональный консультант поможет составить грамотную версию отчета на английском языке, подобрать дизайн и оформить документ так, чтобы он имел представительный вид и вместе с тем его форма не отвлекала бы от содержания.

    Раскрытие информации на сайте компании
    Победителями в номинации "Лучший уровень раскрытия информации для инвесторов на сайте эмитента" в 2007 г. стали ОАО "НК "Роснефть"", ОАО "Мосэнерго", ОАО "Северо-Западный Телеком". Оценка сайтов производилась по трем блокам: "О компании", "Производственная деятельность", "Акционерам и инвесторам".
    Если оценивать уровень раскрытия информации, то на сайте прежде всего должны присутствовать все корпоративные документы, которые эмитент обязан опубликовать в сети Интернет. При этом совсем необязательно, чтобы у эмитента был собственный сайт. Услугу по раскрытию информации на своем ресурсе обычно предоставляют информационные агентства и регистраторы. Существуют также требования по срокам хранения такой информации. Например, текст годового отчета должен быть доступен не менее 3 лет с даты его опубликования. Большинство эмитентов не ограничиваются определенными сроками и хранят все раскрытые документы бессрочно.
    При размещении документов следует также позаботиться об удобстве пользователей сайта. Согласно Положению о раскрытии информации "при опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации". Не совсем понятно, зачем отдельные компании затрудняют доступ к раскрываемой информации, требуя предварительно зарегистрироваться на сайте. Абсолютно недопустимым является отсутствие каких-либо документов, которые эмитент обязан опубликовать в Интернете. Следует помнить, что за нарушения порядка раскрытия информации для должностных и юридических лиц предусмотрена административная ответственность (ст. 15.19 КоАП РФ).
    Важно также продумать дизайн сайта, позволяющий заинтересованным лицам быстро найти нужные документы. В номинации "Лучший дизайн и навигация сайта компании" победили ЗАО "Миннеско Новосибирск", группа компаний "РЕГИОН", ОАО "Казаньоргсинтез". Доступная подача информации на сайте важна, поскольку его пользователями, кроме инвесторов, являются также клиенты и контрагенты компании. Необходимо определить структуру сайта, на кого будет рассчитан каждый раздел, и, соответственно, какие сведения и где будут размещены. Уместно будет помимо документов и сведений для клиентов разместить дополнительные данные о хозяйственной деятельности, сопроводив их наглядными графиками и таблицами. Разработка качественного корпоративного сайта требует высокого профессионализма, поэтому если в компании нет хороших специалистов в этой области, то ей не обойтись без услуг внешних консультантов.

    Конкурс годовых отчетов и корпоративных сайтов
    В конце 2007 г. были подведены итоги очередного X Ежегодного федерального конкурса годовых отчетов и корпоративных сайтов. Традиционно он проводится осенью, когда у всех эмитентов готовы и опубликованы годовые отчеты. Последние 4 года конкурс проходит в рамках Федерального инвестиционного форума (ФИФ), на котором рассматриваются актуальные проблемы развития инвестиционного, финансового и организованного товарного рынков, реальной практики использования финансовых инструментов для развития предприятий, а также прогнозы развития экономической ситуации. В 2008 г. ФИФ пройдет 18-19 ноября; на нем также будут подведены итоги Конкурса годовых отчетов и корпоративных сайтов.
    В 2007 г. в конкурсе годовых отчетов приняли участие 117 компаний, в конкурсе корпоративных сайтов - 73 компании. Ввиду преобладания по уровню подготовки годовых отчетов компаний отдельных отраслей были введены новые номинации (по аналогии с отраслевыми Индексами РТС), что позволило дать возможность большему числу эмитентов проявить себя. Добавлены территориальные номинации по каждому федеральному округу. Также в прошлом году были предложены дополнительные номинации "Лучший отчет по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию" и "Экологическая эффективность компании".

    Выводы
    Годовой отчет является возможностью дать представление инвесторам, контрагентам и клиентам о состоянии и перспективах эмитента. Вовремя и в полном объеме раскрытая информация, в том числе и посредством годового отчета, положительно влияет на деловую репутацию компании. Отчет может быть подготовлен сотрудниками компании cамостоятельно или с привлечением стороннего консультанта, если внутри компании нет специалистов, для которых подготовка корпоративных документов является основной обязанностью. Кроме своевременного и качественного раскрытия всех необходимых документов, положительным моментом будет наличие у компании качественного корпоративного сайта, что также способствует созданию положительного имиджа.


Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
А был ли кризис?
Металлургия: диверсификация, оптимизация, экспансия
Сегодня металлургия - одна из самых перспективных отраслей на фондовом рынке
Рост цен на сталь: риски инвестиций в секторе черной металлургии
Возможности и угрозы для российской металлургии
Норникель был слишком осторожен
Роковой апрель "Норильского никеля"
Сделки на рынке M&A: количество или качество?
Покупай, пока дешево
Диверсификация бизнеса металлургических холдингов
Система корпоративного управления ОАО "Северсталь"
Жажда стали
Чем крупнее - тем лучше
Металлическое Эльдорадо
Биржевые облигации: дебют состоялся
О некоторых проблемах развития российской финансовой системы
Российский рынок пока нуждается в опеке
Корпоративная культура оставляет желать лучшего
"Товарный синдром" российского рынка акций
Новые возможности российских компаний на американских рынках капитала
Конкурс годовых отчетов и сайтов. Текущие тенденции в раскрытии информации эмитентами
Профессия IR в законе

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100