Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Соколов Дмитрий, Начальник отдела лицензирования акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев Управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР России

  • Все статьи автора

Инфраструктура для особых клиентов: история развития

Июнь 2008


    Согласно задаче № 7 "Развитие коллективных инвестиций" Доклада о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 гг. и на долгосрочную перспективу, опубликованного для обсуждения с профессиональным сообществом, в 2008-2009 гг. путем утверждения нормативных правовых актов Федеральная служба по финансовым рынкам должна принять решения, направленные на совершенствование контроля за сохранностью средств коллективного инвестирования со стороны специализированного депозитария.

    С самого начала своего развития специализированные депозитарии были учетным институтом рынка паевых инвестиционных фондов и, как показал 13-летний опыт их учетно-контрольной деятельности, весьма эффективным вневедомственным контролером. Как они появились и почему, а также какое место заняли на рынке коллективных инвестиций к 2008 г., пойдет речь в этой статье.
    Специализированный депозитарий - депозитарий для инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов и их управляющих компаний, наделенный особыми функциями по учету активов этих фондов и по контролю за соблюдением ими законов и нормативных правовых актов, существующих на финансовом рынке.
    Нормативно понятие "специализированный депозитарий" в России было введено Указом Президента Российской Федерации "О мерах по повышению эффективности инвестиционной политики в Российской Федерации" от 26 июля 1995 г. № 765, но практически не было в нем раскрыто.
    Согласно п. 23 этого Указа "специализированным депозитарием может быть банк или иная коммерческая организация, имеющие лицензию на право предоставления депозитарных услуг паевому инвестиционному фонду, выданную Федеральной комиссией" (по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации". - Примеч. авт.), т. е. первоначально предполагалось активное участие банков в данной деятельности.
    Контроль специализированного депозитария над такими коллективными инвесторами, как инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, по сути, параллельный государственному контролю со стороны Федеральной службы по финансовым рынкам, был предусмотрен Указом Президента РФ "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации". В этом же документе было дано правовое определение специализированного депозитария.
    Такая необычная для российского государственного управления параллельная структура возникла исходя из зарубежной практики, в частности положений "Council Directive of 20 December 1985 on the coordination of laws, regulations and administrative provisions relating to undertakings for collective investment in transferable securities" (UCITS) (85/61I/EEC) (Директива ЕС о координации законов и других нормативных актов, связанных с институтами коллективного инвестирования от 20 декабря 1985 г. № 85/61I/ЕЕС). Основной постулат этого документа, касающийся рынка коллективных инвестиций, можно сформулировать следующим образом: "Управляющий управляет активами, а депозитарий хранит активы и контролирует управляющего".
    Также в 1995-1996 гг. была разработана ведущими экспертами в области финансового рынка и утверждена председателем Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ РФ) Анатолием Чубайсом Концепция по развитию рынка коллективных инвестиций в Российской Федерации. Ее задачей стало построение механизма не только государственного контроля над операциями со средствами коллективных инвесторов, со стороны ФКЦБ РФ, но и вневедомственного - по аналогии с деятельностью кастодианов (их называют также администраторами, опекунами и трансфер-агентами) коллективных инвесторов в США и Великобритании.
    Издание этих нормативных актов было вызвано следующими причинами.
    Во-первых, в условиях увеличения количества банков в России в начале 1990-х гг. при отсутствии в банковском законодательстве мер по защите средств, находящихся на расчетных счетах коллективных инвесторов (в частности, при их нецелевом использовании), не был предусмотрен какой-либо контроль даже со стороны государства, не говоря о вневедомственных и независимых организациях.
    Во-вторых, уже имелся печальный российский опыт развития финансового рынка того времени - создание финансовых пирамид и чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), аккумулировавших приватизационные чеки граждан для дальнейшего их размещения (они не относились к коллективным инвесторам в рамках закона, но по сути ими являлись). В 1994 г. в России, по данным Госкомимущества РФ, действовало 690 ЧИФов, к началу 1997 г. их количество снизилось до 350, а дефолт ("августовский кризис") 1998 г. пережили лишь около 100 фондов.
    Указ Президента Российской Федерации от 23 февраля 1998 г. № 193 "О дальнейшем развитии инвестиционных фондов" определил для стремительно банкротившихся ЧИФов 2 варианта действий: преобразоваться в акционерное общество или в паевой инвестиционный фонд (на основании постановлений ФКЦБ России № 16 и 28) либо в инвестиционный фонд в форме открытого акционерного общества, получив до 1 января 1999 г. лицензию в ФКЦБ России. Указ существенно не изменил ситуацию: только 3 чековых инвестиционных фонда были преобразованы в лицензированные ФКЦБ РФ акционерные инвестиционные фонды, ПИФами же предпочли стать 12 ЧИФов (т. е. они стали полноценными коллективными инвесторами, а их управляющие компании передали активы фондов на обслуживание в специализированный депозитарий).
    Таким образом, путем образования института специализированных депозитариев (в рамках нормативного акта 13-летней давности) государство, учитывая практику европейских стран, предприняло попытку наделить вневедомственную (независимую) организацию функциями контроля над действиями с вкладами первых "полноценных" коллективных инвесторов и, как следствие, уберечь их от потерь в результате ошибочной инвестиционной стратегии управляющих компаний. Опыт подобных организаций за рубежом - администраторов Великобритании или трансфер-агентов США - показал, что за счет концентрации услуг, оказываемых многим инвестиционным фондам и управляющим компаниям в крупных специализированных центрах, эти учреждения активно способствуют эффективной деятельности инвестиционных фондов открытого типа.
    В организации, предоставляющей подобные услуги, - как правило, в банке или инвестиционной компании, а часто даже в рамках одного депозитария, - возникала законодательно обоснованная необходимость создания отдельного структурного подразделения, осуществляющего деятельность специализированного депозитария. Его руководитель и сотрудники, входящие в штат банка, инвестиционной компании или депозитария, должны обладать квалификационными аттестатами специалистов финансового рынка (шестого типа), иметь опыт работы не менее 1 года в депозитарии или профессиональном участнике рынка ценных бумаг, государственных регуляторах банков или финансового рынка, иметь высшее профессиональное образование и отсутствие судимости за умышленные преступления.
    В-третьих, с учетом и так разобщенной и децентрализованной учетной системы российского финансового рынка, сложившейся к середине 90-х гг. прошлого века, необходимо было разделить депозитарный учет прав на ценные бумаги, принадлежащие обыкновенным (юридическим и физическим лицам) и коллективным инвесторам, включая хранение сертификатов этих ценных бумаг.
    Вероятно, такое разделение депозитарного учета было создано, чтобы риски депозитарной деятельности при обслуживании обыкновенных инвесторов не породили таких же рисков для коллективных инвесторов.
    Под рисками депозитарной деятельности понимают вероятность наступления событий, приводящих к неисполнению (ненадлежащему исполнению) депозитарием своих обязательств, связанных с осуществлением депозитарной деятельности, а именно:

  • утрату (необеспечение сохранности) ценных бумаг и/или информации о владельцах ценных бумаг, принятых депозитарием на хранение и/или учет;
  • неисполнение депозитарием (ненадлежащее исполнение, исполнение ненадлежащих) поручений инициаторов операций;
  • необеспечение (ненадлежащее обеспечение) прав владельцев ценных бумаг, хранение и/или учет которых осуществляется депозитарием;
  • неправомерное предоставление депозитарием информации о владельцах ценных бумаг и совершаемых ими операциях, иной конфиденциальной информации.
        Для реализации Концепции по развитию рынка коллективных инвестиций в Российской Федерации группа американских и российских специалистов в области финансового рынка начала реализацию проекта по созданию первых паевых инвестиционных фондов, управляющей компании и специализированного депозитария для них. Для этого в 1995 г. были созданы ЗАО "Первый российский специализированный депозитарий" и ЗАО "Паллада Эссет Менеджмент", которые стали первыми основными участниками российского рынка коллективных инвестиций, получив весной-летом 1996 г. лицензии ФКЦБ России на осуществление деятельности управляющей компании и специализированного депозитария паевого инвестиционного фонда. При этом управляющая компания ЗАО "Паллада Эссет Менеджмент" зарегистрировала в ФКЦБ России правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом "Паллада - фонд государственных ценных бумаг".
        С 1996 по 2001 г. для лицензирования и регулирования деятельности специализированных депозитариев ПИФов использовалось Положение о порядке лицензирования деятельности в качестве специализированного депозитария паевых инвестиционных фондов, утвержденное Постановлением ФКЦБ РФ от 16 августа 1996 г. № 14, которое являлось своего рода "доктриной" их деятельности, описывая в общих чертах лицензионные требования и условия деятельности спецдепозитариев, а также их функции.
        Однако оно было сформулировано таким образом, что банки формально имели право на получение лицензии специализированного депозитария, но на практике не могли его полноценно использовать, поскольку условия лицензирования запрещали совмещать эту деятельность "с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг в качестве брокера, дилера или управляющего, за исключением случаев осуществления деятельности в качестве брокера или дилера на рынке государственных ценных бумаг". Таким образом, фактически не допускалось оказание услуг специализированного депозитария депозитарными подразделениями крупных банков, которые традиционно являлись активными участниками фондового рынка в качестве брокеров-дилеров.
        Согласно этому Положению лицензия давала ее обладателю право осуществлять:
  • деятельность специализированного депозитария, в том числе право вести расчет стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов и стоимости инвестиционного пая, право совершать в качестве номинального держателя сделки по приобретению и распоряжению ценными бумагами, составляющими активы паевого инвестиционного фонда;
  • деятельность по ведению реестра владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда;
  • функции агента по размещению и выкупу инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда.
        У специализированного депозитария на тот момент была всего одна категория клиентов - коллективных инвесторов - ПИФы, которые не относились к юридическим лицам и формировались управляющими компаниями. Эти же управляющие компании и выступали стороной по договору об открытии счета депо (депозитарному договору со специализированным депозитарием). Счет депо открывался специализированным депозитарием для управляющей компании на каждый паевой инвестиционный фонд. На нем учитывались ценные бумаги, которые УК покупала на активы (денежные средства), составляющие ПИФ.
        Виды деятельности, предусмотренные лицензией, позволяли специализированному депозитарию предоставлять паевому фонду практически все инфраструктурные услуги, от хранения и учета прав на его активы до ведения реестра его пайщиков, и даже осуществлять продажи паев.
        Кроме ЗАО "Первый российский специализированный депозитарий", еще 2 специализированных депозитария получили лицензии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг на осуществление соответствующей деятельности и начали свою работу вместе с появлением первых ПИФов в 1996 г., составив серьезную конкуренцию первому специализированному депозитарию. Это ЗАО "Кредит Свисс Ферст Бостон Кастоди (Москва) АО" и ООО "Московский специализированный депозитарий "Интеррос".
        Первоначально получения других лицензий для осуществления деятельности специализированного депозитария не требовалось, однако впоследствии ситуация изменилась. Поскольку нормативные акты (на тот момент - постановления ФКЦБ России), касающиеся осуществления спецдепозитарием своих функций, предписывали ему хранение и учет прав на ценные бумаги, составляющие имущество паевого инвестиционного фонда, и выполнение функций номинального держателя, что является, по сути, депозитарной деятельностью, для исполнение деятельности специализированного депозитария стало необходимым наличие 2 лицензий - профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности и специализированного депозитария.
        Говоря о регулировании работы специализированных депозитариев, следует отметить, что с самого начала российское законодательство в этой области содержало ряд противоречий в сфере того, должен ли данный вид деятельности быть исключительным или все же возможно его совмещение.
        В отличие от западной практики, где банки являются основными провайдерами подобных услуг, в России услуги специализированных депозитариев ПИФам долгое время предоставляли специализированные небанковские организации, осуществляющие свою деятельность как исключительную. Так как обслуживание инвестиционных фондов составляло основной источник доходов этих организаций, а развитие паевых инвестиционных фондов вплоть до середины 2000 г. шло не столь высокими темпами, как ожидалось (сказался финансовый кризис 1998 г.), не много желающих стремилось развивать данный бизнес. Количество лицензированных специализированных депозитариев было очень мало: на 1 января 2000 г. лицензию имели всего 4 организации.

