Casual
РЦБ.RU

Инвестиции иностранных инвестиционных фондов в российские активы: нормативно-правовые аспекты и вопросы налогообложения

Июнь 2008


    Быстрый рост, демонстрируемый в настоящее время российской экономикой, привлекает пристальное внимание зарубежных инвесторов. Инвестиционные фонды в настоящее время достаточно широко используются для инвестирования в российские активы. Какой будет юрисдикция инвестиционного фонда? Регулируемый или нерегулируемый фонд выбрать?

    Каковы налоговые последствия и риски, связанные с инвестициями в российские активы?
    Эти и некоторые другие вопросы, касающиеся и вложений иностранных инвестиционных фондов в российские активы, рассматриваются в данной статье.

ВЫБОР ЮРИСДИКЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА

    Инвестиционные фонды являются одной из наиболее удобных и широко применяемых в мировой практике форм коллективного инвестирования в активы.
    С точки зрения инвесторов, осуществляющих инвестиции через инвестиционный фонд, наиболее важными факторами при разработке структуры инвестирования будут максимальная защита прав собственности на активы, наличие хорошей финансовой репутации юрисдикции, в которой расположен фонд, разумность регулятивных требований, а также эффективность налогообложения.
    Юрисдикцию и режим регулирования инвестиционного фонда выбирают в зависимости от целей и политики инвестирования, а также круга потенциальных инвесторов.
    Крупные институциональные инвесторы используют инвестиционные фонды как инструмент структурирования своих инвестиций в различных юрисдикциях. Как правило, в силу ряда регулятивных требований институциональные инвесторы предпочитают работать через регулируемые фонды, зарегистрированные в юрисдикциях, обладающих хорошей финансовой репутацией.
    Венчурные фонды, ориентирующиеся на инвестиции, связанные с высокими рисками, как правило, регистрируются в нерегулируемых оффшорных юрисдикциях, которые обеспечивают минимальные регулятивные требования и ограничения.
    Эффективность налогообложения доходов инвестиционного фонда и его инвесторов также является одним из ключевых параметров при разработке структуры инвестиционного фонда.
    В разных юрисдикциях по-разному решается вопрос налогообложения инвестиционных фондов. Оффшорные юрисдикции (такие как Каймановы острова, Бермуды) освобождают инвестиционные фонды от налогообложения доходов. Некоторые юрисдикции (такие как США, Великобритания, Сингапур и др.) устанавливают освобождение от налогообложения либо специальные правила налогообложения для управляющих компаний инвестиционных фондов при соблюдении ряда условий, предусмотренных в законодательстве. При этом в большинстве регулируемых юрисдикций особое внимание уделяется наличию реального присутствия в юрисдикции инкорпорации управляющей компании инвестиционного фонда.
    Одной из наиболее популярных в мире юрисдикций для создания инвестиционного фонда, которая сочетает в себе преимущества регулируемых европейских юрисдикций и наличие необходимой деловой инфраструктуры, является Люксембург.

ЛЮКСЕМБУРГ - ПЕРВОКЛАССНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА

    Люксембург занимает 2-е место в мире после США по количеству зарегистрированных инвестиционных фондов. По данным статистики, количество активов люксембургских фондов в управлении в настоящий момент составляет 2063 млрд евро, и эта цифра продолжает расти. За период с 2004 по 2007 г. рост активов в управлении составил 87%. Люксембург также является одним из лучших центров частного банковского обслуживания и инвестиционного менеджмента. Здесь работает 156 банков из 15 стран мира; количество занятых в банковском секторе - 25739 человек, совокупный объем банковских активов - 940,320 млн евро.

    Нормативно-правовые аспекты
    С февраля 2007 г. в Люксембурге действует новый закон o специализированных инвестиционных фондах (SIF), который заменил ранее действовавший закон oб институциональных инвестиционных фондах.
    Специализированный инвестиционный фонд (SIF) - это разновидность инвестиционного фонда, созданного для коллективных инвестиций в активы и действующего по принципу диверсификации инвестиционных рисков. Инвесторами фонда могут быть только "хорошо информированные инвесторы" (well-informed investors), т. е. такой фонд не предназначен для розничных инвесторов.
    По данным Комиссии по надзору за финансовым сектором Люксембурга (далее - Комиссии), за 6 мес. после введения нового закона о специализированных инвестиционных фондах количество инвестиционных фондов в форме SIF увеличилось с 222 до 572, количество активов в управлении выросло с 81 млрд до 117 млрд евро.

