Casual
РЦБ.RU

IR для компаний малой и средней капитализации

Май 2008


    В России большинство компаний, прибегающих к услугам IR-агентств или имеющих собственных IR-менеджеров, принадлежат к первому эшелону. Руководители компаний малой капитализации часто и слов-то таких не слышали - Investor Relations, а если и слышали, то понимание ими данного процесса может быть очень экзотическим.

    Обычно обязанности по общению с инвесторами возлагаются на сотрудников компании в качестве "дополнительной нагрузки" к основным должностным обязанностям. Результат, как правило, получается не самый лучший. При этом совершенно не учитывается тот факт, что объем работы специалиста по Investor Relations в компании малой капитализации отнюдь не меньше, а подчас даже больше, чем у сотрудника компании из ТОП-100. Во-первых, этот сотрудник должен быть более многофункционален - выражение не слишком корректное с точки зрения русского языка, но очень точно отражает суть этой профессии: IR-менеджер в любом случае должен сочетать в себе самые разнообразные знания, навыки и личностные качества, а если он работает в компании второго эшелона, их должно быть больше вдвойне. Это особенность малых компаний. В огромной, четко выстроенной структуре работник ограничен жесткими рамками своих должностных обязанностей, а в сравнительно небольших компаниях каждый человек часто подменяет собой целый отдел: и швец, и жнец_ Во-вторых, работа компании малой капитализации имеет свою специфику, значительно усложняющую задачи специалиста по связям с инвесторами.
    В чем же заключается эта специфика?
    В изначально невысоком уровне интереса к подобной компании со стороны инвестиционного сообщества. Количество эмитентов первого эшелона ограниченно, а количество аналитиков инвестиционных компаний достаточно велико, и практически все они в первую очередь выпускают исследования по крупнейшим компаниям отрасли. На рынке же компаний малой капитализации ситуация прямо противоположная: эмитентов значительно больше, а вот аналитиков, которые ими интересуются, на порядок меньше. Таким образом, во втором эшелоне ценность внимания аналитиков значительно возрастает. Как следствие, публичное аналитическое покрытие компании малой капитализации, как правило, не бывает подробным и тщательным, а то и вовсе отсутствует. Причем это может быть вовсе не связано с реальными финансовыми показателями и перспективами компании (за исключением разве что размера выручки или активов).
    IRO небольшой компании нужно четко понимать, что инвестиционные компании sell-side зарабатывают не на росте акций, а на их способности торговаться. Поэтому какими бы замечательными ни были перспективы роста у небольшого эмитента в процентном отношении, если он не может обеспечить достаточный объем ликвидности, время на общение с аналитиками будет потрачено зря.
    Таким образом, специалисты по Investor Relations в компаниях малой капитализации вступают в жесткую конкурентную борьбу за привлечение внимания инвесторов. Причем у них для этого намного меньше инструментов, нежели у "голубых фишек": в небольших компаниях нередко страдает корпоративное управление, менеджмент в большинстве случаев не готов к широкой публичности ни морально, ни физически, к тому же представители прессы проявляют к ним низкий интерес, предпочитая, как и аналитики, освещать действия крупнейших игроков отрасли.
    При такой специфике многократно возрастает ценность прямого контакта руководства компании даже не с аналитиками, а непосредственно с портфельными менеджерами. Но здесь возникает другая опасность. Если в компаниях крупной капитализации руководству не надо объяснять, почему их представители должны выезжать на non-deal road show и проводить конференц-колы с аналитиками по результатам очередного отчетного периода или после проведения крупной для компании сделки, то руководители небольших компаний, как правило, до конца не понимает необходимости и полезности данных мероприятий. Кроме того, топ-менеджеры больших компаний чаще имеют западное образование и обладают навыками проведения подобных встреч, да и просто владеют необходимым в наше время английским языком. А если чего-то не умеют и не знают, то никогда не откажутся от дополнительного тренинга. В любом случае, они говорят с инвесторами на одном языке. Руководителю же компании небольшой капитализации в России подчас невозможно объяснить, почему ему надо долго и упорно тренироваться, чтобы произвести должное впечатление на инвестора, и зачем ему вообще с этим инвестором надо встречаться, кроме как для подписания какого-либо контракта.
    Некоторые инструменты, используемые крупными эмитентами, просто не подходят для компаний второго эшелона, например участие в крупных конференциях. Дело в том, что в узкоспециализированных фондах, которые являются потенциальными инвесторами в компании малой капитализации, нет такого количества менеджеров и высококвалифицированных сотрудников, чтобы они могли постоянно посещать все крупные конференции, количество которых достаточно велико. Таким образом, менеджмент эмитента может потратить много времени, сил и средств, перемещаясь по известным финансовым конференциям, но познакомиться там он сможет только с представителями крупных инвестбанков, у которых, например, есть ограничения по величине компании, в которую они могут вкладывать деньги. Общение, безусловно, будет познавательным, но прямой пользы для эмитента не принесет. Для компании второго эшелона скорее подходят очень четко таргетированные non-deal road-show.
