Casual
РЦБ.RU

Дебют "ЮниТайл" на рынке капитала

Июль 2008



    Интервью с генеральным директором холдинга "ЮниТайл" Лазарем Шауловым и директором по финансам холдинга Алексеем Новиковым

    РЦБ Лазарь Александрович, какую долю рынка занимает "ЮниТайл"?

    Л. Ш. Холдинг лидирует на рынке керамических отделочных материалов с 2005 г. В 2007 г. "ЮниТайл" укрепил свои позиции в качестве ведущего игрока на рынке керамической плитки и керамогранита, заняв почти 1/4 рынка, - его доля составила 22%, причем доля холдинга на рынке керамической плитки равна 17%, на рынке керамогранита - 26% (рис. 1). Рынок отделочных материалов сегодня очень перспективен. Увеличение объемов строительства в жилом и коммерческом секторах, рост рынка вторичного жилья, тенденция использования экологически чистых материалов привели к тому, что российские потребители стали чаще делать ремонт и использовать при этом керамические отделочные материалы. Ежегодный прирост рынка составляет в среднем 15-20%.

    РЦБ Насколько высока конкуренция в данном секторе?

    Л. Ш. На российском керамическом рынке преобладает продукция отечественных производителей. Я бы не назвал конкуренцию с ними острой, так как, с одной стороны, рынок интенсивно растет, с другой стороны, у нас есть весомые преимущества перед конкурентами. Мы производим продукцию только с протестированным дизайном, активно инвестируем в "Шахтинскую плитку" - сильный брэнд с хорошей репутацией. "ЮниТайл" обладает одной из самых развитых сетей дистрибуции на рынке строительных материалов. На российском рынке велика доля импорта, в основном это итальянская и испанская продукция, представленная в более дорогих сегментах, чем "Шахтинская плитка". Для того чтобы обеспечить в нашей торговой сети сбалансированный ассортимент, мы начали дистрибуцию итальянской плитки.
    По итогам 2007 г. холдинг "ЮниТайл" имеет самую большую долю рынка. Второе место с долей в 2 раза меньше - 11% - занимает KERAMA MARAZZI. ГК "Керамир", "Волгоградский керамический завод", "Эстима" и "Лира-Керамика" имеют примерно равные доли - 5-7% (рис. 2).

    РЦБ Расскажите о Вашей трудовой деятельности, предшествовавшей приходу в компанию.

    Л. Ш. До прихода на "Стройфарфор" я работал в финансовой сфере, но мне всегда хотелось поработать в производстве, получить результат не на бумаге, а в реальном продукте, который можно увидеть, ощутить. Керамическая плитка интересна тем, что это материал, необходимый в каждом доме. Рынок керамики - массовый рынок, перспективность которого была видна уже в то время. Я руковожу холдингом 10 лет и горжусь тем, что из убыточного предприятия мы смогли выйти в лидеры отрасли. Я также являюсь президентом Всероссийской ассоциации производителей керамической плитки.

    А. Н. Я всегда занимался именно финансовой деятельностью, получил высшее экономическое образование, дополнительное образование в области современного финансового учета, управления изменениями и др. До прихода в "ЮниТайл" несколько лет проработал в компании SUN InBev в должности главного бухгалтера.

    РЦБ На каких принципах базируется бизнес компании?