    В чем же преимущества данного типа инвестиционных фондов?
    С точки зрения регулятивных требований SIF - это регулируемый фонд. Такая характеристика фонда является бесспорным преимуществом при работе с институциональными инвесторами в сравнении с нерегулируемыми фондами, зарегистрированными в оффшорных юрисдикциях. При этом SIF остается достаточно гибким инструментом, который можно использовать хотя и для строго ограниченного, но достаточно широкого круга инвесторов. Административная нагрузка на фонд достаточно низкая: фактически SIF не обязан подавать никаких существенных отчетов, за исключением ежегодного расчета стоимости чистых активов фонда. SIF может начать работу без получения предварительного разрешения Комиссии при условии, что все необходимые документы представлены в Комиссию в течение 1 мес. с начала работы фонда. Однако рекомендуется провести с Комиссией предварительные обсуждения и согласования.
    С точки зрения организационно-правовой формы SIF может быть создан в форме компании с постоянным или переменным капиталом (SICAV/SICAF) или в форме партнерства (FCP), а также в форме публичной компании или компании с ограниченной ответственностью.
    Как указывалось выше, через фонд SIF не могут инвестировать розничные инвесторы. Инвесторами SIF могут быть "хорошо информированные инвесторы":

  • институциональные инвесторы - четкого определения данного термина не предусмотрено законодательством;
  • профессиональные инвесторы - в соответствии с определением в Разделе II Директивы ЕС о рынках финансовых инструментов (MiFID);
  • прочие информированные инвесторы - инвесторы, которые:
  • в письменном виде подтвердили свой статус "хорошо информированных инвесторов";
  • инвестировали не менее 125 тыс. евро или предоставили письменное подтверждение наличия соответствующего опыта от уполномоченного лица (таким лицом может быть, например, банк или управляющая компания фонда определенного типа).
        Хотя фонду в форме SIF не требуется лицензированная управляющая компания или консультант, менеджеры фонда (в частности, члены совета директоров) обязаны продемонстрировать наличие положительной репутации и соответствующего опыта и должны быть утверждены Комиссией. Также SIF необходимы лицензированный депозитарий (люксембургский банк или люксембургский филиал банка - резидента ЕС) и лицензированный администратор. Отчетность фонда должна быть подтверждена независимым аудитором.
        Для SIF не требуется промоутер, что с практической точки зрения представляет определенное преимущество по сравнению с требованиями, предъявляемыми другим регулируемым фондам коллективных инвестиций.
        В отличие от других регулируемых фондов, SIF может финансироваться путем выпуска не только акций и паев, но также сертификатов участия (part beneficaries) и долговых инструментов (например, облигаций).
        Минимальный капитал фонда должен составлять не менее 1025 млн евро и быть полностью оплачен в течение 12 мес. При создании фонда необходимо оплатить не менее 5% капитала.
        Активы фонда должны оцениваться по справедливой рыночной стоимости (если иное не предусмотрено учредительными документами фонда). Паи фонда могут размещаться и погашаться по свободной цене.
        В рамках созданного фонда могут выпускаться различные классы акций и создаваться суб-фонды, что придает данному типу фонда дополнительную гибкость с точки зрения разделения риска по портфелям.
        Законом o специализированных инвестиционных фондах установлен ограничений в отношении инвестиций фонда в форме SIF:
  • в акции одного эмитента - не более 30% инвестиций/коротких позиций фонда;
  • адекватная диверсификация по активам при инвестициях в деривативные инструменты;
  • адекватное управления рисками по внебиржевым сделкам.

