Casual
РЦБ.RU

Зарубежная практика регулирования финансовых рынков

Июнь 2008


    Финансовые рынки стран с развитой экономикой - это сложившаяся и целостная система, которая претерпевает изменения технического свойства и концептуальные новации. Общим для многих национальных финансовых рынков стали процессы создания наднациональных правовых и регулятивных систем (к примеру, Евросоюз) и унификации юридических механизмов и институтов. Отдельного внимания заслуживают и процессы сближения принципов регулирования финансовых рынков в странах континентального права с подходами, присущими англо-американской правовой системе.

РЫНОК ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ США

    Модель финансового рынка США - одна из наиболее интересных и специфических в ряду крупнейших экономик. Главная особенность финансового сегмента американской экономики - отсутствие единого финансового регулятора и высокая роль инфраструктурных институтов в сфере фондового рынка и коллективных инвестиций.
    Именно в США впервые появились саморегулируемые организации участников финансового рынка и большая часть ныне существующих финансовых инструментов.
    В целом прогрессивная модель финансового рынка и гибкая система организации его работы постоянно пребывают в состоянии модернизации и адаптации. Об этом свидетельствует и последовательное развитие законодательства blue sky law, регламентирующего вопросы раскрытия информации на рынке финансовых услуг и в корпорациях (среди наиболее значимых - Sarbanes-Oxley Act), а также унификация правового регулирования обращения эмиссионных ценных бумаг, одним из этапов которой стало появление National Securities Markets Improvement Act of 1996 (NSMIA).
    О необходимости дальнейшего развития нормативно-правового регулирования законодательства США и адаптации существующих институтов к новым практикам и унифицированным механизмам ЕС постоянно указывается в докладах Комиссии по биржам США1.
    Ключевым актом федерального уровня в системе правового регулирования фондового рынка США является упомянутый выше закон NSMIA. Однако за прошедшие 10 с лишним лет появились новые задачи и вопросы, которые также требуют новаций законодательства и пересмотра действующих институтов. Так, очевидным и своевременным признается введение глобального инвестиционного института (global investment company), который отвечал бы потребностям не только национального рынка США, но и внешних (иностранных) инвесторов и участников рынка. В частности, предлагается пересмотреть систему налогообложения доходов и операций в инвестиционных фондах (по аналогии с европейской моделью, освобождающей инвестиционные институты (фонды) от налогообложения прибыли), создать более прозрачные механизмы начисления вознаграждений для обслуживающей инфраструктуры, а также провести унификацию механизмов управления инвестиционной компанией (фондом).

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В ЕВРОСОЮЗЕ

    Ориентиром для большей части развитых экономик сейчас являются правовые решения, закрепленные в директивах Европейского союза, регулирующих деятельность на финансовых рынках стран - членов ЕС.
    Нормотворческая деятельность европейского законодателя в сфере финансового рынка имеет уже более чем 20-летнюю историю. Первым эпохальным актом стала Директива ЕС от 20 декабря 1985 г. (о координации законов и других нормативных актов, регулирующих образования коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (ЮКИТС)), на основе которой и по сей день функционируют рыночные схемы коллективного инвестирования во всех странах ЕС (аналоги открытых и интервальных фондов в России). Инструментом для прямого инвестирования и квалифицированных инвесторов такие фонды являться не могут. Сравнительно недавно появившаяся Директива Совета ЕС от 21 апреля 2004 г. о рынках финансовых инструментов призвана упорядочить процедуру и условия выпуска финансовых инструментов, ограниченных в обороте.
    Функции финансового регулятора в странах ЕС (в наднациональном масштабе) возложены на профильные комитеты Совета ЕС по экономике и социальным вопросам и Комитет по европейским ценным бумагам (European Securities Committee). Европейский Центробанк в данном случае выступает только как дополнительный координирующий орган. Полноценный финансовый регулятор в ЕС на сегодняшний день фактически отсутствует, так как потребность по созданию аналога Европейского Центрального банка для рынков финансовых инструментов и услуг, не связанных с банковским сектором, не очевидна. Его отсутствие компенсируется деятельностью вышеупомянутого комитета и комиссий по биржам и ценными бумагам в каждой из стран - членов ЕС.
    Главная задача европейского законодателя и профильного комитета - обобщение положительного опыта национальных правовых систем (как в рамках ЕС, так и за его пределами), выработка рамочных правовых механизмов регулирования ключевых сегментов рынка (в данном случае - финансовых рынков) и способствование их внедрению на национальном уровне.
    Активная работа также ведется на уровне Европейского комитета финансовых регуляторов (European Securities Regulators Committee /ESRC), в том числе по адаптации национальных законодательств к директивам ЕС.
    Характерными чертами современного европейского финансового рынка являются:

  • наличие института "взаимного признания" участников (инвесторов) рынка в странах, присоединяющихся к директивам ЕС;
  • "открытый" характер правовых норм - возможность детальной настройки правил и требований на уровне национального законодательства;
  • относительно высокий уровень интеграции финансовых институтов стран - членов ЕС, развитие взаимоотношений между собой и на уровне наднациональных образований в рамках Евросоюза;
  • выработка новейших и максимально универсальных решений и механизмов правового регулирования открытого фондового рынка, рынка коллективных инвестиций и проектного финансирования;
  • высокий уровень развития компенсационных механизмов (основы закладываются на уровне директив; конкретные решения (фонды) реализуются на уровне стран - членов ЕС);
  • свободный режим движения капиталов в пределах ЕС (основная черта в экономике ЕС).

    НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

        Модели финансового рынка, которые сегодня функционируют в передовых странах - членах ЕС, заслуживают отдельного внимания и могут рассматриваться как самостоятельные и полноценные системы организации работы рынков финансовых услуг - без учета механизмов, установленных директивами ЕС. К таковым следует отнести Францию, Германию и Великобританию. Определенный интерес представляет и финансовое законодательство Нидерландов.
        Франция является одним из пионеров в вопросах внедрения схем коллективного инвестирования. Не последнюю роль в этом процессе сыграл и национальный финансовый регулятор (AutoritО des marchОs financiers, AMF), осуществляющий надзор за рынком финансовых услуг, биржами и раскрытием корпоративной информацией. Компетенция AMF не распространяется на банковский и страховой секторы.
        Важнейшими правовыми актами финансового законодательства Франции являются:

  • Кодифицированный закон Франции о монетарной политике и финансовых рынках (The Monetary and Financial Code);
  • Основные положения о схемах коллективного инвестирования, профессиональных участниках финансового рынка, эмиссионных процедурах и раскрытии информации, а также об инфраструктуре финансовых рынков и злоупотреблениях при осуществлении профессиональной деятельности на них (General Regulation of the AMF - books II-VI: issuers and financial disclosure, service providers, collective investment products, market infrastructures, market abuse: insider dealing and market manipulation);
  • Закон № 2005-842 от 26 июля 2005 г. "Об экономической модернизации" (Breton Act);
  • Закон № 2005-811 от 20 июля 2005 г. (DDAC Act).
        Тем не менее французская правовая модель регулирования финансовых рынков нуждается в модернизации и стандартизации. Стержнем этого процесса обозначено внедрение положений директив ЕС в законодательство Франции. Этому вопросу регулятор уделяет особое внимание, в частности, в "Обзоре правового регулирования во Франции в рамках будущей европейской финансовой системы"2 отмечается, что французская правовая система в целом гармонизирована с европейским правом, однако некоторые секторы финансового рынка требуют дальнейшей работы по адаптации к общеевропейским стандартам (стандарты аудита, раскрытия информации и т. п.).
        Законодательство Великобритании - уникальный пример сочетания системы общего права и институтов континентального права, привнесенных практикой кооперации с другими западными странами и имплементацией норм Евросоюза.
        Особый интерес представляют правовые модели регулирования финансовых рынков и налогообложения в этой сфере, закрепленные в нормативных актах Соединенного Королевства:
  • Закон 2000 г. "О финансовых рынках и услугах рынках" (Financial Services and Markets Act, 2000);
  • Закон 2006 г. "О налоге на прибыль" (Corporation Tax, 2006).
        Целостная система финансовых сервисов и участников финансового рынка, закрепленная комплексным нормативным актом 2000 г., наиболее полно соответствует новым требованиям европейских директив и определяет единого регулятора для финансовых рынков (кроме банковского сектора) в лице Службы финансового рынка (Financial Services Authority), входящей в структуру Казначейства (Her Majesty's Treasury).
        Одновременно с принятием новых законов, направленных на унификацию правовых институтов Великобритании, проводится активная работа по выработке решений и механизмов, способствующих максимально широкому использованию европейских правовых механизмов и институтов в финансовой системе Соединенного Королевства. Так, в дискуссионном докладе Службы финансового рынка отмечается необходимость детальной работы над правовым регулированием оборота финансовых инструментов срочного рынка (в том числе деривативов на товарные контракты и специфические контракты) на национальном и европейском уровнях в рамках Директивы ЕС "О рынках финансовых инструментов" (MiFID)3.
        Важнейшим законодательным актом последнего времени для рынка коллективных инвестиций Великобритании стал Закон 2006 г. "О налоге на прибыль" в части, касающейся трастов недвижимости (The Real Estate Investment Trusts). Следуя общим тенденциям по минимизации налогового бремени для долгосрочных проектов и проектов, связанных с реальным секторов в целом, английский законодатель ввел льготный режим налогообложения доходов, генерируемых в ходе деятельности трастов недвижимости.
        Немецкий финансовый рынок только недавно получил в распоряжение современный финансовый инструментарий для работы на рынке недвижимости. В 2006 г. вышел комплексный закон, определяющий условия и порядок создания и функционирования такого финансового института, как фонд недвижимости. Указанный нормативный акт, принятый в 2007 г., получил название German REIT Act, так как заимствовал идею американских фондов недвижимости (Real Estate Investment Trust). Однако правовая модель фонда основана на европейских (континентальных) стандартах и законодательстве.
        Нидерланды, так же как и Великобритания и Франция, идут в фарватере внедрения инновационных решений и механизмов в национальное законодательство. В свете этого два года назад появился Закон (ордонанс) "О регулировании финансовых рынков" (Financial Supervision Act, 2006 г.). Правовая модель рынка финансовых услуг и инфраструктуры, определенная этим законом, чрезвычайно близка французской модели (как терминологически, так и фактически). Одновременно с этим можно отметить специфику, присущую решениям голландского законодателя. Так, пруденциальный надзор за всеми секторами финансового рынка, в том числе рынка коллективных инвестиций и фондового рынка, отнесен к компетенции Центрального банка Нидерландов (The Dutch Central Bank), но непосредственный контроль деятельности на финансовых рынках и их регулирование находятся в ведении независимого от центробанка исполнительного органа - Службы по финансовым рынкам (Autoriteit FinanciСle Markten).


  • Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Обзор конференции "Квалифицированный инвестор"
    Инвестиции для государства
    Инвестиции в будущее России
    Зарубежная практика регулирования финансовых рынков
    Изменения к Федеральному закону № 156-ФЗ и операции с инвестиционными паями
    Инвестиции иностранных инвестиционных фондов в российские активы: нормативно-правовые аспекты и вопросы налогообложения
    Инфраструктура для особых клиентов: история развития
    Перспективы развития специализированного регистратора как агента и оператора информационной системы "Агентская сеть"
    Российское законодательство о рынке ценных бумаг безнадежно устарело
    Стратегия и положение ОФБУ на российском рынке коллективных инвестиций
    Хедж-фонды - новый инструмент инвестирования
    Тенденция развития в России индустрии хедж-фондов
    О роли хеджевых фондов в формировании системного риска
    ЗПИФ - инструмент управления ликвидностью (секьюритизация и рефинансирование активов и проектов)
    Перспективы развития брокерского бизнеса в России
    Особенности управления пенсионными накоплениями, пенсионными и страховыми резервами
    Новые возможности на рынке коллективных инвестиций
    Паевой ритейл. Психология продаж инвестиционных продуктов
    Краткосрочные инвестиции
    Деловой альянс. Почему страховщикам выгодно сотрудничать с УК?
    Особенности оценки эффективности управления инфестиционными фондами

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100