    Л. Ш. Мы развиваем эффективный технологичный бизнес. Наши основные приоритеты - ориентация на ожидания потребителей, постоянная работа по совершенствованию производства и продаж, всесторонняя поддержка клиентов.
    Как лидеры отрасли, мы видим свою задачу еще и в том, чтобы развивать российский рынок. Например, холдинг запустил производство керамогранита одним из первых в стране и продолжает его расширять. Параллельно мы проводим маркетинговые программы, направленные на его популяризацию как самого долговечного, эстетичного и безопасного материала с очень широкой сферой применения - не только в традиционной зоне "ванная-санузел-кухня", но и в любых внутренних помещениях и для внешней отделки. Результат этой работы - наши ведущие позиции на этом рынке.
    В целом, у нас много преимуществ перед другими участниками рынка. Холдинг предлагает потребителям продукты европейского уровня качества и дизайна по российским ценам. Мы располагаем собственной сырьевой базой, и это дает возможность эффективно использовать ресурсы и контролировать себестоимость продукции. Для изготовления продукции применяются глины Владимировского месторождения, которое расположено вблизи крупнейшей производственной площадки "ЮниТайл". Производство оснащено современным оборудованием ведущих мировых производителей. Инвестирование в его модернизацию происходило в течение последних лет, поэтому эксплуатируемое сегодня оборудование современнее, чем на многих итальянских фабриках. Производственная площадка в г. Шахты имеет самую большую в мире мощность третьего обжига (производство декоративных элементов). Что касается дизайна коллекций - холдинг приобретает его у итальянских и испанских дизайн-студий на эксклюзивных правах, основываясь на результатах изучения потребительских предпочтений. Сейчас холдинг выпускает более 100 коллекций керамической плитки и керамогранита. Дистрибуторская сеть предлагает потребителям комплекс продуктов для ремонта: плитка, керамогранит, сухие строительные смеси, санфаянс. Более 20 торговых представительств "Евротайл-Дистрибьюшн" расположены в крупнейших городах России и странах СНГ. Доставку продукции в региональные представительства обеспечивает логистическая компания в составе холдинга.

    А. Н. Темпы роста нашей компании выше темпов роста рынка. Объемы продаж через дистрибуторскую сеть динамично растут. Это результат целенаправленной работы в области маркетинга и продаж, которой мы всегда уделяли большое внимание. Выручка холдинга по итогам 2005 г. составила 2 323 млн руб., в 2006 г. - 2 746 млн руб. (+ 18% к показателю 2005 г.), в 2007 г. - 5 355 млн руб. (+ 95% к показателю 2006 г.).

    РЦБ Какова структура активов холдинга?

    А. Н. Денежные средства - 4%, дебиторская задолженность - 12%, запасы - 27%, основные средства - 40%, прочие оборотные и внеоборотные активы - 17%. Основные средства состоят из машин и оборудования - 67%, зданий и сооружений - 27%.

    РЦБ Насколько удачно для вас сложился 2007 г.?

    Л. Ш. Это был самый удачный год за всю историю холдинга. Были приобретены 2 производственных актива. Мощности производства значительно увеличились. Оборот холдинга вырос в 2 раза по сравнению с 2006 г. В конце года была проведена реорганизация холдинга "Стройфарфор" в холдинг "ЮниТайл", создана управляющая компания, которая сосредоточила в себе все ключевые функции. Сейчас холдинг успешно работает в рамках эффективной матричной организационной структуры. Основные функции - финансы, маркетинг, продажи, работа с персоналом и технологиями - централизованы. Таким образом, происходит двойной контроль бизнес-процессов холдинга: со стороны управляющей компании и со стороны линейного менеджмента на местах.

    РЦБ Расскажите о планах работы в текущем году.

    Л. Ш. В этом году мы планируем значительно увеличить объем продаж и занять 30% российского рынка керамической плитки и керамогранита. Сейчас холдинг начинает производство и вывод на рынок нового для холдинга продукта - облицовочного кирпича.

    РЦБ Есть ли у холдинга долгосрочная стратегия развития?

    Л. Ш. Стратегия развития "ЮниТайл" сформирована на много лет вперед. Конкретные планы развития определены на 5 лет. В это время холдинг будет продолжать наращивать мощности основного производства. По существующему плану к началу 2009 г. суммарные мощности по производству керамической плитки и керамогранита будут увеличены до 50 млн кв. м в год. Также планируются инвестиции в развитие логистики, продаж и информационной инфраструктуры.

    РЦБ Как в "ЮниТайл" организована работа с регионами?

    Л. Ш. Управляющая компания, расположенная в г. Шахты, определяет стандарты и технологии для всех подразделений по стране, формирует планы работы, а затем контролирует их выполнение. Координация и контроль постоянно осуществляются линейным менеджментом и УК (по ключевым направлениям).