    При таргетировании и выборе фондов и контактных лиц для проведения подобных road-show, IRO в первую очередь должен внимательно изучить политику фонда, с представителями которого он собирается встречаться. Ведь если фонд ориентирован на иную отрасль, то какой бы замечательной ни была компания, шансов на его привлечение в круг своих инвесторов у нее нет. Ограничения по инвестированию у фондов могут быть не только отраслевые - их гораздо больше. Например, ежегодный рост выручки, строго оговоренный временной период до выхода компании на биржу, работа в обозначенных регионах. Все эти факторы IR-менеджер должен внимательно изучить, чтобы зря не тратить ни свое время, ни время руководства. Самое неприятное, что тут IRО сталкиваются с проблемой: информация о многих фондах часто недоступна. Если контакты менеджеров, аналитиков, да и сами названия крупных брокерских домов известны всему рынку, то списки специализированных фондов, управляющих отнюдь не малыми средствами (особенно если это оффшорные фонды), не так широко представлены в открытом доступе, не говоря уже об сведениях об их собственности и проводимой политике.
    Мы перечислили несколько основных проблем, с которыми сталкиваются IRO в компаниях с малой капитализацией.
    Следует отметить еще ряд нюансов. Случается, что менеджеры небольших компаний считают, будто можно не обращать внимание на общие, "фундаментальные" правила общения с инвесторами. Известен случай, когда компания предоставляла в различные банки для получения кредитов отчетность с разными показателями, т. е. забыла о правиле, что информация, предоставляемая инвесторам (а кредиторов можно смело причислить к этому кругу), должна быть однородна. Или другая, к сожалению, весьма распространенная "болезнь": руководство, уверившись, что только личные встречи эффективно привлекают инвесторов в компанию, совершенно забывает о корпоративном сайте и его разделе "Для инвесторов". А ведь это совершенно недопустимо, особенно в ситуации, когда компании не уделяют достаточного внимания ни пресса, ни публичные аналитики. В этом случае сайт становится практически единственным местом, где потенциальный инвестор может получить информацию об объекте возможного инвестирования и, вероятно, заинтересоваться им. Иногда, если компании не уделяется должного, с точки зрения руководства, внимания со стороны прессы, то она может просто перестать сообщать о своих новостях, выпускать релизы и размещать их на сайте. В этом случае надо понять, что пресса - это не самоцель, а всего лишь один из каналов донесения информации, а вот новости, стабильно появляющиеся на сайте, даже если они не вызывают ажиотажа среди журналистов, - это имидж компании, показатель ее готовности оперативно и постоянно поставлять сведения. В первую очередь инвесторы ждут от эмитента стабильности и предсказуемости. Причем относится это как к самому бизнесу, так и к уровню информационной прозрачности, который эмитент обязуется обеспечивать. Инвестор должен иметь возможность в любой момент ознакомиться с корректно зафиксированным прошлым компании, ее современным положением и, как следствие, - прогнозировать ее будущее. При прочих равных условиях компания, которая демонстрирует постоянный, легко прогнозируемый, стабильный рост и которая регулярно, полно, подробно информирует инвестиционное сообщество об этапах своего развития, в глазах большинства инвесторов намного более привлекательна как объект инвестирования, чем ее непрозрачный конкурент.
    Подводя итог, хотелось бы повторить, что заинтересованная в инвесторах компания должна обеспечить постоянный поток информации от себя к инвесторам, неустанно повышать ее качество, совершенствовать каналы ее распространения, находить оптимальные источники раскрытия информации. В первую очередь это статистические и новостные базы данных, привычные для инвесторов, сайт компании и личные встречи менеджмента эмитента с инвесторами, которые должны проводиться на регулярной основе. Только в этом случае компания имеет серьезные шансы привлечь качественных долгосрочных инвесторов.


Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
II ежегодная конференция "Компания-эмитент"
Финансовый олимп
Ставка на новые услуги
Повышение эффективности и модернизация инфраструктуры - основные приоритеты
Рынок акций телекоммуникационного сектора в 2008 г.
Прекрасное далеко
Динамика стоимости акций телекоммуникационных компаний с 2007 г.
Системный подход АФК "Система"
ЮТК: упор на перспективные услуги связи
Северо-Западный Телеком: стабильный рост на конкурентном рынке
Идем в ногу с рынком
Создание МФЦ - взгляд НАУФОР
Что нам стоит финансовый центр построить?
Особенности размещения акций в ходе завершающего этапа реорганизации РАО "ЕЭС России"
Оценка Сбербанка - DIY (Do It Yourself)
IR для компаний малой и средней капитализации
Корпоративное управление - залог успешного выхода на биржу
Некоторые проблемы восстановления прав на акции
Банковская гарантия - фикция или реальный способ обеспечения обязательств?
Перспективы финансового рынка Приволжского Федерального округа

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100