        Переломным стал 2000 г.
        Во-первых, в феврале этого года в Государственной думе РФ прошло первое чтение закона "Об инвестиционных фондах" и появилась надежда на его скорое принятие и закрепление института паевых инвестиционных фондов на уровне федерального закона. Наряду с ростом фондового рынка в начале года это повысило привлекательность ПИФов и способствовало увеличению числа лицензированных управляющих компаний, а также регистрации новых паевых инвестиционных фондов.
        Во-вторых, у специализированных депозитариев появилась новая категория клиентов - коллективные инвесторы - негосударственные пенсионные фонды, просуществовшие без специализированного депозитария 8 лет. Профессиональное сообщество поначалу очень негативно отнеслось к появлению в дополнение к аудитору и актуарию еще одного "контролера".
        Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2000 г. № 383 "О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды" обязало все НПФы с 1 октября 2000 г. хранить активы в виде средств пенсионных резервов (средств, находящихся в собственности фонда, полученных от вкладчиков и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий участникам) лишь в тех депозитариях, которые имеют не только депозитарную лицензию, но и лицензию специализированного депозитария. Постановление также предписывало спецдепам осуществлять контрольные функции соблюдения фондами и их управляющими компаниями требований законодательства, касающихся порядка инвестирования средств, формирующих пенсионные резервы в части состава и структуры средств пенсионных резервов.
        Суммарные активы фондов, по информации Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ, на 1 октября 2000 г. составляли более 21 млрд руб., что было существенно больше активов паевых инвестиционных фондов на тот момент. Значительная часть этих средств была инвестирована в ценные бумаги, а многие фонды и доверительные управляющие их активами уже являлись клиентами депозитариев. Поэтому количество желающих получить лицензию специализированного депозитария резко увеличилось до 25 организаций к концу 2000 г. и до 44 организаций к концу 2001 г. Как правило, новые участники преследовали две цели - сохранить в качестве клиентов уже обслуживаемые ими фонды и получить новых клиентов в процессе наметившегося передела рынка.
        С принятием Федерального закона "Об инвестиционных фондах", а также началом в 2002 г. в России пенсионной реформы рынок услуг специализированных депозитариев стал расширять свои границы и возможности. Открылись неплохие перспективы диверсификации бизнеса, особенно для крупных депозитариев, появилась возможность "застолбить" место в новом, весьма перспективном сегменте - обслуживании коллективных инвесторов.
        Получив в результате смягчения лицензионных требований и условий (с 2001 г. их устанавило Правительство Российской Федерации Постановлениями от 31 марта 2001 г. № 254, от 5 июня 2002 г. № 384 и от 14 июля 2006 г. № 432) свободный допуск на данный рынок, многие крупные банки (ОАО АКБ "Сбербанк России", ОАО "Банк внешней торговли", ЗАО "Газпромбанк", ОАО АКБ "РОСБАНК") начали развивать специализированное депозитарное обслуживание паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов в рамках своих депозитарных подразделений. По состоянию на 1 апреля 2008 г. насчитывается 70 специализированных депозитариев (источник - данные ФСФР России).
        Динамика роста количества специализированных депозитариев в 1996-2008 гг. отражена на рис. 1. Графическая схема расстановки сил на рынке услуг специализированных депозитариев России, составленная на основе национального рейтинга специализированных депозитариев Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев за первое полугодие 2007 г., представлена в табл.1 и 2.
        Теперь несколько слов о месте, занимаемом специализированными депозитариями среди других участников рынка коллективных инвестиций к 2008 г.
        По представленной на рис. 2 схеме, отражающей положение спецдепозитариев на рынке коллективных инвестиций в текущем году, всех субъектов можно разделить на 5 основных групп:
        1) субъекты аккумулирования активов (паевой инвестиционный фонд, акционерный инвестиционный фонд, негосударственный пенсионный фонд, государственный пенсионный фонд);
        2) субъекты хранения и учета прав собственности на активы (специализированный депозитарий, специализированный регистратор, расчетные депозитарии, реестродержатели);
        3) субъекты управления активами (управляющие компании, брокеры, дилеры);
        4) субъекты контроля управления активами (Федеральная служба по финансовым рынкам, специализированный депозитарий, аудитор);
        5) субъекты обеспечения деятельности системы (оценщик, актуарий - для негосударственных пенсионных фондов, страховая компания, агент по выдаче и погашению паев).
        Принятые в декабре 2007 г. изменения в отраслевые федеральные законы в сфере рынка коллективных инвестиций способны дать качественно новый виток развитию деятельности специализированных депозитариев, являющихся своего рода "зеркальным отражением" учетной составляющей этого рынка, с одной стороны, а с другой - "контролером рынка без права наказания", способным не только своевременно выявить нарушения при инвестировании средств коллективных инвесторов, но и предвидеть, как их не допустить.






  • Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Обзор конференции "Квалифицированный инвестор"
    Инвестиции для государства
    Инвестиции в будущее России
    Зарубежная практика регулирования финансовых рынков
    Изменения к Федеральному закону № 156-ФЗ и операции с инвестиционными паями
    Инвестиции иностранных инвестиционных фондов в российские активы: нормативно-правовые аспекты и вопросы налогообложения
    Инфраструктура для особых клиентов: история развития
    Перспективы развития специализированного регистратора как агента и оператора информационной системы "Агентская сеть"
    Российское законодательство о рынке ценных бумаг безнадежно устарело
    Стратегия и положение ОФБУ на российском рынке коллективных инвестиций
    Хедж-фонды - новый инструмент инвестирования
    Тенденция развития в России индустрии хедж-фондов
    О роли хеджевых фондов в формировании системного риска
    ЗПИФ - инструмент управления ликвидностью (секьюритизация и рефинансирование активов и проектов)
    Перспективы развития брокерского бизнеса в России
    Особенности управления пенсионными накоплениями, пенсионными и страховыми резервами
    Новые возможности на рынке коллективных инвестиций
    Паевой ритейл. Психология продаж инвестиционных продуктов
    Краткосрочные инвестиции
    Деловой альянс. Почему страховщикам выгодно сотрудничать с УК?
    Особенности оценки эффективности управления инфестиционными фондами

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100