    РЦБ Опишите маркетинговую стратегию вашей компании.

    Л. Ш. Управление маркетингом в холдинге осуществляется централизованно. Главное - мы производим востребованный на рынке товар. Активно работаем с перспективными продуктами, осваивая производство стройматериалов с высоким рыночным потенциалом (керамогранит, облицовочный кирпич). В нашей ассортиментной матрице оптимальным образом присутствуют "флагманские" продукты, которые поддерживают стабильно высокий уровень продаж. "ЮниТайл" производит только брэндированную продукцию, и она пользуется высокой репутацией у потребителей и специалистов. Холдинг инвестирует в продвижение брэнда, реализует комплексные программы, направленные на повышение его популярности. Узнаваемость брэнда "Шахтинская плитка" в 2007 г. составила в разных регионах РФ от 41 до 77%. Постоянно проводятся федеральные маркетинговые программы как для конечных потребителей, так и для канала дистрибуции. Особый акцент делается на стимулирование покупок со стороны влиятелей - мастеров-плиточников, дизайнеров, бригадиров строительных бригад, продавцов розничных магазинов. Клиентам предоставляется всесторонняя маркетинговая поддержка. Канал дистрибуции получает от холдинга высокомаржинальный продукт, демонстрационное оборудование и POS-материалы, гибкие и прозрачные торговые условия, стабильные поставки и высокий уровень сервиса.

    РЦБ На какого клиента ориентирована ваша продукция?

    Л. Ш. "ЮниТайл" обладает диверсифицированной клиентской базой (рис. 3).
    Целевым для нас является массовый конечный потребитель, а также строительные компании. Среди промежуточных потребителей продукции холдинга - крупные оптовые операторы, супермаркеты DIY-формата, ритейлеры, промышленные предприятия (поставки сырья). Такой широкий спектр покупателей позволяет обеспечивать стабильность продаж и их устойчивый рост. Если рассмотреть отдельно категории потребителей, то частные лица, как правило, осуществляют ремонт квартиры или дома для себя или своих родственников. Обычно это люди в возрасте 30-50 лет, семейные, со стабильным доходом. Для них показателем успешности являются квартира (дом) и "хороший" ремонт. Они хотят улучшить качество жизни и закрепить свой социальный статус в ремонте. С ростом благосостояния россиян и развитием ипотеки количество частных потребителей продукции "ЮниТайл" динамично растет. Что касается строительных компаний, то среди наших клиентов - ведущие девелоперские компании, средние и небольшие строительные организации, которые специализируются на строительстве и ремонте в жилом и нежилом секторах.

    РЦБ Как организована деятельность холдинга на рынках капитала? Рассматриваете ли вы вероятность выхода на IPO?

    А. Н. Наш дебютный облигационный займ был размещен недавно. Выход на IPO холдинг пока не планирует.

    РЦБ Как вы оцениваете итоги прошедшего размещения?

    А. Н. Мы довольны его результатами. Заем размещен полностью, ставка купона установлена в размере 13,10 % годовых. Такая ставка является неплохой внешней оценкой работы холдинга.

    РЦБ Для каких целей привлекается финансирование с долгового рынка? Чем определяется объем вливаемых средств?

    А. Н. Финансирование с долгового рынка вызвано необходимостью увеличения производственных мощностей и потребностью в большем количестве оборотных средств. Объем привлекаемых средств определяется планом развития холдинга. Это проекты по расширению производства, развитию канала дистрибуции (логистика, продажи), маркетинговой составляющей.

    РЦБ Как организована в компании работа по связям с инвесторами?

    А. Н. В настоящее время мы не имеем выделенной структуры, работающей с инвесторами.

    РЦБ Есть ли у "ЮниТайл" реализованные инвестиционные проекты?

