Casual
РЦБ.RU

Муниципальные облигации Новосибирска

Июль 2008


    Новосибирск - самое крупное муниципальное образование в Российской Федерации, центр Сибирского Федерального округа (СФО), третий по численности населения и четвертый по площади город в стране. Бюджет Новосибирска является крупнейшим по величине доходов среди бюджетов всех муниципальных образований и опережает по этому показателю ряд субъектов Российской Федерации.

    За последние 3 года доходы города выросли в 2 раза и на начало 2008 г. достигли 26,8 млрд руб. В текущем году планируется их увеличение до 30,3 млрд руб.
    С 2006 г. муниципальный долг города сократился в 2,5 раза: с 4 617,0 млн руб. (на 1 января 2006 г.) до 1 846,2 млн руб. (на 1 января 2008 г.). Сокращение долговой нагрузки сопровождалось снижением расходов на обслуживание долга и улучшением его структуры. Если на начало 2006 г. удельный вес муниципальных облигаций Новосибирска составлял 54,1%, то на начало 2008 г. их доля в общем объеме долга увеличилась до 94,6%.
    Первый облигационный займ был выпущен Новосибирском в 1992 г., а следующий - в 1998 г. Это были краткосрочные дисконтные бумаги, обращающиеся на Сибирской межбанковской валютной бирже. В дальнейшем город вновь вышел на рынок публичных долгов в 2003 г. За это время выпущено 4 облигационных займа. Сегодня на рынке обращается 2 выпуска муниципальных ценных бумаг 2005 и 2006 гг. общим номинальным объемом 2,5 млрд руб. Оба включены в котировальный список "А" первого уровня ЗАО "Фондовая биржа ММВБ", что свидетельствует о высокой ликвидности облигаций.
    Средства, полученные от размещения 4 выпусков облигаций Новосибирска, были направлены на реструктуризацию муниципального долга.
    В результате активной работы на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций и улучшения финансово-экономического состояния города изменились условия заимствований Новосибирска. Так, если годовая купонная ставка первого выпуска составляла 16%, то четвертого - уже почти в 2 раза меньше - 8,5 %. При этом сроки займов увеличились с 1,5 до 4 лет, что свидетельствует о росте доверия к эмитенту.
    По состоянию на 1 января 2008 г. объем муниципальных ценных бумаг Новосибирска, обращающихся на рынке СМО, по выпуску 2005 г. равен 706,192 млн руб., а по выпуску 2006 г. - 1 040 млн руб., что составляло 12,7% от объема рынка муниципальных облигаций. Совокупный объем сделок на ММВБ с этими облигациями за 2007 г. - 2 405,82 млн и 2 635,37 млн руб. соответственно.
    В течение 2007 г. эффективная доходность к погашению по облигациям 2005 г. находилась в диапазоне от 6,42 до 10,12%, а по облигациям 2006 г. колебалась в пределах 7,64 - 8,79%; среднемесячный объем сделок на ММВБ составил 9,8 млн и 10,8 млн руб. соответственно.
    Основные принципы долговой политики Новосибирска - своевременное и полное исполнение долговых обязательств, оптимизация структуры и стоимости муниципального долга и поддержание высокой информационной прозрачности. Город активно управляет своим долгом. Так, в 2007 г. в условиях текущего профицита в конце III и начале IV кв. был проведен выкуп третьего выпуска облигаций Новосибирска в объеме 293 808 шт. Эти операции позволили перенести расходы будущих периодов (2008 и 2009 гг.) на 2007 г., сгладить график погашения долговых обязательств и получить экономию бюджетных средств.
    Кроме того, в прошлом году было проведено несколько сделок по доразмещению четвертого облигационного займа на общую сумму 740 млн руб. по номиналу. При этом бумаги в объеме 240 млн руб. были размещены в декабре, несмотря на кризис рублевой ликвидности и значительную инфляцию. Это подтверждает высокую оценку финансовым сообществом облигаций города и его репутации как эмитента.
    Выкуп третьего выпуска муниципальных ценных бумаг и доразмещение четвертого выпуска со средневзвешенными ставками купона 11,5 и 8,5% соответственно позволили заместить дорогие средства более дешевыми.
    О высоком качестве ценных бумаг и кредитоспособности Новосибирска как эмитента свидетельствует уровень кредитного рейтинга. В апреле 2008 г. агентство Standard & Poor's присвоило городу рейтинг по международной шкале - ВВ-, а по российской шкале - ruAA-. Такие же рейтинги присвоены и муниципальным облигациям. За последние 3 года это было второе повышение рейтинга Новосибирска. Этому способствовала растущая, диверсифицированная и ориентированная на сектор услуг экономика, хорошие бюджетные показатели, обусловленные ростом доходов, низкий уровень долга и взвешенное управление им.
    Рейтинги Standard & Poor's такого же, как у Новосибирска, уровня имеют на сегодня такие регионы, как Вологодская, Ленинградская, Волгоградская и Тверская области, Краснодарский край, Татарстан, а также города Уфа, Сургут и Нижний Новгород.
    Одним из факторов, способствующих появлению дополнительного спроса на ценные бумаги и увеличению ликвидности, является включение их в Ломбардный список Банка России, т. е. список ценных бумаг, которые участвуют в сделках РЕПО и принимаются в обеспечение кредитов Центрального Банка РФ. В конце апреля были приняты изменения в Указания ЦБ РФ № 1482-У, согласно которым облигации муниципальных образований получили право быть включенными Ломбардный список. Хочется надеяться, что ценные бумаги Новосибирска в скором времени попадут в него, ведь они не только удовлетворяют рейтинговым требованиям, предъявляемым Банком России, но и характеризуются достаточным уровнем ликвидности, а сам город имеет безупречную кредитную историю.
    Третий год подряд Новосибирск занимает 1-е место в номинации Издательского дома "РЦБ" "Лучший эмитент на рынке муниципальных займов". Это свидетельство высокой оценки города экспертным сообществом как эмитента, ведь победители определяются путем анкетирования профессиональных участников рынка ценных бумаг.



Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Новый курс правительства
Квалифицированный инвестор: быть или не быть
Стратегия и вектор движения фондового рынка в России
Взаимодействие государственных и саморегулируемых органов в сфере контроля и надзора на рынке ценных бумаг: вопросы теории и практики
Из истории рынка ценных бумаг России
Дебют "ЮниТайл" на рынке капитала
Проще многостороннего
Прогнозирование развития фондового рынка Украины
Смена отраслевых приоритетов на фондовом рынке
Совершенствование критериев оценки концессионных проектов при строительстве платных дорог
Признание профессионалов
Методологические аспекты информационного анализа инвестиционных сред и фондовых активов
Индекс скорости - новый взгляд на динамику фондового рынка
Управление долгом региона. Теория и опыт лучшей практики
Подходы к определению оптимальной срочности долга региона
Муниципальные облигации Новосибирска
Новые тенденции в бюджетной сфере и кредитоспособность российских регионов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100