        Налогообложение
        Фонд SIF освобожден от уплаты налога на доход и налога на капитал (net worth tax). Также не облагается доход от прироста стоимости активов, реализованный фондом, за исключением случая продажи доли участия свыше 10% в течение 6 мес. с момента приобретения активов. Налогообложению подлежат чистые активы фонда по ставке 0,01% в год, что в 5 раз меньше, чем аналогичная ставка налога на чистые активы фонда коллективных инвестиций для розничных инвесторов (Part II UCI).
        При формировании фонда должен быть уплачен налог на капитал в размере 1250 евро.
        Услуги по управлению фондом и распространению паев, а также депозитарные услуги (за исключением надзорной функции депозитария) не облагаются НДС.
        Одним из ключевых факторов при инвестировании через фонд SIF является применимость договоров об избежании двойного налогообложения (ДИДН).
        Если SIF создан в форме партнерства (FCP), то доходы такого фонда не будут защищены ДИДН между Люксембургом и юрисдикцией инвестиций фонда. Это связано с тем, что такой фонд не является юридическим лицом и не может быть признан налоговым резидентом Люксембурга, а это, как правило, одно из основных требований для применения льготы по ДИДН. В результате доход от инвестиций, распределяемый фонду, может облагаться налогом у источника выплаты в стране инвестиций (если такой налог установлен внутренним законодательством) по внутренним ставкам.
        При этом теоретически существует возможность признать бенефициарными собственниками доходов фонда инвесторов фонда и применять ДИДН между страной инвестиций и страной, налоговым резидентом которой является инвестор, т. е. считать фонд "прозрачным" для целей налогообложения (tax transparent). Следует, однако, заметить, что для России такая возможность остается весьма "теоретической", поскольку в российском налоговом законодательстве отсутствует концепция "налоговой прозрачности". Поэтому фонд SIF, инвестирующий напрямую в российские активы, не будет защищен ДИДН.
        Похожая ситуация возникает и при инвестициях фонда SIF, созданного в форме компании (SICAV/SICAF). Фонд в форме SICAV/SICAF является юридическим лицом, поэтому для целей применения ДИДН будет считаться налоговым резидентом Люксембурга. В то же время, фонд в форме SICAV/SICAF освобожден от налогообложения в Люксембурге. В результате льготы, предусмотренные ДИДН, будут применяться к такому фонду, если только соответствующий ДИДН устанавливает специальные правила для такой формы фонда. Это объясняется тем, что обычно ДИДН содержат положения, указывающие на то, что договор применяется к лицам, которые подлежат налогообложению в одном из договаривающихся государств.
        В этой связи следует заметить, что из 51 ДИДН, заключенных на сегодняшний день Люксембургом, 26 договоров распространяют свои льготы на фонды в форме SICAV/SICAF. Кроме того, по 17 договорам в настоящий момент ведутся переговоры, результатом которых должно быть применение льгот по ДИДН к фондам в форме SICAV/SICAF.
        В случае с Россией, с практической точки зрения, для применения льготы по ДИДН потребуется сертификат, подтверждающий, что получатель дохода является налогоплательщиком в Люксембурге. При отсутствии такого сертификата российская компания, выплачивающая доход фонду, не сможет применить пониженные ставки налога на доход у источника выплаты.
        Тем не менее инвестиции через фонды в форме SICAV/SICAF или SIF могут быть также эффективны с налоговой точки зрения. Для повышения налоговой эффективности инвестиции в активы могут структурироваться через промежуточные холдинговые компании в защищенных ДИДН юрисдикциях. Для этой цели фонды чаще всего вводят в структуру промежуточную люксембургскую компанию, имеющую статус налогоплательщика в Люксембурге. Эта компания осуществляет инвестиции в целевые активы и может воспользоваться льготами, установленными ДИДН между Люксембургом и юрисдикцией инвестиции. В случае инвестиций в российские активы может быть использована промежуточная компания на Кипре или в Люксембурге. При использовании таких структур необходим тщательный анализ налоговых последствий во всех задействованных юрисдикциях, чтобы избежать дополнительной налоговой нагрузки и негативных налоговых последствий для инвесторов.

    НАЛОГОВЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИНВЕСТИЦИЯМИ ФОНДОВ В РОССИЙСКИЕ АКТИВЫ

        В российском налогом законодательстве не предусмотрено никаких специальных освобождений для иностранных инвестиционных фондов, инвестирующих в российские активы. Нет также специальных правил или освобождений от налогообложения для управляющих компаний инвестиционных фондов. Это означает, что доходы инвестиционного фонда и его управляющей компании могут подлежать налогообложению в РФ, если деятельность самого фонда или его управляющей компании приводит к образованию постоянного представительства в России. В связи с этим вопрос управления рисками постоянного представительства в РФ приобретает особую важность.
        До недавнего времени в российской налоговой правоприменительной практике превалировал подход, который можно было охарактеризовать как "превосходство формы над содержанием". Это означало, что соблюдение формальных требований к форме операций (в частности, наличие соответствующей организационно-правовой структуры и документального подтверждения операций) гарантировало признание какой-либо операции именно в той форме, в которой она задокументирована, независимо от ее экономического содержания.
        Недавние изменения в законодательстве, а также в правоприменительной практике показывают, что российские налоговые органы меняют свой подход к оценке хозяйственных операций и начинают уделять значительное внимание их содержанию.
        Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 53 от 12 октября 2006 г. (далее - Постановление) в правоприменительную практику введено понятие необоснованной налоговой выгоды. Признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщика, связанных с ее получением. Среди признаков необоснованной налоговой выгоды, в частности, упоминаются невозможность реального осуществления налогоплательщиком заявленных операций и отсутствие у налогоплательщика необходимых условий для достижения заявленного результата (например, в силу отсутствия необходимого управленческого персонала).
        Кроме того, в рамках основных направлений российской налоговой политики на 2008-2010 гг., разработанных Министерством финансов РФ, предлагается ввести в налоговое законодательство правила налогового резидентства юридических лиц и концепцию контролируемых иностранных компаний. Как ожидается, основными критериями определения резидентства будут место управления компанией и резидентство контролирующего акционера. Доходы иностранных компаний, признанных налоговыми резидентами РФ либо иностранными компаниями, контролируемыми из РФ, могут подлежать налогообложению в РФ.
        С целью минимизации негативных налоговых последствий для иностранных инвесторов фонда, налоговые риски, связанные с созданием постоянного представительства инвестиционного фонда или управляющей компании в России, должны тщательно анализироваться в контексте недавних изменений и будущего развития налогового законодательства и правоприменительной практики. В этой связи в первую очередь необходимо обратить особое внимание на соответствие формальной холдинговой и операционной структуры фонда реальному содержанию деятельности.
        В случае предложения паев иностранного инвестиционного фонда российским инвесторам должны быть проанализированы правила и ограничения, установленные российским законодательством в отношении распространения иностранных инвестиционных фондов в РФ, которые не являются предметом рассмотрения в данной статье.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В настоящий момент чаще всего иностранные инвесторы вкладывают средства в российские активы через оффшорные нерегулируемые фонды, ориентирующиеся на инвестиции, связанные с высокими рисками. Однако повышение политической стабильности в стране и снижение страновых рисков вместе с высокими темпами роста и значительным потенциалом российской экономики повышают интерес к инвестициям в российские активы крупных институциональных инвесторов.
        Создание для подобных инвестиций регулируемого фонда в европейской юрисдикции, обладающей хорошей финансовой репутацией, может существенно расширить круг потенциальных инвесторов фонда. Правильный выбор инвестиционного механизма (формы инвестиционного фонда) сфомирует необходимые предпосылки для создания структуры, которая будет обладать преимуществами регулируемого фонда, но при этом останется достаточно гибкой с точки зрения регулятивных требований и эффективной с точки зрения налогообложения. Наличие развитой деловой инфраструктуры и логистических возможностей, необходимых для построения холдинговой и операционной структуры фонда, повысят эффективность управления налоговыми рисками, связанными с инвестициями.


  • Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Обзор конференции "Квалифицированный инвестор"
    Инвестиции для государства
    Инвестиции в будущее России
    Зарубежная практика регулирования финансовых рынков
    Изменения к Федеральному закону № 156-ФЗ и операции с инвестиционными паями
    Инвестиции иностранных инвестиционных фондов в российские активы: нормативно-правовые аспекты и вопросы налогообложения
    Инфраструктура для особых клиентов: история развития
    Перспективы развития специализированного регистратора как агента и оператора информационной системы "Агентская сеть"
    Российское законодательство о рынке ценных бумаг безнадежно устарело
    Стратегия и положение ОФБУ на российском рынке коллективных инвестиций
    Хедж-фонды - новый инструмент инвестирования
    Тенденция развития в России индустрии хедж-фондов
    О роли хеджевых фондов в формировании системного риска
    ЗПИФ - инструмент управления ликвидностью (секьюритизация и рефинансирование активов и проектов)
    Перспективы развития брокерского бизнеса в России
    Особенности управления пенсионными накоплениями, пенсионными и страховыми резервами
    Новые возможности на рынке коллективных инвестиций
    Паевой ритейл. Психология продаж инвестиционных продуктов
    Краткосрочные инвестиции
    Деловой альянс. Почему страховщикам выгодно сотрудничать с УК?
    Особенности оценки эффективности управления инфестиционными фондами

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100