    Л. Ш. Да, конечно. Если говорить о проектах последних лет, в 2006 г. было начато производство сухих строительных смесей, запущен комплекс шихтовки глин на базе ОАО "Владимировский карьер тугоплавких глин", введены 2 дополнительные линии по производству керамогранита. Тогда же было начато строительство кирпичного завода с проектной мощностью 60 млн шт. кирпича в год. В июне этого года завод введен в эксплуатацию. В 2007 г. в состав холдинга вошли 2 производственные площадки: ОАО ПКФ "Воронежский керамический завод" и завод ОАО "Кварц" в Ленинградской области. Суммарные производственные мощности холдинга в 2007 г. превысили 40 млн кв. м керамической плитки и керамогранита в год.

    РЦБ Ведется ли разработка новых инвестиционных проектов?

    Л. Ш. Да. В частности, идет подготовка к строительству еще одного завода по производству облицовочного кирпича в Ростовской области мощностью 120 млн шт. в год. Планируется модернизация приобретенных производственных площадок, увеличение мощностей производства керамической плитки и керамогранита.

    СПРАВКА О КОМПАНИИ
    "ЮниТайл" (ранее был известен как холдинг "Стройфарфор") - крупнейший в России производитель керамической плитки и керамогранита. Холдинг работает на динамично растущем рынке керамических отделочных материалов и занимает на нем лидирующие позиции с 2005 г.
    В состав холдинга входят: 5 производственных площадок (г. Шахты, г. Воронеж, г. Никольское, ст. Владимировская, г. Донецк (Украина)), сеть коммерческих представительств "Евротайл-Дистрибьюшн" (21 филиал в РФ и СНГ), ряд других предприятий (строительная и логистическая компании, завод металлопластиковых конструкций, гостиница и др.).
    Основные производимые продукты - настенная и напольная керамическая плитка, керамогранит, сухие строительные смеси, облицовочный кирпич (с 2008 г.), а также высококачественное сырье для керамической промышленности.
    Основной брэнд - "Шахтинская плитка" (средний ценовой сегмент).
    Суммарные мощности производства на начало 2008 г. составляют 41,2 млн кв. м керамической плитки и керамогранита в год. Мощность производства сухих строительных смесей - 40 тыс. т в год.
    К началу 2009 г. планируется увеличение мощностей до 50 млн кв. м в год. В общей сложности в 2008 г. предполагается инвестировать в развитие производства более 50 млн евро.
    В основе организационной структуры "ЮниТайл" лежит современная эффективная матричная структура управления. Все ключевые функции - финансы, маркетинг, продажи, работа с персоналом и технологиями - централизованы в рамках управляющей компании.
    Холдинг динамично развивается как за счет расширения мощностей производства керамической плитки и керамогранита, так и активно инвестируя в новые перспективные направления производства.
    В мае 2007 г. в состав холдинга вошел ОАО ПКФ "Воронежский керамический завод", в августе 2007 г. приобретен завод ОАО "Кварц" в Ленинградской области. В 2005 г. было освоено производство относительно нового для российского рынка продукта - керамогранита. В 2006 г. начато производство сухих строительных смесей. В июне 2008 г. запущен в эксплуатацию "Маркинский кирпичный завод" мощностью 60 млн шт. облицовочного кирпича в год.
    На предприятиях холдинга используется самое современное оборудование от ведущих итальянских и испанских производителей: Sacmi, Siti, InterTrade, System, Atlas Copco и др. Производственные линии оснащены автоматизированными системами электронного контроля качества, применяются не имеющие аналогов в России технологии, например технологии окрашивания керамогранита Easy Color, Decor dry и Croma.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ


    Андрей Кинякин
    эксперт отдела экономической аналитики ИА "Финмаркет"

    ООО "ЮниТайл", управляющая компания холдинга ОАО "Стройфарфор", является лидером на быстро растущем рынке керамической плитки. На протяжении последних лет компания демонстрирует устойчивые темпы роста как в плане увеличения объемов производства, так и финансовых показателей.
    Повышение объемов происходит во многом за счет консолидации активов в отрасли - только за 2 последних года компания приобрела ряд крупных предприятий, специализирующихся на производстве отделочных материалов, среди которых следует отметить ОАО "Воронежский керамический завод", а также завод "Кварц", расположенный в Ленинградской области. Что касается роста финансовых показателей, то он обусловлен главным образом увеличением объемов продаж и правильно выстроенной сетью дистрибуции продукции (через входящий в "ЮниТайл" торговый дом "Евротайл", имеющий 21 филиал в России и странах СНГ). Это позволяет существенно повысить рентабельность продаж (исходя из финансовых показателей "Стройфарфора" за минувший год, коэффициент ROS находится на уровне 10%).
    На мой взгляд, немаловажным является тот факт, что, помимо консолидации активов, компания стремится значительно увеличить объем капитальных вложений. В частности, "ЮниТайл" уже заявила о том, что в 2008-2012 гг. планирует инвестировать в развитие своих керамических заводов около 300 млн евро. Увеличение объема вложений, осуществляемое главным образом за счет привлечения заемных средств на фоне растущего спроса на отделочные материалы в строительной отрасли (в данном случае речь идет о жилой и коммерческой недвижимости), позволит уже в ближайшее время значительно повысить рентабельность акционерного капитала, что будет способствовать росту денежных потоков. Факторы, которые могут повлиять на снижение денежных поступлений, - усиление конкуренции с импортной продукцией в результате роста внутренних издержек и увеличения доходов населения, а также замедление темпов строительства в России.
    Политика компании направлена на диверсификацию и расширение своего присутствия на других рынках. Несмотря на то что основным направлением деятельности "ЮниТайл" остается производство керамической плитки и керамогранита, компания стремится увеличить ассортимент своей продукции и диверсифицировать деятельность за счет выхода в смежные сегменты - в частности, производства сухих смесей и кирпича.
    Все это позволяет говорить о "ЮниТайл" как о диверсифицированном холдинге, который в ближайшее время может стать одним из ведущих игроков на отечественном рынке стройматериалов.

    Дмитрий Баранов
    ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"
    На сегодняшний день компания занимает прочную позицию на рынке. С учетом того, что рынок керамической плитки и керамогранита растет в среднем на 13-15% ежегодно, перспективы отрасли в целом хорошие. Развитие Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" позволит компании предложить свою продукцию в рамках этого проекта на этапе строительства, поскольку она отличается высоким качеством при конкурентной цене.
    Основное производство компании находится в Ростовской области, что делает выпускаемые строительные материалы привлекательными для проведения работ по возведению объектов Сочинской олимпиады 2014 г. Ввиду небольшого "транспортного плеча" Ростов-на-Дону - Сочи расходы на доставку керамогранита, облицовочных плитки и кирпича, сухих строительных смесей будут невелики.
    Отрасль, в которой работает компания, является растущей, спрос на продукцию пока не удовлетворен, поэтому другие игроки также не стоят на месте и развивают свои производства. Можно предположить, что конкуренция будет расти и, чтобы остаться лидером данного рынка, компании потребуется не только увеличивать производство, но и расширять дилерскую сеть, разрабатывать новые виды продукции, выходить на новые рынки сбыта. Последовательно осуществляя эти шаги, "ЮниТайл" сможет сохранить свои позиции.



Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Новый курс правительства
Квалифицированный инвестор: быть или не быть
Стратегия и вектор движения фондового рынка в России
Взаимодействие государственных и саморегулируемых органов в сфере контроля и надзора на рынке ценных бумаг: вопросы теории и практики
Из истории рынка ценных бумаг России
Дебют "ЮниТайл" на рынке капитала
Проще многостороннего
Прогнозирование развития фондового рынка Украины
Смена отраслевых приоритетов на фондовом рынке
Совершенствование критериев оценки концессионных проектов при строительстве платных дорог
Признание профессионалов
Методологические аспекты информационного анализа инвестиционных сред и фондовых активов
Индекс скорости - новый взгляд на динамику фондового рынка
Управление долгом региона. Теория и опыт лучшей практики
Подходы к определению оптимальной срочности долга региона
Муниципальные облигации Новосибирска
Новые тенденции в бюджетной сфере и кредитоспособность российских регионов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100